Если при выборе монитора вы ставите во главу угла максимальную скорость, то придется осознать одну простую истину – ни на что, кроме TN+Film-моделей, смотреть не стоит. Да, у них есть свои очевидные недостатки, но вообще без недостатков не обходится ни один тип LCD-панелей. При этом есть и явное достоинство: подобные матрицы не просто позволяют повысить частоту вертикальной развёртки до 180-240 Гц, а ещё и могут продемонстрировать высокую скорость отклика пикселей, без которой визуальный эффект от увеличенной частоты развёртки был бы не столь очевидным.
Кроме этого, для игры на профессиональном уровне оптимальным вариантом будут дисплеи с небольшим рабочим разрешением, позволяющим снизить нагрузку на систему и увеличить стабильный уровень кадров в секунду. При этом диагональ экрана можно выбрать любую — под ваши нужды, но, наверное, стоит все-таки смотреть на модели от 27 дюймов. Вспомним ещё про нормальное желание каждого человека сэкономить на покупке — и в результате наш выбор сведётся буквально к нескольким доступным вариантам, присутствующим в продаже. Один из них – монитор LG 27GK750F. Посмотрим на него внимательнее.
⇡#Справочная информация
Герой сегодняшнего обзора был анонсирован в феврале 2018 года, а уже в марте его можно было приобрести в российских магазинах по цене от 27 000 рублей. На данный момент (июнь 2018 года) минимальная планка снизилась до 25 000 рублей, а количество доступных конкурентов так и осталось на уровне двух моделей – обе от компании Acer. Выбирать, как вы понимаете, особо не из чего, и если задаться целью купить самый продвинутый с точки зрения технологий и начинки дисплей, то LG 27GK750F оказывается в наиболее выигрышном положении.
LG 27GK750F |
Экран |
Диагональ, дюймов |
27 |
Соотношение сторон |
16:9 |
Покрытие матрицы |
Матовое |
Стандартное разрешение, пикс. |
1920 × 1080 |
PPI |
82 |
Параметры изображения |
Тип матрицы |
Borderless TN+Film |
Тип подсветки |
W-LED |
Макс. яркость, кд/м2 |
400 |
Контрастность статическая |
1000 : 1 |
Количество отображаемых цветов |
16,7 млн |
Частота вертикальной развёртки, Гц |
30-240 Гц + AMD FreeSync Support |
Время отклика BtW, мс |
НД |
Время отклика GtG, мс |
2 / 1 (в режиме 1 ms MBR) |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали, ° |
170/160 |
Разъёмы |
Видеовходы |
1 × DisplayPort 1.2a; 2 × HDMI 2.0 |
Видеовыходы |
Нет |
Дополнительные порты и устройства |
1 × Audio-Out (3,5 мм); 2 × USB 3.0 |
Встроенные колонки: число × мощность, Вт |
Нет |
Физические параметры |
Регулировка положения экрана |
Угол наклона (от -5 до +23 градусов), высота установки (0-110 мм), поворот (~20 градусов вправо-влево) |
VESA-крепление, размеры (мм) |
Да, через переходник из комплекта (100 × 100 мм) |
Крепление для замка Kensington |
Да |
Блок питания |
Внешний |
Макс. потребляемая мощность в работе / в режиме ожидания (Вт) |
30 / 0,3 |
Габаритные размеры (с подставкой), Д × В × Г, мм |
625 × 466-576 × 272 |
Габаритные размеры (без подставки), Д × В × Г, мм |
625 × 370 × 40 |
Масса нетто (с подставкой), кг |
6,35 |
Масса нетто (без подставки), кг |
4,6 |
Ориентировочная цена |
25 000-28 000 рублей |
У компании LG Display так и не появились максимально быстрые TN+Film-матрицы (по крайней мере Интернету они неизвестны), поэтому в основе LG 27GK750F с большой долей вероятности лежит игровая TN+Film-матрица производства AU Optronics, модель M270HTN02 неизвестной версии, созданная специально для использования в «безрамочных» мониторах. Это 8-битная (6 бит + FRC) панель с разрешением 1920 × 1080 пикселей (стандарт Full HD) и нативной частотой вертикальной развёртки 240 Гц. Соотношение сторон у матрицы обычное — 16:9, применяется W-LED-подсветка без использования ШИ-модуляции, обеспечивающая цветовой охват на уровне пространства sRGB. Монитор можно отнести к разряду решений с «жирным пикселем», однако те, кто покупает подобные модели, как правило, знают, на что они идут ради высокой частоты развёртки.
