Сегодня 19 января 2018
18+
CES 2018
Аналитика

Компьютер и Интернет для машин ГИБДД

Еще несколько лет назад, будучи в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, автору удалось пронаблюдать оснащение некоторых полицейских автомобилей: в стандартную комплектацию таких машин часто входил бортовой компьютер, подключенный по мобильной связи к центральному полицейскому серверу города или штата. Тогда подобный функционал у российских экипажей ППС и ДПС представлялся разве что во сне: до сих пор эфир специальных каналов связи даже в крупных городах заполнен запросами на "пробивку" по базам того или иного водителя, остановленного по подозрению в совершении административного правонарушения. Всю эту информацию инспекторы запрашивают по открытым радиоканалам и ответа, как известно, надо ждать несколько минут – все зависит от проворности инспектора «на том конце провода». К тому же, пока оператор зачитает всю "административку" на водителя, может пройти и четверть часа.

Полицейские США имеют в патрульных машинах мобильный компьютер с беспроводным модемом

Но современные технологии все-таки проникают в силовые структуры - весьма вероятно, что "пробивать" водителя по информационным базам межрегиональных информационных центров МВД РФ можно будет за считанные секунды из любой патрульной машины. Также, как и составлять протоколы об административных правонарушениях на месте (к примеру, по превышению скорости). Вдобавок, если водитель со своим нарушением согласен - он сможет оплатить штраф с помощью любой банковской карты непосредственно в машине ДПС. Такие автоматизированные комплексы до конца 2010 года будут установлены на десятках машин в Санкт-Петербурге.

#Схема решения

Проект по автоматизации патрульных машин ГИБДД стартовал еще в начале 2010 года – оснащенные по последнему слову техники машины есть в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Но только сейчас, с получением дополнительного финансирования в рамках целевых госпроектов, отдельные тестовые внедрения перешли в стадию полноценных проектов. Отметим, что "интернет-подключенные" машины автопатрулей ГИБДД - это только часть большой системы доступа к информационным центрам МВД, которые существуют в каждом федеральном округе и крупном мегаполисе. Только к федеральной информационной системе ГИБДД по всей стране подключено больше 3 тыс. клиентов - это и стационарные посты, и "мобильные пользователи" (доступ осуществляется со смартфонов, чаще всего HTC), и автоматизированные комплексы проверки номеров автотранспорта («Сова-2» или «Поток»), и отделы ГИБДД по регистрации автотранспорта. А теперь – и патрульные автомобили.

Схема мобильного доступа к ФИС ГИБДД

Пока что подобным автоматизированным рабочим местом (АРМ) для полноценной мобильный и автономной работы сотрудников ГИБДД оснащено только две машины (в Москве и Санкт-Петербурге), но до конца сентября их станет уже двенадцать, дальше – 22 и т.д. - каждый месяц планируется увеличивать это число минимум на десять единиц техники. Машины-то есть, осталось добавить туда соответствующее оборудование. Причем, часть из них будет без цветографических надписей, поскольку они будут предназначены для работы в "связке" с переносными камерами фиксации нарушения скорости: такие "треноги" уже выставляют в местах с оживленным движением. Причем, если данные о нарушении скорости записываются на флешки и сдаются в конце смены, то информация о государственных номерных знаках нарушителей может оперативно передаваться на АРМ сотрудников ДПС для проверки их, скажем, на угон в автоматическом режиме. Основной получатель новой техники - Специализированный полк дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Стенд с комплектом автоматизированного рабочего места
Первая машина в спецполку ГИБДД, оснащенная бортовым компьютером – стандартный Ford Focus
А вот что видит сотрудник ГИБДД – только сенсорный дисплей, все остальное скрыто. Сверху прибор определения скорости «Визир»
Фронтальный вид – дисплей хорошо вписан в «торпеду»: ничего лишнего и не мешает

Автоматизация патрульных машин проведена с помощью специальных автомобильных ПК Excilon Standart, которые специально для этого проекта собирает компания «Эксиленд» из Москвы. В компании "Росби Информ Ко", официальном исполнителе ИТ-проекта по автоматизации, пошли на закупку готовых решений по той причине, что все специальные ПК этой марки полностью сертифицированы в РФ для использования именно в автомобилях: такое решение экономило несколько месяцев на оформлении бумаг. Причем, несколько десятков комплектов уже собраны и находятся на складе интегратора проекта в Санкт-Петербурге: их оттуда доставляют в автомастерскую для монтажа по необходимости.

Центральный блок (ЦБ) таких компьютеров в машинах ДПС устанавливаются в специальную нишу за бардачком Ford Focus: там они удачно крепятся и не мешают подушке безопасности. Системные параметры достаточно скромные и позволяют решать только задачи "боевого применения": ни о каком доступе в Сеть для просмотра сайтов или общения в чатах речи не идет.

Работа с бортовым компьютером достаточно проста – достаточно стилуса
Все запросы стандартизованы, поэтому вводить надо либо номер автомобиля, либо номер водительского удостоверения
Сенсорный дисплей размещен удобно – сотруднику милиции не надо никуда тянуться. В принципе, «пробивать» номера можно даже двигаясь в потоке автотранспорта

Рабочая температура автоматизированного рабочего места сотрудника ГИБДД укладывается в весьма широкий диапазон: от -18 до +60 градусов, что вполне подходит для нашей страны. Обычно "компьютеризированные" машины "ночуют" в отапливаемом гараже, поэтому даже самые страшные морозы встроенному компьютеру не страшны. Кстати, система включается только при запуске двигателя, причем каждый раз милиционерам придется вводить свой индивидуальный пароль. После аутентификации система устанавливает связь с информационным центром и отправляет туда данные о том, кто заступил на дежурство, и какие запросы в течение этой смены выполнялись.

Чем-то автомобильный компьютер, составляющий основу автоматизированного рабочего места сотрудника ДПС, напоминает самый обычный нетбук. Судите сами: процессор Intel Celeron ULV600, чипсет Intel 852GM+ICH4, 1 ГБ оперативной памяти, а жесткий диск заменен SSD-накопителем емкостью 8 ГБ. В качестве основного органа управления используется сенсорный дисплей с диагональю 7 дюймов и разрешением WSXGA. Габариты центрального блока небольшие - 230 x 180 x 58 мм. Есть отдельное гнездо для SIM-карты, а сам GPRS/EDGE/HSDPA модем смонтирован внутри корпуса. Дисплей компьютера, кстати, устанавливается в стандартное 2DIN-гнездо на  приборной панели автомобиля. Потребляет весь комплекс не более 100 Вт, а для его охлаждения не требуется вентилятор. В дополнение, к компьютеру может быть подключен чековый термопринтер Zebra MZ 320 (ширина печати – 73.6 мм) с термографической бумагой прямой печати, на которой можно печатать протоколы (такая форма принята за основу юридическим управлением ГУВД по Санкт-Петербургу – все законно). Кроме того, в комплект входит и кассовый POS-терминал для оплаты штрафов на месте. И, конечно, антенна «Антей» 902 с усилением 9 dBi для более стабильной связи с сотовой сетью. Опционально в такие автомобили добавляют GPS/Глонасс приемник, который указывает текущее местоположение транспортного средства в специальной системе управления мобильными нарядами - это устройство тоже оснащено выносной антенной. Еще одна штыревая антенна на крыше - для радиостанции.

Стоимость каждого комплекта по госзаказу составляет 83 тыс. руб. - в эту сумму входит как само "железо", так и его установка и настройка. Существующее решение можно корректно устанавливать на автомобилях Ford Focus. Его можно поставить и на ВАЗ 99, но там дисплей приходится крепить саморезами к пластиковой панели над бардачком - получается не очень красиво.

Мобильный доступ к информационной системе МВД может быть осуществлен и с мобильных устройств – к примеру, с помощью защищенного коммуникатора
Или обычного смартфона HTC

Со временем к комплектации подобных систем добавятся и автономные видеорегистраторы для записи происходящего за пределами машины, а при общении инспектора с водителем в салоне объектив будет поворачиваться для того, чтобы записывать и этот диалог. Карточки памяти на 16 ГБ хватает на всю смену - выключать его будет запрещено, а по окончании смены данные в подразделении будут копироваться на специальную систему хранения - архив будет сохраняться как минимум три месяца, для разбора возможных жалоб.

Видеорегистраторы Safebox уже поступили на «вооружение» ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга

В настоящий момент в подразделения ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга уже поступили 42 таких устройства (стоимость каждого – порядка 11 тыс. руб.), их число будет только увеличиваться со временем. Кроме того, очень вероятно, что к бортовому компьютеру получится подключить все дополнительное оборудование, установленное в машине – тот же прибор «Визир» или камеру, подключенную к радару, чтобы изображение выводилось на большой экран дисплея. В идеале, съемка нарушения будет записываться в отдельные файлы, которые нельзя модифицировать из машины, с указанием времени и GPS-координат его совершения. От таких доказательств уже не отбиться. Но и поля для коррупции не остается: если нарушения на отснятом видео нет - никакой протокол так просто не составить.

Следующая страница →
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии