Сегодня 28 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор беззеркальной фотокамеры Fujifilm X-E3: для эстетов во всем

⇣ Содержание

#Управление, видоискатель и дисплей

Схема управления камер Fujifilm X-серии проста, незатейлива и отличается от используемой у всех остальных – за то ее и любят. Здесь вы не найдете селектора режимов с привычным набором значений P/A/S/M: вся регулировка ключевых параметров осуществляется сочетанием аналоговых селекторов на корпусе и кольца на оптике – большинство объективов для X-mount снабжены переключателем диафрагмы, позволяющим сократить число операций и заходов в меню на самой камере. Если такого кольца нет, на помощь придут сразу два селекторных диска. Вдобавок к этому тут есть, конечно же, обязательный диск экспокоррекции. Как итог – количество лишних действий с камерой сводится к минимуму, но к этому надо привыкать. В случае с X-E3 – вдвойне. Тут отсутствует еще одна основа основ для управления цифровой фотокамерой – навигационный блок с программируемыми «лучами».

Зато есть джойстик – он используется для быстрой навигации по меню и подтверждения выбора. Для тех же целей можно задействовать клавиши «Меnu/Ok» и «Disp/Back». Если честно, расписывать систему управления X-E3 сложнее, чем в ней разобраться – процесс это довольно прозрачный и действительно простой. Помогает тут также и фирменное меню быстрого доступа в виде матрицы на весь экран – его можно перепрограммировать «под себя», а параметры в нем меняются в одно движение с помощью селекторного диска. Плюс есть память разных пользовательских сценариев. Чего действительно не хватает, так это большего числа дополнительных клавиш: здесь она только одна. При этом всего перепрограммировать можно четыре кнопки.

На экран Live View можно вывести сетку, виртуальный горизонт, гистограмму. Если вы предпочитаете строить кадр исключительно через видоискатель, на экране можно отобразить основные настройки – это довольно удобно.

Основной интерфейс сохранил обновленную логику последних моделей с разделом «Мое меню», где можно прописать до 16 регулярно используемых функций. В целом основное меню не блещет продуманностью, это не сильная сторона камер Fujifilm: например, настройка и активация Wi-Fi находятся в разных местах.

Джойстик также используется для выбора зоны/точки автофокуса, и он прекрасно сочетается с сенсорным слоем на экране. Скорость операций с фокусировкой резко вырастает, в том числе и по сравнению с более «серьезной» X-T20. Только мой вам совет – не включайте съемку при прикосновении к дисплею: сколько я сделал случайных снимков своих ног и почвы – не сосчитать. Но съемка носом исключена – при переключении на видоискатель сенсорный слой отключается.

Дисплей при этом не поворотный, в отличие от того, что установлен на X-T20 или X-T2, – продолжается бесконечный и, если честно, утомительный танец маркетологов, пытающихся как-то разделить камеры в одном семействе, где-то что-то убрав, а где-то что-то прибавив. В итоге возможности съемки с верхнего или нижнего ракурса по сравнению с упомянутыми моделями ограничиваются. В остальном экран ровно тот же – ЖК, 3 дюйма, 1,04 миллиона точек, с нормальными яркостью и цветопередачей и с хорошими углами обзора.

OLED-видоискатель тоже «обрезан» в сравнении с X-E2S – при сохраненном разрешении (2,36 млн точек) он стал сильно меньше (0,39 вместо 0,5 дюйма). В сочетании с тем, что это чистопородный электронный видоискатель, а не гибридный, как на X100F или X-Pro2, порадоваться тут особо нечему – в этом плане X-E3 не блещет, хотя и сравним с прямыми конкурентами. Правда, у X-T20 видоискатель точно такого же размера. Но здесь он расположен весьма спорно – когда им пользуешься, в экран неизбежно упираешься носом. Хотя в целом видоискатель неплохой – с хорошим разрешением и нормальным наглазником.

#Функциональность и автофокус

Прошли те времена, когда надо было выделять камеры Fujifilm перед прочими из-за того, что в сенсорах X-серии почти никогда не используется антимуарный (низкочастотный) фильтр – сейчас от него отказались уже почти все. Редкие случаи, когда фильтр оказывается на месте, стоит отмечать отдельно. Разве что в случае с Fujifilm проблемы с муаром исключаются не программной обработкой, а специфическим расположением пикселей на матрице (технология X-Trans). В X-E3 используется тот же сенсор, что в X-T20 или X-T2: X-Trans CMOS III с разрешением 24,3 мегапикселя, который работает в сочетании с тем же процессором X Processor Pro2. Камера очень быстро активируется – на это у X-E3 уходит чуть менее полусекунды. Для «беззеркалки», которой надо включить дисплей и видоискатель, показатель отличный.

Правда, тот экземпляр камеры, который достался мне для теста, не блеснул стабильностью работы – пришлось за три недели тестирования даже пару раз «перезагружать» аппарат, вынимая батарею, также регулярно неверно отображался заряд аккумулятора. Например, однажды я пару часов снимал на X-E3, у которой официально было 0% заряда. Это почти ничем, впрочем, не мешало.

Скорость серийной съемки X-E3 абсолютно такая же, как у X-T20, – до 8 кадров в секунду с механическим затвором (минимальная выдержка – 1/4000 секунды) и покадровым автофокусом и до 14 кадров в секунду с электронным затвором (минимальная выдержка – 1/32000 секунды). Неплохой результат для Fujifilm – компания не слишком славится именно репортерской техникой, но средний для сегодняшнего рынка. Буфер обмена также не изменился: камера способна делать серии длиной до 25-26 кадров в формате RAW (или RAW+JPEG) или до 60-63 кадров в JPEG. После этого начинаются задержки, а камере требуется примерно полминуты, чтобы записать серию на карту памяти. В это время можно делать новые снимки, но не менять настройки. Поведение довольно традиционное для камеры такого класса.

Печально, что камера не поддерживает карты памяти стандарта UHS-II (только UHS-I), а слот есть всего один. Никакого дублирования снимков, никакого разграничивания фото и видео.

Здесь используется та же система автофокуса, что и в X-T20: гибридная, сочетающая в себе 156 контрастных точек и 169 фазовых датчиков, размещенных прямо на матрице (общее число точек, соответственно, – 325). Они покрывают большую часть кадра и делятся на 91 зону, между которыми можно выбирать, отдельного выбора по каждой точке нет. При этом точки можно группировать в более крупные зоны или и вовсе предоставлять камере возможность самостоятельно фокусироваться по всему пространству кадра – с этим она, кстати, справляется весьма уверенно.

Как и в X-T20, здесь нет гибких настроек следящей фокусировки по чувствительности или способу отслеживания объекта, зато есть пять настраиваемых предустановок-пресетов. В целом следящая фокусировка работает довольно уверенно при нормальных условиях освещения и теряется при ухудшении условий. Это касается, впрочем, и покадрового автофокуса. Он подслеповат, даже несмотря на помощь лампы подсветки. Если же со светом все хорошо, то объекты ведутся в кадре честно и редко теряются.

За экспозамер отвечает TTL-датчик с 256 точками. Есть, к сожалению, уже становящаяся традиционной для камер Fujifilm тенденция к недоэкспонированию — приходится довольно усердно использовать экспокоррекцию. Диапазон поправки широкий: от -5 до +5 EV. Радует возможность гибкой настройки автоматического ISO: можно задавать и границы светочувствительности, и ставить минимальную выдержку.

А вот что из раза в раз не радует – так это то, что Fujifilm игнорирует одну из лучших современных тенденций в мире фототехники: встраивать прямо в корпус камеры стабилизатор. Рассчитывать приходится исключительно на стабилизированную оптику, которой даже в фирменной линейке Fuji не так уж много. В этом плане X-E3, как и другие камеры Fujifilm, проигрывает конкурентам — уже без оправданий и всяких но.

Интерфейс приложения Fujifilm Camera Remote

В Fujifilm X-E3 встроен не только уже давно привычный модуль Wi-Fi (802.11b/g/n), но и Bluetooth (4.0 Low Energy). Да, эта «беззеркалка», как камеры Nikon, умеет передавать снимки на мобильное устройство в приложение Fujifilm Camera Remote в фоновом режиме. С помощью Wi-Fi можно выборочно передавать те же файлы (и видео в том числе) без сжатия, использовать смартфон в качестве внешнего видоискателя. Приложение, к слову, довольно простое, но удобное и без недоделок – пользоваться им комфортно.

#Видеосъемка

X-E3 – очередная камера Fujifilm, в которой японская компания демонстративно показывает пренебрежение к второстепенной, по ее мнению, функции видеозаписи. Да, она умеет снимать 4К-видео с частотой до 30 кадров в секунду и битрейтом 100 Мбит/с (контейнер – MPEG4). Но, во-первых, длина ролика в этом разрешении ограничена десятью минутами (Full HD – 15 минут, HD – 30 минут). Во-вторых, чтобы активировать видеосъемку, надо лезть в меню режимов протяжки и там выбирать среди множества видов брекетинга эту функцию. Одну из многих. Таким образом Fujifilm посылает ясный сигнал – мол, вы можете снимать с помощью этой фотокамеры видео, но данную возможность мы считаем глубоко вторичной.

Пример видеосъемки на Fujifilm X-E3 в 4К

Скачать видеоролик в оригинальном качестве (407 Мбайт)

Вполне логично, что тут есть только микрофонный разъем, причем стандарта 2,5 мм. Выхода на наушники нет, набор функций минимален – но хотя бы можно использовать ручные настройки, ну и поддержка автофокуса есть (кстати, весьма недурно работающего). Так что снимать видео на X-E3 действительно можно, и неплохого качества. Но если для вас видеозапись — действительно важная функция камеры и вы планируете использовать ее для этого всерьез, то лучше поищите что-то еще.

#Фотосъемка

Fujifilm использует в камерах X-серии созданный специально для них байонет X-mount, для которого к настоящему моменту уже нет никаких проблем с выбором оптики – как фирменной, так и сторонних производителей. При использовании существующего с момента выхода первой X-Pro переходника на M-mount можно свободно ставить объективы Leica M-серии.

Fujifilm X-E3 с объективом 35mm ƒ/1,4

Fujifilm X-E3 с объективом 23mm ƒ/2,0

На тест с камерой мы получили два объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Это один из вариантов штатной оптики – «репортажник» 23mm ƒ/2,0, а также более подходящий для портретов 35mm ƒ/1,4. Не слишком дорогая, но при этом весьма качественная оптика. Правда, резкость 35mm при максимально открытой диафрагме оставляет желать много лучшего – да, это нормальное поведение для большинства объективов, но здесь падение четкости оказалось выражено еще сильнее, чем обычно.

Важное различие между X-E3 и X-T20 ­­– отсутствие в новинке селектора режимов, чем обычно могут похвастать старшие модели Fujifilm. Селектор в понимании производителя – признак чего-то менее серьезного. В этом плане свежая E стоит ближе к флагману, X-Pro2.

В остальном, впрочем, она опять же очень близка к своей практически идентичной сестре из серии T. Здесь есть и полностью автоматический режим SR+, который активируется специальным переключателем на верхней панели, доступна автоматическая склейка мультиэкспозиции и панорамы, есть регулировка насыщенности теней, цвета, резкости, программное подавление шума для длинных экспозиций. А вот склеивать HDR камера не умеет – это тоже такая традиция Fujifilm.

Fujifilm X-E3, несколько примеров применения симуляции пленки

Увеличилось число доступных типов брекетинга – их тут аж пять: по экспозиции, по ISO, по балансу белого, по степени активности программного увеличения динамического диапазона и по программным симуляциям фирменных пленок Fuji.

Fujifilm X-E3, спецэффекты изображения

Сами симуляции пленок (с каждым годом их число растет – сейчас оно уже достигло 15 штук) здесь дополнены более характерными для конкурентов «фильтрами» изображения. Есть и забавная функция, которая появилась в X-Pro2, да так и осталась в других моделях, – программное добавление в кадр «зерна»: тяга Fujifilm к максимальному «превращению» своих цифровых камер в пленочные иногда доводит до определенной степени абсурда.

В плане работы в автоматическом режиме Fujifilm X-E3 проявляет себя неплохо – да, она норовит недоэкспонировать кадр и неверно выставить настройки в темное время суток, но при этом у нее полный порядок с балансом белого. В целом необходимости все мелочи брать в свои руки нет – и это нормальная ситуация для камеры подобного уровня.

IS0 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

Скачать RAW-файлы (406 Мбайт)

Fujifilm X-E3, равно как и X-T2 или X-T20, не блещет запредельной светочувствительностью: свободно рабочим я бы назвал диапазон вплоть до ISO 3200. На ISO 6400 надо уже очень внимательно следить за экспозицией, чтобы картинка смотрелась удовлетворительно. На ISO 12800 уже нельзя сделать снимок для печати крупным форматом. Хотя на компьютере и тем более на смартфоне при размещении в социальных сетях он будет смотреться отлично. Также стоит отметить довольно приятный, не раздражающий характер шумов. Другая особенность этой камеры (как и других моделей Fujifilm) – высокий порог светочувствительности. ISO 100 доступно только в качестве расширения со снижением качества снимка, пусть и минимальным.

Fujifilm X-E3, шумоподавление. Слева направо: от минимального (-4) до максимального (+4)

Шумоподавление работает достаточно эффективно, но при этом ненавязчиво, удерживая баланс между уровнем шума и детализацией.

Fujifilm X-E3 особенно здорово проявляет себя, если вы любите снимать сразу в формате JPEG – здесь камеры этой компании традиционно на высоте. Сочные, но при этом естественные цвета, превосходная детализация – если вы не любите обрабатывать свои фотографии, то можете в данном случае этого не делать. RAW при этом тоже пластичный — примеры того, что можно «вытянуть» из картинки, получаемой на X-E3, можно увидеть выше. Отдельно отмечу динамический диапазон – для камеры с матрицей формата APS-C очень впечатляет.

Скачать RAW-файлы (1,1 Гбайт)

#Автономная работа

Fujifilm X-E3 комплектуется тем же аккумулятором, что и X-T20, – это NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В). С ним камера вполне уверенно держится полный съемочный день в путешествии, причем без разницы, что вы предпочитаете использовать для построения кадра – электронный видоискатель или ЖК-экран. Батареи вполне хватает, чтобы отснять от 350 до 450 кадров – в зависимости от того, как снимаешь и насколько часто используешь вспышку. Если постоянно делать сериии, то цифра вполне может еще увеличиться. Никаких рекордов, но для беззеркального аппарата уровень вполне достойный. Еще один важный для Fujifilm момент – индикатор отображает не только условные «полоски», но и реальное количество заряда в процентах. Раньше у камер этой компании были в данной области проблемы, теперь их нет. Впрочем, у нашего образца были проблемы с точностью индикатора, которые мы упоминали выше.

Камеру можно заряжать как при помощи встроенного USB-порта, так и используя комплектное зарядное устройство.

#Заключение

Fujifilm X-E3 вызывает двойственные ощущения. С одной стороны, это едва ли не самая очаровательная камера в и так насыщенном хорошими вещами семействе Fujifilm. Это компактный, но в то же время оснащенный очень удобной и оригинальной системой управления фотоаппарат с качественными сенсором и системой автофокуса, без изменений перенесенными из старшей модели X-T2.

С другой – примерно то же самое можно сказать про вышедшую в начале года X-T20, за вычетом чуть меньшей компактности, чуть другой системы управления (этой модели сильно не хватило дополнительного джойстика) и модуля Bluetooth, но с прибавкой более удачно расположенного видоискателя и отклоняемого дисплея. В остальном они почти идентичны. Существование двух столь похожих (и хороших) камер, продающихся по одинаковой цене, озадачивает.

Впрочем, выбор между ними сделать довольно просто – X-T20 рассчитана на более практичных, а X-E3 – на тех, кто любит красоту во всем.

Достоинства:

  • компактный и красивый корпус, с которым приятно иметь дело;
  • удачная система управления с джойстиком для выбора точки фокусировки;
  • отличный автофокус при нормальном освещении;
  • высокая скорость съемки;
  • прекрасное качество съемки;
  • внутрикамерное сжатие JPEG на высоком уровне.

Недостатки:

  • автофокус слабо себя проявляет в темноте;
  • нет доступа к карте памяти при размещении на штативе, а сама карточка – максимум стандарта UHS-I;
  • нет пыле- и влагозащиты;
  • нет встроенного стабилизатора;
  • работа с видео реализована на невысоком уровне;
  • маленький видоискатель.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Canonical увеличила срок поддержки LTS-релизов Ubuntu до 12 лет 35 мин.
Claude 3 Opus сбросила GPT-4 с первого места в рейтинге языковых моделей 41 мин.
Intel Gaudi2 остаётся единственным конкурентом NVIDIA H100 в бенчмарке MLPerf Inference 54 мин.
Яндекс представил третье поколение нейросетей YandexGPT 57 мин.
«Мы нанимаем сценаристов, а не заставляем ChatGPT писать диалоги за них»: глава Larian высказался о потенциале ИИ в разработке игр 2 ч.
Аппаратные требования больших языковых моделей ИИ сокращаются вдвое каждые восемь месяцев 3 ч.
Sega подтвердила массовые увольнения и продажу Relic Entertainment — разработчики Company of Heroes и Warhammer 40,000: Dawn of War вновь станут независимыми 3 ч.
Hellgate: London спустя 17 лет получит продолжение на Unreal Engine 5 — первые подробности Hellgate: Redemption 4 ч.
Take-Two Interactive купит Gearbox у Embracer Group за $460 миллионов — подтверждена новая Borderlands 5 ч.
Amazon.com инвестирует в ИИ-стартап Anthropic дополнительно $2,75 млрд 16 ч.