Фото и видео

Обзор беззеркальной фотокамеры Fujifilm X-T20: в поисках баланса

⇣ Содержание

#Управление, видоискатель и дисплей

X-T20 построена по классическим канонам Fujifilm, которая стремится объединить в дизайне своих камер декоративное с практичным. От пленочных предков модели X-серии досталась не только общая форма и оформление корпуса, но и множество селекторов и переключателей, которые позволяют управлять основными функциями, не заходя в различные экранные меню. В X-T20 это не так развито, как в X-T2 или X-Pro2, — например, здесь нет колеса регулировки ISO. Зато есть специальный селектор режимов работы камеры (от которого старшие модели избавлены), а также можно подкрутить выдержку или ввести экспокоррекцию с помощью аналоговых переключателей. Селекторы лишены кнопок блокировки, но обладают достаточно тугим ходом, чтобы не перескакивать между значениями самостоятельно.

 
 

Управление диафрагмой вынесено на оптику — правда, соответствующее кольцо есть не на всех объективах под X-mount. В этих случаях придется обращаться к помощи программируемых навигационных дисков – они есть на корпусе и спереди, и сзади. В отличие от X-T2, здесь нет специального джойстика управления точками фокусировки, хотя сама система автофокусировки та же самая. Это чуть усложняет работу с ней, но не слишком значительно – есть сенсорное покрытие дисплея, за счет которого можно задавать зону фокусировки пальцем, да и навигационные клавиши весьма помогают. Сенсорное покрытие, кстати, Fujifilm чуть по-снобистски проигнорировала в старших моделях.

На одну меньше стало программируемых клавиш – это чуть более неприятная проблема. Из-за отсутствия выделенной кнопки старта видеозаписи эту функцию приходится вешать на единственную подходящую для этого клавишу. А, например, активация Wi-Fi, или настройка баланса белого, или управление ISO (и так далее) оказывается неприкаянным – лишний повод обращаться к быстрому меню.

 

Оно тут, правда, одно из лучших. Быстрое меню реализовано в виде матрицы, выбирать параметры в которой можно и прикосновением к экрану, и перемещаясь по ней с помощью навигационного блока. А меняются параметры при помощи тыльного диска, без лишних нажатий. Список параметров, которые выводятся в быстром меню, тоже доступен для настройки. Есть и память для восьми пользовательских сценариев.

   
   
   

Основной интерфейс сохранил обновленную логику последних моделей, с разделом «Мое меню», где можно прописать до 16 регулярно используемых функций.

   

На экран Live View можно вывести сетку, виртуальный горизонт, гистограмму. Повторю на всякий случай «адрес» настройки его вида, поскольку новичку это может быть непросто отыскать: настройка → настройки экрана  отображение пользовательских настроек. Основное меню вообще не блистает продуманностью, это не сильная сторона камер Fujifilm: например, настройка и активация Wi-Fi находятся в разных местах. Если вы предпочитаете строить кадр исключительно через видоискатель, то на экран можно вывести основные настройки.

Дисплей использован такой же, как на X-T2: ЖК, 3 дюйма, 1,04 миллиона точек. Он достаточно яркий, цветопередача нормальная, углы обзора достаточные. Хотелось бы лучшей детализации, но для фотокамеры этот параметр вторичен. Дисплей наклонный: на 45 градусов вниз и на 90 градусов вверх. Повернуть экран в других плоскостях, в том числе и на 180 градусов для съемки автопортретов, нельзя – селфи на фотокамеру придется делать вслепую. Или (о ужас!) не делать вовсе.

В X-T20 установлен электронный видоискатель с OLED-дисплеем. Разрешение то же самое, что и у X-T2, – 2,36 миллиона точек, охват тоже стопроцентный, но меньше площадь (0,62x против 0,77x), снижена частота обновления (60 Гц против 100 Гц, из-за чего картинка при искусственном освещении может стробить) и нельзя заменить наглазник (по умолчанию он вполне удобный, хотя уступает тому, что используется в старшей модели).

#Функциональность и автофокус

Я уже писал это в самом начале, но придется повторить: в X-T20 та же комбинация сенсора и процессора, что и в X-T2 (и более того, в X-Pro2): X-Trans CMOS III с разрешением 24,3 мегапикселя + X Processor Pro2. Матрица, конечно же, лишена одновременно и низкочастотного фильтра, и проблем с муаром за счет особого расположения пикселей (та самая технология X-Trans).