Заявленная максимальная яркость монитора составляет 400 кд/м2, коэффициент статической контрастности 1000:1, углы обзора — 170 градусов в горизонтальной и 160 в вертикальной плоскости. Время отклика, измеренное по методике GtG, соответствует классу монитора – 1 мс, но исключительно при активации режима работы подсветки 1 ms MBR, без которой отклик дисплея заявлен на уровне 2 мс GtG.
Положительное влияние на стабильность картинки оказывает технология адаптивной синхронизации AMD FreeSync, работающая в неизвестном диапазоне и не совместимая с вышеобозначенной Motion Blur Reduction (MBR). Последняя же предусмотрена, чтобы позволить достичь таких же ощущений, как при работе за CRT-дисплеем, за счёт вставки так называемого чёрного кадра. Активировать её можно на частотах 120, 144 и 240 Гц, после чего отнести монитор к Flicker-Free-моделям будет уже нельзя.
Производитель установил в 27GK750F два новых порта HDMI 2.0 и один DisplayPort 1.2a. Для работы с периферией предусмотрено 2 порта USB 3.0 и 3,5-мм аудиовыход для подключения наушников или внешней акустической системы, ведь встроенной в мониторе нет.
Дизайн новинки в сравнении с внешностью предшественников был переосмыслен, причём изменениям подвергся не только внешний вид, но и облик OSD-меню.
LG 27GK750F выполнен в классическом, рамочном дизайне, что, конечно, не столь современно, зато мониторы с рамками лучше подходят для работы в сложных условиях освещения. Эргономика подставки позволяет менять угол наклона и высоту установки монитора на центральной колонне, а также поворачивать его влево или вправо. Возможен переворот в портретный режим (Pivot). Дополнительно расширить возможности можно с помощью VESA-крепления и подходящего под ваши параметры кронштейна, который придется приобретать отдельно.
⇡#Комплектация и внешний вид
Монитор LG 27GK750F поставляется в чёрно-красной коробке знакомого дизайна с качественной полиграфией. Ручка для переноски отсутствует, есть только специальные вырезы с двух сторон.
На упаковку нанесены несколько фотографий модели с разных ракурсов и надпись LG Gaming Monitor. От лишней «мишуры» дизайнеры решили избавиться.
Лишь на верней грани упаковки и на стороне с наклейками написано, что перед нами 240-Гц модель с поддержкой AMD FreeSync, режимом 1 ms MBR и функцией Black Stabilizer.
По главной наклейке становится известно, что попавший к нам экземпляр произведён в Китае в декабре 2017 года силами самой компании LG.
Комплект поставки полностью соответствует возможностям модели, устроит подавляющее большинство потребителей и включает в себя следующее:
- силовой кабель;
- внешний блок питания;
- кабель DisplayPort;
- кабель HDMI;
- кабель USB для подключения к ПК;
- пластиковый держатель кабелей и наушников;
- пластиковый держатель кабеля мышки;
- руководство пользователя;
- буклет с условиями гарантии;
- CD с ПО, драйверами и инструкциями;
- лист с перечислением комплекта поставки (различается в зависимости от версии поставки);
- лист с дополнительной информацией.
В LG 27GK750F корейцы продолжили начатую ранее реформу дизайна. Похоже, производитель стал прислушиваться к общественности и постепенно избавлять свои продукты от большого количества глянцевых элементов, на место которых приходят более практичные и брутально выглядящие детали.
Как мы уже говорили, LG 27GK750F — одна из немногих моделей, где разработчики сохранили рамочный дизайн. Навороченную систему RGB-подсветки внешнего пространства, похоже, решили оставить только для 850-й серии, хотя внешний вид задней части у моделей идентичен. Впрочем, мы всё прекрасно понимаем: 27GK750F – это монитор не топ-уровня, поэтому здесь ну никак нельзя было обойтись без экономии на всём, на чём вообще можно сэкономить.
Тем не менее монитор перенял от старших братьев качественную и устойчивую подставку в виде небольшой треноги с уменьшенным углом между двумя ножками, что в конечном итоге привело к увеличению глубины всей конструкции. Теперь при прочих равных расстояние между пользователем и экраном будет меньше, и это не очень хорошо.
Центральная колонна была изменена, и благодаря этому у модели появилась возможность поворота корпуса на ~20 градусов вправо-влево. Кроме этого, присутствует регулировка угла наклона в диапазоне от -5 до +23 градусов и изменение высоты на 110 мм.
Предусмотрен поворот в портретный режим, причём в обоих направлениях. Центровка корпуса из-за этого пострадала не сильно, люфта почти нет. Единственное, что разочаровывает в эргономике монитора, – минимальная высота установки: от нижней рамки до стола остаётся почти 10 сантиметров!
Основание подставки выполнено из металла, на котором расположились три резиновые ножки. Верхняя часть сделана из обычного матового пластика, без имитации металла, но с красными накладками – красоты ради.
Корпус изучаемой модели отличается быстросъёмным соединением с центральной стойкой и поддержкой VESA-совместимого крепления стандарта 100 × 100 мм.
В качестве системы прокладки кабелей выступает пластиковый элемент, крепящийся к центральной колонне. Он же, благодаря своей форме, играет роль подвеса для наушников – неотъемлемого атрибута всех игровых мониторов. Но дизайнеры LG пошли даже дальше, предложив игрокам «систему подвеса» для провода мышки! По сути, это небольшой пластиковый крючок, прикрепляемый к нижней грани корпуса в его правой части. Интересно, что нас ждёт дальше?
Монитор LG 27GK750F оснащается TN+Film-матрицей с матовым защитным покрытием (его сложно назвать полуматовым, хотя и хочется), позволяющим избавить пользователя от бликов, но снижающим чёткость картинки из-за возникающего кристаллического эффекта.
По наклейке на корпусе устройства можно дополнительно узнать о версии монитора (REV00). Со всей остальной информацией мы уже познакомились ранее.
Все видеоинтерфейсы сосредоточены в задней части корпуса и ориентированы назад для удобства подключения. Здесь же находятся USB-порты и 3,5-мм аудиовыход.
Качество материалов, обработка краёв и покраска модели – всё это на очень хорошем уровне. Стыки элементов в норме, зазоры небольшие и равномерные. Корпус не похрустывает и не поскрипывает при применении адекватного физического воздействия, но ощущается невысокая жёсткость конструкции – модель легко поддаётся скручиванию. Кроме этого, можем отметить плохое крепление красных накладок на подставке, а также использование быстро теряющей изначальный лоск глянцевой рамки по периметру корпуса. Остальные же элементы LG 27GK750F отличаются высокой практичностью и не вызывают ни малейших вопросов. Смело ставим монитору 4 по пятибалльной шкале. Про дизайн говорить не будем – это на вкус и цвет.
⇡#Меню и управление
Управлять монитором предполагается так же, как и в случае большинства других современных моделей LG, — с помощью пятипозиционного джойстика, находящегося в центре нижней грани устройства. В него встроен не очень яркий светодиод питания с красным свечением, которое можно включить (по умолчанию оно дезактивировано) в случае необходимости.
К удобству управления претензий нет, отзывчивость меню высокая, обработка нажатий на джойстик практически моментальная. При любом первоначальном действии джойстика управления на экране LG 27GK750F возникает меню из пяти пунктов.
Среди возможностей с быстрым доступом, которые оно предлагает, значатся выключение монитора, переход к выбору источника сигнала, включение игрового подменю (для простого выбора предустановленного режима) и скрытие OSD с экрана. Также можно быстро изменить уровень громкости при подключении внешней акустики или наушников.
Внешний вид меню игровых мониторов LG конца 2017 — начала 2018 года значительно изменился, причем, с нашей точки зрения, в лучшую сторону. Теперь OSD-меню не занимает одну четверть всей площади экрана, выглядит куда современнее, пускай и менее строго. Дизайн стал напоминать некоторые решения конкурентов, но в таком заимствовании нет ничего плохого.
Значительно увеличилось количество красных элементов, добавили верхнюю информационную полосу с основными игровыми «фишками». Количество разделов было уменьшено, логика построения меню изменилась. Стало проще — и для обычного потребителя это только в плюс.
Из-за активированной по умолчанию русской локализации меню некоторые названия звучат довольно странно, но с пониманием того, о чём идёт речь, проблем не возникает. В первом разделе сосредоточены только предустановленные режимы. Пользователю предлагается просто выбрать один из них.
В разделе «Настройки Игры» находятся параметры, которые в первую очередь заинтересуют продвинутого геймера. Здесь можно активировать систему «вставки чёрного кадра» или технологию адаптивной синхронизации AMD FreeSync, отрегулировать различимость теней и степень разгона панели, а также включить один из четырёх видов наэкранного прицела, на случай если в игре его нет, а выиграть вам всё же хочется. Впрочем, это скорее читерство.
Все основные регулировки, влияющие на цветопередачу изображения, вынесены в раздел «Регулировка картинки». Здесь нас встречает классический набор настроек: яркость, контрастность, резкость, режимы гаммы и цветовой температуры, а также ручная регулировка усиления RGB и уровня чёрного (только для HDMI-подключения). Есть и возможность активации системы динамической контрастности (DFC), которую в LG описывают словосочетанием «Автоматическая регулировка яркости экрана», что в целом не далеко от правды.
