Фото и видео

Pentax MX-1: верный друг ломографа

⇣ Содержание

#Дисплей и интерфейс

Дисплей у камеры наклонный, но шарнир какой-то бестолковый. Вверх угол наклона ограничен 90 градусами, а вниз — вовсе 45, поэтому использовать его для съёмки автопортретов невозможно. Подобная наклонная конструкция может пригодиться разве что при необходимости установки камеры на пол. А вот для съёмки на вытянутых вверх руках она почти не нужна: углы обзора 3-дюймового дисплея без преувеличения огромны. Непосредственно к матрице претензий нет вовсе: большой запас яркости, высокая контрастность, хорошая цветопередача, да и на солнце дисплей лишь немного тускнеет. Есть у экрана и антибликовый слой, но его легко поцарапать. В столь недешёвой камере хотелось бы видеть дисплей с антибликовым полимерным слоем под чрезвычайно прочной прозрачной защитой, как в случае Pentax K-5 II, но довольствоваться приходится тем, что есть. Защита дисплея довольно прочная, но при сильном давлении она всё же соприкасается с матрицей.

Графический пользовательский интерфейс камер Pentax неизменен уже многие годы. Конечно, он удобен, интуитивно понятен, лишён даже намёка на торможение, но корявые шрифты и полное отсутствие сглаживания графических элементов меню вызывают уже не разочарование, а раздражение. Pentax — «последний из могикан» со столь ужасными шрифтами меню родом из уже забытого прошлого. К сожалению, в отличие от многих более доступных компактов модельного ряда, в тестируемой камере не предусмотрена развёрнутая система программирования клавиш, которая является «фишкой» Pentax. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Функция обнаружения лиц уже успела из диковинных перебраться в разряд обыденных, но алгоритмы ее работы не всегда удовлетворительны. Именно поэтому мы решили акцентировать на ней внимание, ведь в случае тестируемой камеры реализация данного режима чуть ли не совершенна. Во-первых, лица подхватываются и прекрасно удерживаются в любых условиях и с любого ракурса, причём даже в профиль, что большинству компактов не по силам (зачастую необходимо, чтобы камера фиксировала хотя бы краешек второго глаза). Во-вторых, камера дополнена режимом определения моргания. Конечно, как и большинство фотоаппаратов с данной функцией, MX-1 сообщает о том, что кто-то в кадре моргнул, лишь постфактум, но зато ошибочные срабатывания крайне редки, даже если кто-то из фотографируемых прищурился. Ну и наконец, режим дополнен функцией автоматического спуска при обнаружении улыбки. Появилась она в массовых камерах с подачи Sony. В MX-1 алгоритм определения улыбки отточен чуть ли не до совершенства: автоматика легко ловит даже самую небольшую улыбку. А вот функции создания списка избранных лиц у камеры нет.

Не менее интересной функцией является режим расширения динамического диапазона путём склейки нескольких кадров с различной экспозицией. У него есть три уровня активности (нормально, сильно 1, сильно 2), но наиболее активный режим существенно искажает цветопередачу и добавляет фото некую драматичность. Склейка происходит очень быстро и корректно, но пауза между снимками великовата: рука может дрогнуть, а склейка из-за этого — пострадать. Что удивительно, MX-1 не умеет автоматически склеивать панорамы. Возможно, тут сказывается недостаточная производительность процессоров камер Pentax.

Наиболее важной особенностью камеры является оптический стабилизатор изображения. Всё дело в том, что в случае MX-1 работа стабилизатора весьма впечатляет. Наловчившись, при съёмке с рук можно получить кадр без смазывания на выдержке вплоть до 1/10 секунды, в то время как без стабилизатора такой фокус не пройдет даже на втрое меньших выдержках. Также стоит отметить индикатор уровня в двух плоскостях, который в компактных камерах встречается крайне редко. Функция весьма удобная: иногда по маленькому дисплею трудно определить завал горизонта в пару градусов, а с индикатором его можно минимизировать уже на стадии съёмки.

#Съёмка и впечатления от работы

Скорость включения — весьма важный параметр для продвинутого компакта: от нее зависит, будет ли пропущен неожиданный, но важный момент или нет. Например, недавно протестированный Panasonic Lumix DMC-LX7 справился всего за 1,15 секунды. Конечно, до «беззеркалок», а уж тем паче до классических «цифрозеркалок» далеко, но среди компактов это отличный результат. А вот MX-1 оказался весьма медлительным, точнее самым медлительным в классе: 2,57 секунды. Иногда они кажутся вечностью. Скорость трансфокации лишь одна: для перемещения от края к краю объективу необходимо 2,05 секунды независимо от направления передвижения.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки 50 см и со 100 см при телеположении объектива. Результат оказался весьма скромненьким, причём в телеположении камера сфокусировалась быстрее — за 0,55 секунды, а на ШУ — за 0,63 секунды. Проигрыш конкурентам весьма солидный, но есть одно «но», которое выводит тестируемую камеры в лидеры. С аналогичной скоростью камера фокусируется даже при очень слабом освещении, тогда как конкуренты в подобных условиях начинают медлить, а иногда и вовсе промахиваются или отказываются целиться. MX-1 практически никогда не мажет даже при съёмках в сумерках, что приятно удивило.

В настройках выбора зоны фокусировки доступно четыре режима: ручной выбор, автоматический, центр и режим ведения. Первые три не особо интересны, да и замечаний к их работе нет. Нас волнует последний, но он в тестируемой камере реализован неудовлетворительно, потому как теряет объекты практически сразу же после фиксации при малейшем движении. А если ещё и фон не особо контрастирует с объектом, то автоматика даже захватить объект не в состоянии. В настройках можно выбрать автоматический режим, макро, супермакро, гиперфокус (фокусировка происходит в широком диапазоне расстояний) или ручной. Режим супермакро позволяет снимать с расстояния всего 1 см, но, как это часто бывает, он имеет некоторые ограничения. Трансфокатор перемещается в широкоугольное положение и блокируется, как и у большинства других камер. Зато работа вспышки в режиме супермакро всё же возможна, что выручает при макросъёмке — конечно, если не снимать объекты с минимально возможных дистанций, ведь в таком случае от вспышки будет один вред. Если дистанция до объекта съёмки составляет менее 10-15 см, то автофокус может переводиться в режим макро автоматически. Аналогичный алгоритм работы можно наблюдать в компактных камерах Sony, однако у последних отдельно вынесенный режим макрофокус постепенно исчезает, тогда как у героя материала есть возможность выбора. В режиме ручной фокусировки центральная часть кадра автоматически увеличивается на весь экран, что позволяет производить более точную фокусировку в сложных условиях. Шкала расстояний разбита на две части. Первая проградуирована от 1 до 50 см (1, 4, 10 и 50 см), а вторая — от 50 см до бесконечности (50 см, 1 м, 2 м и бесконечность). Процесс ручной настройки чрезвычайно длительный, в особенности при работе в диапазоне 1-50 см — он проходится за 6 секунд, и ускорить этот процесс никак нельзя.

Помимо трёх стандартных режимов работы экспозамера, пользователю предоставлен выбор режима установки экспопары (ручной, программный, приоритет выдержки и приоритет диафрагмы). Также возможно введение коррекции экспозиции при помощи отдельного диска, недостатки которого мы уже упоминали чуть выше. Но кроме технологических недостатков есть и функциональные — диапазон коррекции ограничен значениями всего -2…+2 EV. Также предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом — 3 кадра с шагом от 1/3 до 2 ступеней. По традиции установка брекетинга вынесена в подменю выбора режима протяжки. Ну и наконец не стоит забывать о встроенном ND-фильтре (порядка 3 ступеней), который позволяет снимать с максимально раскрытой диафрагмой при ярком освещении. В целом автоматика работает безупречно, тут даже прежний лидер Panasonic LX7 уходит на второй план. Будь то съёмка в облачный день или против солнца — автоматика точно установит экспозицию. Порадовала MX-1 и при хорошем освещении в лабораторных условиях: что при флуоресцентном, что при галогенном освещении ошибка экспозиции не превышает 0,03 (три сотых) ступени! Это абсолютный рекорд. Конечно, бывают ситуации, когда банально не хватает динамического диапазона, но и в этом случае камера может предложить выход в лице режима HDR с тремя уровнями активности. Кроме того, предусмотрены программные обработки расширения динамического диапазона (компенсация теней и компенсация засветки), которые ведут себя весьма корректно и ненавязчиво, да и на скорость работы камеры не влияют, что в случае Pentax является несомненным прогрессом.

В настройках баланса белого предусмотрено несколько пресетов: флуоресцентное освещение (включает четыре варианта флуоресцентных лам с различной цветовой температурой), освещение лампами накаливания, солнечный свет, облачно, тень, вспышка. Также есть автоматический и ручной режимы, вот только для последнего имеется лишь один контейнер. Доступна и тонкая настройка отдельных установок по шкале A-B/G-M (+/-7 позиций). Автоматическое определение баланса белого в тестируемой камере неплохо работает при естественном освещении, причём независимо от погодных условий, а также при освещении лампами дневного света. Лампы дневного света автоматику пугают, она начинает косить, поэтому использование пресета при съёмке в формате JPEG крайне необходимо. При освещении лампами накаливания ошибка в особенности велика при недостаточной освещённости.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 К

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