Сегодня 23 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового 4K-монитора ASUS ROG Strix XG438Q: от мечты к реальности

⇣ Содержание

Рынок настольных мониторов порой сильно напоминает ТВ-сегмент, а когда диагональ экрана при обычном соотношении сторон 16:9 добирается до 40+ дюймов, то, как бы ни старались производители, в головах покупателей такое сравнение происходит само собой. И тут они начинают сравнивать цены мониторов и телевизоров схожей диагонали.

Чтобы развести подобные решения в абсолютно разные сегменты и по мере возможности избежать таких сравнений, в компании NVIDIA больше года назад представили концепцию Big Screen Gaming Display, за основу которой была взята большая, 65-дюймовая 4К *VA-панель с многозонной системой подсветки, развитыми возможностями, частотой вертикальной развёртки в 120 Гц (причем нативной, без интерполяции, как у многих ТВ), поддержкой G-Sync, а также интегрированным NVIDIA Shield, который играл роль продвинутого блока управления со своей собственной оболочкой. Получилось эксклюзивно, эффектно и очень дорого, а для компаний, которые включились в эту «гонку вооружений», это была больше маркетинговая история и скорее демонстрация своих возможностей, нежели попытка заработать на конечном продукте.

Впрочем, если для некоторых из них дисплеи подобного рода в новинку, то про ASUS так точно не скажешь. Производитель успел отметиться абсолютно во всех сегментах игровых мониторов, во многих из которых его модели по сей день возглавляют чарты продаж. Среди недавних же новинок мы решили обратить внимание на ROG Strix XG438Q – монитор с редким сочетанием характеристик, которыми он, собственно, и привлёк наше внимание.

#Справочная информация и технические характеристики

ASUS ROG Strix XG438Q создал собственный класс игровых устройств, где пока нет прямых конкурентов и даже просто похожих дисплеев. Анонс монитора, который производитель относит к серии ROG Strix, состоялся в конце июля 2019 года, а его рекомендованная стоимость равна $1 099. По состоянию на середину ноября монитор продолжает быть достаточно редким гостем на складах дистрибьютеров и конечных продавцов, а минимальная цена вследствие этого поднялась до $1 299. В России же стартовый уровень составляет 85 990 рублей, но повезут такой монитор пока только под заказ.

ASUS ROG Strix XG438Q
Экран
Диагональ, дюймы 43
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Полуматовое (Haze)
Стандартное разрешение, пикс. 3840 × 2160
PPI 102
Параметры изображения
Тип матрицы AMVA (*VA-Type)
Подсветка W-LED + KSF-Layer (?)
Макс. яркость, кд/м2 450 (до 600 в пике HDR)
Контрастность статическая 4000 : 1
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (8 бит + FRC)
Частота вертикальной развёртки, Гц 48-120 + AMD FreeSync 2 HDR
Время отклика GtG, мс 4
Время отклика BtW, мс НД
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъёмы
Видеовходы 3 × HDMI 2.0;
1 × Display Port 1.4
Видеовыходы Нет
Дополнительные порты 1 × Audio-In (3,5 мм);
1 × Audio-Out (3,5 мм);
2 × USB 3.0
Встроенные колонки: число × мощность, Вт 2 × 10 RMS Stereo
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона
VESA-крепление: размеры (мм) Есть (100 × 100 мм)
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внешний
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания (Вт)
48 (при 200 нит) / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
975 × 631 × 242
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
975 × 571 × 75
Масса нетто (с подставкой), кг 15,3
Масса нетто (без подставки), кг НД
Ориентировочная цена 85 000-90 000 рублей

По техническим спецификациям и возможностям модель XG438Q действительно является уникальным продуктом. Её основой служит новая AMVA-матрица (относится к *VA-типу) производства компании AU Optronics, M430QVN02.0. Это 43-дюймовое 4К-решение формата 16:9 с увеличенной до 10 бит глубиной цвета (8 бит + FRC), возможностью воспроизведения 1,07 миллиарда оттенков и продвинутой LED-системой подсветки (скорее всего, с использованием слоя KSF) с отдельно управляемыми зонами и изменённым спектром подсветки, за счёт которого, по заявлению производителя, дисплей покрывает до 90 % цветового пространства DCI-P3.

