Сегодня 17 октября 2017
18+
Аналитика

CES 2014: телевизоры 4K/Ultra HD — как, зачем и почему

Международная выставка Consumer Electronics Show образца 2014 года непременно запомнится всем её участникам и посетителям количеством и частотой рекламных плакатов с символами 4K/UHD. Как в прежние годы 4G/LTE, только теперь у четвёрки сменилась буковка, да и речь уже не о мобильной связи, а о новом ультрачётком стандарте телевизионного вещания – Ultra High Definition, или просто Ultra HD.

Если судить по боевому настроению производителей и по представленным на выставке CES’14 впечатляюще большим модельным рядам новинок, в этом году индустрия единодушно настроена на начало массового продвижения 4K-телевизоров, которые пока что, конечно, не лидеры по количеству продаж, но теперь это уж точно и не товар из категории экзотики.

В наших новостных репортажах и сообщениях с выставки читатели 3DNews уже успели ознакомиться с большинством наиболее интересных новинок телевизоростроения, чтобы по достоинству оценить размах развёрнутой в этом году рекламной кампании по поводу нового стандарта качества. Поверьте, на выставке шумиха вокруг этого самого 4K была ещё больше, поскольку даже снаружи выставочных павильонов и в самом Лас-Вегасе аббревиатуры 4K, 4K/UHD, Ultra HD, UHDTV и им подобные встречались, пожалуй, чаще любых других.

Так что сегодня, когда вся эта выставочная суета уже позади, самое время спокойно разобраться с тем, что же происходит на самом деле с технической точки зрения, а также попробовать хотя бы примерно оценить масштабы ближайшей экспансии 4K-технологий в наши дома.

#HDTV, Ultra HDTV, Super HDTV – кто больше?

Не прошло и пяти лет с момента окончательного перехода США и ряда развитых стран к системе исключительно цифрового телевещания с так называемым Full HD-качеством (1920 на 1080 точек), как производители бытовой техники и контента определили для индустрии новую цель – массовое внедрение стандартов Ultra High Definition. В России, напомним, окончательный переход на «телевизионную цифру» намечен только в 2015 году, хотя, если судить по нынешнему ассортименту на полках магазинов, в большинстве своём россияне вполне готовы смотреть картинку с качеством Full HD.

Интересно в этой связи привести ещё одну дату: дебют первых HD-телевизоров состоялся на CES ещё в… 1998 году! Понадобилось полтора десятилетия, чтобы HDTV стало общепринятым, широко распространённым мировым стандартом!

Что касается будущего стандарта телевещания – UHDTV, он был принят рабочей группой ITU-R Working party 6C при Международном союзе электросвязи (ITU) совсем недавно, в мае 2012 года. Более того, стандарт в общих рекомендациях развития телевещания до 2020 года изначально был принят сразу в двух редакциях, и только одна из них — с названием UHDTV Level 1 — имеет отношение к 4K-картинке с чёткостью 2160 линий (2160p) и разрешением 3840х2160 точек, что по площади в четыре раза превышает предыдущий формат Full HD (1920х1080 точек). Два миллиона пикселей и восемь миллионов пикселей — почувствуйте, как говорится, разницу.

Вторая редакция стандарта UHDTV Level 2 (сегодня её также иногда называют Super Hi-Vision) и вовсе замахивается на заоблачные на сегодняшний день 8K-форматы с чёткостью 4320 линий (4320p) и разрешением 7680х4320 точек, что, в свою очередь, в четыре раза превышает 4K-картинку. Движущаяся картинка в 32 млн пикселей!

#Первое приближение: 4K бывает разное

Даже простое увеличение активного количества пикселей на экране с 2 млн до 8 млн является достаточно сложной задачей в плане разработки и реализации новых экранов, сигнальных процессоров, интерфейсов, кабелей, кодеков сжатия, а также спутникового, кабельного, онлайнового и прочих способов доставки контента. Однако задачи городить огород ради чисто механического «учетверения» пикселей изначально не ставилось.

