Сегодня 23 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор фотокамеры Sony a9: «беззеркалка» для репортеров

⇣ Содержание

#Управление, дисплей, видоискатель

Если обводы корпуса почти не изменились по сравнению с тем, что мы видели у a7R II, – эти камеры нетрудно спутать при беглом взгляде, то эргономика и система управления здорово отличаются. Тут и джойстик для управления точками автофокуса (и быстрой навигации по меню), причем один из самых удобных, которые я когда-либо видел в фотокамерах (особенно это радует после неудачного его исполнения в a99 II), и три программируемые клавиши, и два селекторных диска, чувствительных к нажатию. Набор клавиш и переключателей можно назвать исчерпывающим, их исполнение также не вызывает вопросов, которые нет-нет да возникали при разговоре о других «беззеркалках» Sony. Работать с ними мне было комфортно даже на холоде, в перчатках.

Единственная серьезная претензия, которая возникла у меня к органам управления a9, касается клавиши пуска видеозаписи. В теории она расположена неплохо – аккурат под большим пальцем правой руки. На практике для ее нажатия надо слегка смещать кисть и, что хуже, жать на кнопку с усилием, в результате камера при начале записи неизбежно трясется, если не стоит на штативе. Я бы рекомендовал переместить эту функцию на одну из программируемых клавиш.

Улучшен интерфейс – без кардинальных изменений в логике (горизонтальная навигация с вертикальными списками), но с более продуманным списком настроек. Есть подраздел «Мое меню», причем туда не просто ссыпаются те настройки, которые вы используете чаще всего: есть возможность наполнять его вручную для нескольких профилей сразу – например, можно создать отдельные подборки параметров для фото- и для видеосъемки.

В Sony a9 используется наклонный дисплей с сенсорной поверхностью. ЖК-матрица с диагональю 3 дюйма и разрешением 1 440 тыс. точек (800 × 600) позволяет работать с камерой достаточно комфортно: яркости хватает, чтобы разглядеть картинку в солнечный день, цветопередача близка к реальности, с углами обзора порядок. Хотя почему не установить OLED, который дал бы еще больший комфорт при работе под прямыми солнечными лучами, – я не понимаю.

Видоискатель, естественно, электронный. Здесь как раз используется матрица на органических светодиодах – с запредельной контрастностью. Разрешение выросло по сравнению с тем, что мы видели на прошлых камерах Sony, – здесь оно составляет 3 686 тыс. точек. Также выросла и частота – до 120 кадров в секунду при спокойном режиме съемки и 60 кадров в секунду при съемке серией. При этом стоит сказать, что даже на максимальной скорости (20 кадров в секунду) экран видоискателя не гаснет между снимками – никаких задержек, ни малейшего дискомфорта, полный контроль.

На видоискателе есть диоптрийная коррекция и датчик приближения, позволяющий экономить заряд, – камера не будет держать одновременно включенными и экран, и видоискатель. Правда, датчик раздражает — то и дело выключает дисплей во время операций, не связанных с видоискателем. Особенно это мешает при съемке видео – ведь тянуться приходится к той самой кнопке, которая расположена в сантиметре от датчика. И экран наверняка погаснет на первые мгновения видеосъемки. Я в итоге отказался от услуг датчика, переключаясь между дисплеем и видоискателем вручную.

На экран Live View, доступный как на основном дисплее, так и в видоискателе, можно вывести исчерпывающий набор настроек, виртуальный горизонт, гистограмму, «зебру», сетку нескольких видов. Доступно быстрое меню в виде небольшой матрицы, которая выводится в нижней части экрана. При постоянном использовании видоискателя на основной дисплей можно вывести все ключевые настройки — как у зеркалок.

#Функциональность и автофокус

В Sony a9 используется новый полнокадровый (36 × 24 мм) сенсор с разрешением 24,2 мегапикселя с обратной засветкой. Камера не участвует в гонке мегапикселей – она рассчитана в первую очередь на репортаж, тогда как студийное использование для a9 вторично, но не исключено. Все-таки говорить о том, что 24 мегапикселей для современной полнокадровой камеры мало, – значит откровенно лукавить.

В связке с матрицей здесь работает свежий процессор BIONZ X – и он делает a9 быстрейшей камерой в истории Sony. Причем речь не только о серийной съемке (мы поговорим о ней чуть ниже), но и обо всех ключевых операциях: камера мгновенно включается – почти «зеркальный» уровень реакции на включение, предельно шустро перемещается по меню, не задумывается в каких-либо ситуациях даже на долю секунды.

Формально, конечно, самая впечатляющая возможность Sony a9 — это серийная съемка со скоростью до 20 кадров в секунду с активированным электронным затвором. Никакого подвоха нет – лаг при пуске серийной съемки отсутствует, сохраняется контроль над процессом (да, экран не гаснет, вслепую снимать не приходится), какие-либо артефакты на снимках не проявляются. И да, для каждого из 20 кадров в секунду доступен автофокус. При съемке со скоростью 12 кадров в секунду (несжатый RAW) длина серии в формате RAW + JPEG составила 128 кадров (в зависимости от условий цифра может меняться). Буфер очистился за полторы минуты, но во время очистки можно как просматривать отснятый материал, так и делать снимки. В формате JPEG с максимальным качеством камера способна выдавать безостановочные серии длиной в 350-360 снимков. Очистка буфера в этом случае занимает до двух с половиной минут. Съемка велась на карту памяти SanDisk Extreme Pro microSDXC UHS-II.

Можно найти лишь один изъян при съемке на максимальной скорости – RAW в этом режиме пишется только с 12-битной глубиной цвета. 14-битный RAW мы можем получить при более размеренном использовании камеры – например, с механическим затвором, который ограничивает скорость съемки пятью кадрами в секунду.

Автофокус – еще один элемент Sony a9, не только резко выделяющий камеру на фоне предшественниц, но и не теряющийся на фоне монструозных конкурентов. 693 точки фазового автофокуса позволяют покрыть 93 % области кадра. Главное его свойство – опять же скорость: камера способна пересчитывать позиции до 60 раз в секунду, что и обеспечивает работоспособность автофокуса при серийной съемке. При этом похвастаться высокой чувствительностью он здесь не может – только -3 EV при использовании подсветки. Это улучшение в сравнении с a7R II, но не рекорд при разговоре о конкурентах в целом.

Однако это мелочи по сравнению с тем, как ведет себя автофокус в ситуации слежения – это лучшая система подобного типа в настоящий момент. Объект ведется очень четко до самого края кадра, переключение на другой объект осуществляется быстро – причем эту скорость можно настроить под свои нужды (переключая чувствительность слежения). Как и в a7R II, есть не просто распознавание лица, а распознавание глаз в кадре – причем работает оно четко, камере можно смело доверять в этой ситуации. Свадебные фотографы, безусловно, оценят – брака при непрерывной портретной съемке будет гораздо меньше, чем раньше.

Более того, автофокус показывает себя хорошо не только при фотосъемке (даже серийной), но и на видео, в том числе и замедленном, – камера предвидит, куда будет двигаться объект, и реагирует как на линейное движение, так и на глубину расположения объекта в кадре. Это действительно впечатляет.

Замер экспозиции ведется по матрице, для этого на ней используется 1 200 точек. Серьезных претензий по точности замера у меня не возникло – иногда вводишь поправку, но больше по вкусу, чем по необходимости. Режимы замера: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области. Экспокоррекция доступна в диапазоне до ±5 EV.

Механический затвор работает в стандартном диапазоне от 30 до 1/8000 секунды. Электронный добавляет возможность снимать на выдержках вплоть до 1/32000 секунды, причем бесшумно. Впрочем, я бы не рекомендовал использовать электронный затвор при искусственном освещении – можно запечатлеть стробоскопический эффект. Грубо говоря, увидеть полосы на изображении. Так что отснять корпоратив, ни разу не проявив себя щелчком затвора, не выйдет.

Встроенной вспышки, конечно же, нет – и смысла в ней для подобной камеры никакого, и пространство на корпусе сэкономили.

В Sony a9 предусмотрено два слота для карт памяти. Один рассчитан на карточку Memory Stick или SD вплоть до UHS-I, второй – только для SD, но уже с поддержкой стандарта UHS-II. Почему оба слота не приспособить под UHS-II или не плюнуть на все и не отдать один из них под быстрейшие карточки XQD, которыми почему-то пользуется одна лишь Nikon, – не понятно. Неужели серьезный фотограф реально будет рассматривать вариант использования Memory Stick?

 Пример съемки с выдержкой 1/6 секунды (фокусное расстояние – 16 мм, объектив 16-35mm f/2.8)

Пример съемки с выдержкой 1/6 секунды (фокусное расстояние – 16 мм, объектив 16-35mm f/2,8)

В Sony a9 используется 5-осевой внутрикамерный стабилизатор, который в данном случае позволяет работать по стандартному правилу: знаменатель выдержки соответствует фокусному расстоянию, умноженному на два. Снимать с рук на действительно длинных выдержках при использовании камеры со столь высоким разрешением я все-таки не советую – микросмаз на фотографиях заметен даже при соотношении выдержки и фокусного расстояния «один к одному». По факту самая короткая выдержка, с которой у меня получилось снимать на максимально широком угле (с объективом 16-35mm f/2,8), – 1/6 секунды.

У Sony a9 есть модули Wi-Fi, NFC и Bluetooth, которые дают возможность управлять камерой со смартфона, быстро передавать снимки без проводов на мобильное устройство и распечатывать их на принтере, поддерживающем Wi-Fi. NFC используется для быстрого соединения камеры и смартфона, без ввода пароля и распознавания QR-кода (второй способ контакта). Bluetooth не позволяет передавать кадры на смартфон в фоновом режиме (как это реализовано, например, в системе Nikon Snapbridge) — здесь модуль используется исключительно для привязки к снимкам геометок со смартфона. Встроенного GPS-модуля камера лишена.

#Видеосъемка

Sony позиционирует a9 в первую очередь как профессиональную фотокамеру, но выкидывать видеосъемку из ее достоинств и возможностей никто не собирается. Более того – наряду с a7s II именно она должна стать лучшей по этому параметру в серии. А значит, и на рынке вообще – Sony вместе с Panasonic здесь традиционно предлагает лучший набор функций.

Sony a9, конечно же, умеет снимать 4К-видео (3840 × 2160), причем при записи с частотой 24p не использует кроп. Картинка забирается с разрешения 6000 × 3376 с небольшой интерполяцией для уменьшения эффекта «плавающего затвора» (rolling shutter) и муара. Низкочастотного (антимуарного) фильтра на матрице, напомню, нет. При съемке с частотой 30 кадров в секунду используется 1,2-кратный кроп.

Пример замедленной видеосъемки на Sony a9

Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 156 Мбайт)

Пример замедленной видеосъемки на Sony a9

Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 84 Мбайт)

При съемке Full HD-видео камера умеет записывать ролики с частотой до 120 кадров в секунду. Такая спецспособность подчеркнута даже специальным режимом на селекторе – S&Q, что означает замедленную и убыстренную съемку. Причем качество такого видео реально впечатляет – я не заметил каких-либо артефактов или проблем. Примеры – выше. Впрочем, подобным уже могла похвастать и Sony a99 II, но без всякого подчеркивания такой функции.

Пример видеосъемки на Sony a9 в 4К

Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 464 Мбайт)

Sony a9 поддерживает форматы XAVC S, AVCHD и MP4. Битрейт — до 100 Мбит/с как в 4К, так и в Full HD. Есть разъемы для микрофона и для наушников, доступна трансляция по HDMI, можно подключить внешнее питание. При этом камера, естественно, умеет записывать 4К-видео с максимальной частотой прямо на карту памяти (подходящую по скорости).

Но a9 лишилась нескольких вещей, которые казались сами по себе разумеющимися для флагманской камеры Sony. Я имею в виду поддержку профилей S-Log2, S-Log3 и ITU 709, расширяющих динамический диапазон снимаемого изображения. Их можно встретиться на тех же a7S II, a7R II и a99 II. Чем это объясняется – я не представляю. Еще одна особенность Sony a9 – время, необходимое камере на подготовку к съемке. При переключении в видеорежим или при нажатии на клавишу записи видео ей требуется пара секунд, чтобы подготовиться.

Sony a9 умеет работать в режиме Super 35. При его активировании область кадра сужается до кропа 1,5 (соответствует стандарту APS-C) при формате 16:9, но съемка ведется без объединения пикселей, неизбежного при использовании всей поверхности сенсора. В результате, несмотря на суженную область съемки, четкость картинки повышается.

#Фотосъемка

В Sony a9 используется довольно свежий байонет E для полного кадра. Несмотря на то, что первые камеры с ним были представлены только в 2013 году (Sony a7 и Sony a7R), линейка очень быстро разрослась, и смысла сегодня сетовать на недостаток качественной оптики уже нет. Закрыты почти все необходимые фотографу фокусные расстояния и специализации. Всего за 4 года выпущено 26 (!) объективов под свежий байонет – темп, честно говоря, невероятный. С качеством тоже проблем нет, единственная претензия, которую можно предъявить этой оптике, касается цены — у Sony традиционно одни из самых дорогих объективов на рынке. Если у вас лежат объективы под байонет Sony (Minolta) A – паниковать и бросаться на «Авито» тоже не надо. Есть переходник, позволяющий сохранить рабочий автофокус и связку стабилизаторов.

Sony a9 с объективом Sony 16-35mm ƒ/2.8 G Master

Sony a9 с объективом Sony 24-70mm ƒ/2.8 G Master

Sony a9 с объективом Sony 100mm ƒ/2.8 STF G Master OSS

В комплекте с Sony a9 я получил на тест объективы Sony 16-35mm ƒ/2.8 G Master, Sony 24-70mm ƒ/2.8 G Master и Sony 100mm ƒ/2.8 STF G Master OSS. Два классических флагманских зума и необычный телефотообъектив с фиксированным фокусным расстоянием, аподизационным элементом в оптической схеме, 11-лепестковой диафрагмой и реальным светопропусканием T5.6. Он подойдет для портретной съемки в идеальных по свету условиях (день или студия) – тут он даст превосходную резкость и прекрасное боке. Для ночной или вечерней съемки его светосилы не хватит. Большая часть снимков сделана на самый универсальный 24-70mm ƒ/2.8 – из-за погодных и световых условий в наше время года в помещении и с неидеальным светом пришлось снимать больше обычного.

Несмотря на полностью профессиональный статус камеры, Sony a9 умеет работать в режиме «полный автомат». Кроме того, на селекторе можно найти традиционный набор P/A/S/M, два режима съемки видео (обычное и убыстренное/замедленное), а также три пользовательских сценария.

Программные возможности типичны для камер Sony: расширение динамического диапазона в JPEG (Dynamic Range Optimizer), брекетинг по экспозиции, программная коррекция артефактов оптики — затенения, хроматических аберраций, дисторсии (набор зависит от конкретного объектива). Есть «творческие стили» – обычная цветовая коррекция снимков, допустимая как в JPEG, так и в RAW.

Примеры съемки с применением программных фильтров

Но есть и фирменные «эффекты рисунка» (программное изменение JPEG с наложением различных фильтров) в не слишком большом количестве – акцент на них Sony, понятное дело, не ставит. Примеры их использования можете найти выше.

Камера вполне уверенно экспонирует снимки, поправкой пользоваться в целях именно коррекции до «нормального» состояния почти не приходилось — только в художественных целях. Баланс белого на автомате выставляется достаточно корректно, но излишне теплые тона при лампах накаливания все-таки неизбежны.

ISO 50

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

ISO 102400

ISO 204800

Скачать RAW-файлы (522 Мбайт)

Sony a9, несмотря на сенсор более низкого разрешения, выдает примерно то же качество съемки на высоких ISO, что и Sony a7R II. С одной стороны, это очень хороший уровень: картинка остается гладкой вплоть до ISO 3200, а диапазон до ISO 12800 — вполне рабочим, даже несмотря на шумы. Для репортажной съемки очень неплохо, хотя «прибором ночного видения» на манер A7S II эту камеру не назовешь. На ISO 25600 шумы становятся назойливыми, но лишние цветовые вкрапления не появляются. В этом плане аппарат работает очень аккуратно.

Слева направо: от выключенного шумодава до максимального на ISO 6400

При этом у a9 доработан алгоритм шумоподавления – камера это делает едва ли не лучше всех среди конкурентов, работая эффективно и одновременно деликатно, сохраняя большую часть деталей и баланс между «замыливанием» и рябью.

Слева – внутрикамерный JPEG, справа – файл, «вытянутый» из RAW по вкусу

Как ни странно, Sony a9 уступает прямым конкурентам по динамическому диапазону. Да, это все равно очень высокий уровень, но чего-то запредельного в плане пластичности RAW камера не демонстрирует. Также по традиции слегка разочаровывает по цветопередаче внутрикамерный JPEG – пусть и не так сильно, как раньше. Снимать репортаж с мгновенной пересылкой снимков «на базу» на Sony a9 можно. По детализации к новинке претензий никаких – картинка очень четкая и сочная.

Скачать RAW-файлы (1,26 Гбайт)

#Автономная работа

Репортажная камера не может обойтись без нормального времени работы от батареи – а у «беззеркалок» с этим традиционно беда. Да, можно сразу купить батарейную ручку VG-C3EM, обеспечивающую и удобный хват при вертикальном положении аппарата, и двойной заряд, – это более чем обоснованное вложение после покупки самой a9. Но Sony все-таки сделала ситуацию с временем работы приемлемой и без ручки. Здесь используется литий-ионная батарея нового поколения NP-FZ100 емкостью 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В). Страшно подумать, но это более чем в два раза больше, чем , например,у a7R II. Как итог – камера отрабатывает на одном заряде при размеренном режиме съемки (просмотр каждого кадра, равноценное использование дисплея и видоискателя, съемка и при дневном свете, и в темноте) 700-750 снимков без проблем. По методике CIPA заявлено 680 снимков – оснований не доверять этой цифре у меня нет. При постоянном использовании серийной съемки и с минимальным обращением к экрану для просмотра снимков вполне можно отснять и тысячу-полторы кадров.

При этом Sony a9 поддерживает зарядку как через USB, так и с помощью зарядного устройства. Камера способна работать в том числе и тогда, когда она подключена к сети или внешнему аккумулятору. Сказать, что здесь «беззеркалка» Sony как-то катастрофически уступает зеркалкам Canon и Nikon, я не могу.

#Заключение

Sony продолжает последовательно выпускать впечатляющие камеры – одну за другой. Не успело отшуметь как следует второе поколение a7R II и a7S II, как уже готовы a7R III (мы до нее обязательно доберемся) и репортерская a9. И снова дело обходится без осечек.

Sony a9 отлично вписывается в концепцию репортерской «беззеркалки»: с огромной скоростью серийной съемки и буфером, с относительно небольшим по разрешению сенсором, позволяющим сохранять размер файлов в пределах разумного, с едва ли не лучшим на рынке автофокусом и даже с достойным временем автономной работы. Она не просто окончательно расставляет все точки там, где надо, в разговоре про место «беззеркалок »в современном мире, а вполне полновесно посягает на место Canon 1D X Mark II и Nikon D5 под солнцем. Да, прямо сейчас сменят целую систему немногие, но вода, как известно, камень точит. У Sony, кажется, есть все шансы устроить очень мощную эрозию на этом сверхконсервативном рынке.

Достоинства:

  • небольшие габариты;
  • превосходный автофокус (и в покадровом, и в следящем режимах);
  • очень высокая скорость серийной съемки (12 или 20 кадров в секунду) с достаточным буфером обмена;
  • удачная схема управления;
  • высокое качество съемки в RAW;
  • достаточный запас светочувствительности;
  • запись видео в разрешении 4К и полный набор необходимых интерфейсов;
  • поворотный сенсорный дисплей;
  • встроенный стабилизатор;
  • возможность USB-зарядки;
  • Wi-Fi + Bluetooth + NFC.

Недостатки:

  • урезанные возможности по съемке видео относительно других старших камер Sony;
  • не самая лучшая внутрикамерная обработка JPEG;
  • максимальная скорость съемки (20 кадров в секунду) доступна только для JPEG и сжатых RAW;
  • только один из слотов для карт памяти поддерживает SD UHS-II;
  • время работы от аккумулятора меньше, чем у зеркалок того же класса;
  • нет дополнительного монохромного экрана;
  • недостаточная плотность заглушек (могут быть проблемы во время дождя).
 
← Предыдущая страница
Выбор редактора
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