Для борьбы с повышенной усталостью глаз система подсветки лишена ШИ-модуляции (Flicker-Free), а в меню дисплея представлены четыре режима работы технологии Blue Light Filter, снижающей синюю компоненту в излучаемом спектре с помощью уменьшения цветовой температуры и яркости. Кроме того, сочетание диагонали в 43 дюйма и разрешения 3840 на 2160 пикселей обеспечивает XG438Q плотность пикселей в 102 ppi, что не так далеко от классических 109-110 у полюбившихся покупателям современных решений. Такая плотность позволяет обойтись без использования системы масштабирования в Windows.

Поскольку XG438Q — не только игровое, но и в целом развлекательное устройство, его яркость повышена до 450 нит в обычном режиме работы и до 600 нит в режиме HDR. Коэффициент контрастности у героя обзора составляет аж 4000:1, что является очень высоким уровнем даже для *VA-дисплея. Углы обзора сохранились на привычном уровне в 178 градусов в обеих плоскостях (естественно, с учётом 10-кратного падения контрастности).

Монитор прошёл сертификацию VESA DisplayHDR 600, что совсем неудивительно на фоне характеристик используемой в нём матрицы. Между тем стоит помнить, что самый настоящий HDR на данный момент возможен только на OLED-панелях, а также на LCD-устройствах с сотнями, а то и тысячами отдельно управляемых зон. Увы, XG438Q не входит в этот список и сможет вас порадовать только изначально глубоким чёрным, ярким белым, увеличенной глубиной цвета, достаточно большим (по меркам мониторов) экраном и возможностью работы с HDR-метаданными, производя необходимые изменения контрастности и яркости картинки с помощью иных гамма-кривых. Если вы любите яркую и перенасыщенную картинку – вам такое точно понравится, в том числе благодаря трём встроенным в монитор режимам обработки HDR-контента: Cinema HDR, Gaming HDR и FreeSync 2 HDR.

В вопросах скорости ASUS ROG Strix XG438Q не пытается ставить рекорды. Опираясь на свой многолетний опыт, производитель не стал пускать пыль в глаза совсем нереальными цифрами в ТХ для своего *VA-гиганта: 4 мс GtG, отсутствие системы вставки «чёрного кадра» и AMD Free-Sync 2 HDR, работающая в диапазоне 48-120 Гц – наше всё. Нельзя не упомянуть ту самую частоту вертикальной развёртки в 120 Гц, но тут стоит отметить, что в новинку это только для *VA-матрицы стандарта 4К. Для панелей этого типа с меньшим разрешением такая цифра — давно не предел, и вы легко можете найти 144-, 165-, 200- и даже 240-Гц модели.

XG438Q — не совсем типичный игрок на рынке, так что дизайн у него рамочный, а эргономика подставки обеспечивает ему только одну степень свободы: регулировку угла наклона. Модель оснащается мощной встроенной акустической системой (2 динамика по 10 Вт каждый), пультом дистанционного управления, целыми тремя портами HDMI 2.0, одним DisplayPort 1.4 и парой аудиоразъёмов. Для работы с периферией предусмотрено два порта USB 3.0, а один mini-USB предназначен для подключения внешнего блока проекции логотипа ROG, который можно синхронизировать с системой Aura RGB.

Среди прочих функций производитель говорит о PiP/PbP с широким спектром настроек, классических для игровых мониторов ASUS технологиях GamePlus (различных прицелах, таймерах и тому подобном), Shadow Boost (повышении различимости тёмных участков) и GameFast (снижении инпут-лага). Из достаточно новых возможностей отметим программный комплекс DisplayWidget, с помощью которого пользователь может быстро переключиться и настроить режимы GameVisual, установить пресеты для различных приложений и игр, произвести более тонкую настройку цветопередачи, поделиться AXLM-файлом с личными настройками, определить клавиши быстрого доступа и удобно расположить несколько окон на экране в 14 предложенных вариантах.

#Комплектация и внешний вид

Монитор поставляется в огромной картонной коробке в полностью собранном виде, а для его распаковки необходимо снять четыре пластиковых фиксатора и поднять защитную часть вверх. Пластиковая ручка для переноски отсутствует, а для транспортировки лучше использовать машину и, наверное, вторую пару рук — уж больно монитор тяжелый.

На упаковку нанесена качественная полиграфия. С двух сторон использована одна и та же фотография дисплея и с помощью различных пиктограмм перечислены его основные особенности.

Наклейка на упаковке не содержит особо полезных для покупателя сведений. Она информирует лишь о том, что дисплей изготовлен в Китае, на фабрике контрактного производителя TPV Electronics (Fujian).

Комплект поставки находится в отдельной коробочке и включает в себя всё, что только можно:

  • кабель питания;
  • внешний БП;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI (в нашем случае их оказалось сразу два);
  • кабель USB для подключения к ПК;
  • внешний блок проекции логотипа ROG;
  • пульт ДУ (без батареек);
  • задняя крышка области расположения основных интерфейсов;
  • краткое руководство по установке и настройке;
  • проспект ASUS VIP Member;
  • проспект по безопасному использованию.

Из-за размеров устройства и, вероятно, особенностей используемой матрицы производителю пришлось серьёзно поменять свой подход при проектировании монитора и обойтись без «безрамочного» дизайна, но знакомые элементы из серии ROG всё равно остались с нами.

Новинка XG438Q выглядит и ощущается как телевизор из самых дорогих продуктовых семейств именитых телевизионных брендов, а игровая направленность подчёркнута крупным логотипом серии Republic of Gamers, фактурным пластиком с эффектной гравировкой в виде некой электронной схемы и достаточно крупной сложносочинённой металлической подставкой с еле заметными красными вставками в виде красных колечек на трёх опорах.

Несмотря на то, каким образом подставка крепится к корпусу, она обеспечивает монитору возможность регулировки наклона, очень устойчива и не вызывает сомнений по поводу её безопасности.

При необходимости подставку можно демонтировать, а вместо неё использовать любой подходящий VESA-совместимый кронштейн с крепежом стандарта 100 × 100 мм. Для 43-дюймовой панели выбранный стандарт выглядит немного странно, но мы уверены, что инженеры всё просчитали.

Система проекции логотипа ROG на этот раз оказалась снаружи — она выполнена с помощью отдельного выносного блока, подключаемого к монитору по mini-USB. Внешне такое решение выглядит, прямо скажем, странно (особенно если учесть размеры корпуса), но, с другой стороны, смотреть на заднюю часть монитора вы будете крайне редко, так что ничего страшного в этом нет.

Проецируемый логотип прекрасно виден как днём, так и ночью. Вариантов схемы его работы и цветов подсветки – более чем достаточно.

Матрица у монитора с полуматовой рабочей поверхностью. Она обладает достаточными антибликовыми свойствами и радует тем, что кристаллический эффект на ней оказывается практически незаметным в любых условиях просмотра.

По одной наклейке в задней части монитора мы наконец-то узнали дату производства нашего экземпляра (июль 2019 года) и ещё раз подтвердили подрядчика в лице небезызвестной компании TPV Electronics, часто выполняющей заказы для ASUS и многих других брендов.

Интерфейсные разъёмы находятся в задней части корпуса, распределены по двум колодкам, направленным вниз и в сторону. Подключать кабели в первом случае не очень удобно, но делать это вы будете, надеемся, редко, а потому можно и потерпеть.

В свою очередь, нижняя секция закрывается пластиковой крышкой, что обеспечивает монитору некое подобие системы прокладки кабелей и улучшает его внешние данные.

В мониторе установлена встроенная акустическая система общей мощность целых 20 Вт, за работу которой отвечает фирменная технология SonicMaster. Максимальная громкость системы более чем достаточна, а качество звукового тракта откровенно радует и не вызывает особых нареканий, если, конечно, помнить, что перед нами просто монитор.

Качество сборки у изучаемого монитора близко к идеалу: все детали соединены точно и с минимальными равномерными зазорами, покраска ровная, люфты отсутствуют, жёсткость конструкции высокая. Раскачка корпуса на подставке прекращается за 1-2 секунды.

Дисплей в силу своей большой толщины не поддаётся скручиванию, но слегка хрустит/скрипит при адекватном физическом воздействии, что нормально для таких размеров. Используются дорогие материалы, с различной фактурой и матовым покрытием, с высокой практичностью и износостойкостью. В общем и целом вопросов нет – 5 из 5.

#Меню и управление

Управление монитором осуществляется с помощью пятипозиционного джойстика и четырёх отличных друг от друга по размеру трапециевидных физических кнопок, расположенных в задней части устройства.

На нижней грани разместился неяркий белый светодиод питания, который при желании можно отключить через настройки. Дополнительным индикатором работы монитора может служить проекция логотипа ROG с помощью специального внешнего блока.

Из четырех кнопок управления одна отвечает за включение монитора, другая является кнопкой отмены или выхода из раздела, две оставшиеся служат для активации выбора источника сигнала и быстрого доступа к режимам GameVisual – именно такие функции с быстрым доступом выбраны производителем по умолчанию, но в дальнейшем их можно поменять на свой вкус.

Навигация по меню производится за счёт пятипозиционного джойстика. Это один из самых удачных способов для работы с OSD-меню — и в ASUS про него давно знают. Времени на привыкание требуется минимум, управлять можно без проблем как днём, так и ночью, всё доступно и легко.

Дизайн меню давно не претерпевает изменений, и в XG438Q тоже всё по-прежнему – как в других решениях семейств ROG Strix и ROG Swift. Внешний вид OSD-экрана прост, лаконичен и современен. В случае с новинкой в нём содержится восемь разделов с несколько изменённым наполнением.

У новинки первые два раздела выделены под выбор режимов GameVisual и возможности системы GamePlus, способной обеспечить пользователя наэкранным прицелом, таймером, счётчиком FPS и тому подобным.

Изменить яркость, контрастность, цветовую температуру, гамму и насыщенность можно в разделе Color. Отдельно отметим, что в большинстве режимов доступны не все параметры, а при активации в ОС режима HDR раздел и вовсе блокируется. То же самое, к слову, происходит при выборе пресета sRGB.

В четвёртом разделе, Image, находятся настройки скалера, динамической контрастности, разгона отклика матрицы OverDrive (OD) и технологии Shadow Boost, позволяющей увеличить различимость в тенях. Доступна функция локального затемнения (по умолчанию включена), а при включении HDR в операционной системе становится доступен подраздел HDR с тремя режимами интерпретации/обработки метаданных. Также в этот раздел вынесены режимы знакомой технологии Blue Light Filter и возможность активации Adaptive-Sync/FreeSync.

Крайне широкие возможности по настройке функций PiP/PbP предоставляет пятый раздел с соответствующим названием.

А шестой выделен под выбор источника сигнала.

Раздел System Setup содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации (по умолчанию выставлен русский язык, но из-за не самого лучшего перевода я переключился на английский), блокировка клавиш управления и выключение индикатора питания.

Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность изменить схему работы USB-портов, активировать Aura Sync, настроить Aura RGB и звуковую систему, а также определить две функции для быстрого доступа.

Последний раздел предназначен для сохранения внесённых настроек в одну из трёх ячеек памяти. При необходимости между ними можно быстро переключаться.

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор ASUS ROG Strix XG438Q был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программы HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10 Pro x64 c последними обновлениями. Во время основного этапа тестирования частота обновления экрана составляла 120 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 8 бит.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В ASUS ROG Strix XG438Q производитель предлагает восемь предустановленных режимов GameVisual и четыре варианта Blue Light Filter. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.4 как самый беспроблемный и максимально раскрывающий возможности новинки.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • GameVisual – Racing;
  • Brightness – 90;
  • Contrast — 80;
  • Color Temp. – User (100/100/100);
  • Gamma – 2,2;
  • OD – Level 3;
  • Shadow Boost – Level 0;
  • Dynamic Dimming – On.

В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 K настройки приняли вид:

  • GameVisual – User;
  • Brightness – 0;
  • Contrast — 80;
  • Color Temp. — User (94/98/97);
  • Gamma – 2,2;
  • OD – Level 4;
  • Shadow Boost – Level 0;
  • Dynamic Dimming – Off.

Нам пришлось снизить настройки яркости до нуля, после чего дополнительно потребовались более серьёзные правки RGB Gain не только для установки точки белого, но и для дальнейшего снижения яркости до необходимого уровня. Уровень разгона был повышен без потери качества переходов (артефакты не проявились), а для стабильности изображения система Dynamic Dimming была выключена.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию:

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 523 0,139 3763
90 471 0,125 3768
80 433 0,115 3765
70 391 0,104 3760
60 353 0,094 3755
50 311 0,082 3793
40 270 0,072 3750
30 228 0,06 3800
20 189 0,05 3780
10 149 0,04 3725
0 106 0,028 3786

Максимальная яркость в центральной точке оказалась выше заявленного уровня и составила 523 кд/м2 в SDR-режиме и целых 685 в HDR, причём на постоянной основе, а не в кратковременном пике. В свою очередь, полученный минимум на белом поле нас сильно расстроил — 106 кд/м2. И ведь такое у ASUS уже не в первый раз.

В вопросе коэффициента контрастности XG438Q показал уровень почти в 3800:1, что является высоким результатом для современной *VA-матрицы. А благодаря минимально возможной точке чёрного в 0,028 нит и локально управляемой подсветке расчётный максимум может составить почти 25 000:1. Это вам, конечно, совсем не OLED, но для технологии LCD – выше всяких похвал.

#Результаты при стандартных настройках

Рассматриваемый монитор обладает матрицей с расширенным спектром подсветки и, по сведениям, данным производителем, обеспечивает до 90 % покрытия пространства DCI-P3.

Охват действительно расширенный, но, по нашим тестам, возможности полученного экземпляра XG438Q соответствуют DCI-P3 только на 83,2 % при настройках по умолчанию. Особо печалиться здесь мы не будем, поскольку для профессиональной работы монитор всё равно не очень годится (по разным причинам), а для обычного потребителя даже такой результат – приятное дополнение на фоне старого и всё ещё активно используемого пространства sRGB.

К тому же XG438Q радует очень точно выставленной точкой белого и идеальной стабильностью ЦТ оттенков серого.

Гамма-кривые продолжают список достоинств модели. Они выставлены максимально точно в соответствии со значением 2,2, дисбаланса между каналами нет, контрастность картинки такая, какой она и должна быть.

Однако из-за цветового охвата, который не полностью соответствует DCI-P3 и существенно превосходит sRGB, выбрать наиболее подходящий профиль для референса проблематично. Минимальный уровень отклонений мы получили при выборе sRGB, а соответствующий отчёт представлен выше. Удивляться отклонениям в этом случае не стоит, ведь точно выставленные кривые и точка белого – не единственное, что требуется от монитора. С другой стороны, если вы не работаете с цветом, то и проблем у вас никаких не возникнет – можете расслабиться и получать удовольствие от буйства красок на экране.

#Результаты после настройки и калибровки

Тем же, кому важна максимально точная цветопередача, без настройки и калибровки монитора всё равно не обойтись. В случае с XG438Q мы снизили яркость подсветки и степень усиления RGB Gain для достижения необходимого уровня яркости и цветовой температуры точки белого.

Опорные точки на CIE-диаграмме слегка поменяли свои координаты, но глобальных изменений цветового охвата не произошло. Изучаемый монитор вновь продемонстрировал высокий уровень соответствия пространству sRGB и почти 83 % DCI-P3.

Точка белого вплотную подобралась к 6500 К, а стабильность ЦТ оттенков серого незначительно снизилась.

Гамма-кривые слегка просели относительно референса, а чтобы этого не происходило, можно обойтись только профилированием – без правок в LUT видеокарты.

При этом в тесте на точность цветопередачи из комплекса Argyll CMS мы получили великолепный результат, который оказывается недостижимым для многих других моделей. Конечно, это не отменяет другие проблемы используемой матрицы (цветовой сдвиг, Black Crush, бандинг), но цифры все равно впечатляющие — как минимум они говорят о возможностях монитора.

#Результаты в режиме sRGB

Наша методика требует того, чтобы мы проверили специальный режим sRGB из общего списка GameVisual. При его активации в меню монитора блокируется большая часть настроек, связанных с цветопередачей (в том числе яркость подсветки, которая устанавливается на высоком уровне в 197 нит), а цветовой охват должен приводиться к стандарту, соответствующему названию.

Увы, в случае с XG438Q этого не происходит. Цветовой охват остаётся на изначальном уровне, то есть никакой эмуляции нет, а необходимость использования цветового профиля устройства в sRGB Mode никуда не исчезает.

В изучаемом режиме точка белого уходит ближе к 7000 К, а стабильность ЦТ оттенков серого немного снижается.

Гамма-кривые устанавливаются выше уровня 2,2, что приводит к небольшому падению контрастности изображения на экране, при этом усиливается и без того хорошая различимость деталей в тенях.

В тесте на точность цветопередачи режим sRGB показал самый высокий результат (впрочем, разница в сравнении со стандартным режимом лежит в пределах погрешности измерений). Но стоит помнить, что яркость подсветки заблокирована на очень высоком уровне, а точка белого смещается в «холодную» зону — и изменить это нельзя. Нужны ли вам такие ограничения и изменения? Сомневаемся.

#Результаты в режиме Blue Light Filter

Для снижения нагрузки на глаза производители давно предлагают режимы по типу Blue Light Filter со сниженной синей составляющей спектра подсветки. В мониторе ASUS есть четыре таких режима с разными уровнями воздействия. Первые три влияют только на точку белого, с небольшими сдвигами цветовой температуры, а в четвёртом дополнительно происходит резкое падение яркости — до 160 нит (хотелось бы ещё ниже). Именно его мы и будем рассматривать.

К нашему удивлению, цветовой охват монитора сохранился на высоком уровне. Видимых изменений мы не заметили, но на цифрах вы можете их проследить.

Точка белого установилась на уровне 4830 К и приобрела лёгкий зеленоватый оттенок. Что-то похожее произошло и с оттенками серого, которые достаточно плотной группой расположились рядом, сохранив максимально высокую стабильность ЦТ.

По выставленным гамма-кривым режим напомнил нам sRGB Mode, но с несколько большим дисбалансом между R-, G- и B-компонентами. Для снижения нагрузки на глаза уменьшенная контрастность картинки – это плюс, а никаких других изменений здесь нет.

Максимально высокие отклонения от референса в тесте Argyll CMS ожидаемо выпали на точку белого, но увеличились отклонения и по части измеренных цветовых патчей. Если вы хотите быстро снизить цветовую температуру и яркость, тем самым уменьшив нагрузку на глаза, то Blue Light Filter на четвёртом уровне – простой и действенный способ. Три первых уровня такого эффекта точно не дадут.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности подсветки в XG438Q не применяется.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Серьёзные проблемы видны как на светлом поле, так и на всех серых оттенках. По нашему опыту, это вполне обычное явление для крупных *VA- и IPS-панелей формата 16:9, в том числе установленных в полноценные телевизоры.

Среднее отклонение от центральной точки составило 20,7 %, а максимальное — 44,6 %. Результат очень низкий, высокая яркость наблюдается только в центральной области экрана, а чем дальше от неё, тем сильнее падение. Рассчитывать на что-то совершенно иное при покупке данной модели в магазине мы бы не стали. Думаем, что все экземпляры XG438Q демонстрируют что-то похожее на наш случай.

А вот с равномерностью цветовой температуры на белом поле дела обстоят значительно лучше. У нашего экземпляра разброс составил не более 685 К, среднее отклонение от центральной точки – 2,2 %, максимальное – 5,3 %. Результат средний, но на фоне разницы в яркости это победа!

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150-200 см).

С точки зрения углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал себя хорошистом и одним из лучших *VA-решений среди проверенных нами. Даже при высокой яркости проблем с равномерностью не выявлено, «эффекта облаков» нет, поверхность чистая, без полос и различных пятен неоднородности.

При большем отдалении от экрана Glow полностью исчезает и становится ясно, что с реальной равномерностью чёрного у нашего экземпляра XG438Q всё прекрасно. Это тот самый случай, когда *VA-монитор в разы опережает 40-43-дюймовые решения на базе IPS-панелей.

Но не стоит забывать, что матрица в XG438Q обладает многозонной системой подсветки с динамической регулировкой яркости, которая по умолчанию включена. Зон не так уж и много, соответственно, каждая из них — довольно большого размера. Выше продемонстрированы различные варианты их активации, по которым становится ясно, что показать красивую картинку без паразитных засветок у такой системы подсветки точно не выйдет. Понимая это и плотно изучив её работу в первые пару часов, проведённых за монитором, мы отключили систему Dynamic Backlight и не включали её на протяжении всего дальнейшего тестирования.

#Особенности модели и визуальная оценка изображения

#Качество градиентов и скорость отклика

Используемая псевдо-10-битная матрица в ASUS ROG Strix XG438Q смогла продемонстрировать хорошие по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах и после правок рабочих параметров в OSD-меню.

Очень качественная заводская настройка позволила монитору обойтись минимальными правками в LUT видеокарты в ходе проведённой калибровки, но даже они в значительной степени снизили качество переходов в области 0-10 %. Из этого мы сделали вывод, что лучше обойтись ручной настройкой и обычным профилированием – созданием индивидуального профиля без LUT-правок. Для XG438Q такой вариант будет идеальным и достаточным для получения первоклассного, точного изображения.

С другой стороны, проблема «бандинга» не обошла XG438Q стороной. Эффект выявлен в максимальной степени, проблемы с тёмными тоновыми переходами отчётливо заметны, так что работать с цветом за героем обзора – не самая лучшая идея.

Модель ASUS ROG Strix XG438Q отнесена производителем к игровому семейству, но в рассматриваемом сегменте это вообще единственная модель — дополнительное деление на игровые и неигровые тут не требуется.

Максимальная частота вертикальной развёртки в 120 Гц не тянет на рекорд, как и 4 мс GtG, но для крупного *VA-дисплея с матрицей стандарта 4К – это высокий уровень.

Для разгона матрицы в XG438Q производитель применяет стандартную технологию Overdrive с шестью режимами работы. По умолчанию выставлен Level 3, в реальности оказавшийся не сильно превосходящим три других уровня. При активации Level 4 скорость реакции пикселей увеличивается без появления хорошо различимых артефактов, а Level 5 значительно снижает длину шлейфов, но артефакты начинают проявлять себя практически при любом движении на экране. Так что мы остановились на Level 4.

По общей скорости монитор, безусловно, не является конкурентом различным скоростным IPS- и TN+Film-решениям, что особенно заметно на тёмных переходах. Среди же *VA-решений с похожей частотой развёртки (вплоть до 165 Гц) новинка ASUS может посоревноваться со многими, но на роль лидера в любом случае не тянет. Впрочем, если вас интересует формат 16:9 и подобная диагональ, то вариантов у вас всё равно нет. Смело берите и играйте!

Наконец, отметим отсутствие пропуска кадров при максимальной частоте 120 Гц, что подтвердил специальный тест из пакета UFOTest. В этом вопросе у монитора проблем не выявлено.

#Углы обзора и Glow-эффект

Любые *VA-мониторы демонстрируют среднюю стабильность картинки и углы обзора, а цена устройства, как мы уже выяснили, никак не сказывается на изучаемых в этом разделе параметрах.

При незначительных изменениях угла просмотра в вертикальной плоскости картинка на экране совсем не меняется, демонстрируя уровень IPS-решений. Правда, не стоит забывать об эффекте Black Crush, который проявляется уже при малых отклонениях от нормали, особенно если на изображении много тёмных участков.

Если увеличить угол до 35-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность, высветляются тени, происходит заметный цветовой сдвиг (color-shift) на определённых оттенках (в основном серых). При взгляде сверху или снизу подобные изменения видны значительно быстрее (даже при меньшем уровне отклонений от нормали). С поведением IPS-моделей, конечно, не сравнить.

Благодаря глубокому чёрному цвету и высокой равномерности подсветки Glow-эффект на чёрном поле затрагивает XG438Q в незначительной степени. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются, однако на фоне крупных IPS-решений герой обзора – просто другой уровень!

Что же касается цветных изображений, то тут больше сказываются именно углы обзора, а не Glow. При взгляде под углом сильно падает контрастность картинки, в некоторых случаях может проявляться эффект постеризации на сложных цветовых переходах. Другими словами – всё как обычно, и от размера панели этот эффект практически не зависит.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ, резкость, шум при работе

В мониторе ASUS ROG Strix XG438Q используется матрица с качественной полуматовой рабочей поверхностью.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его различимость практически не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.

И всё бы хорошо, но проблем с проработкой текста и некоторых мелких элементов у XG438Q более чем достаточно. Виной тому нестандартная структура пикселя – BGR вместо RGB, что является одним из самых существенных недостатков модели. Учитывайте это ещё до приобретения дисплея!

Некоторые покупатели используют VESA-кронштейн, переворачивают монитор на 180 градусов (получается RGB-дисплей) и производят необходимые изменения параметров в драйвере видеокарты – переворачивают картинку. Нам такое решение видится странным, а поэтому единственным возможным вариантом улучшения читаемости шрифтов мы считаем изменение схемы работы ClearType. Скрытые настройки, прописываемые через реестр Windows, описаны на сайте Microsoft. Мы проверили эффект – он есть, пускай и не в той степени, что мы ожидали.

По заявлению производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

В XG438Q используется внешний блок питания. Паразитные звуки от него и управляющей электроники монитора отсутствуют.

#Выводы

Компания ASUS любит экспериментировать, постоянно задаёт тренды и часто идет впереди конкурентов, поскольку многие матрицы попадают к ним заметно позже. Инженеры производителя не боятся сложностей, а маркетологи находят тысячи причин, почему каждый новый продукт стоит своих денег и должен быть приобретён той или иной категорией потребителей. Получилось ли так с новым ROG Strix XG438Q? Не совсем.

Герой обзора играет в сегменте крупных игровых мониторов, но среди моделей со стандартным соотношением сторон он такой один. Дисплей формата 16:9 при диагонали 43 дюйма для многих окажется слишком большим, а в качестве телевизора и для игровой приставки XG438Q, наоборот, мал, да и стоит для этой сферы применения слишком много, а проблемы с равномерностью подсветки на светлом поле у него такие же, как у моделей ТВ за 30-40 тысяч.

По несколько странному стечению обстоятельств для достаточно дорогого игрового дисплея вновь была выбрана не самая быстрая *VA-матрица, которая, несмотря на повышенную частоту вертикальной развёртки, показывает уровень чуть ниже далеко не самых быстрых игровых IPS в иных сегментах рынка. Да и к выбору непосредственно самой AMVA-модели от AUO есть вопросы. Как минимум один: зачем нужна BGR-структура пикселей, создающая очевидные проблемы? Да, если произвести пару не самых очевидных действий в ОС Windows, то можно сделать лучше, а если за монитором только играть и смотреть фильмы, то очень странная проработка текста и вовсе никогда не будет замечена. Но разве так многие потребители планируют использовать героя обзора, позабыв про веб-серфинг и работу с документами? Вряд ли, хотя возможно всякое…

Если же позабыть про вышеуказанные особенности, то производитель смог показать реальные преимущества *VA-технологии в виде очень глубокого чёрного, идеальную равномерность подсветки на нём же и почти отсутствующий Glow-эффект. Такое сейчас встретишь редко. В остальном же решение сделано для особых случаев и точно не для тех, кто предпочитает играм работу за компьютером. Тем не менее своя аудитория у него наверняка найдётся. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после настройки и калибровки.

Достоинства:

  • приятный дизайн – на уровне премиальных моделей телевизоров (раз уж мы сравниваем с ними);
  • отличное качество материалов и сборки;
  • возможность регулировки наклона и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
  • отличный комплект поставки;
  • удобная система управления на базе физических клавиш и 5-позиционного джойстика;
  • очень хорошая заводская настройка;
  • расширенный цветовой охват (любителям насыщенной картинки придётся по вкусу);
  • высокое качество градиентов в предустановленных режимах и после ручных правок;
  • официальная поддержка AMD FreeSync в диапазоне 48-120 Гц;
  • соответствие VESA DisplayHDR 600 – в том числе благодаря многозонной системе подсветки (впрочем, это довольно сомнительный плюс);
  • идеальная равномерность подсветки на чёрном поле;
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всем диапазоне изменения яркости;
  • отсутствие видимого кристаллического эффекта, Cross-hatching и паразитных звуков электроники во время работы;
  • еле заметный Glow-эффект;
  • первый крупный 4К *VA с повышенной частотой развёртки по более-менее адекватной цене (а не 250-350 тысяч, как у 65-дюймовых моделей).

Недостатки:

  • высокий минимальный уровень яркости – для снижения до адекватных значений придётся снижать коэффициент контрастности и усиление RGB;
  • очень низкая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости – вероятно, это проблема всех подобных матриц (в том числе в ТВ-сегменте);
  • BGR-структура пикселей, а вместе с ней — серьёзные проблемы с проработкой текста и некоторых мелких элементов. Становится лучше при применении скрытых правок реестра для функции ClearType.

Может не устроить:

  • система проекции логотипа ROG в виде отдельного блока;
  • использование рамочного дизайна;
  • значительное снижение качества градиентов после минимальных правок LUT – поэтому лучше обойтись настройкой и профилированием;
  • отсутствие действительно работающего режима эмуляции пространства sRGB;
  • средние углы обзора – другого от крупной *VA-матрицы можете не ждать;
  • уровень скорости панели может вас неприятно удивить – если вы ещё не видели игровые *VA-мониторы и не сравнивали их с IPS и TN+Film с близкой частотой развёртки;
  • средняя равномерность подсветки по уровню цветовой температуры на белом поле.
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 17 мин.
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 2 ч.
Илон Маск представил концепцию DOGE: массовые сокращения госаппарата США и упрощение госрегулирования 2 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 5 ч.
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 7 ч.
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 13 ч.
Главный конкурент OpanAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 14 ч.
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 15 ч.
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 15 ч.
Ubisoft рассказала о возможностях и инновациях стелс-механик в Assassin's Creed Shadows — новый геймплей 16 ч.