Сегодня 23 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN-F: уроки истории

⇣ Содержание

#Функциональность и автофокус

Olympus PEN-F получила новый сенсор на 20,3 мегапикселей, догнав Panasonic Lumix GX8 – раньше GX8 был одинок на вершине с рекордным для системы Micro Four Thirds разрешением матрицы. Причем сенсор вдобавок лишен низкочастотного фильтра, что чревато получением муара на снимках с периодической структурой в кадре, — впрочем, с возможностями и внутрикамерной программной обработки JPEG, и постобработки на фоторедакторе бояться муара больше не надо, зато можно получить более детализированную, резкую картинку. Раньше отсутствием низкочастотного фильтра могла похвастать только Fujifilm, за счет фирменной технологии расположения пикселей X-Trans CMOS избавленная от проблем с муаром, теперь же многие фотобренды, начиная с Nikon, продолжая Pentax и Sony, спокойно отказываются от фильтра и на обычных матрицах, это естественный ход вещей.

С матрицей работает процессор TruePic VII – не новый, хорошо знакомый еще с модели OM-D E-M1, вышедшей, напомню, в 2013 году. Как бы то ни было, сказать что-то плохое о скорости работы PEN-F нельзя. Серийная съемка доступна с максимальной скорость до 10 кадров в секунду с механическим затвором и до 20 кадров секунду с электронным. Буфер обмена при этом тоже довольно объемный: у меня получилось отснять серию до 25-30 кадров в формате RAW, в зависимости от условий, и до 50 кадров в формате JPEG. По достижении этого порога аппарат продолжает съемку мелкими сериями с задержкой. При снижении скорости до пяти кадров в секунду длина серии вырастает вдвое для RAW и до полного заполнения карты памяти для JPEG. Карта памяти, кстати, только одна – серьезное репортажное применение камеры с дублированием информации не предусматривается производителем.

Включается Olympus PEN-F менее чем за секунду, лаг затвора незаметен. Механический затвор допускает выдержки вплоть до 1/8000 секунды, электронный – до 1/16000 секунды. Проблема съемки на открытой диафрагме в солнечный день отсутствует. Также электронный затвор можно использовать для бесшумной съемки, что очень полезно для уличных фотографов – одной из ключевых целевых аудиторий PEN-F. Правда, при пользовании электронном затвором стоит помнить об эффекте rolling shutter с артефактами, сопутствующими построчной развертке: изредка — «плывущим» изображением, чаще – полосатой картинкой при съемке с искусственным светом (особенно – на сверхкоротких выдержках).

Автофокус здесь стоит тот же, что и на OM-D E-M5 II, – контрастный, с 81 зоной. Гибридная схема, с совмещением контрастных и фазовых датчиков, остается преимуществом топовой модели E-M1. Выбор точек удобно совершать либо, повторюсь, через сенсорный экран, либо нажатием левой клавиши навигационного джойстика. Причем в сенсорном режиме можно выбирать один из четырех размеров точки, вплоть до почти полного заполнения экрана. Фокусировка осуществляется очень быстро, но с неизбежными проблемами контрастной схемы с фиксацией на переднем плане – иногда в самых неожиданных ситуациях фокус начинает плавать. Особенно на это обращаешь внимание при портретной и предметной съемке. Также не очень здорово работает автофокус PEN-F в следящем режиме, допуская ошибки. Зато хорошо работает фокусировка в условиях слабого освещения (по моим ощущениям, работает уверенно вплоть до -3EV) и в режиме распознавания лиц – схватывая их быстро и четко.

При ручной фокусировке доступно масштабирование зоны фокусировки и focus peaking – подсветка краев объектов в зоне резкости (подсветка регулируется как по размеру, так и по цвету).

Датчик экспозамера – классический TTL с 324 зонами, работает вполне уверенно, претензий по автоматическому определению экспозиции у меня практически не было, почти всегда это происходит корректно.

