Сегодня 23 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор «беззеркалки» Fujifilm X-T10: младший X-T1 или старший X-E2?

⇣ Содержание

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Дисплей тестируемого фотоаппарата ничем не примечателен – 3 дюйма, как у всех, наклонный, как и у конкурентов, да и разрешение стандартное – 920 тыс. точек. У тех самых конкурентов, кстати, разрешение даже немного больше (от 1037 до 1040 тыс. точек), но заметить эту разницу на 3-дюймовом экране невооружённым глазом практически невозможно. А вот сенсорного слоя, в отличие от конкурентов из лагеря Panasonic и Olympus, у героя материала нет. В остальном дисплей радует – большие углы обзора, хорошая цветопередача, приличный запас яркости и высокая контрастность. Да и защита дисплея не подкачала — даже при сильном давлении по центру экран не заливается радужными разводами. К тому же при падении на дисплей прямых солнечных лучей он остаётся легко читаемым. Да, оценить точность экспозиции в таких условиях крайне сложно, но работать всё же можно.

OLED-видоискатель обладает внушительным разрешением в 2 360 тыс. точек. Точно такое же разрешение у видоискателей фотоаппаратов Panasonic DMC-G7 и Olympus OM-D E-M5, а вот у Sony ILCE-α6000 меньше – 1 440 тыс. точек. Впрочем, тут стоит сделать оговорку: у X-T10 размер матрицы значительно меньше, чем в случае видоискателя Fujifilm X-T1, который обладает тем же разрешением, – 0,39 против 0,5 дюйма. Несмотря на это, видоискатель чрезвычайно удобен в работе. Да, это не гибридный видоискатель, тем не менее перед конкурентами он не пасует. А вот к чему можно придраться, так это к небольшому и твёрдому наглазнику — тут T10 уступает всем конкурентам, включая Sony ILCE-6000.

Меню тестируемой камеры практически не отличается от графического интерфейса других «беззеркалок» Fujifilm. Традиционно оно состоит из основного окна, быстрого меню и основного меню. В главном окне предусмотрено несколько режимов отображения служебной информации, в том числе только служебной, когда сам кадр не показывается. Быстрое меню переставляет из себя матрицу ячеек 4 × 4 с различными параметрами. Быстрый доступ к 16 параметрам – это здорово, но при его выводе визирование невозможно ни при помощи дисплея, ни при помощи видоискателя. Основное меню вполне типичное для камер Fujifilm — чего-то экстраординарного в нём нет. Анимация в меню наличествует, и пусть её немного, но отключить её нельзя. К счастью, она очень быстрая и плавная, поэтому совершенно не отвлекает от процесса съёмки. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана

#Особенности камеры

Разумеется, одна из главных особенностей камеры – это сенсор X-Trans CMOS II. На данный момент явно заметен тренд повального отказа от оптических низкочастотных фильтров. В некоторых камерах с недостатками, вызванными отсутствием низкочастотных фильтров, а именно муаром, не борются вовсе, оставляя постобработку на откуп пользователю, в некоторых камерах используется активная программная обработка, в некоторых аппаратные решения вроде микровибрации матрицы во время экспозиции. Но в Fujifilm пошли своим путём, что, впрочем, для данной компании является привычным делом. Сенсор X-Trans CMOS II отличается оригинальным цветовым фильтром с нерегулярной структурой расположения пикселей, что вовсе устраняет необходимость в использовании оптического низкочастотного фильтра. В общем, проблема муара решена, наверное, наиболее оригинальным способом.

Также стоит отметить фирменную фишку камер Fujifilm – программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако доступны данные режимы не всегда. Например, DR200% появляется при ISO 400 и выше, а DR400% работает начиная со значений чувствительности ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но всё же толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе. Матёрые фотографы-плёночники, скорее всего, оценят режим моделирования плёнок Fujifilm. Примечательно, что в настройках предусмотрен режим брекетинга функции моделирования плёнки.