В четвёртом разделе, «Вход», пользователь может выбрать источник сигнала и режим работы встроенного скалера изображения.
Последний раздел, «Основные», предлагает отключить светодиод питания, выбрать язык локализации меню, отключить энергосберегающую функцию Smart Energy, активировать режим автоматического перехода в сон в случае долгого бездействия (4, 6 или 8 часов), быструю зарядку по USB и режим DP 1.2, заблокировать меню и сбросить все настройки к заводским установкам. В специальном подразделе представлена основная рабочая информация по монитору, в том числе время наработки.
Доступ к сервисному меню в случае с героем обзора найден не был, как и в большинстве мониторов компании.
⇡#Методика тестирования
Монитор LG 27GK750F был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 240 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе LG 27GK750F производитель предлагает шесть предустановленных режимов. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2a как максимально раскрывающий все достоинства модели и не требующий дополнительных настроек динамического диапазона (в отличие от HDMI).
По умолчанию настройки основных параметров выглядели следующим образом:
- режим – игрок 1;
- яркость – 100;
- контрастность – 70;
- Smart Energy Saving – мин.;
- темп. цвета – пользователь (50/50/50);
- время отклика – быстро;
- стабилизатор чёрного – 50;
- гамма – режим 2.
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 кельвин) они приняли следующий вид:
- режим – игрок 1;
- яркость – 14;
- контрастность – 50;
- Smart Energy Saving – выкл.;
- темп. цвета – пользователь (45/49/50);
- время отклика – нормально;
- стабилизатор чёрного – 50;
- гамма – режим 2.
Заводские настройки очень далеки от идеала — картинка на экране выбелена, контрастность завышена, крайние светлые участки сливаются воедино. Поэтому в ходе ручной настройки нам потребовались не только правки яркости и цветовой температуры, но и внесение изменений в значение контрастности. Кроме этого, мы дезактивировали систему энергосбережения и снизили разгон панели, а вот режим «Гамма» остался при настройках по умолчанию.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках монитора.
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
434 |
0,45 |
964 |
90 |
404 |
0,42 |
962 |
80 |
376 |
0,391 |
962 |
70 |
347 |
0,361 |
961 |
60 |
317 |
0,331 |
958 |
50 |
288 |
0,3 |
960 |
40 |
258 |
0,269 |
959 |
30 |
227 |
0,237 |
958 |
20 |
197 |
0,205 |
961 |
10 |
165 |
0,173 |
954 |
0 |
137 |
0,144 |
951 |
Максимальная яркость в этом случае оказалась выше заявленной в ТХ и составила 434 кд/м2, а вот минимальное значение не смогло опуститься ниже 137 кд/м2 — это многовато, особенно при работе в слабоосвещённом помещении.
После снижения контрастности до 50 % для улучшения цветопередачи, минимальная яркость опускается до 76 нит при коэффициенте контрастности 530:1 против ~960:1 при настройках по умолчанию. С нашей точки зрения, это более удачный вариант для продолжительной работы и игр, даже несмотря на падение глубины чёрного поля – его вы вряд ли заметите.
Ширина импульса (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
242 |
0,258 |
938 |
90 |
231 |
0,241 |
959 |
80 |
215 |
0,227 |
947 |
70 |
197 |
0,209 |
943 |
60 |
182 |
0,193 |
943 |
50 |
166 |
0,176 |
943 |
40 |
153 |
0,16 |
956 |
30 |
136 |
0,143 |
951 |
20 |
120 |
0,125 |
960 |
10 |
102 |
0,107 |
953 |
0 |
83 |
0,089 |
933 |
После активации режима 1 ms MBR рабочий диапазон яркости значительно меняется. Минимум падает до 83 кд/м2 при стандартных настройках контрастности (и до 47 нит при контрастности на уровне 50 %), а максимум снижается до 242 кд/м2, при сохранении изначального коэффициента контрастности. Такой рабочий диапазон куда лучше подходит для самых разных условий внешней освещённости. Однако нагрузка на глаза в таком режиме выше за счёт ШИ-модуляции с большой скважностью на частоте, равной частоте вертикальной развёртки (на выбор: 120, 144 или 240 Гц).
⇡#Результаты при стандартных настройках
Треугольник цветового охвата монитора LG заметно сдвинут относительно стандарта sRGB и с большой точностью повторяет возможности ранее рассмотренного Acer XB272bmiprzx. Опорные точки расположены таким образом, что недостаток чистых насыщенных стимулов может ощущаться при работе с синим, бирюзовым и зелёным цветами. Средством же избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника, является использование ICM/ICC-профилей и программных продуктов с поддержкой системы управления цветом (CMS).
При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует sRGB на 91,5 % и AdobeRGB на 64,4 %. Результат хороший, для любителей поиграть пойдёт. Но о работе с цветом, особенно с учётом других особенностей TN+Film-моделей (бандинг [полосатость], низкая стабильность картинки), речи быть не может.
Точка белого настроена на среднем уровне, чего не скажешь про стабильность серого клина – все оттенки разъехались в разные стороны, и это негативно сказывается на впечатлениях от картинки на экране.
На гамма-кривых можем отметить два выделяющихся на общем фоне цветовых канала, из-за которых картинка на экране стала более контрастной, чем должна быть.
В дополнение к дисбалансу RGB стоит отметить и убитые крайние светлые оттенки (света). Эту особенность невозможно увидеть на стандартных графиках гамма-кривых, но мы решили подтвердить её с помощью отдельного теста, состоящего из 20 светлых оттенков. Видно, как половина из них уходит в перенасыщение, и спасает от этого только регулировка уровня контрастности. К слову, это тот самый редкий случай, когда данный параметр действительно стоит менять! У 99 % мониторов он выставлен адекватно уже с завода.
Тест на точность цветопередачи монитор прошёл со средним результатом, но исключительно по той причине, что тестовых оттенков в нём не так много. Было бы их больше – результаты оказались бы сильно ниже. И если вы думаете, что такая заводская настройка украсит игры и понравится непритязательному пользователю, то мы вас разочаруем – даже в ходе обычной работы это раздражает.
⇡#Результаты после калибровки
Как вы уже поняли, без настройки монитора LG 27GK750F не обойтись. В отсутствие измерительных приборов будет достаточно снизить значение контрастности до 50-55 % и отрегулировать яркость. Без активации 1 ms MBR смело можете выставлять её на 10-15 % от максимума.
Также мы отрегулировали и значения RGB Gain, чтобы привести точку белого к ~6500 кельвин. После проведённых манипуляций цветовое соответствие sRGB и AdobeRGB снизилось на ~1 %, что будет незаметно в реальной работе.
Сразу после калибровки точка белого пришла в норму, но через пару десятков минут оттуда убежала. Стабильность оттенков серого снизилась, крайние тёмные участки приобрели стойкие паразитные оттенки.
Непосредственно после калибровки гамма-кривые были близки к идеалу, но выше продемонстрирован пример того, что стало с ними (при применённом профиле с LUT-правками) через полчаса.
Да, нам удалось победить все проблемы, связанные с различимостью крайних светлых участков, улучшить различимость теней, но в целом монитор не отличается высокой стабильностью цветопередачи, и поэтому финальный результат нас совсем не порадовал.
Герой обзора продемонстрировал достаточно высокие результаты в тесте на точность цветопередачи, но только потому, что измерения проводились сразу после калибровки, при использовании профиля и относительно небольшого количества цветовых патчей. Наша же общая оценка совсем иная – монитор можно настроить и улучшить визуальное восприятие картинки с экрана, но ждать от него стабильно высоких результатов однозначно не стоит. Низкоразрядная матрица (или плохо работающий FRC-метод расширения динамического диапазона) крайне негативно отзывается на любые корректировки входящего сигнала, что приводит к уже отмеченным паразитным оттенкам на тёмных оттенках и резкому снижению плавности градиентных переходов. Кроме того, как и большинство TN-дисплеев, монитор LG «порадует» вас сильным бандингом, портящим общее впечатление и мешающим работать с цветом даже на любительском уровне.
⇡#Результаты в режиме 1 ms MBR
Не могли мы обойти стороной и тестирование монитора в режиме под названием 1 ms MBR, который переключает подсветку в режим стробления с высокой скважностью, то есть со «вставкой чёрного кадра». Это редкая возможность для быстрых мониторов с поддержкой AMD FreeSync. Как правило, похожим режимом оснащаются только модели с NVIDIA G-Sync, но даже среди них бывают исключения.
После активации Motion Blur Reduction номинальная яркость снижается почти вдвое, а цветовое соответствие практически не отличается от результатов, полученных при заводских установках.
Остаются на своих местах точка белого и стабильность ЦТ оттенков серого. Говоря проще, всё так же плохо.
На гамма-кривых сохраняются всё те же проблемы, и без регулировки параметра «Контрастность» человеку, желающему увидеть более-менее достойную картинку на экране, не обойтись.