В международной Ассоциации инженеров кино и телевидения (The Society of Motion Picture and Television Engineers) особенно подчёркивают, что простые термины вроде 4K или 8K отражают лишь один из важнейших аспектов стандарта UHDTV, но никак не отмечают ряд других, не менее важных особенностей, таких как четырёхкратное увеличение количества отображаемых цветов (не только 10-битный, но теперь даже 12-битный цвет!), значительное увеличение динамического диапазона (большая детализация в самых светлых и самых тёмных оттенках), более широкий диапазон частот развёртки – отныне никакого интерлейсинга, только прогрессивная, включая столь необходимые для спорта 120 кадров в секунду, а также варианты вроде 60, 60/1,001, 50, 30, 30/1,001, 25, 24 и 24/1,001 кадра в секунду, 24-канальный звук и так далее.

Таким образом, если учесть все рекомендации и сделать Идеальный телевизор 2020 года, по качеству картинки и звука он просто играючи должен уделывать большинство современных кинотеатров. Общим местом со старыми стандартами, пожалуй, остаётся лишь соотношение сторон кадра — оно, как и прежде, составляет 16:9. Правда, и цена такого телевизора в количестве одна штука на сегодня будет как у кинотеатра.

Те 4K-телевизоры, которые сейчас стоят в магазинах, или же те, которые были представлены на стендах CES’14, лишь частично соответствуют вышеупомянутым и не упомянутым требованиям стандарта, и постепенное совершенствование функциональных возможностей новых телевизоров, в том числе в рамках всё большего соответствия стандартам UHDTV, – это процесс, который мы будем наблюдать несколько ближайших лет.

В рамках экспозиций CES 2012 и 2013 годов, отметим, 4K-телевизоры уже присутствовали на стендах большинства соответствующих производителей, хотя и в гораздо, гораздо меньшем ассортименте. По сути, производители только научились выпускать в приличных количествах большие 4K-матрицы, и для шокового эффекта посетителю выставки вполне было достаточно увидеть потрясающее качество 4K-картинки.

К сожалению, на первых розничных образцах 4K-телевизоров крутили преимущественно статичную картинку — как правило, качественные, сочные, детализированные фотографии с флеш-карточек или устройств с разъёмом HDMI. Остальные возможности просмотра 4K в основном лишь декларировались, а из расширенных возможностей присутствовали разве что так называемые встроенные «апскейлинг»-конвертеры (от upscale), преобразовывающие Full HD-изображение в подобие 4K посредством «дорисовывания» промежуточных пикселей по различным алгоритмам.  

Сегодня, когда пройден этап экзотических штучных продаж и производители замахиваются на массовый рынок, статической картинки уже недостаточно. Телевизионные стандарты отчасти уже приняты, телевещание худо-бедно тестируется, одна за другой различные компании объявляют о поддержке онлайнового потокового 4K-контента, так что 4K-телевизоры просто обязаны поддерживать минимальный джентльменский набор технических требований UHDTV — хотя бы ради того, чтобы быть интересными потенциальным покупателям не только для просмотра фотографий.

Для начала нужен способ эффективного кодирования-декодирования мощного потока 4K-сигнала, и старый добрый кодек AVC/MVC/H.264 здесь уже никак не подходит – слишком громоздок и недостаточно эффективен. Для этих целей был разработан новый стандарт HEVC (High Efficiency Video Coding), эффективность сжатия данных которого теоретически может достигать 1000:1, при этом по сравнению с традиционным H.264/MPEG-4 AVC новый кодек HEVC изначально разрабатывался для поддержки больших разрешений экрана, с учетом современных методик распараллеливания вычислений.

Разработка финальных спецификаций первой версии технологии компрессии HEVC 1.0 и публикация официально рекомендованного стандарта ITU-T H.265 в апреле 2013 года послужили сигналом к последующему появлению в течение года спецификаций DivX HEVC, DXVA for HEVC, OpenHEVC FFmpeg, а также первых аппаратных и программных решений с поддержкой HEVC/H.265 от Broadcom, Envivio, Ericsson, Fraunhofer, Fujitsu, Haivision, Kontron, Rovi/Mainconcept, STMicroelectronics, Technicolor, Thomson Video Networks, Vanguard Video и других.  