Нельзя не отметить возможность X-T10 снимать панорамы с довольно высоким разрешением – до 2160 × 9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600 × 1440 точек при горизонтальном. В плане удобства использования камера тоже хороша, ведь, во-первых, в процессе съёмки панорамы не приходится удерживать нажатой клавишу спуска, а во-вторых, вместе со строкой прогресса на экране также отображается уровень, который позволяет получить панорамы с корректной линией горизонта. Кроме того, камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота, и даже если немного провести камеру в обратном направлении, то съёмке это не навредит, а «прогресс бар» при обратном движении будет попросту стоять на месте. При съёмке автоматических панорам важно не только удобство процесса съёмки, но и корректность склейки, и тут многое зависит от процессора, алгоритмов обработки полученных изображений и скорости серийной съёмки. Судя по всему, со всем перечисленным в камере полный порядок. Конечно, в плане создания автоматических панорам Fujifilm X-T10 пока не ровня конкурентам от Sony с функцией PanoramaSweep, но отставание уже едва заметно.

Ещё одна важная и популярная нынче особенность – это наличие модуля Wi-Fi. Использование Wi-Fi возможно не только для загрузки отснятого материала на смартфон/планшет или же ПК, но и для съёмки, причём как фото, так и видео. Более того, при помощи смартфона можно не только начинать съёмку, но и управлять различными параметрами (раскрытием диафрагмы, длительностью выдержки, чувствительностью, режимами моделирования плёнки, балансом белого, таймером и режимом работы вспышки).

Передача фото на смартфон организована весьма удобно. Для этого достаточно загрузить бесплатный софт (FUJIFILM Camera Application, FUJIFILM Photo Receiver), подсоединить смартфон к камере — и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможностью масштабирования, но без сохранения в память мобильного гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать данные о местоположении со смартфона, записывая их в метатеги снимка. Других функций у Wi-Fi-модуля нет, и даже отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона, тогда как некоторые конкуренты способны не только справляться с этим самостоятельно (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и отправлять электронные письма (например, это умеют «беззеркалки» Samsung). Кроме возможности пересылки фото стоит отметить функцию простановки геотегов. Примечательно то, что для работы данной функции внешний GPS-модуль не требуется — его для камеры попросту и не предусмотрели. Данная функция работает только при подключении камеры к смартфону, оборудованному GPS-приёмником, с которого и снимаются данные. Подход весьма интересный, но не уникальный, ведь к подобной хитрости прибегла не только Fujifilm.

#Съёмка и впечатления от работы

В рекламных брошюрах производитель неустанно повторяет, что камера при включении питания готова к работе через 0,5 секунды, причём данное утверждение касается практически всех современных «беззеркалок» Fujifilm. Однако всегда имеется сноска, которая включает множество но и если. В нашем случае замер был произведён с комплектным объективом, а не с «фиксом», который указан в сноске. Сразу стоит отметить, что результат замера не совсем точный, потому как метод «зажать и держать клавишу спуска затвора при повороте рычажка» здесь не работает, поэтому при тестировании аппаратов Fujifilm приходится одной рукой многократно быстро нажимать клавишу спуска затвора, а второй рукой поворачивать рычаг питания, что никак не способствует точности. В результате данных манипуляций удалось сделать первый снимок через 1,11 секунды после поворота рычажка питания. В принципе, у родственных камер схожие показатели. Например, X-T1 и X-E2 уложились в 1,09 секунды. В общем, судя по всему, 1,1 секунды — стандартное значение для беззеркальных камер Fujifilm. И это слабенький результат, да и обещанные 0,5 секунды восхищения не вызывают, ведь множество беззеркалок справляется менее чем за треть секунды.

Скорость серийной съёмки составляет 8 кадров в секунду, что является очень хорошим результатом. Однако важна не только скорость, но и длительность серии, которую можно отснять с такой скоростью. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. Первый же замер разочаровал – при съёмке в JPEG камера отсняла на максимальной скорости лишь 13 кадров. От камеры за 65 тысяч рублей мы ждали серий подлиннее. Дальше – больше. В RAW – 9 кадров, а в RAW+JPEG на максимально доступной скорости можно снимать ровно секунду, или 8 кадров. Впрочем, даже X-T1 рекордов не ставил – 36, 22 и 22 кадра соответственно. А вот у более доступного X-E2 результаты в точности такие же, как и у героя этого материала. Видимо, у X-T10, который старательно пытается походить на младшего брата X-T1, буфер точно такой же, как у X-E2. Однако на фоне конкурентов не всё так плохо. Например, Olympus OM-D E-M5 (вторая версия данной камеры к нам в руки пока не попала) при скорости 8 кадров в секунду выдал серии длиной 12 кадров во всех форматах. Panasonic DMC-G6 (DMC-G7 к нам также пока не добрался) при скорости 7 кадров в секунду отснял 12, 7 и 7 кадров соответственно. И только более доступный Sony ILCE-6000 обошел всех – 51, 23 и 22 кадра соответственно, причём на скорости 11 кадров в секунду.

В рекламных проспектах маркетологи Fujifilm часто делают упор на скорость фокусировки, иногда заявляя, что их камера фокусируется быстрее остальных. Конечно, как это всегда бывает, со звёздочками и сносками, но всё равно заявления весьма громкие. В случае X-T10 фраз вроде «самый быстрый» нет, что не мешает говорить о 0,06 секунды, которых хватает на фокусировку. В это хотелось бы верить, ведь у X-T10 гибридный автофокус с фазовой детекцией. Однако на практике этого нет и близко, причём не нужно ничего измерять – это видно невооружённым глазом. Но мы всё-таки измерили.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Разумеется, предварительная фокусировка была отключена. Да, этот этот алгоритм помогает ускорить процессв реальных условиях съёмки, но для чистоты эксперимента его стоило отключить. Удивительно, но скорость фокусировки практически не зависит от фокусного расстояния. На длинном конце автоматике потребовалось 0,46 секунды, а на широком угле — на сотую секунды больше. Впрочем, такое различие можно списать на погрешность измерения. Результат, на самом деле, не так уж и плох, ведь время реакции человека на визуальный образ составляет порядка 0,4-0,5 секунды, но всё же это слишком большое отличие от заявленного. В общем, можно сколько угодно подгонять алгоритмы камеры под методику CIPA для демонстрации впечатляющих результатов, но практика всё расставляет на свои места. Да и конкуренты в лице Olympus OM-D E-M5 и Sony ILCE-6000 значительно шустрее. Первый справлялся с заданием за 0,06–0,21 секунды независимо от фокусного расстояния. Конкурент от Sony на широком угле стабильно укладывается в 0,06 секунды, а в телеположении — в 0,09 секунды. Что до фокусировки при слабом освещении, то X-T10 также не ставит рекордов и способен навестись на тестовый шаблон при освещённости 1,5 лк. Аналогичный результат показал Fujifilm X-E2, тогда как X-T1 способен справится с заданием при освещённости 0,6-0,8 лк. Sony ILCE-6000 достаточно освещённости всего 0,5 лк. Тоже не рекорд, но ощутимо лучше.

«Беззеркалки» Fujifilm весьма своеобразны, но в режиме фокусировки дадут фору многим. Во-первых, они удобны, а во-вторых, точны. Автофокус крайне редко подводит и всегда наводится на тот объект, на который требуется, даже при использовании мультизонного режима. Что касается удобства, то сразу стоит отметить рычажок переключения между режимами покадрового срабатывания, слежения и ручной фокусировки. Это здорово экономит время — не приходится забираться в дебри меню. Пользователю доступно три режима выбора зоны – по точке, однозонный и широкая зона. Хотя скорее их можно назвать «однозонный», «группа» и «мультизонный», ведь в первом и втором случае можно выбрать один из 5 вариантов размера зоны. К слову, точек/зон фокусировки 49 (матрица 7 × 7), и они равномерно распределены по всему полю кадра. Однако фазовых датчиков по краям нет – все они сконцентрированы в центре, что нужно учесть.

Зоны контрастного метода фокусировки

Распределение фазовых датчиков

Режим определения лиц есть, причём работает он весьма корректно и быстро. Как лица определяются только собственно лица либо портреты. Воздушные шарики, монеты и прочие овальные либо круглые предметы камеру не инетерсуют. А вот режима ведения уже традиционно для беззеркалок Fujifilm нет. О «мануальщиках» производитель как всегда побеспокоился, и по удобству работы с неавтоматической оптикой конкуренты проигрывают. Для начала, на стандартной шкале дистанций имеется индикатор глубины резкости, что на практике довольно удобно. Разумеется, предусмотрен «пикинг» с возможностью выбора одного из трёх цветов подсветки и одного из двух уровней активности функции. А на десерт – режим «разделения экрана», который можно назвать своеобразным аналогом «клиньев Додена». Но не стоит забывать, что это лишь режим подачи данных, которые автоматика считает верными, и далеко не настоящие «клинья Додена». Однако продвинутым пользователям, знакомым со сменными фокусировочными экранами, такая фишка явно придётся по душе.

Что касается установки экспопары, то тут, что называется, только хардкор – PASM и ничего более: никаких тебе режимов пейзажа или портрета. К тому же установка режимов экспопары весьма оригинальна. Если провернуть диск выдержек, то происходит автоматически переход в режим приоритета выдержки. Как уже отмечалось, на диске нанесены выдержки с шагом в одну ступень, а промежуточные значения устанавливаются при помощи лицевого диска управления. Вращение тыльного диска управления переводит камеру в режим приоритета диафрагмы. Ну а сели же покрутить оба диска, то активируется полностью мануальный режим. С субъективной точки зрения, это чрезвычайно удобно. Выбор выдержек осуществляется при помощи диска в пределах от ¼ до 1/4000 секунды. Исключением является только значение 1/180 секунды. Дело в том, что скорость синхронизации вспышки как раз и составляет 1/180 секунды, поэтому на диске выдержек данное значение даже отмечено особым образом – «180x». К сожалению, режим брекетинга особым богатством настроек похвастаться не может – три кадра с шагом от 1/3 до 1 EV. Также стоит отметить, что затвор в камере имеется как механический, так и электронный. В первом случае минимальная длительность выдержки составляет 1/4 000 секунды, а в случае использования электронного — 1/32 000 секунды. Аналогичное решение предусмотрено в нынешних «беззеркалках» Panasonic серий GM и GF, но в них механический затвор работает на скоростях не более 1/500 секунды, чего не всегда достаточно.

Радует в камере не только удобство ручной установки параметров экспопары, но и точность работы программном режиме, ведь независимо от условий съёмки автоматика не допускает серьёзных промахов экспозиции — ни в солнечный полдень, ни при переменной облачности, солнце в кадре или сильном затенении. В этом плане автоматика только радовала. При лабораторном тестировании камера в очередной раз подтвердила, что является наиболее точной в классе. При освещении лампами дневного света ошибка составила 0,09 EV, что при визуальной оценке без эталона заметить крайне сложно. При освещении лампами накаливания большинство камер поднимает белый флаг, и ошибки нередко достигают 2/3 EV и более. Но X-T10 и тут смогла приятно удивить – всего -0,03 EV. Прекрасный результат.

В настройках баланса белого предусмотрено семь пресетов, из которых три – это различные варианты люминесцентных ламп, и по одному для ламп накаливания, тени, дневного света, а также подводной съёмки. Наличие последнего пресета совершенно не понятно, ведь подводного бокса для данной камеры в перечне опций нет. Кроме того, предусмотрен ручной выбор цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 K с постепенным увеличением шага от 50 K (в диапазоне 2500-3000 K) до 900 K на трёх последних значениях. Разумеется, предусмотрены автоматический и ручной режимы, но для последнего есть только один контейнер, хотя у большинства продвинутых камер их 2-3, а то и более. Для любой из настроек, включая ручной и автоматический режимы, доступна тонка регулировка по шкале m/g-a/b (по 9 значений). Отдельной клавиши для баланса белого нет, но данное меню можно привязать к программируемой клавише.

Автоматический режим работает корректно при любом естественном освещении. Весьма неплохо автоматика показала себя и при освещении лампами дневного света. При освещении лампами накаливания ошибка ощутимая, но всё же значительно меньше, чем у многих других фотокамер.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света – флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

 Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

 Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат – полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат – необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие – в градусах Кельвина [Майредах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