Плавающая цветопередача монитора и слегка изменившиеся рабочие параметры в конечном счёте сказались на точности цветопередачи. В тесте Argyll CMS монитор LG продемонстрировал средний результат 2,94 единицы DeltaE94 и 6,04 в максимуме.
⇡#Результаты в режиме «Чтение»
Отдельно рассмотрим режим «Чтение», который выбивается из общего списка игровых пресетов, — он должен снижать нагрузку на глаза пользователя при долгой работе за монитором в условиях низкой внешней освещённости.
При его активации изменения действительно бросаются в глаза. Цветовой охват сужается, картинка приобретает излишнюю «теплоту» и отчётливо заметные паразитные оттенки (розовый и фиолетовый).
Коэффициент контрастности снижается до уровня 80:1, яркость сразу устанавливается в положение 0 %, блокируются все прочие настройки, связанные с цветопередачей. Стабильность цветовой температуры оттенков серого по сравнению с другими режимами улучшена, но на общем впечатлении это никак не сказывается.
По гамма-кривым можно судить о резком снижении контрастности картинки и ещё более явном провале в различимости крайних светлых участков. Зато с различимостью теней в этом случае всё просто «замечательно» – она излишняя. Впрочем, в том и задумка режима «Чтение» — снизить нагрузку на глаза. Этого производитель точно добился, вот только понравится ли пользователю картинка на экране – большой вопрос.
Достаточно взглянуть на результаты теста Argyll CMS, чтобы точно не захотеть включать этот режим. Никаких комментариев, одни эмоции…
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности подсветки в изучаемой модели не применяется, что было вполне ожидаемо. Также напомним о плавающей цветопередаче LG 27GK750F, которая, вполне возможно, немного сказалась на результатах тестирования. Отнеситесь к этому с пониманием.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработке для более наглядного представления равномерности подсветки. По ней сразу можно понять, что с равномерностью подсветки на светлом поле у нашего экземпляра есть определённые проблемы, но распределены они более-менее равномерно по всему контуру матрицы, как это часто и бывает в случае с игровыми TN+Film-решениями.
Среднее отклонение от центральной точки составило всего 7,5 %, а максимальное — 25 %. Результат довольно впечатляющий, но ещё сильнее монитор нас удивил бы в случае отсутствия затемнения в нижнем правом углу. Тогда по равномерности яркости на белом поле он занял бы одно из призовых мест в своём классе.
Максимальная яркость стабильно держится только в центральной точке экрана. Чем дальше от неё, тем очевиднее проблемы равномерности подсветки. Особенно нашему экземпляру не повезло с левым верхним углом.
С равномерностью цветовой температуры дела обстоят не хуже, чем с яркостью. Среднее отклонение составило 1 %, максимальное 4,1 %, а разница между минимумом и максимумом после настройки слегка превысила 400 кельвин. Результат похуже, чем у более дорогого конкурента Acer, но причиной этому стал всё тот же нижний правый угол панели.
Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, подтверждает вышесказанное: максимальное отклонение всего 3,8 единицы, а среднее 2,1. Для игровой модели результат более чем достойный, хотя и видно, что чем дальше от центра, тем отклонения выше – такие они, TN+Film-модели.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).
В первую очередь хотим отметить, что монитору LG 27GK750F повезло с отсутствием высветленных полос с паразитными оттенками, которые мы часто наблюдаем у игровых TN+Film-моделей, — они появляются из-за используемой торцевой подсветки матрицы. Его эта участь обошла стороной, но Glow-эффект, естественно, никуда не делся — он демонстрирует себя в полной мере в виде двух крупных полукруглых зон в правой и левой частях экрана.
При отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но становится видна неоднородность подсветки в виде каких-то чуть более высветленных и затемнённых областей. Явление не самое редкое, и иногда оно действительно себя проявляет на игровых моделях. Скорее всего, все экземпляры LG 27GK750F демонстрируют нечто подобное.
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
В LG 27GK750F, по заверению производителя, используется 8-битная матрица (скорее всего, с применением FRC-метода), обеспечивающая неплохое качество градиентов при настройках по умолчанию и после ручных правок (первый пример выше). Вот только наглядно отразить всё это на фотографии у нас не получилось — углы обзора не позволяют. Градиент на самом деле горизонтальный, а на фото выглядит как диагонально-круговой.