Разумеется, на CES’14 производители телевизоров показали свои первые решения с аппаратным декодированием HEVC/H.265. Как там на самом деле получится с реализацией эфирного 4K-вещания — пока толком никто сказать не может (говорят, что 4K-каналы с помощью HEVC/H.265 можно размещать в существующем пространстве DVB-T2, но финальные спецификации будут известны лишь ближе к концу 2014 года), однако уже сейчас представленные на выставке телевизоры можно использовать для просмотра скачанного 4K-контента или потокового онлайнового 4K-вещания по мере его появления.

О реализации аппаратного декодирования HEVC/H.265 в той или иной степени на выставке заявили все производители 4K-телевизоров. В частности, 4K/60p-декодер с поддержкой кодека HEVC для воспроизведения видеопотоков из интернет-сервисов и для просмотра динамичных телевизионных передач заявлен в новых 4К-телевизорах Sony, LG, Panasonic, Sharp, Toshiba, TCL и других.

Как раз самое время отметить, что для воспроизведения контента с качеством 4K/60p со внешних источников и носителей возможностей привычного интерфейса HDMI 1.4a уже недостаточно, так как его спецификации ограничены 4К-потоком со скоростью 30 кадров в секунду. Появление стандарта HDMI 2.0 во второй половине прошлого года оказалось очень своевременным, так что все новые 4K-телевизоры, представленные на выставке CES’14, уже оснащены этим интерфейсом.

Кроме того, в различных моделях реализована поддержка MHL 3.0 для вывода 4К-контента со смартфонов и планшетных компьютеров. В некоторых телевизорах для поддержки формата Ultra HD также предусмотрены интерфейсы USB 3.0, LAN и современные скоростные варианты Wi-Fi. Не исключено, что в течение года в составе новых моделей телевизоров дебютирует представленное ассоциацией VESA на CES’14 новое расширение DockPort стандарта DisplayPort, позволяющее использовать разъём DisplayPort для обмена данными по протоколу USB 3.0. Финальные спецификации DockPort будут объявлены уже во втором квартале 2014 года.

О современных технологиях производства телевизионных ЖК-матриц с высоким разрешением мы регулярно рассказываем в наших публикациях и пишем в новостях, так что особых сенсаций в рамках CES’14 никто не ожидал — обычно такие анонсы делают на профильных мероприятиях вроде конференции CID. Приятной новостью стали анонсы крупных диагоналей 4K-телевизоров от LG, Samsung, Toshiba, Sony, Panasonic, Sharp, Changhong, Hisense, Vizio и TCL.

Кроме того, три из этих компаний — LG, Samsung и Toshiba — представили гигантские «кинотеатральные» модели с диагональю более 100 дюймов и соотношением сторон 21:9. Ради красного словца на стендах LG и Toshiba эти модели подавались под названием 5K, хотя, конечно же, никакого отношения к киноформату 5К (5120х2700) они не имеют. Так, например, в модельном ряду LG Electronics был показан первый 105-дюймовый UHD-телевизор 105UC9 с изогнутым экраном, соотношением сторон 21:9 и разрешением 5120х2160 точек.

Отдельно хотелось бы рассказать о разработках компании Sharp, экспозиция которой, пожалуй, была наиболее информативной в плане описания новых дисплейных технологий. Компания представила на выставке технологию Revelation Technology, которая обеспечивает 4K-изображение благодаря пикселям, сформированным из четырёх субпикселей красного, зелёного, синего и жёлтого цвета. Они, в свою очередь, позволяют формировать любой цвет несколькими способами (в отличие от традиционных ЖК-матриц с тремя субпикселями — красным, зелёным и синим).

В обычных матрицах Quattron структура субпикселей имеет строение в виде вертикальных полос, именно поэтому из обычной матрицы с разрешением 1920x1080 пикселей компании удалось освоить достаточно недорогое производство матриц с реальным разрешением 3840x1080 пикселей. В этом году, благодаря технологии Revelation Technology, инженерам компании удалось разместить вместо каждого вертикального субпикселя R, G, B и Y два таких субпикселя — и таким образом достичь реального разрешения 3840х2160. В будущем году Sharp планирует представить технологию Quattron+, где с помощью технологии Revelation Technology 4K-матрицы будут обеспечивать картинку до 8Kх4K.

