⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор фотокамеры Fujifilm X-Pro3: изображая пленку
В Fujifilm X-Pro3, помимо традиционного ретро-дизайна, мы видим призыв к классическому визированию через видоискатель и расширенный набор пленочных профилей изображения. Такое ощущение, что X-Pro3 создавалась для тех, кто мечтает снимать на пленку, но не хочет рисковать и «заморачиваться». Однако это лишь поверхностный взгляд. Посмотрим, как проявит себя новый аппарат в деле. Если раньше производители фотокамер пытались удивить все новыми и новыми опциями, то теперь мы порой наблюдаем обратную тенденцию: нас удивляют тем, что убирают что-то очевидное. Первый взгляд на Fujifilm X-Pro3 вызывает недоумение: а где же экран? Ситуация становится понятной, если немного проникнуться философией камеры: производитель призывает фотографа к традиционному визированию через видоискатель, которое помогает «быть в моменте». Причем видоискатель тут не простой (электронный или оптический), а гибридный. Тех, кто знаком с предыдущими моделями серии X-Pro или компактными камерами серии X100, удивить нечем, для остальных же расскажу, что Fujifilm X-Pro3 совмещает в себе электронный и оптический видоискатель. Последний исполнен на манер дальномерных камер — фотограф видит не только область кадра, но и то, что происходит за его границами. Непосредственно композицию следует строить с помощью рамки кадрирования, которая накладывается на полупрозрачный экран, — размер рамки зависит от объектива, который используется в данный момент. На задней же панели расположен компактный цветной экранчик на электронных чернилах (E-Ink). На нем по умолчанию отображаются текущий режим имитации пленки, ISO и баланс белого. Впрочем, убрать ЖК-экран совсем Fujifilm не дерзнула, поэтому на X-Pro3 он просто скромненько «отвернулся» от пользователя. Его как бы нет, но, если очень хочется, достаточно сделать одно движение рукой — и вуаля! Он перед нами, со всем набором современных опций. Вот, пожалуй и главный секрет новой камеры: захотел поиграть в пленочного фотографа старой школы — пожалуйста; надоело играть — выдохни и пользуйся благами прогресса. Все вышесказанное — важные, но все-таки вторичные характеристики. А что же с главными? Что у X-Pro3 внутри? А вот тут, к сожалению, производитель не захотел нас чем-то удивить: в плане электронной «начинки» новая камера, по сути, дублирует успешную модель Fujifilm X-T3. В частности, здесь используется тот же 26,1-мегапиксельный сенсор формата APS-C X-Trans CMOS 4 с обратной засветкой, аналогичный процессор изображений X-Processor 4 и гибридная система автофокусировки (по контрасту и фазовому детектированию). Количество точек фокусировки — 425. В сравнении с предыдущим поколением серии прогресс значительный —и в количестве точек (в X-Pro2 было 273), и в чувствительности: теперь автофокусировка работает при освещении -6 EV, то есть почти в кромешной темноте. Диапазон ISO Fujifilm X-Pro3 составляет 160–12800 единиц (расширенный — 80–51200 единиц). Максимальная скорость серийной съемки — 11 кадров в секунду. Камера совместима с объективами для байонета Fujifilm X. Несмотря на то, что X-Pro3 позиционируется в первую очередь как фотокамера, любители видеосъемки также не обделены: аппарат поддерживает съемку видео 4K при 30 кадрах в секунду (в Full HD можно снимать на частоте 120 кадров в секунду). Имеется 2,5-мм порт для микрофона, но порта для наушников нет. Фотоаппарат включает два слота для карт SD с поддержкой UHS-II и может подключаться к внешним источникам питания через разъём USB 3.1 (тип C). Итак, выходит, что в рамках серии мы видим ряд существенных изменений, но, если рассматривать все семейство камер Fujifilm, X-Pro3 выглядит скорее как вариация на тему уже известного продукта (X-T3), с которым ее роднит подавляющее большинство технических характеристик. В свете этого становятся лучше понятны ее «странности»: появление подобного аппарата производитель обосновывает усиленным ретрофлером, пытаясь сыграть на эмоциях потенциального покупателя, жаждущего пленочной романтики.
Новая камера Fujifilm внешне не сильно отличается от своей предшественницы X-Pro2: компания-производитель верна ретростилю и аналоговым органам управления. Главное визуальное отличие — это, разумеется, новый принцип расположения ЖК-экрана, к этому моменту мы подробнее вернемся чуть позже. Менее заметное глазу, но также очень важное новшество — материал, из которого изготовлен корпус камеры. Fujifilm делает акцент на надежности и долговечности новой камеры: шасси изготовлено из магниевого сплава, а корпус сверху и снизу покрыт легким, прочным и устойчивым к коррозии титаном для максимальной защиты от погодных условий. Это действительно важное новшество, так как X-Pro3 во многом рассчитана на любителей стрит-съемки, для которых важна возможность делать кадры не только в идеальных погодных условиях. Мне довелось поснимать на камеру под сильным снегопадом, и могу подтвердить, что каких-либо проблем это не вызвало. Fujifilm X-Pro3 имеет три варианта исполнения. Базовая версия, которая была у меня на тестировании, — полностью черная, без специального покрытия. Также существуют две вариации со специальным покрытием Duratect, которое защищает корпус от царапин, не нарушая текстуру титана: DR Black и DR Silver (черное и серебристое соответственно). Версия камеры с покрытием Duratect стоит на $200 дороже, и вынуждена признать, что это не совсем излишество: в ходе теста я обнаружила, что поставить царапину на верхней части корпуса проще простого. Вес камеры с батарей и картой памяти — 497 граммов, размеры — 140,5 × 82,8 × 46,1 мм. Это увесистый и солидно выглядящий аппарат, в миниатюрную сумочку он не поместится, но все же не сильно утяжелит ваш багаж при поездке, особенно если использовать с ним фикс-объективы — как и рекомендует производитель. Я тестировала камеру как раз с ними, а именно FUJINON XF 16mm F2.8 R WR, FUJINON XF 35mm F2 R WR и FUJINON XF 56mm F1.2 R. Камеру удобно держать благодаря наличию антискользящего покрытия, хвата под правую руку спереди и выступа под большой палец сзади. Кратко пройдемся по тому, как организована эргономика камеры. На левом ребре под крышкой расположены разъемы для микрофона (2,5 мм — предполагается использование переходника) и порт USB Type-C, с помощью которого можно зарядить аккумулятор или обеспечить проводную связь камеры с другими устройствами. На правом ребре расположены два отсека для карт памяти. Камера поддерживает карты стандарта SD, SDHC и SDXC. Класс скорости — вплоть до UHS-II. Спереди снизу мы видим рычажок переключения типа фокусировки. Сверху — рычажок, отвечающий за смену типа видоискателя (оптический/электронный). Он совмещен с настраиваемой кнопкой управления. Чуть правее — одно из управляющих колес, отвечающих за смену настроек. Сверху — лампа подсветки автофокуса, по центру — байонет и кнопка высвобождения объектива. Снизу расположен отсек для аккумулятора и штативное гнездо. Они достаточно удалены друг от друга, чтобы штативная площадка не мешала менять аккумулятор при съемке. Сверху, слева направо, находятся: горячий башмак для подключения внешней вспышки или иного устройства (встроенной вспышки в Fujifilm X-Pro3 нет), селекторный диск, с помощью которого выбирается выдержка (для ее смены необходимо зажать кнопку блокировки по центру — не очень удобно, но терпимо) и значение светочувствительности (оно отображается в отдельном небольшом окошке, и для его смены необходимо потянуть вверх и удерживать так во время вращения внешнюю часть диска). Такое решение с совмещением на одном органе управления двух ведущих функций кажется мне весьма спорным — мне удобнее, когда они разделены в пространстве. К тому же мне понадобилось солидное время, чтобы догадаться, как происходит смена значения ISO, — обычно заглядывать в инструкцию, чтобы понять такие базовые принципы управления, все-таки не требуется. Плюс в том, что случайная смена этой настройки практически невозможна. Чего, увы, нельзя сказать о втором верхнем селекторе, который отвечает за ввод экспокоррекции: эргономически он как бы продолжает выступ для упора большого пальца, и во время съемки у меня несколько раз случалась неприятная ситуация, когда экспокоррекция вводилась случайно, и я этого не замечала. Вот где бы точно была не лишней кнопка блокировки! Также сверху мы видим селектор включения-выключения камеры, совмещенный с кнопкой спуска, и еще одну программируемую кнопку. Сзади располагаются видоискатель и экраны. В верхней части мы видим кнопку DRIVE, которая вызывает меню с различными видами брекетинга, художественными фильтрами, серийной съемкой, режимами протяжки и видеосъемкой. Рядом находится кнопка блокировки автоэкспозиции/автофокуса, ниже расположено второе колесо смены настроек, справа от экрана — джойстик, кнопки меню, просмотра файлов и кнопка смены отображаемой на дисплее информации. Еще правее на выступе — программируемая кнопка и кнопка вызова быстрого меню. Переключение диафрагмы производится непосредственно на управляющем кольце объектива — это привычная система для пользователей Fujifilm. При использовании оптики без диафрагменного кольца можно «повесить» эту функцию на один из селекторных дисков. В том, что касается инструментов визирования, Fujifilm X-Pro3 действительно оригинален. Как я уже упоминала, основной ЖК-экран здесь скрыт от пользователя. Его можно откинуть, но положение его будет непривычным — либо перпендикулярно камере, либо в ее плоскости, но ниже. Предполагается, что фотограф будет работать по большей части с видоискателем, а экран использовать как дополнительный инструмент для просмотра сделанных снимков. Экран имеет диагональ 3 дюйма и разрешение 1 620 000 пикселей — далеко не предельное, но достаточное. И, к слову, это выше, чем у той же Fujifilm X-T3. Он оснащен сенсорной поверхностью, которая позволяет фокусироваться/делать снимки с помощью прикосновения, листать и масштабировать снимки при просмотре. Интересно также то, что на определенные экранные жесты можно назначить вызов определенных функций: например, смахиваем по экрану вправо — вызываем настройку баланса белого, смахиваем влево — вызываем выбор зоны автофокуса. В принципе, функция любопытная, но несколько странно ее видеть именно в такой «аналоговой» камере — экран же, по задумке создателя закрыт во время съемки, зачем здесь столько опций сенсорного управления? Когда основной экран закрыт, на задней панели мы видим вспомогательный цветной экранчик диагональю 1,28 дюйма, защищенный закаленным стеклом. По умолчанию на нем отображается текущий режим моделирования пленки, баланс белого и значение ISO, но можно переключиться на стандартный режим отображения параметров и выбрать, какие из них вы хотите видеть (например, значение выдержки). Экран показывает выбранные параметры не только во время съемки, но и когда камера выключена — энергия на пассивное отображение информации на E-Ink-дисплее не тратится. Видоискатель, как уже говорилось в начале статьи, гибридный. Переключение между режимом электронного и оптического видоискателя осуществляется с помощью рычажка на передней поверхности камеры. В оптическом режиме видоискатель имеет фиксированное увеличение 0,52x — предыдущая версия модели позволяла менять масштабирование между значениями 0,36x и 0,60x, что упрощало работу с широкоугольными объективами и телеобъективами. Здесь видоискатель упрощен. В режиме оптического видоискателя мы видим рамку кадрирования, которая соответствует текущему фокусному расстоянию объектива, а также изображение за ее пределами — по принципу дальномерных камер. Для более удобной работы можно вызвать дополнительный электронный экранчик в нижнем левом углу изображения в видоискателе (он активируется путем сдвига все того же рычажка влево). Там в более крупном масштабе показывается область фокусировки, чтобы пользователю было проще наводиться на резкость. При фокусировке в ручном режиме доступен также фокус-пикинг (выделение цветом объектов в фокусе) и другие вспомогательные инструменты фокусировки. Таким образом, хотя оптический видоискатель и отсылает нас к редким сегодня дальномерным камерам, жизнь фотографа, безусловно, облегчена современными технологиями. В ситуациях, когда использовать оптический видоискатель неудобно (это может быть, например, при работе с телеобъективами, когда область кадрирования значительно меньше общей площади изображения в видоискателе), можно обратиться к более привычному нам электронному видоискателю с разрешением 3 690 000 пикселей — здесь вы сможете сразу видеть границы кадра и оценивать глубину резкости. ⇡#ИнтерфейсОсновное меню камеры вызывается соответствующей кнопкой на задней панели корпуса. Оно организовано вертикально и содержит семь разделов (включая «Мое меню», куда пользователь может добавить необходимые ему опции). В каждом из них — до четырех страниц с настройками. Настройки каждой опции открываются в выпадающем окне на том же экране. Меню полностью русифицировано, перемещаться по нему можно с помощью аналоговых органов управления — сенсорное управление, к сожалению, не доступно. Меню достаточно громоздкое, для его освоения и быстрого ориентирования в нем пользователю понадобится время. Галерея снимков:
Разумеется, в камере есть и быстрое меню, куда пользователь может добавить наиболее востребованные настройки для максимально удобного доступа. Оно вызывается на сенсорном экране и содержит по умолчанию шестнадцать пунктов (их количество можно сократить), организованных в виде таблицы. В целом, по моим ощущениям, управление камерой получилось весьма запутанным. Трудно запомнить с ходу, где находится необходимая опция: какие-то настройки меняются с помощью меню, вызываемого кнопкой DRIVE, какие-то — с помощью программируемых кнопок или дисков, какие-то — через быстрое меню, какие-то — с помощью сенсорного дисплея. Четкой логики в этом не прослеживается, она произвольна и понимается просто со временем. Безусловно, камеру можно гибко настроить под свои потребности, и это плюс, но уйдет время на то, чтобы почувствовать, как лично вам будет удобнее обращаться с ней. Первое время смена настроек была для меня дискомфортной, но через пару недель я приноровилась. Неопытный пользователь, скорее всего, растеряется. ⇡#Беспроводные соединенияНесмотря на все отсылки к ретрофотографии, Fujifilm X-Pro3, как и любая современная камера, умеет подключаться к компьютеру или мобильному устройству посредством Wi-Fi и Bluetooth. Для работы вам понадобится бесплатное приложение Fujifilm Camera Remote, с помощью которого можно снимать удаленно, выставляя параметры съемки и просматривая кадры на экране смартфона, а также быстро отправлять снятые изображения на смартфон, в том числе настроив автоматическую передачу. Я изначально дала себе установку «играть по правилам» и снимать с помощью видоискателя. Сначала, разумеется, с помощью оптического — не зря же он здесь есть. Озвучу честно свои субъективные впечатления — мне было некомфортно. Во-первых, нужно постоянно следить за границами кадра, потому что они не совпадают с естественными границами видоискателя. В центре кадра мы видим выделенную прямоугольником область, в рамках которой, собственно, и следует строить кадр. При этом по краям прямоугольника — продолжение композиции, и заставить себя не замечать ее — очень сложно. Приходится в прямом смысле концентрироваться изо всех сил, какая уж тут легкая вдохновенная съемка. Во-вторых, нет привычного предпросмотра глубины резкости — как будет выглядеть кадр в реальности мы узнаем потом. «Наслаждайтесь процессом, живите в потоке, не отвлекайтесь на просмотр кадров, посмотрите после» — убеждает нас производитель. Действительно, каким приятным сюрпризом будет сесть вечерком после съемочного дня и обнаружить, что часть кадров не удалась, потому что ты не очень удачно подобрал значение диафрагмы, а часть вышла смазанной из-за того, что объект двигался быстрее, чем тебе показалось. На этом месте вступают матерые фотографы с опытом съемки более 30 лет и говорят: «Потому что надо снимать учиться, а не ждать, что фотоаппарат все за вас сделает! Ничего уже сами не умеете!» Выслушаем их, вспомним работы фотомастеров прошлого, которые с технической точки зрения далеки от совершенства по современным меркам (то фокус не там, то резкости маловато), — к ним никаких вопросов нет, они выжимали максимум из того, что им было доступно. А мы поедем дальше на поезде прогресса. С электронным видоискателем дело, безусловно, пошло лучше, но стоит ли скрывать, что все равно то и дело я открывала ЖК-дисплей? Ну удобнее так снимать — хоть убейте. И с низких точек удобно снимать, и точку фокусировки назначать прикосновением пальца к экрану, и видеть большую картинку вместо маленькой. Я больше 10 лет снимала на зеркалку и визировала при съемке через видоискатель — и, знаете, я не скучаю по тем временам. Спорить о преимуществах разных типов визирования можно бесконечно, но со мной «фишка» Fujifilm X-Pro3 не сработала. ⇡#Съемка в JPEG, режимы моделирования пленки, особые возможностиFujifilm X-Pro3 — тот редкий случай, когда, несмотря на солидный статус камеры, акцент я делала именно на съемку в JPEG. Не секрет, что обычно профессиональные фотографы предпочитают формат RAW, и чем более «нейтральным» будет сырой файл — тем лучше: это дает возможность при постобработке выжать из него максимум по цвету, контрасту, динамическому диапазону и т. д. В случае же с X-Pro3 такой подход кажется несколько даже кощунственным, потому что если не использовать все старательно продуманные «фишки» при съемке, полагаясь только на постобработку, — как прочувствовать характер этой камеры? Итак, мы продолжаем фантазировать, что в руках у нас — настоящий пленочный фотоаппарат. А для того, чтобы приблизить фантазию к реальности, производитель снабдил X-Pro3 различными режимами моделирования пленки. По сути, ничего нового в этом нет — этот прием Fujifilm использует уже очень давно в камерах X-серии. Но если раньше он воспринимался скорее как необязательная опция, то здесь на нем сделан особый акцент. Название пленочного профиля мы видим на экранчике сзади камеры наряду со значением ISO и балансом белого, и это прямая отсылка к аналоговой съемке. Камера как бы постоянно напоминает нам о том, что пленку можно «менять» в зависимости от снимаемого сюжета и что это важный фактор для создания атмосферы кадра. Меняя пленочный профиль, мы мгновенно видим, как меняется характер изображения — удобнее это отслеживать все-таки через экран камеры, а не через видоискатель, так как нюансы порой довольно деликатные, и на экране их видно в разы лучше. Всего в камере представлено 11 режимов моделирования пленки, 10 из которых мы уже видели в других моделях Fujifilm. А вот на последнем хочу остановиться подробнее. Это новый режим CLASSIC Neg. Производитель описывает его так: «Новый режим пленки был разработан для моделирования цветной негативной пленки, которая традиционно выбиралась для снимков повседневных сцен. Тщательно подобранные по яркости цвета создают богатый хроматический контраст, который придает изображению объем. Новый режим CLASSIC Neg помогает заново пережить моменты детства, даря удовольствие от процесса съемки, каким вы его помните». А я просто скажу, что это лучший цветовой профиль, который я когда-либо видела в цифровой камере. Без шуток, мне порой приходилось усилием воли переключаться в другие режимы, напоминая себе, что я все-таки тестирую камеру, а не просто снимаю для собственного удовольствия, потому что эти цвета завораживают меня. Разумеется, это вкусовщина. Но тут Fujifilm просто взяла и попала в самое сердце. Этот профиль, кстати, смотрится отлично в сочетании с эффектом пленочного зерна. Ниже просто покажу несколько примеров для желающих разделить мою любовь к холодным теням и розоватым светам: Также из пленочных профилей отмечу ACROS – это черно-белый режим с высоким контрастом, к которому также можно применить эффект желтого, красного или зеленого цветового фильтра, таким образом дополнительно влияя на контраст изображения. Черно-белая пленка — это безусловная классика, и многие сюжеты, главным образом жанровые сцены или сцены с жестким светом смотрятся особенно выразительно в таком варианте. Опять же, для пущей атмосферности рекомендую экспериментировать с наложением эффекта пленочного зерна (для удобства доступа я вынесла эту опцию на одну из программируемых кнопок). Можно регулировать эффект зернистости: сильный или слабый, крупное зерно или мелкое. Если вы давно с завистью засматривались на концептуальные черно-белые арт-фотографии мастеров пленочной съемки — это ваш шанс прикоснуться к прекрасному. Суррогат? Да. Вдохновляет и заставляет мозг работать немного иначе? Тоже да. Еще один способ разнообразить черно-белые снимки — добавить тонирование. При использовании режимов черно-белой пленки в меню активируется вкладка «Монохромный цвет», и, перемещаясь джойстиком по цветовому полю, фотограф может выбрать любой из десятков оттенков, которые помогут подчеркнуть нужное настроение в кадре. Опция рассчитана на неспешную съемку и довольно специфична, но «поиграть» с ней интересно: Снимать сразу с выбранным пленочным профилем или применить его же позже, при обработке RAW, – безусловно, выбор каждого фотографа. Второй вариант, пожалуй, проще и логичнее, но отчего-то есть особое удовольствие от того, что видишь «тот самый» цвет уже в процессе. Впрочем, поскольку производитель сам же призывает нас не отвлекаться на просмотр кадров, не знаю, насколько это будет актуально для тех, кто работает через оптический видоискатель. Если вы хотите видеть максимально естественную, приближенную к реальности картинку — можно не мудрствовать лукаво и снимать в режиме моделирования пленки Provia (стандартный). Автоматически выставляет баланс белого Fujifilm X-Pro3 вполне корректно. Для любителей более радикально влиять на характер снимка в камере есть и художественные фильтры — по умолчанию они находятся в меню, вызываемом кнопкой DRIVE. Всего их тринадцать, причем шесть из них — это черно-белые фильтры с возможностью выделить на снимке только один цвет. В предыдущих статьях (например, в обзоре Fujifilm X-A7) я уже писала, что это довольно специфическая опция, которая работает успешно лишь в ограниченных условиях: когда в кадре есть только один объект нужного нам чистого цвета, и другие объекты не содержат его примесей. В большинстве же случаев получается что-то в этом духе: Если удачно подключить фантазию, можно найти подходящее применение художественным фильтрам, но слишком увлекаться ими я бы не советовала, так как изображение получается далеким от естественности. По соседству с фильтрами в меню есть также хорошо знакомый пользователям камер Fujifilm режим многократной экспозиции. Здесь он реализован весьма качественно: есть возможность объединить аж 9 кадров и выбрать алгоритм их наложения. В целом съемка на Fujifilm X-Pro3 — весьма увлекательный процесс. Если проникнуться всеми фишками камеры и отойти от привычного «главное, чтобы фокус на месте и экспозиция верная, а все остальное докручу в редакторе», начинаешь действительно немного под другим углом смотреть на съемочный процесс и смаковать его. Конечно, такой подход не для всех фотографов и не для всякой съемочной ситуации — он для энтузиастов, а не для профи, которые работают на скорость. ⇡#Автофокус, серийная съемка и буферПервый раз камера поразила меня, когда за доли секунды выхватила лицо пассажира трамвая, на полной скорости проезжающего мимо, за бликующим окном. «Вот это да! — подумала я. — Вот это заявка на победу». Системой распознавания лиц и глаз в наше время уже никого не удивишь — это чрезвычайно полезная опция для любого фотографа, снимающего людей. Для активации распознавания лиц необходимо выбрать широкую область фокусировки. При распознавании глаз фотограф может самостоятельно задать приоритет фокусировки по правому либо левому глазу или же доверить выбор автоматике. Задать приоритет конкретного лица (что бывает актуально, например, при репортажной съемке, когда надо сделать акцент на конкретном участнике события) камера не позволяет. X-Pro3 действительно моментально обнаруживает лицо в кадре и, как правило, фокусируется на ближнем глазу, если не указано иное. При статичной съемке портретов никаких проблем с фокусировкой у меня не возникало как при хорошем освещении, так и в более сложных условиях. Далее следует тест с бегущим в сторону камеры человеком. Съемка проводилась при жестком изменчивом свете, что дополнительно сбивало автоматику. Действительно, когда лицо модели оказывалось целиком в тени, камера теряла фокус, но затем, спустя пару кадров, «ловила» его снова. Проиллюстрирую это несколькими кадрами из серии: X-Pro3 способна снимать с полным разрешением со скоростью 11 кадров в секунду при использовании механического затвора и со скорость 20 кадров в секунду — при использовании электронного затвора. Возможно увеличить скорость путем снижения разрешения: предельный показатель для камеры — 30 кадров в секунду, разрешение снимков при этом составляет 16,6 мегапикселя. Одновременно автоматически включается режим спортивного видоискателя. При серийной съемке со скоростью 11 кадров в секунду в режиме RAW (несжатый) + JPEG (максимального качества) мне удавалось получить серии длиной порядка 35 кадров. Это средний показатель, но X-Pro3 и не претендует на лавры аппарата для профессиональных фоторепортеров. Несмотря на то, что X-Pro3 показал себя весьма хорошо при съемке сложных сюжетов, иногда у меня возникали непредвиденные сложности при съемке чего-то простого. Например, когда я с помощью сенсорного экрана указывала камере, на каком объекте необходимо сфокусироваться, — она не делала этого с первого раза, хотя выделяла объект рамкой фокуса. С подобной ситуацией я сталкивалась и прежде на камерах Fujifilm, но какой-либо закономерности выявить не могу. Камера может «затупить» при достаточном и равномерном освещении и вполне контрастном сюжете. Впрочем, бывает это не часто. В большинстве случаев автофокус быстрый и корректный. Пара слов о ручной фокусировке — почему бы не прочувствовать жизнь пленочного фотографа до конца и не вспомнить про то, что раньше автофокуса вовсе не было? Fujifilm X-Pro3 предлагает пользователю широкую вариативность инструментов, облегчающих «точное попадание в цель»: это фирменная «цифровая микропризма» и цифровое раздвоение изображения (цветное или монохромное) и фокус-пикинг — причем пользователь может выбрать из 8 вариантов цветовой подсветки зоны резкости. ⇡#Работа на высоких ISOМаленькое лирическое отступление: кадры с любой камеры я сначала смотрю как обычный зритель: не пытаясь «под лупой» разглядеть их достоинства и недостатки, а просто составляя общее впечатление. Так вот, просматривая снимки с Fujifilm X-Pro3, я ни разу не «споткнулась» о режущий глаз шум или убивающую картинку мыльность. Все фото в плане качества выглядели достойно. Для меня это важный показатель. Ну а теперь можем посмотреть несколько примеров, чтобы вы сделали свои выводы. Снимок ниже сделан на значении ISO 3200. Оригинальный RAW чуть более детализирован, в JPEG встроенный шумодав (на всех снимках применялось стандартное шумоподавление) немного сгладил мелкие детали, но не критично. При просмотре RAW на большом мониторе шум не заметен, качество в целом можно назвать весьма хорошим. Аналогичный сюжет, снятый на ISO 6400, уже, безусловно, более шумный, однако фото спокойно можно печатать форматом А4, не говоря уже о публикации в соцсетях. Шумодав также сильнее сгладил фактуру, но это не превратило снимок в «мыло». Немного добавить контурной резкости в редакторе — и будет смотреться отлично. На ISO 8000 все тоже достойно — мелкий монохромный шум не мешает. В конце концов, мы же отдаем дань пленочной фотографии, а куда в случае с пленкой без зерна. Ну и верхнее значение ISO – 12800. Для данного сюжета оно абсолютно нормально. Можно смело снимать. Для более объективной картины посмотрим снимки тестовой сцены на всех основных значениях ISO. Можно заметить, что при расширении ISO «вверх» качество уже довольно низкое — шумов много и есть явные проблемы с цветом. Но вплоть до ISO 12800 изображение смотрится вполне прилично. Как правило, на практике при работе со светосильной оптикой редко приходится превышать эту отметку. ⇡#Съемка в RAW, динамический диапазонFujifilm X-Pro3 — камера достаточно серьезного уровня, поэтому едва ли ее потенциальные покупатели планируют ограничиваться только съемкой в JPEG. В ответственных ситуациях или при сложном освещении без формата RAW не обойтись. Чтобы оценить динамический диапазон камеры и возможности редактирования RAW-файлов, я выбрала несколько контрастных сюжетов. Если взглянуть на внутрикамерные JPEG этих снимков, мы заметим чрезмерно глубокие тени и/или пересвечеченные участки. Наша задача – восстановить их так, чтобы и в светлых, и в темных областях кадра видеть максимум деталей. Обработка производилась в конвертере Adobe Camera RAW. Посмотрим примеры. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора. В целом результаты неплохие. При сильном осветлении теней появляется заметный шум, но это ожидаемо. Запас информации в светах приличный, но, разумеется, лучше не допускать при съемке слишком сильных пересветов. Несмотря на то, что X-Pro3 явно «заточена» под фотосъемку, производитель не стал делать возможность съемки видео чистой формальностью, хотя и здорово сократил возможности по сравнению с X-T3: 4K при 30 кадрах в секунду, а не 60, 8-битный цвет, а не 10-битный, отсутствие полноразмерного разъема для микрофона и какого-либо разъема для наушников. Тем не менее вы все-таки можете писать на X-Pro3 видео в 4K-разрешении, причем с эффективной системой автофокуса и набором интересных цветовых режимов. Есть и поддержка системы focus peaking для ручной фокусировки, специальный пленочный профиль Eterna для расширенного динамического диапазона и даже съемка в формате F-Log, пусть и с 8-битным цветом. В режиме видео, как и в режиме фото, доступно отслеживание лиц. На ролике ниже мы видим, что автоматика камеры неплохо справляется с удержанием движущегося человека в резкости, однако периодически фокус все-таки теряется: Скачать оригинальный ролик (449 Мбайт) Также доступна съемка с разными типами моделирования пленки: Скачать оригинальный ролик (493 Мбайт) Скачать оригинальный ролик (466 Мбайт) В камере используется литий-ионный аккумулятор NP-W126S. Время автономной работы по стандарту CIPA составляет 370 или 440 кадров в зависимости от использования электронного или оптического видоискателя. Да, у X-Pro3 есть все-таки хоть одно реально функциональное, а не «творческое» преимущество — возможность продлить срок автономной работы, не используя дисплей или электронный видоискатель. На практике же мне не удавалось провести полноценную съемку на одном заряде батареи без использования ЖК-экрана. Большую часть времени я все-таки визировала кадры с его помощью, и, надо сказать, разрядка батареи в этом случае происходила весьма быстро. Заряда мне едва хватало на одну не самую продолжительную прогулку с камерой. Так что если вы также не планируете ограничиваться визированием только через видоискатель, лучше иметь запасную батарею. К счастью, доступна зарядка через USB, что дает возможность подзаряжать камеру в перерывах между съемками с помощью внешнего накопителя. Я уже говорила что-то подобное в прошлых обзорах камер Fujifilm, но повторюсь — они гораздо больше про любовь, чем про здравый смысл. Красивый дизайн и не менее красивые маркетинговые ходы с порога западают в самое сердце. С такой камерой хочется творить — с максимальной самоотдачей и душевно. Это тот случай, когда инструмент направляет автора. Снимать на нее что-то глубоко техничное и прагматичное рука как-то не поднимается — это как в наше время пером на старинной бумаге писать казенные документы. Если вы не романтик — вы вряд ли оцените X-Pro3. Мне кажется, что эта камера вообще не для российского менталитета. У нас все еще слишком серьезно и прагматично. Говоря объективно, X-Pro3 — это та же X-T3, только под другим соусом и с иначе расставленными акцентами. Убрав все внешнее, мы получим очень схожий по характеристикам аппарат: если вы рассматриваете покупку камеры Fujifilm и вас просто интересует функциональность и качество снимков — приобретение X-T3 кажется мне более разумным ходом, тем более она даже стоит дешевле и эргономически понятнее среднестатистическому пользователю. Если же вас непреодолимо «тянет к корням», оригинальность — ваше второе имя, а несколько дополнительных десятков тысяч рублей не представляются проблемой — X-Pro3 может стать вам другом и соратником. Хороший результат с этой камерой получить действительно можно. Современная система автофокусировки, достойные возможности съемки на высоких ISO, в целом качественная и приятная глазу картинка — все это будет. Отдельно отмечу надежность корпуса и возможность снимать в сложных погодных условиях. X-Pro3 – специфический продукт, и едва ли производитель рассчитывал привлечь им «суровых» профи, скорее — свободных художников. Галерея с изображениями
Скачать первую часть RAW-файлов (1,37 Гбайт) Скачать вторую часть RAW-файлов (1,17 Гбайт) Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|