 Olympus PEN-F, пример снимка, сделанного с выдержкой 1/3 секунды

Olympus PEN-F, пример снимка, сделанного с рук с выдержкой 1/3 секунды

Важнейший плюс PEN-F, как и других старших камер Olympus, – встроенная стабилизация, самая эффективная на рынке. За счет пятиосевого стабилизатора аппарат умеет компенсировать до пяти ступеней экспозиции, по заверениям производителя. На практике это означает, что снимать при плохих условиях освещения можно за счет более длинной выдержки, а не повышения ISO. Получить несмазанный снимок на широком угле у меня получается на выдержке до 1/3 секунды. Стабилизатор работает также и при съемке видео, причем в сравнении с первой E-M5, на которой Olympus применил его впервые (правда, в более простой модификации), шумит значительно меньше – но услышать шум мотора, если приложить ухо к корпусу, все равно можно.

Слева – снимок в обычном режиме, справа – в режиме High Resolution

Дополнительный плюс стабилизатора – способность склеивать снимки сверхвысокого разрешения за счет микродвижений матрицы. Если Olympus OM-D E-M5 II умела таким образом делать 40-мегапиксельные снимки, то PEN-F из-за сенсора более высокого разрешения научилась склеивать 50-мегапиксельные (8160 × 6120) снимки в формате JPEG и 80-мегапиксельные (10368 × 7776) в формате RAW. Так как для этого фотоаппарату необходимо сделать 8 снимков, подобный режим доступен только при жесткой фиксации камеры в неподвижном состоянии – на штативе или какой-нибудь опоре. Но для пейзажной и, главное, архитектурной съемки такое решение подходит превосходно – особенно если учитывать, что фотографии, сделанные в этом режиме, лишены краевого эффекта в отличие от камер с «естественным» огромным разрешением (вроде Nikon D810, Canon 5DS или Sony a7R II).

Встроенная вспышка не предусмотрена, зато в комплекте с PEN-F идет внешняя вспышка FL‑LM3, устанавливаемая на горячий башмак. Очень примечательная, надо сказать, вспышка – при ведущем числе 9.1 на ISO 100 и синхронизации на 1/250 секунды она обладает поворотной головкой, что просто-таки нонсенс для встроенных/комплектных вспышек. Очень приятный бонус, хорошо, впрочем, знакомый по E-M5 II.

Режимы работы – вполне стандартные: полный автомат, P/A/S/M, четыре пользовательских и видеосъемка. Сюжетных режимов, характерных для любительских камер, здесь нет. Зато есть изобилие возможностей для работы с цветом и светом.

Конечно же, как и подобает камере Olympus, PEN-F работает с Live Composite (интервальная съемка с заданной выдержкой и автоматической склейкой результата) – фирменным режимом для съемки звездных треков, молний и фризлайта.

Также есть встроенный Wi-Fi, который дает возможность работать с камерой при помощи смартфона или планшета, используя их или в качестве удаленного видоискателя, или перекидывая фотографии и видео без помощи проводов или кард-ридера. NFC не предусмотрен, зато можно «подружить» смартфон и фотоаппарат за счет считывания выводимого на дисплее PEN-F QR-кода, не вводя пароль.

#Видеосъемка

Olympus PEN-F не предназначена для серьезной профессиональной видеосъемки – в этом плане это чисто любительское устройство, но выдающее неплохой результат. Предельное разрешение – 1920 × 1080, Full HD. Частота – до 60 кадров. Битрейт – до 52 Мбит/с, при понижении частоты до 30 кадров в секунду битрейт вырастает до 77 Мбит/с (режим All-Intra).

Скачать оригинал видеофайла (MOV, 130 Мбайт)

Главный плюс PEN-F как аппарата для видеосъемки – рабочий стабилизатор. Минусы: отсутствие разъемов и для внешнего микрофона, и для наушников, не слишком качественно работающий непрерывный автофокус, отсутствие возможности 4К-видеосъемки. Есть, правда, интервальная съемка в формате 4K, но это совсем другое.

Зато есть возможность накладывать на снимаемый ролик фирменные арт-фильтры и применять «эхо»-эффекты, добавляющие к движущимся в кадре объектам «шлейфы».

#Фотосъемка

Micro Four Thirds как была, так и остается наиболее насыщенной оригинальной оптикой беззеркальной системой. Подчеркиваю слово «оригинальной» — за счет короткого рабочего отрезка через те или иные переходники на системные камеры, в том числе и полнокадровые Sony, можно «надеть» почти любой из выпущенных ранее объективов – но без поддержки автофокуса, конечно. Здесь же мы говорим о специально разработанной оптике – в том числе и Panasonic, байонет у системы единый.

PEN-F я в основном тестировал с зум-объективом 12-40mm f/2.8 PRO, позволяющим уверенно раскрыть потенциал камеры. Исключение в галерее – портрет. Его я сделал на 45mm f/1.8.

Пару раз выше я уже упоминал о колесе Creative Dial. На него вынесены несколько функций: две из них нам хорошо знакомы по прошлым камерам Olympus (тонирование снимка каким-либо цветом с контролем насыщенности и арт-фильтры с гибкой настройкой каждого), а два появились только сейчас – режим контроля черно-белых профилей изображения и режим контроля цветовых профилей.

 Пример снимка с выставленными в параметрами в монохромном режиме

Пример снимка с выставленными параметрами в монохромном режиме

В черно-белом режиме можно воспользоваться опциями тонкой настройки изображения с помощью кривых, настройкой эффекта зернистости, корректировки теней и нескольких предустановленных черно-белых фильтров с возможностью настройки каждого. Режим контроля цветовых профилей также предусматривает применение трех предустановок и позволяет произвести тонкую настройку изображения с помощью кривых. В нем можно настраивать по принципу «цветового круга» насыщенность 12 цветов с 11 уровнями для каждого.

Есть и фирменный баланс по свету и теням, позволяющий, не прибегая к помощи HDR, получить снимок с расширенным динамическим диапазоном.

Слева – снимок с выключенным режимом HDR, справа – с включенным

HDR, впрочем, тоже есть, с гибкими настройками по числу кадров и выставляемой на них экспозиции.

 Olympus PEN-F, пример снимка с применением различных арт-фильтров

Olympus PEN-F, пример снимка с применением различных арт-фильтров

Помимо представленных на Creative Dial, есть и общие цветовые профили, регулируемые через меню. В итоге Olympus PEN-F открывает невиданные возможности фотографу, который снимает в JPEG, не заморачиваясь с обработкой снимков в редакторе.

Очень порадовала работа камеры по автоматическому определению баланса белого – в темноте при свете ламп накаливания возможен некоторый крен в сторону зеленого, но в целом PEN-F работает довольно ровно. Это хорошо заметно по нашему тестированию камеры на работу с различным ISO.

ISO 80

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Скачать RAW-файлы

По работе на высоких ISO Olympus PEN-F очень схож со своим собратом по матрице Panasonic Lumix GX8: минимальное ISO 200 – недостаток сенсора. А вот вполне уверенный рабочий диапазон вплоть до ISO 6400 – достоинство. С учетом возможностей стабилизатора и, соответственно, съемки на длинных выдержках, камера отлично подходит для работы в сложных ситуациях со светом.

Слева-направо, сверху-вниз: от отключенного шумодава к максимальному

Шумоподавление работает достаточно корректно, соблюдая баланс между избавлением от зерна и сохранением деталей - чтобы получить нормальный JPEG, можно довериться автоматике.

Чуть огорчает разве что настройка автоматического ISO, позволяющая задать минимальное и максимальное значение светочувствительности, но не дающая настроить минимальное значение выдержки. Впрочем, если камера упирается в ограничение ISO, происходит увеличение выдержки, а не светочувствительности, для камеры в приоритете именно порог ISO, что логично с учетом эффективного стабилизатора.

Картинка Olympus PEN-F хороша своей детализацией. За счет использования электронной передней шторки (для этого необходимо включить режим anti-shock) снижается ущерб, наносимый четкости изображения сотрясением механического затвора. Как следствие – высокий уровень микрорезкости.

Динамический диапазон неплох для камеры системы Micro Four Thirds, но это не самая сильная сторона PEN-F. Ее сильная сторона – это, конечно, цветопередача, характер картинки. Причём, как нетрудно догадаться по написанному выше, PEN-F хороша именно качеством, выдаваемым в JPEG. Получаемые с нее RAW-файлы, безусловно, пластичнее, позволяют серьезнее работать с изображением, но претензий к JPEG возникает минимум.

Скачать RAW-файлы (539 Мбайт)

#Автономная работа

Olympus PEN-F, как и многие ее предшественницы, комплектуется литий-ионной батареей BLN-1 емкостью 9,3 Вт*ч (1220 мА*ч, 7,6В). Заявленный ресурс по замерам CIPA – 330 снимков. Реальные показатели не упадут ниже заявленных и могут быть заметно выше, в зависимости от условий съемки и использования видоискателя или дисплея. Причем чем активнее используется видоискатель – тем меньше будет ресурс. У меня камеры вполне хватало на съемочный день на MWC – это около 350-360 снимков. Ничего особенного для беззеркалки, нормальный средний уровень, рекомендую сразу обзавестись несколькими аккумуляторами и носить их с собой. К сожалению, с USB-зарядкой PEN-F не дружит, можно использовать только автономное зарядное устройство.

#Заключение

Olympus PEN-F смело заходит на территорию, давно облюбованную Leica, – туда, где удовольствие от работы с камерой ходит рука об руку с получаемым от нее результатом. Это чрезвычайно стильный аппарат, в металлическом корпусе, с солидным шлейфом истории за спиной – и вся его рекламная кампания построена в первую очередь на демонстрации его премиальности.

Но без жертв в плане функциональности. По сути своей это OM-D E-M5 II со всеми ее достоинствами вроде 5-осевого стабилизатора, высокой скорости серийной съемки, поворотного дисплея с сенсорным покрытием, россыпью программных эффектов, только с новым, улучшенным сенсором более высокого разрешения и расширенными возможностями по внутрикамерной работе с JPEG. Без пыле- и влагозащиты и с чуть более простым видоискателем, но при этом в более компактном корпусе.

Но Olympus PEN-F – это дорогой фотоаппарат: за версию без объектива просят 90 тысяч рублей. Вполне справедливая плата за сочетание имиджа и больших возможностей: да, вы получите небольшую, очень красивую и здорово снимающую камеру, пользоваться которой – одно удовольствие, но и отдать за нее придется много.

Достоинства:

  • компактный, здорово собранный и очень красивый корпус;
  • поворотный сенсорный дисплей + отличный электронный видоискатель;
  • отличный набор органов управления;
  • скорость серийной съемки до 10 кадров в секунду при хорошем буфере;
  • исчерпывающий набор инструментов для работы с JPEG;
  • механический затвор с выдержкой до 1/8000 + электронный с выдержкой до 1/16000;
  • превосходный встроенный стабилизатор;
  • режим High Resolution с возможностью съемки 50-мегапиксельных фотографий;
  • прекрасная комплектная вспышка.

Недостатки:

  • не слишком удобный хват;
  • отсутствие пыле- и влагозащиты;
  • неудачное основное меню;
  • не слишком уверенно работающий непрерывный автофокус;
  • нет разъемов для микрофона и наушников;
  • цена.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Обзор и тестирование Zalman Z10 DS: корпус с экраном или экран с корпусом? 2 ч.
Министр торговли США признала, что санкции против Китая неэффективны 5 ч.
Apple запустила разработку умного дверного звонка с Face ID 5 ч.
AirPods научатся измерять пульс, температуру и «множество физиологических показателей» 7 ч.
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 11 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 11 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 13 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 18 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 19 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 19 ч.