В топовой модели линейки телевизоров Sony, BRAVIA X95, дебютировала технология X-tended Dynamic Range PRO, которая позволяет добиться более глубоких тёмных оттенков при более детализированной градации цветовых переходов и более широком динамическом диапазоне яркости. Главным образом эффект достигается благодаря известной технологии локальной подсветки вместе с троекратным увеличением подсветки для ярких элементов. Во всех новых телевизорах Sony используется технология TRILUMINOS Display для формирования насыщенных ярких цветов красного и изумрудного оттенков.

Компания LG представила в своей экспозиции линейку 65-, 79-, 84- и 98-дюймовых 4K-телевизоров UB9800 с масштабированием любого изображения до Ultra HD, включая SD, HD или Full HD в тандеме с алгоритмом Super Resolution. Кроме того, в новом процессоре обработки изображений Tru-ULTRA HD Engine Pro реализована поддержка технологии под названием 4K Motion Estimation Motion Compensation (MEMC), которая следит за тем, чтобы весь контент 4K Ultra HD выглядел реалистично, а динамичные сцены казались достаточно чёткими. Новые модели телевизоров LG Ultra HD оснащены матрицами Ultra IPS с реальным разрешением 3840x2160.

В дополнение в рамках выставки CES’14 компания LG показала не только плоские и изогнутые, но ещё и гибкие OLED-телевизоры с диагоналями 65 и 77 дюймов и разрешением Ultra HD.

На стенде компании Panasonic можно было наблюдать настоящую образовательную программу, разъясняющую преимущества технологий Studio Master Color и 4K Pure Direct для повышения качества картинки.

До 24 звуковых каналов по стандарту UHDTV ещё далеко всем, но и нынешнее поколение телевизоров демонстрирует очень высокое качество звука. Так, компания Sony представила сочетание технологий Clear Phase, Clear Vocal и S-force Front Surround для оптимального звучания кинофильмов, музыки, спорта и так далее. Компания LG, продолжая сотрудничество с Harman/Kardon, анонсировала в новых 4K-телевизорах 7.2-канальную звуковую систему в концепции LG Ultra Surround.

#Второе приближение: мы будем снимать кино или нам будут снимать кино?

Слон, конечно, съест, но кто ему всё это даст. Что можно будет посмотреть на экране 4K-телевизора, если пока что 4K-телевещание находится лишь в зачаточном состоянии, а готового 4K-контента — хотя бы на дисках Blu-ray — просто кот наплакал?

Для того чтобы рынок UHDTV начал трансформироваться во что-то действительно впечатляющее, с серьёзными цифрами продаж, инвестиции нужны не только в собственно производство телевизоров. Потребуются серьёзные расходы на переоборудование вещательных студий, станций и сетей. Регулярный выпуск UHD-программ требует замены не только техники для съёмки и пост-обработки, но и всего вещательного оборудования. Или как минимум его обновления.

Телевизионному бизнесу придётся серьёзно раскошелиться ещё раз, несмотря на относительно недавнее обновление оборудования со стандартного разрешения до HD. Однако основная проблема здесь даже не в очередных расходах, а в том, что покупка дорогостоящего оборудования будет «отбиваться» всё теми же доходами, поскольку рекламные бюджеты совершенно не зависят от формата вещания и, как правило, остаются неизменными при любом из них.

Разве что в перспективе, когда все перейдут на UHDTV, «отставшие» могут теоретически потерять вообще всё. Ситуация усугубляется тем, что телевещательным и кабельным телеканалам в современных условиях «дышат в спину» интернет-провайдеры потокового видео. Так, в конце 2013 года видеохостинг YouTube объявил о поддержке формата 4K, крупнейший американский игрок этого рынка, компания Netflix, уже проводит тестовые потоковые вещания и планирует их коммерциализацию в 2014 году, о планах работы с потоковым 4K-контентом заявили в Amazon.

Также интересно будет отметить, что профессиональные студийные 4K-камеры, сенсор которых значительно больше, чем у HD-камер, обладают несколько иными свойствами при использовании их для производства телепередач и сериалов, в частности — меньшей глубиной резкости. Страшного в этом, конечно, ничего нет, многим зрителям размытая картинка нравится даже больше, однако большинству профессионалов всё же придётся переосмыслить методы своей работы.

Уже сегодня ряд телевизионных шоу, спортивных и новостных программ снимается в формате 4K. Среди известных телешоу – это «Чёрный список» (The Blacklist), «Шоу Майкла Фокса» (The Michael J. Fox Show) и другие. Компания Sony более года активно экспериментирует со съёмками ряда 4K-программ, например фэшн-шоу Tory Burch и перфоманс Jimmy Kimmel Live будут доступны подписчикам 4K-сервисов с UHD-телевизорами Sony. Кроме того, Sony также активно тестирует 4K-оборудование для съёмки спортивных шоу. В прошлом году, например, в Бразилии в тестовом режиме снимали Кубок конфедераций по футболу — 2013 (Federation Cup in Brazil), а в нынешнем, 2014 году компания планирует снимать в 4K все полуфиналы и финалы Мирового чемпионата по футболу (The 2014 FIFA World Cup).

Пожалуй, единственная отрасль, которая готова к переходу на выпуск UHD-контента чуть лучше других – это постпродакшн. Многие эффекты, применяемые при изготовлении HD-фильмов и передач, почти без изменений могут быть масштабированы на формат 4K. Другое дело, что для выпуска таких зрелищных проектов, как «Игра престолов» или «Подпольная империя», вместе с повышением детализации картинки потребуется более кропотливая работа над компьютерными объектами и текстурами.

Основные профессиональные пакеты с поддержкой 4K появились уже несколько лет назад и последнее время активно совершенствуются, дело за поддержкой HEVC/H.265. Разве что для оперативной работы и рендеринга производителям контента понадобится значительное обновление аппаратных платформ, как-никак потоки данных теперь гораздо более мощные, да и новый кодек куда более требователен к числодробительному оборудованию.

Производители телевизоров планируют активно развивать свои сервисы по доставке потокового UHD-контента владельцу телевизора. Так, например, на CES’14 компания Samsung объявила о планах доставки UHD-контента в сотрудничестве с Amazon, M-Go, Comcast и Netflix, а также совместно с компанией DirecTV благодаря поддержке технологии DirecTV Ready. Для каждого партнёра в настройках меню телевизора Smart Hub будет доступно соответствующее приложение. Кроме того, благодаря наличию аппаратного декодера HEVC и встроенного UHD-плеера, в компании также планируют выпускать специальные комплекты UHD Video Pack с популярными художественными и документальными фильмами в партнерстве с голливудскими студиями, включая FOX и Paramount Pictures. В течение 2014 года в Samsung планируют сделать доступными около 50 наименований UHD-контента.

Примерно схожие планы у компании Sony, с той лишь разницей, что японцы также делают ставку на рост популярности 4K-дисков Blu-ray. В той или иной степени о поддержке создателей 4K-контента объявили почти все производители телевизоров.

Ещё один способ генерации фильмов и роликов ультравысокого разрешения будет доступен уже весной-летом, когда в рознице появятся первые камкордеры и экшн-камеры с поддержкой Ultra HD. Например, на стенде Sony меня уверили, что их просьюмерский 4K-камкордер Sony FDR-AX100 поступит в продажу уже весной, и цена будет вполне демократичной для устройства такого класса – что-то вроде двух тысяч долларов или около того (на сайте B&H Foto & Electronics уже сейчас принимают предзаказы на март по цене $1 999).

Подобное решение в формате Four Thirds со сменной оптикой в серии Lumix GH также готовит компания Panasonic, однако на её стенде пока что демонстрировался лишь концепт — указать определённые временные рамки выпуска и цены сотрудники компании затруднились.

У экшн-камер с поддержкой Ultra HD, показанных на стендах Panasonic (тут пока, правда, прототип) и AEE, цена, надо полагать, будет ещё более доступной, так что появление большого числа 4K-видеороликов на том же YouTube — вопрос ближайшего будущего. Не хотелось бы заранее обсуждать качество таких роликов, но до конца 2014 года, будем надеяться, выбрать уже будет из чего.