Перешла в наследство от репортажной модели и система автофокуса, сочетающая в себе 156 контрастных точек и 169 фазовых датчиков, размещенных прямо на матрице (общее число точек, соответственно, – 325). Они покрывают большую часть кадра и делятся на 91 зону, между которыми и предлагается выбирать — отдельного выбора по каждой точке нет.

Отличие от X-T2 – отсутствуют ручные настройки следящего автофокуса, есть только пресеты-предустановки, рассчитанные на различные режимы использования. Впрочем, даже без их активации, на автомате, следящий автофокус отрабатывает весьма уверенно – объект ведется четко по зоне фокусировки, переключение между целями происходит быстро, в том числе камера реагирует на объекты, движущиеся к ней/от нее. В процессе тестирования я попробовал X-T20 в условиях спортивной съемки (волейбол), камера отработала ее уверенно.

Можно выставлять фокус по точке, по зоне или задействовать широкий трекинг по всему кадру. Слабое место автофокуса X-T2/X-T20 – быстрые переходы с переднего плана на задний и наоборот, автофокус может «подвисать» даже при использовании точечного выбора. Также, несмотря на заявленную чувствительность вплоть до -3 EV, система фокусировки проявляет тенденцию к нечастым, но регулярным ошибкам в темноте.

При ручной фокусировке можно актировать помощь в виде увеличения зоны, цифрового разделения объекта, подсветки зоны резкости (focus peaking).

   

Примеры репортажной (спортивной) съемки при помощи Fujifilm X-T20

У Fujifilm X-T20 урезаны возможности серийной съемки. При использовании механического затвора (работающего, к слову, с выдержками не ниже 1/4000 секунды) предельная скорость съемки достигает 8 кадров в секунду. При этом с электронным затвором (работает, как и в X-T2, с выдержками вплоть до 1/32000 с) скорость та же – до 14 кадров в секунду. Сокращен и буфер обмена: камера до подвисания способна отснять до 60 кадров JPEG и до 23-25 RAW (или RAW + JPEG). С картами памяти стандарта UHS-II X-T20, правда, не дружит, так что больший буфер по RAW в данном случае не имел бы смысла. К тому же для данного класса это весьма впечатляющие цифры – мы все-таки говорим о камере не за 100 тысяч, а «всего» за 58.

Новая "Фуджи" достаточно быстро для «беззеркалки» включается – Fujifilm называет цифру 0,4 секунды, есть основания ей верить. Зеркалки, конечно, активируются еще быстрее — там нет необходимости тут же включать дисплей, но эти доли секунды имеют значение только на уровне репортеров-профи.

За экспозамер отвечает TTL-датчик с 256 точками, сохранивший, увы, тенденцию к недоэкспонированию: я регулярно снимал с небольшой экспокоррекцией «вверх». Диапазон поправки широкий: от -5 до +5 EV. Причем на селекторе доступен только диапазон от -3 до +3 EV – остальное необходимо «добирать» с помощью дополнительного диска.

Есть гибкая подстройка автоматического ISO: можно и задавать границы светочувствительности, и ставить минимальную выдержку.

Встроенного стабилизатора в X-T20 нет – Fujifilm, увы, продолжает игнорировать одну из самых приятных тенденций в мире фототехники. Рассчитывать приходится только на стабилизированную оптику, а при использовании обычных или старых объективов — уповать на крепкую хватку. Это очевидный недостаток камер Fuji в сравнении с почти всеми конкурентами.

В корпус встроена вспышка ведущим числом 7 (при ISO 200). Прогресс относительно X-T10 есть и тут – на эту камеру устанавливалась вспышка с ведущим числом 5. Синхронизация с внешней вспышкой – x180.

Пример съемки со вспышкой

Пример съемки со вспышкой

Качество ее работы довольно типичное для встроенной вспышки, какими-то специфическими особенностями вроде откидывающейся головки она не обладает.

В X-T20 предусмотрен встроенный модуль Wi-Fi (802.11b/g/n), который дает возможность управлять камерой при помощи смартфона или планшета, используя их в качестве удаленного видоискателя, а также перекидывать фотографии и видео без помощи проводов или кардридера. Второе, пожалуй, даже более актуально для любительских сценариев использования. Приложение доступно для Android и iOS.

#Видеосъемка

В плане видео X-T20 одновременно и урезана относительно X-T2, и значительно превосходит X-T10 и даже X-Pro2! Конечно же, за счет поддержки записи 4K-видео, причем сразу на карту памяти, без костылей в виде внешнего рекордера. Контейнер тот же – старый MPEG4. Частота – до 30 кадров в секунду с битрейтом 100 Мбит/с. Разница с X-T2 – в невозможности использовать батарейный блок, с ним X-T20 не дружит. Он позволял X-T2 снимать 30-минутные 4К-ролики, тогда как X-T20 окончательно и бесповоротно ограничен 10-минутной продолжительностью. Ну и цветовые профили F-log тут не поддерживаются. Также здесь нет выхода на наушники и поддерживаются только медленные карточки памяти.

Скачать видеоролик в оригинальном качестве (458 Мбайт)

Для любительских нужд того, что предлагает X-T20, вполне достаточно. За счет сочетания качественного сенсора и достойной оптики можно получать хорошую картинку, автофокус неплохо работает и в режиме видео. Но рассчитывать на использование этой камеры в качестве профессионального инструмента или на подстраховке видеооператора не стоит.

#Фотосъемка

В X-T20 появился селектор режимов – и это та самая граница между профессиональными и любительскими камерами в понимании Fujifilm. Есть, правда, еще X100 (в актуальной версии F), но у нее свой, особый путь. На этом селекторе мы, тем не менее, не найдем привычного набора P/A/S/M – переключение между ними происходит за счет других селекторов. Зато тут есть мультиэкспозиция, панорама, два режима для спецэффектов изображения, три варианта протяжки, два вида брекетинга и видеозапись. Как видим, снова у Fuji свой особый путь – за это компанию и любят (или наоборот).

Есть в X-T20 и полностью автоматический режим, в котором камера почти все решает за фотографа (в том числе и поднимает вспышку при необходимости, к примеру). Он зовется SR+ и активируется не через общий селектор, а с помощью специального рычажка в районе переключателя выдержки – как на компакте X70.

Больше ничего нового в программном плане в X-T20 нет – панораму и мультиэкспозицию я уже упомянул выше, есть регулировка насыщенности теней, цвета, резкости, программное подавление шума для длинных экспозиций и фирменная система программного расширения динамического диапазона. А вот с настоящим HDR более-менее серьезные камеры Fujifilm как не дружили, так, судя по всему, и не собираются. Зато X-T20 умеет добавлять к фотографиям «благородное» (на самом деле не слишком) зерно.

Fujifilm X-T20, несколько примеров применения симуляции пленки

Конечно же, в наличии симуляция фирменных пленок – общим числом до 15, если считать все черно-белые вариации (в том числе и контрастной Acros).

Fujifilm X-T20, спецэффекты изображения

Есть и популярные «спецэффекты изображения», под них выделены аж два деления на селекторе режимов. Переключаться между ними можно, назначив для этого программную клавишу. Причем если вы вообще собираетесь ими пользоваться, то назначения отдельной кнопки не избежать: использовать ее для других целей не выйдет – где еще можно поменять фильтры, я попросту не нашел.

Вместе с камерой нам выдали один-единственный объектив. Зато новый и весьма любопытный – 23mm ƒ/2,0 (для X-T20 эквивалентное фокусное расстояние – 35 мм). Компактная и более чем в два раза менее дорогая (28 против 59 тысяч рублей) версия объектива 23mm ƒ/1,4.

Объектив прекрасный, несмотря на не слишком впечатляющую для «фикса» светосилу. Он берет свое компактностью, легкостью (180 граммов), уверенной работой с контровым освещением, резкостью и сборкой (есть и влагозащита, актуальная, правда, больше для связки с X-T1/X-T2). Хроматические аберрации не выражены, краевая резкость на достойном уровне. По скорости фокусировки и шумности он даже выигрывает у 23mm ƒ/1,4 – хотя непосредственно столкнуть эти объективы «лбами» у меня и не было возможности. Сокращена и минимальная дистанция фокусировки – 22 см против 60 см у 23mm ƒ/1,4. В плане размытия фона он, конечно, проигрывает по простейшим физическим причинам, но в остальном это прекрасная оптика «на каждый день». У Fujifilm вообще подбирается очень любопытный парк объективов.

Автоматика Fujifilm X-T20 работает неплохо – да, есть упомянутая склонность к недоэкспонированию, да, при съемке с лампами накаливания баланс белого слишком теплый, но это привычная история. Во многих ситуациях камере можно смело доверить управление большинством параметров, пускай аппараты Fuji и рассчитаны на максимальный контроль со стороны фотографа.

 

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12800

 

ISO 25600

 

ISO 51200

Скачать RAW-файлы (379 Мбайт)

На высоких ISO Fujifilm X-T20 проявляет себя средне – это вполне ожидаемо после тестов X-Pro2 и X-T2, оснащенных тем же сенсором. Низкий уровень шумов сохраняется вплоть до ISO 3200. На ISO 6400 очень важно правильно экспонировать снимок, чтобы шумы не были слишком уж заметными. На более высоких значениях чувствительности картинка уже слишком теряет в деталях и покрывается шумами. Также расстраивает высокий минимальный порог чувствительности: ISO 100 доступно только в качестве расширения — с минимальным, но снижением качества снимка.

   

Fujifilm X-T20, шумоподавление. Слева направо: от минимального (-4) до максимального (+4)

Fujifilm X-T20 в первую очередь прекрасно проявляет себя, если вы хотите прямо на выходе получить качественный JPEG: очень сочная, но при этом естественная цветопередача, нормальный баланс между светами и тенями, минимум огрехов при сжатии. Для любителя, который не желает возиться в фоторедакторе, настоящий подарок. RAW тоже вполне пластичный, с нормальным динамическим диапазоном и достойной детализацией.

Скачать RAW-файлы (737 Мбайт)

#Автономная работа

В X-T20 используется аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В). В чем именно особенность версии S — выяснить не удалось: емкость та же, что и в обычном NP-W126. Но вот в плане времени работы X-T20 смогла преподнести сюрприз. Ничего сверхъестественного: Fujifilm по-прежнему не блистает в этом плане. Но, во-первых, заявлено 350 кадров по методике CIPA. А, во-вторых, у меня при различных условиях использования (на длительных прогулках или на спортивном соревновании) получалось отснять по 430-460 снимков. Но самое приятное, что вполне честно в этот раз работал контроллер – то, что показывал индикатор, вполне напоминало правду. Важный момент – камеру можно заряжать как при помощи встроенного USB-порта, так и за счет комплектного зарядного устройства.

Ну и напомню, что X-T20 не дружит с батарейной ручкой, а также не предлагает «форсированного» или «экономичного» режимов, которые есть у X-T2. Точнее даже так: она всегда работает в «экономичном» режиме.

#Заключение

Fujifilm попробовала проделать старый фокус второй раз – берется старшая модель, рассчитанная на серьезных фотографов-репортеров, и ключевые вещи (сенсор, процессор, система автофокуса) из нее помещаются в более компактный корпус. Параллельно обрезается масса вещей, важных для репортеров (от буфера обмена до влагозащиты), и на выходе получается отличная камера для фотографа-энтузиаста без профессиональных амбиций.

Только в случае с X-T20 все оказалось еще любопытнее, чем с X-T10. Во-первых, временной промежуток между выходом старшей модели и ее упрощенной версии в этот раз оказался короче – в итоге вся начинка предельно актуальна. Во-вторых, старшая модель превысила давящий на психику ценовой барьер в 100 тысяч рублей, к тому же она в еще большей степени направлена на удовлетворение профессиональных амбиций. А ниша камеры для энтузиастов оказалась полностью открытой — никакой внутренней конкуренции, раздолье. На заданный в начале вопрос «В чем подвох?» остается только ответить: «Ни в чем». У Fujifilm опять получилась замечательная travel-камера для тех, кому не очень важна видеосъемка и какие-то навороты вроде подключаемого батарейного блока и повышенной надежности.

При сравнении с X-T10 разница очевидна: изменилось (в лучшую сторону) практически все, кроме дизайна и философии управления — они остались прежними.

Достоинства:

  • прекрасное качество съемки;
  • внутрикамерное сжатие JPEG на высоком уровне;
  • удобная система управления;
  • быстрый и цепкий автофокус при нормальном освещении;
  • достаточно крупный и четкий электронный видоискатель;
  • отличный дизайн и приятные впечатления от работы.

Недостатки:

  • автофокус не блещет в темноте;
  • нет доступа к карте памяти при размещении на штативе;
  • нет пыле- и влагозащиты;
  • работа с видео хуже, чем у большинства конкурентов.
 
← Предыдущая страница
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