Аналитика

Роботы-2008. Могло быть и хуже

В принципе, существует только то, во что веришь. Если вы смотрите на мяч, но твердо уверены, что это принтер, то, по-вашему, вы и смотрите на принтер. К чему это мы ведем? Просто некоторые "новинки" из области робототехники и IT-инноваций ничего из себя не представляют. Не все, конечно, но… есть и такие. Например, весьма удивительно читать с периодичностью чуть ли не раз в два месяца о новых средствах управления компьютером - BCI (Brain Computer Interface), которые берут за основу данные активности человеческого мозга. Один из последних примеров - EPOC от Emotiv Systems. Как заявлено, устройство появится в продаже до Рождества этого года по цене $299. В данном случае мы говорим о небольшом беспроводном устройстве, которое, по заверениям разработчиков, будет контролировать осознанные мысли, экспрессию и неосознанные эмоции.
01_epoc-neuroheadset.jpg
Основное применение в коммерческих целях для первых моделей от Emotiv - компьютерные игры. При этом они уже показали реальный прототип продукции 19 февраля на Game Developers Conference 2008.
02_8860_220208122325_8.jpg
Пока же есть одна проблема - отсутствие поддержки новых технологий со стороны ПО, в том числе и игр. К марту этого года Emotiv обещает выпустить специальный SDK, для того, чтобы разработчики смогли вставить поддержку данного интерфейса управления в свой софт.
03_emotiiv_epoc.jpg
Удивительно, не так ли? Причем заголовки некоторых новостей звучали в стиле "изобретен прибор, читающий мысли" и так далее.
04_emotiv-systems-project-epoc.jpg
А если рассуждать логически, то в данном случае мы вообще не можем сказать, с чем мы имеем дело. Когда начали писать о шлемах, с помощью которых человек может управлять компьютером силой мысли? Пять или десять лет назад? А может, и намного раньше, когда появились аппараты ЭЭГ и так далее. А между прочим, считывать-то нечего. Знаете, каков один из основных обсуждаемых вопросов в психологии? По нему пишут большие и очень интересные книги, а именно, каким образом человек может разговаривать сам с собою в мыслях? Ведь мозг - это командная система, которая посылает определенные электрические импульсы на речевой аппарат, а тот, в свою очередь, все и воспроизводит. То есть существует некая сложная система команд, пока не поддающаяся расшифровке. Расшифровать не удалось, а в новостях уже есть множество изобретений, позволяющих управлять компьютером усилиями мысли. В этом плане наиболее близкими к цели оказались, кстати, тоже японцы с их экзоскелетами ("костюмами", усиливающими двигательные возможности человека). Они не читают мысли, а учитывают электрические импульсы в мышцах. То есть если нужно усилить ходьбу, то датчики крепятся на ноги, а не на голову. Второе интересное заявление. Агентство DARPA недавно выдало неожиданную перспективу на будущее. Оказывается, в его стенах начали работу над созданием насекомых-киборгов. Не роботов, а киборгов.
05_fly cyborg.jpg
То есть они собираются вживлять технические элементы (камеры, батарейки, передатчики) в натуральных насекомых. При этом ими можно будет и управлять… Заявлено, что сейчас проводятся испытания с мотыльками и жуками. М-да. А что там с крысами, в мозг которых вживляли электронику? Они уже бегают как разведчики или нет? О грызунах-киборгах говорят и пишут лет десять. Максимум, что есть в реале, так это вживляемые в человека чипы идентификации. Опыт, который первым на себе проделал Кевин Уорвик (Kevin Warwick), причем все его считали сумасшедшим. Недавно по ТВ показывали программу о роботах, тема модная нынче. Представили голландца, который придумал сделать воздушную систему слежения в виде птицы. То есть люди думают, что над ними что-то живое летает, а это робот. Веселит, конечно, сама идея, поскольку любого робота можно сделать невидимым в небе для человеческого глаза. Но… после двух минут просмотра этой замечательной программы выяснилось, что робот летать не может. Вернее, может, но ровно минуту, кувыркаясь и врезаясь в ближайшее дерево, при этом разбиваясь в клочья. М-да, проблемка. Но сама идея! Да и в модную тематику роботов вписывается.
06_RuBot-2.jpg
А между тем, на выставке London Toy Fair (выставка игрушек) была представлена очень интересная инсталляция, посетителям продемонстрировали аппарат RuBot-2, который изобрел Пит Редмонд (Pete Redmond). У механизма есть специальные пневматические конечности, плюс в "подобие головы" встроены две видеокамеры высокого разрешения. Данный робот собирает кубик Рубика примерно за 35 секунд. Напомним, что "человеческий" рекорд в этой области составляет 9,55 секунды, хотя некоторым нужно и несколько часов.
***
Возвращаясь ко второму предложению нашего материала, насчет мяча и принтера, то в данной проблеме никого винить не стоит. Дело в том, что если человек или научный коллектив живет в мире роботов и искусственных интеллектов, то все окружающее он (или они) уже видит через призму футуристического восприятия. В середине февраля состоялось интервью для BBC Рэя Карзвейла (Ray Kurtzweil), члена комиссии Национальной технической академии США по влиянию искусственного интеллекта на развитие человечества. Удивительно, что такая комиссия вообще есть, хотя о ней мы не так давно писали. Карзвейл спрогнозировал, что искусственный интеллект достигнет уровня человеческого к… 2029 году. Поднялась шумиха, почему-то все вспомнили специальное исследование в рамках Британского управления науки и Центра изучения инноваций 2006 года, результатом которого стало утверждение, что скоро роботы потребуют гражданские права на уровне человеческих, и в течение ближайших 20-50 лет они их получат. Тут ряд вопросов. Например, в британском исследовании прозвучало слово "требовать", но для этого тому же ИИ нужно иметь как минимум самосознание, что, кстати, стоит весьма близко к понятию "самосохранения". И представьте себе программу на вашем РС, которая не хочет, чтобы ее удаляли и предъявляет свои права. Что это за программа? Процентов 90 пользователей сразу же ответит, что вирус! Кстати, у многих программных вирусов самосохранение реализуется практически теми же путями, что и в живой природе - выживание вида за счет размножения. Впрочем, это можно отнести и вообще к ПО в целом - чем больше программа распространена, тем больше у нее шансов на "выживание". Сейчас перед учеными стоит задача создания технического разума, способного к самообучению. Но он уже создан! Приведем простой пример. Несколько компьютеров в течение продолжительного времени высчитывают оптимальный ход в шахматной партии в рамках определенной позиции. Он найден. При повторном возникновении такой же позиции ИИ не будет пересчитывать все заново, а просто найдет это решение среди сохраненных. Это созвучно с нашим понятием "опыта". И, кстати, человек не такой уж и непредсказуемый. Попадая в какую-либо ситуацию, он поступает согласно тому ассоциативному ряду и опыту, которые у него имеются в наличии. То есть точно так же идет по шаблонам. Самообучаемость программ уже давно используется в современном программировании, только называют это разными определениями. Только у роботов с их ИИ математическо-переборный тип мышления, а у нас - образно-ассоциативный. Переход от одного к другому очень сложен в реализации, но возможен. Об этом мы подробно рассказали в материале "Техно- vs Био-". Что касается прогнозов Карзвейла, так ИИ и сейчас во многом уже опережает человека, обыгрывает чемпионов мира в шахматы. Но это машина. То есть для того, чтобы выкопать большую яму, нам нужен экскаватор, произвести сложнейшие расчеты - компьютер. Не совсем понятно, что он спрогнозировал, и что значит "достигнет уровня человеческого"… Опять же возвращаемся к понятию самосознания.
***
Поговорим о роботах-гуманоидах. Ходят они до сих пор еле-еле. То есть если вы посмотрите на картинку двухлетней давности (это Эйнштейн от Hanson Robotics, а справа - Джордж Буш младший в натуральном виде)…
07_einstein-w-Bush-serious.jpg
…то произнесете: "Какое чудо", а вот на видео все выглядит гораздо прозаичнее. "Гуманоидная платформа" робо-Эйнштейна с трудом передвигается, голова дергается, голос неестественный, мимики практически нет. И вообще, если роботы обладают отличным от нас типом мышления, далеко не факт, что форма гуманоида - это лучшее для них решение. Оно, скорее, лучшее для нас.
08_Honda Asimo.jpg
Например, как все любят Honda Asimo, а был бы это жук, напичканный проводами, то вряд ли он в 2002-м открыл торги на Нью-Йоркской бирже, в 2003-м сопровождал премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) в Прагу на встречу с главой правительства Чехии Владимиром Шпидлой (Vladimir Shpidla), в 2004-м встречался с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и королевой Дании Маргрете II и при этом еще совершил тогда турне по ведущим американским институтам. Кстати, говорят, что в конце прошлого года он поумнел и поздоровел. Получил дополнительную порцию датчиков, улучшился в двигательном аппарате. Asimo успешно проводит уроки в некоторых японских школах, а сейчас уже готов к выполнению задач гида-информатора в офисе. В принципе, японский вариант роботов-гидов (а стоит напомнить, что в этой области все основные разработки принадлежат стране восходящего солнца) модифицируется постоянно. Например, в конце января этого года ATR анонсировала свою новую разработку.
09_ATR.jpg
Это робот со специальной системой анализа, которая позволяет производить наблюдение за 20 людьми одновременно, при этом классифицировать их поведение по особой шкале: "ожидающий", "бегущий" и т.д. (всего десять категорий). В определенных случаях робот просто подсказывает человеку, куда нужно идти, если он заблудился. Сам механизм основан на шестнадцати видеокамерах, шести лазерных сканерах, девяти RFID-чипах. Что интересно, через некоторое время роботами в супермаркетах и крупных торговых центрах уже никого не удивишь, первыми, конечно, вкусят технологий японцы. А вот как отреагировать, если роботы начнут ходить и ездить по тротуарам?
10_Securo.jpg
Корейская модель (в смысле, робота) Securo, которой можно указать путь следования по городу из пункта А в пункт Б, и она пройдет, вернее, проедет необходимое расстояние. При этом тут даже дело не GPS (в городах она может не очень хорошо работать), а, скорее всего, в хорошей "внутренней карте". Передвигается машина со скоростью 5,4 км/ч (скорость идущего человека), и рассчитывается, что она может применяться для патрулирования и так далее. Причем тут уже важен не способ передвижения, а то, что прошито в "мозге". Веселое нас ждет будущее.
***
А если роботы все-таки не будут похожи на гуманоидов? Еще в сентябре прошлого года американцы из Virginia Tech продемонстрировали треногу STriDER (Self-excited Tripedal Dynamic Experimental Robot). Причем двигается она не как паук, а очень странным образом, выворачивая при каждом шаге одну из своих ног и пропуская ее между двумя другими. Чем интересно это изобретение?
11_STriDER.jpg
Дело в том, что получается очень большая экономия энергии при движении. Вообще, движение роботов-гуманоидов по типу того, как мы ходим ногами - очень сложный этап в разработке, практически, один из самых трудоемких. И, кстати, японцы очень большие молодцы, что вообще смогли реализовать это на практике. Заметьте тот факт, что роботов-гуманоидов практически нигде больше в мире не выпускается.

В завершение

В принципе, каких-то хилых роботов нам по телевизору показывают. Одни с метра в дерево влетают, другие представляют из себя ноутбук на колесиках. Все это - уже давно пройденный этап. Индустрия есть, она развивается, наиболее серьезные подвижки идут в области искусственного интеллекта. Кстати, и нанотехнологи очень неплохо продвигаются. Например, FILMskin - нанокожа, которая позволяет регистрировать изменения температуры и давления, обладает водоотталкивающими свойствами. Данный материал не будет отторгаться человеческим организмом, и посему планируется в будущем связать его и с нервной системой человека. Пока же это изобретение рассматривается как великолепный материал для роботов-андроидов, а может, не андроидов. С другой стороны, многие технологии еще не достигли того уровня, о котором пишут в новостях, все пока предполагаемо. Но ведь хочется чему-то верить! Хотя на современном этапе не обязательно быть скромным писателем-фантастом, идеи можно продавать и клонировать, не в науку, так в кинофильмы, не в кино, так в игры. Все это - большой шоу-бизнес.
- Обсудить материал в конференции


 
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии