⇡#Методика тестирования
Монитор Dell S2417DG был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 165 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе Dell S2417DG производитель предлагает семь предустановленных режимов. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный и максимально раскрывающий все возможности модели.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим – стандарт;
- яркость – 75;
- контрастность – 75;
- гамма – 2,2;
- время отклика – нормальный режим;
- ULMB – выкл.
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:
- режим – пользователь;
- яркость – 34;
- контрастность – 75;
- RGB – 94/95/100;
- гамма – 2,2;
- время отклика – нормальный режим;
- ULMB – выкл.
Значение параметра «контрастность» осталось без изменений, поскольку любые его правки не оказывали положительного влияния на гамма-кривые. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений усиления цветовых каналов в режиме Custom Color.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Standard при настройках по умолчанию.
В обычном режиме |
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
352 |
0,534 |
659 |
90 |
287 |
0,438 |
655 |
80 |
220 |
0,335 |
657 |
70 |
175 |
0,266 |
658 |
60 |
156 |
0,237 |
658 |
50 |
136 |
0,206 |
660 |
40 |
115 |
0,175 |
657 |
30 |
95 |
0,144 |
660 |
20 |
74 |
0,112 |
661 |
10 |
52 |
0,079 |
658 |
0 |
31 |
0,047 |
660 |
Максимальная яркость оказалась на уровне 352 кд/м2, а нижнее значение составило 31 кд/м2. Коэффициент контрастности – всего 660:1 в среднем, что на треть ниже заявленного в технических характеристиках. Некоторых сей факт смутит, но хотим отметить, что на визуальный контраст изображения данный параметр не оказывает почти никакого влияния.
Полученный диапазон изменения яркости подсветки оптимален для работы — его будет достаточно для большинства задач в различных условиях освещения. Проблем с подбором яркости у конечного потребителя не возникнет.
В режиме ULMB |
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
133 |
0,231 |
576 |
90 |
121 |
0,208 |
582 |
80 |
110 |
0,189 |
582 |
70 |
98 |
0,17 |
576 |
60 |
86 |
0,15 |
573 |
50 |
74 |
0,129 |
574 |
40 |
62 |
0,106 |
585 |
30 |
48 |
0,084 |
571 |
20 |
35 |
0,061 |
574 |
10 |
21 |
0,036 |
583 |
0 |
6 |
0,011 |
545 |
Активация режима работы подсветки ULMB резко меняет картину происходящего. Диапазон яркости 6-133 нит при коэффициенте контрастности ~570:1 в среднем ещё лучше подходит для большинства рабочих условий, однако нагрузка на глаза в таком режиме выше за счёт ШИ-модуляции с большой скважностью на частоте, равной частоте вертикальной развёртки. Причём 120 Гц – максимум, при котором можно активировать ULMB. На 144-165 Гц возможность включить данную технологию отсутствует.
⇡#Результаты при стандартных настройках
Треугольник цветового охвата монитора Dell S2417DG заметно сдвинут относительно стандарта sRGB. Опорные точки расположены таким образом, что недостаток чистых насыщенных оттенков может ощущаться при работе с синим, бирюзовым, зелёным и красным цветами. Средством же избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника, является использование ICM/ICC-профилей и программных продуктов с поддержкой системы управления цветом (CMS).
При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует стандарту sRGB на 91,7 % и AdobeRGB на 67,2 %. Результат для игрового монитора хороший, на большее, думаем, потенциальные покупатели и не рассчитывают. Да и есть ли в этом необходимость, если стабильность цветопередачи оставляет желать лучшего? За таким монитором работа с цветом будет доставлять только дискомфорт. А вот игры, благодаря максимально быстрой матрице, – совсем другое дело.
К нашему удивлению, точка белого настроена довольно хорошо, паразитные оттенки отсутствуют, а стабильность цветовой температуры оттенков серого максимально высокая.
При оценке гамма-кривых мы обратили внимание на заметный подъём в области с крайними тёмными участками – так часто делают для лучшей различимости в тенях, особенно в сегменте игровых мониторов. В целом же кривые настроены близко к референсу, дисбаланс между цветовыми каналами минимальный.
Тестирование точности цветопередачи в среде Argyll CMS доказало, что основные проблемы связаны с нестандартным цветовым охватом монитора. Среднее отклонение цветопередачи монитора составило 2,64 единицы DeltaE94, максимальное – 6,36. Результат выше, чем у схожего монитора AOC с FreeSync на «борту», а для монитора из игрового сегмента — и вовсе очень хороший. Многие покупатели смогут обойтись без дополнительной глубокой настройки. Достаточно будет снизить яркость до оптимальных значений — в зависимости от внешней освещённости рабочего пространства.
⇡#Результаты после настройки и калибровки
Несмотря на изначально неплохие результаты монитора, обойтись без полноценной калибровки мы всё же не смогли.
В ходе проведённых процедур цветовой охват дисплея, по данным Argyll CMS, увеличился до 92,2 % sRGB и 67,7% AdobeRGB, однако заметить на глаз это очень сложно.
Точка белого и все оттенки серого переместились в область с максимальными отклонениями DeltaE<3, но общая стабильность ЦТ немного снизилась.
Гамма-кривые сразу после калибровки были идеальными, но 20 минут оказалось достаточно, чтобы цветопередача «уплыла» в сторону. Монитор повторяет поведение AOC AGON AG241QX, который также отличился нестабильностью картинки.
Лучший результат героя обзора, выраженный в единицах отклонений DeltaE94, оказался на уровне 0,37 в среднем и 1,2 в максимуме. Но это, повторимся, результат сразу после калибровки. В дальнейшем от монитора Dell S2417DG можно ожидать чего угодно, но ясно одно – проводить полноценную калибровку с правками в LUT видеокарты в его случае бессмысленно. Можно обойтись правками RGB и настройкой яркости.
⇡#Результаты в режиме ULMB
Как и у лучших представителей сегмента игровых мониторов, у S2417DG есть режим работы подсветки ULMB, при активации которого не наблюдается никаких проблем, только обычные особенности: резкое снижение максимальной яркости (в 2,5-3 раза) и повышенная нагрузка на зрение вследствие основного принципа работы технологии — непрерывного моргания дисплея (низкочастотная ШИМ с высокой скважностью).
При его включении цветовой охват дисплея, по данным Argyll CMS, снижается до 89,6 % sRGB и 65,5 % AdobeRGB. Разница в сравнении со стандартным режимом есть, но ощутить её будет крайне сложно.
Настройка точки белого практически такая же, как и в режиме Standard, но стабильность ЦТ оттенков серого несколько ниже – как после калибровки.
Гамма-кривые при работе ULMB находятся ближе к референсной линии, но, как вы помните, это может быть чистая случайность, поскольку стабильностью цветопередачи монитор Dell S2417DG не блещет.
Тем не менее именно в этом режиме герой обзора показал наименьшие отклонения (если сравнивать с другими заводскими режимами). Среднее отклонение цветопередачи оказалось на уровне в 2,47 единицы DeltaE94 и 6,08 в максимуме. Результат для игрового монитора довольно хороший, и он мог бы быть ещё выше, если бы цветовой охват не выходил за пределы стандарта sRGB. Но это зависит не от нас, и поэтому мы идём дальше — переходим к изучению равномерности подсветки.
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. По ней сразу можно понять, что с равномерностью подсветки на светлом поле у нашего S2417DG есть проблемы, в основном затрагивающие нижнюю часть и углы панели.
Среднее отклонение от центральной точки составило 8 %, максимальное не превысило 17 %. Для монитора с такой диагональю и TN+Film-панелью результат вполне себе ничего, хотя конкурент (пускай и не совсем прямой) производства AOC показал себя чуть лучше.
Зато Dell S2417DG порадует своей равномерностью цветовой температуры. Среднее отклонение всего 0,7 %, максимальное – 3,2 %. Разброс значений составил 308 кельвин, что почти вдвое ниже значения, которое мы относим к среднему результату. Вот вам и игровой монитор – на уровне качественных IPS для работы с цветом.
Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, подтверждает вышесказанное. Максимальное отклонение не превысило 2,8 единицы, а среднее и вовсе оказалось почти в три раза ниже. Проблем с равномерностью подсветки ЦТ у героя сегодняшнего обзора нет.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см). В первую очередь видна торцевая засветка в нижней части, слева и справа, свойственная многим TN+Film-решениям. Но у S2417DG она выражена уж очень ярко.
Кроме того, хорошо видны засветки с грязно-жёлтым и зелёным паразитными оттенками по обе стороны матрицы. На самом же деле это тот самый Glow-эффект, ведь при отдалении от экрана эта особенность модели сходит на нет, но торцевые засветки никуда не исчезают.
Может показаться, что всё довольно плачевно, но по сравнению с равномерностью чёрного у обоих представителей AOC результат нашего Dell – совсем другой уровень. У модели нет дефектов подсветки (о которых говорят и реальные потребители AOC, перебравшие не один экземпляр в магазине) в виде различных геометрических фигур с паразитными оттенками и иным уровнем свечения. Для своего класса и типа установленной матрицы S2417DG – настоящий хорошист.
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
Использование 8-битной (вероятно, с применением FRC-метода) TN+Film-матрицы не сказалось на качестве градиентов при настройках по умолчанию, за исключением небольшой проблемы на отрезке 0-2 %. По сравнению с 27-дюймовым представителем игрового лагеря Dell модель S2417DG показала себя хорошо. Ручные настройки практически не вносят изменений в общий результат.
А вот калибровка с дальнейшим применением созданного профиля с правками в LUT видеокарты ситуацию радикально меняет: появляется множество резких переходов с сильными паразитными оттенками в области 0-10 % и ещё около 5-7 заметных переходов в диапазоне 20-60 %.
В мониторе используется современная TN+Fillm-матрица с частотой развёртки 144 Гц в обычном состоянии и 165 Гц в разгоне. Повышенное до стандарта WQHD разрешение никак не сказалось на скоростных показателях самого монитора, а вот предъявляемые к «железу» ПК требования, по сравнению с тем, что нужно для Full HD-моделей, заметно выросли. Теперь добиться высокого уровня FPS при сохранении высоких настроек графики будет не так просто, а это значит, что вместе с повышением качества картинки за счёт высокого разрешения монитора вам, возможно, нередко придётся жертвовать детализацией и эффектами в играх.
Качество заводского разгона OverDrive мы можем оценить как очень высокое. Видимые артефакты при реальной работе за монитором отсутствуют (хотя на тестовых картинках их можно увидеть). Смысла в переключении OD в положение Fast мы не видим. Достаточно посмотреть на количество и силу появляющихся артефактов, чтобы сделать точно такой же вывод.
Активация режима работы подсветки ULMB приводит к иному визуальному восприятию происходящего на экране (исключительно при пролистывании, какой-то анимации и прочих действиях). Ощущения такие, как будто работаешь за CRT-дисплеем, но заметить артефакты в этом случае проще, чем при обычной работе подсветки.
Основную же роль в положительных ощущениях от работы за Dell S2417DG играют те самые 144-165 Гц против привычных 60. Эффект от увеличения частоты вертикальной развёртки заметен сразу и ощущается при выполнении любых действий. Но сказать, что есть смысл гнаться именно за 165 Гц, мы не можем. Разница между давно знакомыми (уже около 7 лет на рынке) 144-Гц моделями и 165-Гц вариантом еле уловима, а для большинства будет и вовсе незаметной.
Отсутствие пропуска кадров при частоте 144 Гц подтвердил специальный тест из пакета UFOTest. На 165 Гц такой проблемы тоже не выявлено.
Дополнительно увеличить плавность в играх поможет поддерживаемая технология адаптивной синхронизации G-Sync, работающая во всём доступном диапазоне частот, но только при выключенном режиме ULMB. Отдельно напомним, что для активации G-Sync вы должны использовать видеокарту NVIDIA.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора – одна из основных проблем TN+Film-дисплеев, и герой обзора не является исключением, несмотря на относительную новизну матрицы и её повышенное разрешение.
Стабильность картинки при изменении положения пользователя перед экраном низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг (появление и/или изменение того или иного оттенка в определённой части экрана). В некоторых случаях, например при работе с таблицами или документами, хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, и сказывается тут вовсе не равномерность подсветки, а плохие углы обзора.
Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но сильно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, быстро падает контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов. В качестве примера: взгляд на монитор сверху при выведенном на экран Word-документе (или любой веб-странице в серых тонах) делает серые оттенки фиолетово-синими – зрелище не из приятных.
Glow-эффект выражен очень сильно. При изменении положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются в зависимости от того, на какую часть матрицы посмотреть. Дополнительно становится заметна и некоторая неоднородность поля — различные пятна.
Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но в меньшей степени, хотя и с довольно частой и резкой постеризацией на сложных цветовых переходах, что является абсолютной нормой для TN+Film-моделей.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе Dell S2417DG используется полуматовая плёнка поверх защитного пластикового слоя – один из примеров нестандартного подхода к рабочей поверхности игрового дисплея.
Сделать плёнку с таким же малым зерном, как у большинства современных *VA и IPS-type-вариантов, почему-то не вышло. Кристаллический эффект пускай и не бросается в глаза, как у большинства скоростных TN+Film, но говорить о стопроцентной чистоте картинки не приходится. При изменении угла просмотра КЭ слегка усиливается, но после перехода некой границы (около 45-50 градусов от плоскости экрана) практически исчезает. От эффекта Cross Hatching монитор Dell S2417DG избавлен.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: установка оптимальной яркости экрана, правильно подобранное расстояние до монитора, перерывы в работе и так далее.
Активирование режима ULMB приводит к изменению ситуации. Из-за принципа работы технологии без мерцающей подсветки здесь не обойтись. Установив частоту вертикальной развёртки в 120 Гц, в ходе измерений мы получили мерцание подсветки экрана на точно такой же частоте — 120 Гц. Нагрузка на глаза существенно выше, чем без ULMB, но и визуальное восприятие движущихся объектов на экране (даже при обычном пролистывании интернет-страниц и рабочих документов) совсем иное. Будут ли у вас болеть глаза или голова – зависит исключительно от индивидуальных особенностей организма и вашего восприятия.
⇡#Выводы
Рассмотренный сегодня монитор Dell S2417DG — прекрасный пример современного и довольно качественного монитора на базе TN+Film-матрицы. Он может предложить не только высокую скорость при почти незаметных артефактах, но и достаточно много других достоинств, на которые редко рассчитывают покупатели подобных моделей. Например, в его активе качественная заводская настройка и хорошая равномерность подсветки.
Dell S2417DG отлично подойдёт тем, кто готов двигаться вперёд и не хочет задерживаться на похоронах стандарта Full HD. Один из плюсов высокого разрешения в том, что небольшая диагональ в сочетании с полуматовой поверхностью позволяют серьёзно повысить уровень плотности пикселей и сделать изображение с экрана приятным для глаз, без раздражающей «цветной ряби» (кристаллического эффекта).
При этом, конечно, монитор нельзя назвать идеальным или вершиной инженерной мысли Dell — у него есть очевидные минусы, но для поклонников максимально быстрых решений с продвинутой начинкой (G-Sync + ULMB) модель S417DG – оптимальный выбор среди представленных на рынке 23,8-дюймовых WQHD-решений. Если принять во внимание проблемы его конкурентов (либо с качеством, либо с ценой), то долго выбирать не приходится. Выбор тут очевиден!
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.
Достоинства:
- строгий дизайн;
- «безрамочная» матрица с минимальными внутренними рамками;
- эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
- USB-хаб с четырьмя портами версии 3.0;
- поддержка технологий NVIDIA G-Sync и ULMB;
- достаточно хорошая заводская настройка;
- очень высокая скорость благодаря поддержке частоты вертикальной развёртки 144-165 Гц + адекватно настроенный разгон OverDrive;
- широкий диапазон изменения яркости подсветки;
- высокий результат равномерности подсветки по уровню ЦТ;
- достаточно хорошая равномерность подсветки на чёрном поле (за исключением синих полос с трёх торцов – частая проблема подобных мониторов);
- W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free), но исключительно до момента включения ULMB (что является нормой);
- отсутствие хорошо различимого кристаллического эффекта – редкость для игрового монитора;
- адекватная цена.
Недостатки:
- минусы, свойственные применённому типу матрицы (низкая стабильность картинки, сильный цветовой сдвиг и плохие углы обзора);
- По поводу практичности глянцевого пластика и общего качества сборки есть нарекания (в частности, пострадала центровка панели из-за возможности переворота корпуса влево/вправо).
Может не устроить:
- увеличенное разрешение привело к повышенным требованиям к ПК для достижения стабильного высокого уровня FPS;
- качество градиентов заметно снижается после калибровки;
- средняя равномерность подсветки по уровню яркости на белом поле невысока;
- коэффициент контрастности почти на треть ниже, чем заявлено в ТХ;
- нестабильность цветопередачи – результаты плавают, а смысл калибровки пропадает. Впрочем, это не большая утрата для любителей поиграть и поклонников TN+Film-решений.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.