Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового 4K-монитора ASUS ROG Strix XG438Q: от мечты к реальности

⇣ Содержание

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор ASUS ROG Strix XG438Q был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программы HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10 Pro x64 c последними обновлениями. Во время основного этапа тестирования частота обновления экрана составляла 120 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 8 бит.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В ASUS ROG Strix XG438Q производитель предлагает восемь предустановленных режимов GameVisual и четыре варианта Blue Light Filter. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.4 как самый беспроблемный и максимально раскрывающий возможности новинки.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • GameVisual – Racing;
  • Brightness – 90;
  • Contrast — 80;
  • Color Temp. – User (100/100/100);
  • Gamma – 2,2;
  • OD – Level 3;
  • Shadow Boost – Level 0;
  • Dynamic Dimming – On.

В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 K настройки приняли вид:

  • GameVisual – User;
  • Brightness – 0;
  • Contrast — 80;
  • Color Temp. — User (94/98/97);
  • Gamma – 2,2;
  • OD – Level 4;
  • Shadow Boost – Level 0;
  • Dynamic Dimming – Off.

Нам пришлось снизить настройки яркости до нуля, после чего дополнительно потребовались более серьёзные правки RGB Gain не только для установки точки белого, но и для дальнейшего снижения яркости до необходимого уровня. Уровень разгона был повышен без потери качества переходов (артефакты не проявились), а для стабильности изображения система Dynamic Dimming была выключена.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию:

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 523 0,139 3763
90 471 0,125 3768
80 433 0,115 3765
70 391 0,104 3760
60 353 0,094 3755
50 311 0,082 3793
40 270 0,072 3750
30 228 0,06 3800
20 189 0,05 3780
10 149 0,04 3725
0 106 0,028 3786

Максимальная яркость в центральной точке оказалась выше заявленного уровня и составила 523 кд/м2 в SDR-режиме и целых 685 в HDR, причём на постоянной основе, а не в кратковременном пике. В свою очередь, полученный минимум на белом поле нас сильно расстроил — 106 кд/м2. И ведь такое у ASUS уже не в первый раз.

В вопросе коэффициента контрастности XG438Q показал уровень почти в 3800:1, что является высоким результатом для современной *VA-матрицы. А благодаря минимально возможной точке чёрного в 0,028 нит и локально управляемой подсветке расчётный максимум может составить почти 25 000:1. Это вам, конечно, совсем не OLED, но для технологии LCD – выше всяких похвал.

#Результаты при стандартных настройках

Рассматриваемый монитор обладает матрицей с расширенным спектром подсветки и, по сведениям, данным производителем, обеспечивает до 90 % покрытия пространства DCI-P3.

Охват действительно расширенный, но, по нашим тестам, возможности полученного экземпляра XG438Q соответствуют DCI-P3 только на 83,2 % при настройках по умолчанию. Особо печалиться здесь мы не будем, поскольку для профессиональной работы монитор всё равно не очень годится (по разным причинам), а для обычного потребителя даже такой результат – приятное дополнение на фоне старого и всё ещё активно используемого пространства sRGB.

К тому же XG438Q радует очень точно выставленной точкой белого и идеальной стабильностью ЦТ оттенков серого.

Гамма-кривые продолжают список достоинств модели. Они выставлены максимально точно в соответствии со значением 2,2, дисбаланса между каналами нет, контрастность картинки такая, какой она и должна быть.

Однако из-за цветового охвата, который не полностью соответствует DCI-P3 и существенно превосходит sRGB, выбрать наиболее подходящий профиль для референса проблематично. Минимальный уровень отклонений мы получили при выборе sRGB, а соответствующий отчёт представлен выше. Удивляться отклонениям в этом случае не стоит, ведь точно выставленные кривые и точка белого – не единственное, что требуется от монитора. С другой стороны, если вы не работаете с цветом, то и проблем у вас никаких не возникнет – можете расслабиться и получать удовольствие от буйства красок на экране.

#Результаты после настройки и калибровки

Тем же, кому важна максимально точная цветопередача, без настройки и калибровки монитора всё равно не обойтись. В случае с XG438Q мы снизили яркость подсветки и степень усиления RGB Gain для достижения необходимого уровня яркости и цветовой температуры точки белого.

Опорные точки на CIE-диаграмме слегка поменяли свои координаты, но глобальных изменений цветового охвата не произошло. Изучаемый монитор вновь продемонстрировал высокий уровень соответствия пространству sRGB и почти 83 % DCI-P3.

Точка белого вплотную подобралась к 6500 К, а стабильность ЦТ оттенков серого незначительно снизилась.

Гамма-кривые слегка просели относительно референса, а чтобы этого не происходило, можно обойтись только профилированием – без правок в LUT видеокарты.

При этом в тесте на точность цветопередачи из комплекса Argyll CMS мы получили великолепный результат, который оказывается недостижимым для многих других моделей. Конечно, это не отменяет другие проблемы используемой матрицы (цветовой сдвиг, Black Crush, бандинг), но цифры все равно впечатляющие — как минимум они говорят о возможностях монитора.

#Результаты в режиме sRGB

Наша методика требует того, чтобы мы проверили специальный режим sRGB из общего списка GameVisual. При его активации в меню монитора блокируется большая часть настроек, связанных с цветопередачей (в том числе яркость подсветки, которая устанавливается на высоком уровне в 197 нит), а цветовой охват должен приводиться к стандарту, соответствующему названию.

Увы, в случае с XG438Q этого не происходит. Цветовой охват остаётся на изначальном уровне, то есть никакой эмуляции нет, а необходимость использования цветового профиля устройства в sRGB Mode никуда не исчезает.

В изучаемом режиме точка белого уходит ближе к 7000 К, а стабильность ЦТ оттенков серого немного снижается.

Гамма-кривые устанавливаются выше уровня 2,2, что приводит к небольшому падению контрастности изображения на экране, при этом усиливается и без того хорошая различимость деталей в тенях.

В тесте на точность цветопередачи режим sRGB показал самый высокий результат (впрочем, разница в сравнении со стандартным режимом лежит в пределах погрешности измерений). Но стоит помнить, что яркость подсветки заблокирована на очень высоком уровне, а точка белого смещается в «холодную» зону — и изменить это нельзя. Нужны ли вам такие ограничения и изменения? Сомневаемся.

#Результаты в режиме Blue Light Filter

Для снижения нагрузки на глаза производители давно предлагают режимы по типу Blue Light Filter со сниженной синей составляющей спектра подсветки. В мониторе ASUS есть четыре таких режима с разными уровнями воздействия. Первые три влияют только на точку белого, с небольшими сдвигами цветовой температуры, а в четвёртом дополнительно происходит резкое падение яркости — до 160 нит (хотелось бы ещё ниже). Именно его мы и будем рассматривать.

К нашему удивлению, цветовой охват монитора сохранился на высоком уровне. Видимых изменений мы не заметили, но на цифрах вы можете их проследить.

Точка белого установилась на уровне 4830 К и приобрела лёгкий зеленоватый оттенок. Что-то похожее произошло и с оттенками серого, которые достаточно плотной группой расположились рядом, сохранив максимально высокую стабильность ЦТ.

По выставленным гамма-кривым режим напомнил нам sRGB Mode, но с несколько большим дисбалансом между R-, G- и B-компонентами. Для снижения нагрузки на глаза уменьшенная контрастность картинки – это плюс, а никаких других изменений здесь нет.

Максимально высокие отклонения от референса в тесте Argyll CMS ожидаемо выпали на точку белого, но увеличились отклонения и по части измеренных цветовых патчей. Если вы хотите быстро снизить цветовую температуру и яркость, тем самым уменьшив нагрузку на глаза, то Blue Light Filter на четвёртом уровне – простой и действенный способ. Три первых уровня такого эффекта точно не дадут.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности подсветки в XG438Q не применяется.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Серьёзные проблемы видны как на светлом поле, так и на всех серых оттенках. По нашему опыту, это вполне обычное явление для крупных *VA- и IPS-панелей формата 16:9, в том числе установленных в полноценные телевизоры.

Среднее отклонение от центральной точки составило 20,7 %, а максимальное — 44,6 %. Результат очень низкий, высокая яркость наблюдается только в центральной области экрана, а чем дальше от неё, тем сильнее падение. Рассчитывать на что-то совершенно иное при покупке данной модели в магазине мы бы не стали. Думаем, что все экземпляры XG438Q демонстрируют что-то похожее на наш случай.

А вот с равномерностью цветовой температуры на белом поле дела обстоят значительно лучше. У нашего экземпляра разброс составил не более 685 К, среднее отклонение от центральной точки – 2,2 %, максимальное – 5,3 %. Результат средний, но на фоне разницы в яркости это победа!

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150-200 см).

С точки зрения углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал себя хорошистом и одним из лучших *VA-решений среди проверенных нами. Даже при высокой яркости проблем с равномерностью не выявлено, «эффекта облаков» нет, поверхность чистая, без полос и различных пятен неоднородности.

При большем отдалении от экрана Glow полностью исчезает и становится ясно, что с реальной равномерностью чёрного у нашего экземпляра XG438Q всё прекрасно. Это тот самый случай, когда *VA-монитор в разы опережает 40-43-дюймовые решения на базе IPS-панелей.

Но не стоит забывать, что матрица в XG438Q обладает многозонной системой подсветки с динамической регулировкой яркости, которая по умолчанию включена. Зон не так уж и много, соответственно, каждая из них — довольно большого размера. Выше продемонстрированы различные варианты их активации, по которым становится ясно, что показать красивую картинку без паразитных засветок у такой системы подсветки точно не выйдет. Понимая это и плотно изучив её работу в первые пару часов, проведённых за монитором, мы отключили систему Dynamic Backlight и не включали её на протяжении всего дальнейшего тестирования.

#Особенности модели и визуальная оценка изображения

#Качество градиентов и скорость отклика

Используемая псевдо-10-битная матрица в ASUS ROG Strix XG438Q смогла продемонстрировать хорошие по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах и после правок рабочих параметров в OSD-меню.

Очень качественная заводская настройка позволила монитору обойтись минимальными правками в LUT видеокарты в ходе проведённой калибровки, но даже они в значительной степени снизили качество переходов в области 0-10 %. Из этого мы сделали вывод, что лучше обойтись ручной настройкой и обычным профилированием – созданием индивидуального профиля без LUT-правок. Для XG438Q такой вариант будет идеальным и достаточным для получения первоклассного, точного изображения.

С другой стороны, проблема «бандинга» не обошла XG438Q стороной. Эффект выявлен в максимальной степени, проблемы с тёмными тоновыми переходами отчётливо заметны, так что работать с цветом за героем обзора – не самая лучшая идея.

Модель ASUS ROG Strix XG438Q отнесена производителем к игровому семейству, но в рассматриваемом сегменте это вообще единственная модель — дополнительное деление на игровые и неигровые тут не требуется.

Максимальная частота вертикальной развёртки в 120 Гц не тянет на рекорд, как и 4 мс GtG, но для крупного *VA-дисплея с матрицей стандарта 4К – это высокий уровень.

Для разгона матрицы в XG438Q производитель применяет стандартную технологию Overdrive с шестью режимами работы. По умолчанию выставлен Level 3, в реальности оказавшийся не сильно превосходящим три других уровня. При активации Level 4 скорость реакции пикселей увеличивается без появления хорошо различимых артефактов, а Level 5 значительно снижает длину шлейфов, но артефакты начинают проявлять себя практически при любом движении на экране. Так что мы остановились на Level 4.

По общей скорости монитор, безусловно, не является конкурентом различным скоростным IPS- и TN+Film-решениям, что особенно заметно на тёмных переходах. Среди же *VA-решений с похожей частотой развёртки (вплоть до 165 Гц) новинка ASUS может посоревноваться со многими, но на роль лидера в любом случае не тянет. Впрочем, если вас интересует формат 16:9 и подобная диагональ, то вариантов у вас всё равно нет. Смело берите и играйте!

Наконец, отметим отсутствие пропуска кадров при максимальной частоте 120 Гц, что подтвердил специальный тест из пакета UFOTest. В этом вопросе у монитора проблем не выявлено.

#Углы обзора и Glow-эффект

Любые *VA-мониторы демонстрируют среднюю стабильность картинки и углы обзора, а цена устройства, как мы уже выяснили, никак не сказывается на изучаемых в этом разделе параметрах.

При незначительных изменениях угла просмотра в вертикальной плоскости картинка на экране совсем не меняется, демонстрируя уровень IPS-решений. Правда, не стоит забывать об эффекте Black Crush, который проявляется уже при малых отклонениях от нормали, особенно если на изображении много тёмных участков.

Если увеличить угол до 35-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность, высветляются тени, происходит заметный цветовой сдвиг (color-shift) на определённых оттенках (в основном серых). При взгляде сверху или снизу подобные изменения видны значительно быстрее (даже при меньшем уровне отклонений от нормали). С поведением IPS-моделей, конечно, не сравнить.

Благодаря глубокому чёрному цвету и высокой равномерности подсветки Glow-эффект на чёрном поле затрагивает XG438Q в незначительной степени. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются, однако на фоне крупных IPS-решений герой обзора – просто другой уровень!

Что же касается цветных изображений, то тут больше сказываются именно углы обзора, а не Glow. При взгляде под углом сильно падает контрастность картинки, в некоторых случаях может проявляться эффект постеризации на сложных цветовых переходах. Другими словами – всё как обычно, и от размера панели этот эффект практически не зависит.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ, резкость, шум при работе

В мониторе ASUS ROG Strix XG438Q используется матрица с качественной полуматовой рабочей поверхностью.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его различимость практически не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.

И всё бы хорошо, но проблем с проработкой текста и некоторых мелких элементов у XG438Q более чем достаточно. Виной тому нестандартная структура пикселя – BGR вместо RGB, что является одним из самых существенных недостатков модели. Учитывайте это ещё до приобретения дисплея!

Некоторые покупатели используют VESA-кронштейн, переворачивают монитор на 180 градусов (получается RGB-дисплей) и производят необходимые изменения параметров в драйвере видеокарты – переворачивают картинку. Нам такое решение видится странным, а поэтому единственным возможным вариантом улучшения читаемости шрифтов мы считаем изменение схемы работы ClearType. Скрытые настройки, прописываемые через реестр Windows, описаны на сайте Microsoft. Мы проверили эффект – он есть, пускай и не в той степени, что мы ожидали.

По заявлению производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

В XG438Q используется внешний блок питания. Паразитные звуки от него и управляющей электроники монитора отсутствуют.

#Выводы

Компания ASUS любит экспериментировать, постоянно задаёт тренды и часто идет впереди конкурентов, поскольку многие матрицы попадают к ним заметно позже. Инженеры производителя не боятся сложностей, а маркетологи находят тысячи причин, почему каждый новый продукт стоит своих денег и должен быть приобретён той или иной категорией потребителей. Получилось ли так с новым ROG Strix XG438Q? Не совсем.

Герой обзора играет в сегменте крупных игровых мониторов, но среди моделей со стандартным соотношением сторон он такой один. Дисплей формата 16:9 при диагонали 43 дюйма для многих окажется слишком большим, а в качестве телевизора и для игровой приставки XG438Q, наоборот, мал, да и стоит для этой сферы применения слишком много, а проблемы с равномерностью подсветки на светлом поле у него такие же, как у моделей ТВ за 30-40 тысяч.

По несколько странному стечению обстоятельств для достаточно дорогого игрового дисплея вновь была выбрана не самая быстрая *VA-матрица, которая, несмотря на повышенную частоту вертикальной развёртки, показывает уровень чуть ниже далеко не самых быстрых игровых IPS в иных сегментах рынка. Да и к выбору непосредственно самой AMVA-модели от AUO есть вопросы. Как минимум один: зачем нужна BGR-структура пикселей, создающая очевидные проблемы? Да, если произвести пару не самых очевидных действий в ОС Windows, то можно сделать лучше, а если за монитором только играть и смотреть фильмы, то очень странная проработка текста и вовсе никогда не будет замечена. Но разве так многие потребители планируют использовать героя обзора, позабыв про веб-серфинг и работу с документами? Вряд ли, хотя возможно всякое…

Если же позабыть про вышеуказанные особенности, то производитель смог показать реальные преимущества *VA-технологии в виде очень глубокого чёрного, идеальную равномерность подсветки на нём же и почти отсутствующий Glow-эффект. Такое сейчас встретишь редко. В остальном же решение сделано для особых случаев и точно не для тех, кто предпочитает играм работу за компьютером. Тем не менее своя аудитория у него наверняка найдётся. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после настройки и калибровки.

Достоинства:

  • приятный дизайн – на уровне премиальных моделей телевизоров (раз уж мы сравниваем с ними);
  • отличное качество материалов и сборки;
  • возможность регулировки наклона и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
  • отличный комплект поставки;
  • удобная система управления на базе физических клавиш и 5-позиционного джойстика;
  • очень хорошая заводская настройка;
  • расширенный цветовой охват (любителям насыщенной картинки придётся по вкусу);
  • высокое качество градиентов в предустановленных режимах и после ручных правок;
  • официальная поддержка AMD FreeSync в диапазоне 48-120 Гц;
  • соответствие VESA DisplayHDR 600 – в том числе благодаря многозонной системе подсветки (впрочем, это довольно сомнительный плюс);
  • идеальная равномерность подсветки на чёрном поле;
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всем диапазоне изменения яркости;
  • отсутствие видимого кристаллического эффекта, Cross-hatching и паразитных звуков электроники во время работы;
  • еле заметный Glow-эффект;
  • первый крупный 4К *VA с повышенной частотой развёртки по более-менее адекватной цене (а не 250-350 тысяч, как у 65-дюймовых моделей).

Недостатки:

  • высокий минимальный уровень яркости – для снижения до адекватных значений придётся снижать коэффициент контрастности и усиление RGB;
  • очень низкая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости – вероятно, это проблема всех подобных матриц (в том числе в ТВ-сегменте);
  • BGR-структура пикселей, а вместе с ней — серьёзные проблемы с проработкой текста и некоторых мелких элементов. Становится лучше при применении скрытых правок реестра для функции ClearType.

Может не устроить:

  • система проекции логотипа ROG в виде отдельного блока;
  • использование рамочного дизайна;
  • значительное снижение качества градиентов после минимальных правок LUT – поэтому лучше обойтись настройкой и профилированием;
  • отсутствие действительно работающего режима эмуляции пространства sRGB;
  • средние углы обзора – другого от крупной *VA-матрицы можете не ждать;
  • уровень скорости панели может вас неприятно удивить – если вы ещё не видели игровые *VA-мониторы и не сравнивали их с IPS и TN+Film с близкой частотой развёртки;
  • средняя равномерность подсветки по уровню цветовой температуры на белом поле.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 3 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 3 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 5 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 10 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 10 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 11 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 19 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 23 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 21-12 16:44
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 21-12 15:05