Решения профессионального уровня для съёмки видео с разрешением Ultra HD уже сегодня доступны в достаточном количестве, при этом даже в ценовом диапазоне до 5 тысяч долларов, который способны потянуть блогеры и мини-студии, уже сегодня можно встретить устройства от Sony, JVC, Blackmagic.

Вряд ли всё это будет использоваться для генерации бесплатного контента, но по крайней мере есть надежда, что владельцы 4K-телевизоров со временем избавятся от того контентного вакуума, который имеет место в настоящее время.

#Джем на пончике, почти бесплатно: стерео 3D без очков

У дисплеев с большим разрешением есть одно пока не очевидное, но потенциально весьма полезное свойство. Если использовать такие дисплеи для разработки автостереоскопических экранов, можно наконец-то добиться объёмной картинки приемлемого качества без необходимости прибегать для просмотра к каким-либо очкам.

Принцип работы таких дисплеев, напомним, достаточно прост: с применением лентикулярной или барьерной технологии (или даже их сочетания) формирование картинки для каждого глаза происходит с помощью разных пикселей, при этом необходимо несколько субпикселей для формирования видимого глазом пикселя. Чем больше субпикселей затрачено на каждый видимый пиксель, тем более качественной выглядит картинка, более «плавной», целостной, с минимумом фантомных перепадов при изменении угла зрения. В то же время чем больше субпикселей уходит на формирование каждого пикселя, тем меньшим получается финальное стереоскопическое разрешение по сравнению с исходным.

По сути, в первых больших экранах с автостереоскопией, показанных впервые на CES ещё несколько лет назад, на каждый пиксель уходило по два-четыре субпикселя. Именно поэтому перед такими телевизорами на расстоянии 3-5 метров были натянуты ограничительные верёвочки – чтобы не подходили ближе и не видели, как «рассыпается» при этом изображение, а для зрителей на полу были нарисованы пары «следов»: именно с этих трёх-четырёх позиций стерео без очков выглядело прилично, с остальных же оно разваливалось на фантомные двоения. Да и картинка, честно говоря, была достаточно посредственной и неглубокой.

В этом году посетители CES имели возможность лицезреть качественное объёмное изображение без очков сразу на нескольких стендах разных компаний. Так, первым в этом ряду автору данной статьи попался стенд Samsung. Специалисты компании объяснили, что для формирования 55-дюймовой объёмной картинки без очков в прототипе использована 4K-матрица. В результате «расхода» пикселей на формирование видимых каждым глазом субпиксельных массивов общее разрешение экрана снизилось до 720p, что в целом оказалось очень даже приемлемым результатом, тем более что при этом инженерам компании удалось задекларировать более 40 позиций, с которых видимая стереоскопическая картинка выглядит идеально.

На самом деле, честно признаемся, «подловить» этот прототип на фантомных двоениях или каких-либо ещё проблемах с изображением так и не удалось, несмотря на долгое время, проведённое перед экраном, и обзор с самых разных точек. На дисплее демонстрировались специальные 3D-видеоролики Samsung, которые должны были наиболее наглядно и «выпукло» продемонстрировать возможность просмотра красивой и действительно объёмной картинки, — и выглядело это действительно зрелищно.

На стенде Hisence тоже показали автостереоскопический экран, но тут картинка не выглядела столь естественной как на стенде Samsung, к тому же изображение всё-таки удалось «подловить» на нескольких случаях двоения при изменении угла зрения. Да и сама картинка выглядела несколько размытой и «струящейся», почти как на стенде Ultra-D, где показывали работу автоматического 2D/3D-конвертера.

Однако настоящее потрясение случилось на стенде компании Sharp, где 3D-стерео демонстрировалось на экране огромного, 85-дюймового прототипа с разрешением 8K! Автостереоскопическая картинка, созданная инженерами Sharp и Philips на базе технологии Dolby 3D, буквально поражала реализмом и глубиной!

Более того: для демонстрации объёма в данном случае были выбраны не абстрактные видеоролики с усиленной глубиной, а фрагменты самых что ни на есть обычных 3D-фильмов. Сначала удалось просмотреть изрядный кусок мультика «Холодное сердце» — и это было просто замечательно. Однако потом включили один из наиболее сильных в плане стерео фрагментов из фильма «Жизнь Пи», когда лодку атакует стая летучих рыб. Вот в этот момент вашему покорному слуге окончательно стало ясно, что монополия 3D-кинотеатров совсем скоро закончится, поскольку рыбы эти летали вокруг и рядом, и впечатление присутствия действительно было полным.

И всё это — без каких-либо очков или приспособлений, что называется, «невооружённым глазом». Вряд ли этот прототип будет готов к массовому производству даже в будущем году, но направление, в котором движутся разработки 3D-техники, надеюсь, теперь вам более понятно. Даже если со временем на экране 8K-телевизора (с физическим разрешением 7680x4320 точек) удастся получить 3D-картинку с разрешением «всего лишь» Full HD, оно того стоит, это сравнимо с разрешением на огромном экране кинотеатра, но зато на домашнем диване и без всяких очков!

#Подводя итог

По данным IDC, в прошедшем, 2013 году во всём мире было продано порядка 3 млн телевизоров класса UHDTV, то есть чуть более одного процента от общего объёма продаж телеприёмников, при этом 1,2 млн из их числа пришлось на третий квартал, а 1,3 млн – на четвёртый квартал года.

Что касается розничных цен на телевизоры класса Ultra HD, они значительным образом упали с момента их первого появления в продаже: от миллиона рублей в конце 2012 года до уровня ниже отметки в 150 тысяч рублей в начале 2014 года. Это гораздо быстрее, чем в своё время происходило снижение цен на ЖК-телевизоры с разрешением Full HD.

В 2014 году ожидается, что массовое производство 4K-панелей и мощная конкуренция приведут к быстрому снижению цен даже на 65-дюймовые модели ниже отметки $5 000, так что ценовой фактор вряд ли будет основной проблемой при выборе такого телевизора для дома, тем более что остальные телевизоры элитного класса, включая 55-дюймовые модели OLED, также, очевидно, последуют этой тенденции.

4K-телевизоры, которые появятся в этом году в рознице, действительно обладают рядом уникальных технологий для воспроизведения контента в формате Ultra HD, многие из этих технологий на самом деле реализованы впервые и недоступны в традиционных ЖК-телевизорах с разрешением Full HD. Быстрая адаптация стандарта сжатия HEVC/H.265 и новых скоростных интерфейсов уже сейчас работает на более быстрое повышение интереса к 4K-телевизорам в связи с большей доступностью контента. И в то же время до планки качества, уровень которой уже установлен стандартом UHDTV, ещё далеко, и этого уровня придётся достигать не один год и не одним поколением 4K-телевизоров.

Что касается доступности 4K-контента, то это, пожалуй, самый сложный момент во всей истории. Ограниченное число дисков Blu-ray 4K, некоторый набор роликов, фильмов и передач, доступный для скачивания или просмотра онлайн, записи с любительских видео- и экшен-камер, игры да фотографии – вот, пожалуй, всё, на что может рассчитывать владелец 4K-телевизора в плане контента с ультравысоким разрешением. По крайней мере — в ближайшее время. Ситуация почти такая же, как с 3D: когда появились первые телевизоры с поддержкой 3D, контента также было исчезающе мало; годы прошли, ситуация, конечно, немного выправилась, хотя о насыщенности рынка доступного 3D-контента по-прежнему говорить не приходится.

Правда, для владельца 4K-телевизора всегда остаётся доступной такая роскошь, как очень качественный просмотр обычного на сегодняшний день изображения с качеством Full HD, которое при желании можно также масштабировать до Ultra HD с помощью встроенного upscale-конвертера.

Итак, есть ли смысл сегодня покупать 4K-телевизор? Безусловно, есть, хотя нужно быть реалистом и отчётливо представлять себе те преимущества, которые от него можно получить и которые получить от него пока что никак не удастся. Однако в перспективе нескольких ближайших лет 4K-телевизоры явно станут более чем доступными и, следовательно, получат широкое распространение, поэтому приглядываться к потенциальной покупке в свою гостиную можно начинать уже сейчас.  

 
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии