Сегодня 29 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Смартфоны

Google Android – первые устройства и запуск Android Market

⇣ Содержание
Начиная с появления первых сообщений об Android, в сети множились слухи о будущем "гуглофоне". Естественно, на роль производителя прочили саму Google - по аналогии с Apple и ее продуктом iPhone. Однако компания пошла дальше, и в 2007 году представила не одно устройство, а целую операционную систему для мобильных устройств. Догадки о внешнем виде устройств на базе Android были самые разные: кто-то, приняв во внимание эмулятор в первой версии SDK, полагал, что это будет QWERTY-устройство вроде BlackBerry (интересно, что на очередном Mobile World Congress, прошедшем в 2008 году, один из производителей комплектующих действительно представил подобный прототип), кто-то предполагал нечто более традиционное, в духе Windows Mobile-коммуникаторов. Круг претендентов на лавры производителя первого "гуглофона" был достаточно широк - в альянс OHA, созданный по инициативе Google, как известно, входили несколько ведущих компаний-производителей мобильных устройств. Ну а первым, в итоге, оказалась тайваньская компания, лидер в сегменте Windows Mobile-коммуникаторов, компания НТС. За основу своего первого Android-устройства компания взяла прототип Windows Mobile-коммуникатора HTC Omni, который в дальнейшем получил название HTC Dream. Операторская версия коммуникатора, появившаяся в широкой продаже, получила название T-mobile G1; она поставлялась на европейский и североамериканский рынки. Компания НТС пошла по излюбленному еще со времен HTC Magician пути - в сотрудничестве с операторами наращивать свое присутствие в новой для себя нише (в данном случае - Android-устройства) и выводить впоследствии продукты под собственной торговой маркой (нынешнее поколение устройств - HTC Hero, который на некоторых рынках также известен по операторским версиям). Забегая вперед, можно отметить, что, уже начиная с первых своих Android-продуктов, HTC приступила к реализации долгосрочного плана по переориентации с выпуска Windows Mobile-коммуникаторов на устройства под управлением новой мобильной платформы. Едва ли год-два назад кто-то мог предположить, что сегодня модельный ряд компании будет наполовину состоять из "гуглофонов". При этом наблюдается преемственность, стремление компании НТС объединить устройства, работающие под управлением различных операционных систем, единым пользовательским интерфейсом. Это достигается при помощи программ-оболочек, портированных как на Windows Mobile, так и на Android. Речь идет об HTC Sense - дальнейшем развитии HTC TouchFLО, который сегодня устанавливается на все новые продукты компании, вне зависимости от принадлежности к той или иной мобильной платформе. Но еще в середине 2008 года все это было лишь перспективами, ведь только 23 сентября прошлого года состоялся анонс HTC Dream / T-mobile G1, и лишь спустя месяц он поступил в продажу. Интересно посмотреть, какие тенденции, характерные в недалеком будущем для всего рынка Android-устройств, могли увидеть пользователи в новинке.
 01.jpg
Итак, T-mobile G1, представитель первого поколения устройств на новой мобильной платформе, оказался коммуникатором с сенсорным управлением. Еще одна примечательная черта аппарата - наличие аппаратной QWERTY-клавиатуры (любопытный форм-фактор больше всего походил на привычные уже по Windows Mobile-продуктам сайд-слайдеры), а также большое количество аппаратных клавиш. Сравнительно большое количество аппаратных клавиш свойственно большинству Android-аппаратов. Производители в принципе могут обойтись без них, но лишь ценой ухудшения эргономики - в качестве примера можно привести первый отечественный "гуглофон" Highscreen с сенсорной навигационной панелью. Возвращаясь к T-mobile G1, помимо интересного дизайна, можно упомянуть хорошую эргономику решения. Единственным спорным элементом являлся трекбол, который будет заменять навигационную клавишу и джойстик и в последующих Android-устройствах компании. Можно вспомнить и неудобное расположение гнезда для карт памяти, однако этот момент не являлся критичным для значительной части пользователей. Сенсорный дисплей был реализован на хорошем уровне, если не считать достаточно низкого по меркам Windows Mobile-коммуникаторов разрешения.
 02.jpg
В меру резвая аппаратная платформа, в основе которой - процессор Qualcomm MSM7201A (528 МГц), к сожалению, имела весьма скромный объем оперативной памяти - всего 192 Мб, при этом на нужды пользователя отводилось порядка 70 Мб. Это было тем печальнее, что из-за особенностей операционной системы установить программное обеспечение можно было только в собственную память (для установки ПО на карты памяти требовалась существенная доработка ОС). Само собой, столь малый объем оперативной памяти мог оказаться недостаточным. Еще одним узким местом была встроенная 3,2-мегапиксельная камера. T-mobile G1, как и iPhone c версией прошивки до iPhone OS 3.0, был лишен возможности видеозаписи - подобная опция появилась лишь в обновлениях и последующих моделях. К недостаткам стоит отнести и отсутствие стандартного 3,5-мм аудиоразъема на корпусе, но это было привычно по многим предыдущим Windows Mobile-коммуникаторам компании. Ну и, наконец, следует упомянуть не самые скромные габариты устройства - 117,7х55,7х17,1 мм. Остальное, правда, соответствовало представлениям о современном коммуникаторе - речь о полном наборе беспроводных интерфейсов и GPS. Конечно, такие характеристики могут показаться устаревшими на фоне моделей сегодняшнего дня, однако главное ведь не это. Главное - то, что T-Mobile G1 оказался первым реально существующим и корректно работающим устройством на новой платформе. Правда, при этом не стоит забывать, что коммуникатор T-Mobile G1 мог быть использован только в сетях этого европейского оператора. Впрочем, на горизонте к тому времени замаячил HTC Magic - второй коммуникатор компании, работающий под управлением новой операционной системы, в котором Android получил свое дальнейшее развитие. HTC Magic стал заметно более компактным Android-коммуникатором - меньшие размеры обеспечены за счет отсутствия встроенной QWERTY-клавиатуры, это был обычный моноблок с сенсорным управлением. В остальном новинка мало чем отличалась от первого Android-фона. И если HTC Dream продвигался под торговой маркой T-mobile (модель G1), то HTC Magic, в свою очередь, был отдан на откуп еще одному ведущему оператору сотовой связи - Vodafone.
 03.jpg
Что касается внешнего вида и эргономики, никуда не делись трекбол в качестве основного управляющего элемента, а также обилие аппаратных клавиш. Экран остался тем же, что и в HTC Dream - 3,2-дюймовая матрица с разрешением 320х480 пикселей (еще одна аналогия с iPhone), выполненная по емкостной технологии, что позволяло задействовать технологию multi-touch. Аппаратные характеристики остались прежними - Qualcomm MSM7201A с тактовой частотой основного процессора 528 МГц, объемом оперативной памяти 192 Мб и флеш - 512 Мб. Последнюю можно расширить с помощью карточек формата microSD, однако, как и в HTC Dream, а также всех последующих "гуглофонах", программы из интернет-магазина приложений Android Market можно было установить лишь в оперативную память. Никуда не делась поддержка всех четырех диапазонов GSM, UMTS и HSDPA, встроенный GPS (чип gpsOne от Qualcomm в рамках интегрированной аппаратной платформы), беспроводные модули и 3,2-мегапиксельная камера. В операторской версии HTC Magic присутствовал весь набор онлайн-сервисов Google: от Google Maps и Gtalk до Gmail. Позднее появились устройства, не предназначенные для операторских рынков, но они поставлялись "голыми", без дополнительных сервисов. Можно сказать, что HTC Magic стал лишь ассортиментным продуктов, никаких революционных изменений в нем не было. Так что пользователям оставалось дожидаться следующего поколения устройств HTC - в частности, моделей HTC Hero и Tattoo - а также анонсированных другими производителями коммуникаторов, во множестве появлявшихся на протяжении всего нынешнего года. Если же говорить о развитии самой платформы Android OS, здесь следует упомянуть, прежде всего, запуск интернет-магазина приложений Android Market, а также выход промежуточной версии операционной системы - Android OS 1.5 под кодовым названием Cupcake.

Android Market

Значительной частью успеха современные "умные" мобильные устройства обязаны дополнительному программному обеспечению. Многим пользователям коммуникаторы малоинтересны в чистом виде. Поэтому неудивительно, что в борьбе за пользовательские симпатии компании-производители и разработчики софта вынуждены объединять свои усилия - так появляются многочисленные интернет-магазины программного обеспечения для мобильных устройств - в первую очередь, AppStore компании Apple, Microsoft Windows Marketplace, схожие инициативы Palm, RIM и даже производителей обычных телефонов, таких как Nokia (Ovi Store) и Samsung.
 04.jpg
Компания Google также не могла обойти стороной столь значимую тенденцию и представила собственный онлайн-ресурс Android Market - чуть больше года назад, 22 октября 2008 г., аккурат к моменту начала продаж первого официального "гуглофона" T-mobile G1. Интересно, что произошло это буквально на следующий день после опубликования альянсом ОНА исходного кода платформы Android (при этом в релиз вошла операционная система, а также промежуточный софт middleware и основные приложения, написанные на языке Java). Интересно, что уже с самого начала работы интернет-магазина Google всячески открещивалась от собственной прямой коммерческой выгоды в данном проекте. Как декларировалось, 70% прибыли получали непосредственно разработчики программного обеспечения, еще 30% - операторы сотовой связи. Нельзя сказать, чтобы наполняемость Android Market уже с первых дней сравнялась с показателями AppStore, однако проблем с контентом интернет-магазин не испытывал - сказывались, в том числе, и усилия Google по популяризации новой мобильной платформы и создание приложений в рамках конкурсов Android Developer Challenge. В то же время, в отличие от инициативы Apple, большинство программ в Android Market являлись бесплатными, что значительно упрощало работу сервиса, а также являлось немаловажным обстоятельством для пользователей. Другое дело, что далеко не все нужные пользователям программы можно было здесь найти, к тому же, версии известных по другим мобильным платформам продуктов разработчики портировали на Android OS неохотно - примером могут служить навигационные приложения. Впрочем, существовали и платные программы - уже с начала 2009 года через Android Market начали распространяться платные приложения, обладавшие большей функциональностью, нежели их бесплатные аналоги. Необходимо также отметить более либеральную политику Google по сравнению с той же Apple - в отличие от AppStore с ее запретительными мерами в отношении некоторых приложений и своеобразной цензурой (в частности, табу на приложения так называемой дополненной реальности с использованием возможностей камеры iPhone), здесь разработчику программного обеспечения не требовалось получать разрешение на размещение софта в Android Market. Как и AppStore для iPhone, Android Market является единственным доступным сервисом по установке приложений и игр на Android-коммуникатор (правда, как и в случае с репозиториями для iPhone, пользователи и здесь нашли обходные пути), поэтому, в отличие от Symbian OS или Windows Mobile, роль интернет-магазина здесь представлялась гораздо более важной. Неудобством, проистекающим из особенностей платформы Android OS, является невозможность загрузки приложения с Market без его установки - инсталляция происходит в фоновом режиме. Этот вопрос тем более критичен, что, как уже отмечалось выше, операционная система позволяла устанавливать приложения только в оперативную память. Были огрехи и в организации самого сервиса - речь идет о далеко не самой удобной и наглядной фильтрации программ. Пользователям были предложены два больших раздела - платные и бесплатные программы, а также ряд подразделов - игры и проч. Система рейтинга приложений позволяет сортировать приложения по их популярности, предусмотрена функция поиска, в том числе и по описанию. Первоначальное отсутствие возможности добавлять комментарии к описанию той или иной программы, а также невозможность просмотра скриншотов приложения непосредственно с экрана Android-устройства также не самым лучшим образом характеризовали организацию сервиса. Впрочем, все эти огрехи можно списать на сравнительно короткий срок существования Android Market, будем надеяться, что с течением времени сервис будет развиваться и совершенствоваться, а также - пополняться новыми интересными программами.

Android OS 1.5 (Cupcake)

Вторым немаловажным событием в мире Android, произошедшим в уходящем году, стал массовый выпуск "гуглофонов", работающих под управлением промежуточной версии операционной системы Android OS 1.5 под кодовым названием Cupcake. Мы не могли остаться в стороне и не отметить основные особенности данной версии, поскольку Android OS 2.0 Eclair и даже 1.6 Donut пока что доступны лишь для разработчиков. Прежде всего, стоит отметить один из главных минусов версии 1.5 - отсутствие диспетчера задач как такового. Запущенные приложения продолжают выполняться в фоновом режиме, расходуя системные ресурсы - ОС закрывает их только при нехватке памяти. Еще один существенный недостаток - отсутствие встроенного диспетчера файлов, подобного проводнику Windows Mobile.
 05.jpg
Ну а сильной стороной данной мобильной платформы, как известно, является гибкость настройки элементов интерфейса, в частности, рабочего стола системы. При этом, сами производители мобильных устройств не боятся модернизировать интерфейс Android OS, добавлять и переделывать функции и стандартные приложения системы. Однако и в чистом виде операционная система достаточно гибка, встречающиеся недочеты являются следствием неполной реализации всех возможностей. Речь в первую очередь о мультимедийной составляющей, по этой части Android OS пока проигрывает остальным мобильным платформам, а мощных программных средств вроде Core Player пока не появилось, либо они еще не были портированы. Если говорить об интерфейсе, здесь следует отметить наличие сразу трех рабочих столов, пространство которых отдано под иконки, ярлыки программ и папок, а также разнообразные виджеты. Отсутствует своеобразная "попсовость" - интерфейс предельно прост и функционален. Всего можно задействовать до 48 ярлыков, по 16 на каждом из рабочих столов. Использование виджетов, занимающих сразу несколько "ячеек" на экране, сокращает количество возможных ярлыков, но и без того на рабочем столе можно поместить ярлыки всех наиболее востребованных приложений или папок. Также интересной особенностью платформы является интеграция телефонной книги, журнала вызовов и набора номера (при наборе номера осуществляется поиск по цифрам и соответствующим им буквам, как это реализовано в той же Windows Mobile). Здесь же необходимо упомянуть максимально полную синхронизацию адресной книги с сервисом Gmail; вообще, Android OS ориентирована на онлайн-сервисы Google, что проявляется, в частности, в постоянном использовании возможностей мобильного интернета.
 06j.jpg  07j.jpg
Сильной стороной платформы также является реализация web-браузера, обладающего практически полной функциональностью настольных решений - многооконным интерфейсом, системой закладок, наличием диспетчера загрузок (что полезно, так как все приложения устанавливаются из сети), автоматическое масштабирование по ширине страницы и др. В данном материале мы не будем более подробно останавливаться на описании этой операционной системы (оставим это для обзоров конкретных устройств, ведь в каждом из них есть свои особенности), но обязательно вернемся к этой теме с выходом новых версий Android OS.

Заключение

Как вам уже известно, в скором времени появится очередная версия Android OS под кодовым названием Donut, а значит, не за горами появление нового поколения устройств. Пока же следовало бы рассмотреть поближе "гуглофоны" текущего поколения - такие как HTC Hero, Samsung Galaxy и другие, среди которых, разумеется, и отечественные коммуникаторы, работающие под управлением Android OS - Highscreen PP5420, а также Rover Twin. Не останутся без внимания и многочисленные анонсы будущих продуктов под управлением Android - причем такие знаковые для всей мобильной индустрии, как, например, модель Acer Liquid A1, работающая на новой аппаратной платформе Snapdragon. Ну и конечно, как можно пройти мимо готовящейся к выходу следующей версии операционной системы - Android OS 1.6 (Donut). Однако это, пожалуй, мы оставим для следующей статьи - продолжение следует!
- Обсудить материал в конференции


 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Золотая лихорадка закончилась»: инди-разработчикам стало невыгодно делать свои игры эксклюзивами Epic Games Store и Game Pass 2 мин.
Крупное обновление добавило в No Man’s Sky возможность создавать собственные космические корабли — фанаты мечтали об этом с 2016 года 12 ч.
CD Projekt раскрыла, как продвигается разработка The Witcher 4, и похвасталась успехами Cyberpunk 2077 12 ч.
Громкие анонсы «без рекламы и лишней болтовни»: ведущие инди-разработчики устроят собственную игровую презентацию The Triple-i Initiative 14 ч.
Databricks представила открытую LLM DBRX, превосходящую GPT-3.5 Turbo 14 ч.
«Всегда обидно, когда хейтеры оказываются правы»: Earthblade от авторов Celeste не выйдет и в 2024 году 15 ч.
США запретили властям использовать ИИ, который ущемляет американцев 15 ч.
Экшен-платформер Nine Sols от создателей Devotion наконец получил дату выхода — это смесь Hollow Knight и Sekiro: Shadows Die Twice в стиле даопанка 16 ч.
Разработчики Homeworld 3 раскрыли, как улучшат игру после критики фанатов 17 ч.
Экс-глава EA Russia Тони Уоткинс сделает Astrum Entertainment «компанией №1» на российском рынке видеоигр 20 ч.