Сегодня 24 мая 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор WQHD-монитора BenQ PD2500Q: в шаге от идеала

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор BenQ PD2500Q был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10%;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе BenQ PD2500Q производитель использует восемь предустановленных режимов (один из них с четырьмя подрежимами) и один дополнительный — для полностью ручной настройки. При тестировании мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный среди доступных.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения – стандарт;
  • яркость – 100;
  • контраст – 50;
  • резкость – 5;
  • цветовая температура – нормальный;
  • AMA – выс.;
  • гамма – 2,2;

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения – пользов.;
  • яркость – 18;
  • контраст – 50;
  • резкость – 5;
  • цветовая температура – опр. польз. (100/97/92);
  • AMA – выс.;
  • гамма – 2,2.

Для доступа к полному перечню необходимых параметров был использован пользовательский режим. После перехода в него точка белого потеряла былую точность настройки, пришлось изменять значения RGB Gain вручную и, безусловно, снижать яркость до оптимального значения. Степень разгона AMA (Overdrive) не менялась, поскольку оптимальное значение было выбрано производителем по умолчанию.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 363 0,434 836
90 329 0,395 833
80 298 0,357 835
70 266 0,319 834
60 234 0,281 833
50 202 0,242 835
40 170 0,204 833
30 137 0,165 830
20 104 0,125 832
10 71 0,085 835
0 38 0,045 844

Максимальная яркость оказалась на уровне 363 кд/м2, а нижнее значение составило 38 кд/м2. Коэффициент контрастности – 835:1 в среднем, что несколько меньше, чем заявлено в технических характеристиках, но не является проблемой при повседневном использовании монитора.

Полученный диапазон изменения яркости подсветки оказался идеальным со всех точек зрения. По верхней границе монитор превышает указанное производителем значение, а нижняя граница позволит максимально снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения или его полного отсутствия.

#Результаты при стандартных настройках

Монитор обладает матрицей со стандартным цветовым охватом. В частности, производитель делает ставку на 100-процентное покрытие стандартов sRGB и идентичного ему по ЦО Rec.709.

По умолчанию треугольник цветового охвата слегка превышает рабочую область sRGB в нескольких зонах, но немного уступает ему на зелёных оттенках. Из-за этого PD2500Q соответствует sRGB только на 96,1 %, что тем не менее является высоким результатом. Однако вновь напомним, что без использования CMS и ПО с его поддержкой максимально правильной цветопередачи не достичь.

Монитор BenQ PD2500Q удивил нас не только безупречной (а такое бывает примерно раз на 100 моделей мониторов!) настройкой точки белого, но и высоким результатом стабильности ЦТ оттенков серого.

Более того, расхождение каналов гамма-кривых фактически отсутствует, а линии лежат максимально близко к референсу.

Среднее отклонение цветопередачи монитора при использовании системного профиля sRGB составило 1,35 единицы DeltaE94, максимальное – 4,36. Достичь меньших отклонений не позволил нестандартный цветовой охват монитора, о котором операционная система не догадывается. Но это решаемо.

#Результаты после настройки и профилирования

Исходя из результатов в предыдущем разделе, мы решили обойтись без полноценной калибровки, ограничившись точной ручной настройкой и дальнейшим профилированием (созданием профиля устройства).

После снижения яркости до 100 нит изначально идеально выставленная точка белого потеряла свои позиции, поэтому нам пришлось перейти в режим ручной настройки, где можно было настроить усиление RGB.

Всё это практически не сказалось на цветовом охвате монитора, а стабильность цветовой температуры оттенков серого сохранилась на высоком уровне.

Точность установки гамма-кривых слегка изменилась в худшую сторону, но это не тот случай, когда мы бы рекомендовали проводить полноценную калибровку с внесением правок в гамма-кривые на уровне LUT видеокарты, что привело бы к ухудшению воспроизведения градиентов.

К тому же выбранный нами подход позволил с легкостью достичь идеальных результатов в плане точности передачи: 0,3 единицы DeltaE94 в среднем и 0,98 в максимуме. Такое редко удаётся в случае с мониторами, где заводская установка далека от идеала и требуется внесение изменений в LUT.

#Результаты в режиме sRGB

Среди предустановленных режимов изображения у нового BenQ PD2500Q есть пресет sRGB, и мы, исходя из нашей методики тестирования, были обязаны проверить его в действии.

Как оказалось, у новинки от BenQ достаточно хорошо работает эмуляция цветового пространства sRGB, все выходящие за его пределы области были с легкостью отсечены. Благодаря этому необходимости использования профилей при работе в этом режиме нет.

Точка белого близка к заводским установкам, как и стабильность цветовой температуры оттенков серого. То есть с ними все хорошо.

На гамма-кривых отметим небольшой подъём в зоне с тёмными оттенками, что и приводит к хорошей различимости крайних полутонов и подводит PD2500Q к требованиям соответствующего стандарта. Работать в таких условиях несколько комфортнее, чем в режиме «Стандарт», тем более что изменять яркость в этом режиме разрешено, а это бывает далеко не всегда.

Рассматриваемый режим стал лидером и по итоговым результатам точности цветопередачи: 0,92 единицы DeltaE94 в среднем и 3,22 в максимуме. Иногда (у не самых удачных мониторов) такие высокие результаты мы получаем только в ходе ручной настройки и дальнейшей калибровки, а PD2500Q демонстрирует их, как говорится, «из коробки». Так держать, BenQ!

#Результаты при активном датчике внешней освещённости

Очевидно, что в сознании покупателей, приобретающих монитор с датчиком внешней освещённости, есть чёткое понимание того, что должен делать этот датчик и при каких условиях. Требование вроде бы простое – регулировать яркость подсветки матрицы исходя из полученных данных о внешней освещённости в рабочей зоне. Так оно и есть в большинстве случаев, однако новый BenQ PD2500Q – исключение из правил.

Во-первых, отметим, что активировать систему Brightness Intelligence инженеры компании позволяют только в пяти режимах из девяти доступных (учитываем пользовательский – User). Среди них: CAD/CAM, Standard, Low Blue Light (с четырьмя подрежимами), Darkroom и M-Book. Во-вторых, рабочий диапазон яркости в каждом из них разный. И если, к примеру, в Standard при закрытии датчика рукой минимальная яркость оказалась на уровне 110 нит, то в Darkroom система позволила опустить её до 81 нит, что всё равно очень далеко от измеренного нами минимума в 38 нит при ручной регулировке. Мы проводили эксперименты с разной чувствительностью датчика (выставляется в меню, от 0 до 100 с точностью в 1 %), однако желаемого эффекта это не дало.

Но все это не столь страшно на фоне тех изменений, которые вносятся в гамма-кривые в зависимости от степени изменения яркости подсветки при активном датчике внешней освещённости. Выше приведён пример того, что делает электроника монитора в режиме Standard с работающей системой Brightness Intelligence в дневное время суток в комнате с закрытыми шторами. Кроме снижения яркости до уровня ~130 нит (хотелось бы ниже) PD2500Q продемонстрировал резкие подъёмы на гамма-кривых, что сильно подпортило высокие результаты изначальной точности цветопередачи.

Более того, исходя из результатов теста Argyll CMS, мы можем сделать вывод, что портятся не только гамма-кривые, но и цветовой охват монитора. Такое поведение модели было отмечено и в других четырёх пресетах, где датчик освещённости можно активировать. Степень негативного влияния на точность цветопередачи оказалась в прямой зависимости от силы снижения яркости подсветки, но в том, что Brightness Intelligence меняет цветопередачу (особенно в крайних тёмных областях) сразу после включения этой функции, нет ни малейшего сомнения – это видно и без измерений приборами.

Всем понятно, что так быть не должно, и мы надеемся, что компания BenQ учтёт найденные нами недостатки и сможет поправить их с помощью обновления прошивки.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Очевидно, что равномерность не самая высокая.

Среднее отклонение от центральной точки составило 9,9 %, а максимальное — 21 %. Результат довольно типичный для монитора такой диагонали без системы компенсации неравномерности подсветки. Назвать его хорошим мы не можем (всегда хочется лучше), но это точно не провал.

А вот за равномерность подсветки по уровню цветовой температуры BenQ PD2500Q можно похвалить. Разброс значений у героя нашего обзора составил всего 374 кельвина, среднее отклонение от центральной точки – 1,6 %, максимальное – 3,1 %. На диаграмме поверхности видно, что панель как бы разделена на две зоны, ЦТ в каждой из которых отличается от значений в центральной точке не более чем на ~150 К.

Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, подтверждает вышесказанное. Максимальное отклонение всего 4,4, а среднее удалось удержать на уровне в 2 единицы DeltaE, что является очень хорошим результатом.

По равномерности чёрного поля наш экземпляр PD2500Q порадовал не столь сильно, как ранее протестированный PD2700Q. У монитора меньшего размера оказались более выраженными паразитные оттенки по углам, в остальном же всё так же, как и у большинства мониторов с IPS-type-матрицами и диагональю экрана от 23 до 27 дюймов.

Первая фотография представлена для более наглядной демонстрации неравномерности подсветки, а вторая приближена к тому, что на самом деле увидит пользователь при работе за монитором в отсутствие внешнего освещения. По ней становится ясно, что в реальной работе с особыми проблемами вам столкнуться не придётся (если вы, конечно, не работаете исключительно в ПО с тёмным или чёрным интерфейсом), особенно если снизить яркость подсветки до оптимального уровня (80–120 нит). Куда сильнее мешает Glow-эффект, от которого никак не избавиться.

Следующая страница → ← Предыдущая страница
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Alphabet и Meta предлагают Голливуду миллионы долларов за использование контента для ИИ 22 мин.
Microsoft Edge начнет блокировать создание скриншотов на защищённых страницах 2 ч.
«Ничего лучше в жизни не видел»: игроков восхитил трейлер MultiVersus, посвящённый маньяку-убийце из «Пятницы, 13-е» 7 ч.
Анонсирована Warhammer 40,000: Mechanicus II с кампаниями за Адептус Механикус и Некронов — первый трейлер и подробности 8 ч.
Дополнение Void Shadows к Warhammer 40,000: Rogue Trader получило дату выхода, а для Warhammer 40,000: Boltgun анонсировали аддон Forges of Corruption 9 ч.
Взрывной трейлер Warhammer 40,000: Space Marine 2 подтвердил PvE-режим и возвращение PvP — в российском Steam открыт предзаказ 10 ч.
Смартфоны и планшеты с российской ОС «Аврора» и RuStore поступят в продажу 27 мая 12 ч.
В рамках мегараспродажи Epic Games Store началась раздача новой тайной игры 12 ч.
Disney предложит погрузиться в альтернативную киновселенную Marvel с помощью Apple Vision Pro 12 ч.
Провалы, хиты и большие надежды: Embracer рассказала о продажах своих игр, включая новую Alone in the Dark и Dead Island 2 12 ч.