После внесения любых (даже небольших) правок на уровне LUT видеокарты качество градиентов падает до очень низкого уровня. Сразу появляется огромное количество резких переходов, часть оттенков сливается в один, а на смену исчезнувшим приходят сильнейшие паразитные оттенки. Зрелище не из приятных — выше приведены различные варианты, полученные после калибровок при разных настройках. Чтобы всё не было настолько плохо, от полноценной калибровки LG 27GK750F следует отказаться!
В мониторе используется современная TN+Film-матрица с нативной частотой развёртки 240 Гц (словом "нативная" мы обозначаем, что не требуется дополнительный разгон через настройки монитора). С разрешением Full HD добиться высокой и стабильной частоты кадров будет значительно проще, чем на WQHD- и UWQHD-решениях. Однако даже при наличии в вашем ПК мощных игровых компонентов, надеяться на 200-240 кадров в секунду в любой игре при высоких настройках графики точно не стоит. Пожалуй, достижение таких показателей — скорее исключение, чем правило. Да и снижение настроек графики не всегда спасёт ситуацию: иногда разработчики вводят ограничения на максимальный FPS — и тут уж никуда не деться.
Именно поэтому мы не будем начинать дискуссию о необходимости и практичности столь высокой частоты вертикальной развёртки. Можем отметить лишь тот факт, что при переходе с 60-Гц монитора на 120-144-Гц модель разница бросается в глаза любому пользователю при выполнении любой задачи, а вот при замене монитора с разверткой 120-144 Гц современной моделью с максимальной частотой развёртки 165, 180 или 240 Гц ощутить разницу будет сложно, а для некоторых — и вовсе невозможно.
Говоря о герое обзора, мы можем отметить высокое качество заводского разгона OverDrive. Хорошо различимые артефакты при реальной работе за монитором отсутствуют, а шлейфы минимальны. Принципиальной разницы между режимами OD нет — мы выбрали "Нормально", но установленный изначально "Быстро" тоже был хорош. Пожалуй, отказаться стоит лишь от последнего, под названием «Быстрее».
Несмотря на изначально высокую скорость матрицы и схожесть с 240-Гц 24,5-дюймовыми решениями, модель LG 27GK750F, как и похожий на неё Acer Predator XB272bmiprzx, но с модулем G-Sync на борту, немного от них отстаёт. Это приводит к тому, что активация режима работы подсветки ULMB получает больше смысла – движущиеся объекты действительно становятся максимально чёткими, восприятие происходящего на экране значительно улучшается. Ощущения такие, как будто работаешь за быстрым CRT-дисплеем.
Отдельно отметим, что использование технологии AMD FreeSync, работающей, правда, в неизвестном диапазоне частот (скорее всего, это 48-75 Гц) и позволяющей добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне FPS, подразумевает необходимость отключения режима 1 ms MBR. Можно использовать только что-то одно.
Отсутствие пропуска кадров при частоте 240 Гц подтвердил специальный тест из пакета UFOTest. С этим у монитора, как у настоящей игровой модели, проблем нет.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора – одна из основных проблем TN+Film-дисплеев, и героя материала это тоже касается, несмотря на относительную новизну матрицы. Если вы сталкивались с TN+Film-матрицами последних 5-7 лет, то никаких откровений для вас не будет. Просто перед покупкой надо отдавать себе отчёт в том, для чего приобретается данный монитор и какими явными минусами (из-за технологии самой матрицы) он обладает.
Стабильность картинки в разных частях экрана низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг, а если пользователь сдвинется относительно монитора — то и подавно. В некоторых случаях, например при работе с таблицами и документами, хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана. А если оставить настройки монитора на значениях по умолчанию, то впечатление от углов обзора у вас будет ещё хуже.
Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но значительно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя уже при изменении угла просмотра на 10-15 градусов, падают контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости картинка меняется ещё сильнее и быстрее — вплоть до инвертирования цветов. При взгляде сверху вы увидите металлический паразитный оттенок в нижней части экрана и лёгкий фиолетовый на оставшейся площади.
Но всё это — не такая уж и проблема, если для покупателя важна исключительно скорость матрицы или если до сих пор он не работал за мониторами с другими типами панелей. Правда, единожды познакомившись с IPS- и даже *VA-матрицами, на это начинаешь обращать внимание.
Glow-эффект ярко выражен как на цветных изображениях, так и на чёрном поле. Многие почему-то думают, что он присущ исключительно IPS-матрицам, но это не так. Кроме того, на сложных цветовых переходах при нестандартных углах просмотра TN+Film-матрица демонстрирует постеризацию картинки, что видно на паре фотографий выше.
В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются, как и зона его возникновения. Становится заметна и некоторая неоднородность поля.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе LG 27GK750F используется качественная матовая поверхность матрицы с хорошими антибликовыми свойствами.
Подход не самый современный, однако даже с такой поверхностью производитель достиг вполне хорошего результата – кристаллический эффект на экране новинки LG не бросается в глаза, картинка не рябит (нет «песка»), при изменении угла просмотра КЭ практически не усиливается. Эффект Cross Hatching изучаемую модель дисплея также не затронул.
С проработкой мелких элементов и шрифта любого размера не возникает проблем. Дополнительная регулировка резкости не требуется.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Safe W-LED-подсветкой, что было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько или даже десятки килогерц. Но всё это верно до момента включения режима Motion Blur Reduction.
Из-за принципа работы технологии без мерцающей подсветки здесь не обойтись. Ее наличие подтверждают и тесты: установив вертикальную развёртку на 240 Гц, в ходе измерений мы получили мерцание подсветки экрана на точно такой же частоте. Нагрузка на глаза выше, чем без MBR, но и визуальное восприятие движущихся объектов на экране даже при обычном пролистывании интернет-страниц и рабочих документов заметно отличается. В каком режиме использовать монитор – решать вам. Он быстр в обоих режимах.
⇡#Выводы
Протестированный монитор LG 27GK750F предназначен для тех, кому важна скорость — и только она. Это монитор для хардкорных геймеров – людей, абсолютно не интересующихся точностью цветопередачи, которых не будут раздражать негативные стороны TN+Film-матрицы. Таких покупателей предостаточно, и мы уверены, что новая модель LG не запылится на складах магазинов, особенно с учётом её адекватной стоимости.
Сейчас для многих киберспорт и победы на турнирах становятся точно такой же профессией и возможностью заработка на жизнь, как и какое-нибудь увлечение фотографией, видео и графикой, где требования к рабочему дисплею совсем иные. И для этих целей многие недостатки спокойно перекрываются достоинствами модели. В своей новинке компания LG устранила некоторые недочёты прошлых серий и сделала 27GK750F полностью соответствующим всем запросам основной целевой аудитории.
При этом дисплей абсолютно точно не станет универсальным инструментом для всего и вся. Непрофессиональные геймеры, возможно, могут выбрать его в качестве второго устройства для частых вечерних турниров. Если вас интересует именно 27-дюймовый Full HD-вариант, то долго размышлять вам не придётся. На рынке есть один проблемный Acer с пропуском кадров на 240 Гц, ещё один представитель этого производителя с подставкой без возможности трансформации, монитор BenQ без какой-либо системы адаптивной синхронизации и почти вдвое более дорогой Acer Predator с G-Sync. Наш сегодняшний подопытный оказывается в этом «зоопарке», как вы понимаете, золотой серединой.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки.
Достоинства:
- улучшенный внешний вид;
- хорошее качество материалов и сборки;
- продвинутая эргономика подставки и наличие VESA-совместимого крепления;
- USB-хаб на борту;
- хороший комплект поставки;
- высокоскоростная 240-Гц TN+Film-панель с отлично настроенным разгоном (OverDrive) и поддержкой режима 1 ms MBR;
- поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync;
- хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры;
- довольно хорошая равномерность подсветки на чёрном поле (без учёта Glow-эффекта);
- W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всём диапазоне изменения яркости (за исключением режима MBR, что является нормой);
- отсутствие Cross-hatching, пропуска кадров и паразитных звуков во время работы;
- один из самых доступных мониторов в классе.
Недостатки:
- плохая заводская настройка и очень низкая стабильность ЦТ оттенков серого;
- катастрофичное снижение плавности градиентов после калибровки и появление сильных паразитных оттенков на тёмных участках (хотя правки в LUT видеокарты не такие уж и большие) – лучше обойтись без калибровки;
- минимальная яркость подсветки при стандартных настройках находится на уровне 137 нит – очень много.
Может не устроить:
- особенности, свойственные матрице TN+Film-типа (низкая стабильность картинки, сильный цветовой сдвиг и плохие углы обзора).
- минимальное расстояние нижней рамки корпуса до стола около 10 см – довольно высокая установка корпуса на подставке;
- отсутствие встроенной акустической системы;
- плавающая цветопередача (для настоящих ценителей этого класса мониторов – проблема несущественная);
- заметность кристаллического эффекта снижена, но у моделей с полуматовым покрытием картинка всё же приятнее;
- «жирный пиксель»;
- несущественная прибавка в скорости (конечно, не для всех) на фоне качественных 144-180-Гц моделей, выпущенных раньше и по меньшей цене;
- сильный Glow-эффект на чёрном поле – по-другому у TN+Film и не бывает.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.