⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Обзор фотокамеры Fujifilm X-Pro3: изображая пленку
В Fujifilm X-Pro3, помимо традиционного ретро-дизайна, мы видим призыв к классическому визированию через видоискатель и расширенный набор пленочных профилей изображения. Такое ощущение, что X-Pro3 создавалась для тех, кто мечтает снимать на пленку, но не хочет рисковать и «заморачиваться». Однако это лишь поверхностный взгляд. Посмотрим, как проявит себя новый аппарат в деле. Если раньше производители фотокамер пытались удивить все новыми и новыми опциями, то теперь мы порой наблюдаем обратную тенденцию: нас удивляют тем, что убирают что-то очевидное. Первый взгляд на Fujifilm X-Pro3 вызывает недоумение: а где же экран? Ситуация становится понятной, если немного проникнуться философией камеры: производитель призывает фотографа к традиционному визированию через видоискатель, которое помогает «быть в моменте». Причем видоискатель тут не простой (электронный или оптический), а гибридный. Тех, кто знаком с предыдущими моделями серии X-Pro или компактными камерами серии X100, удивить нечем, для остальных же расскажу, что Fujifilm X-Pro3 совмещает в себе электронный и оптический видоискатель. Последний исполнен на манер дальномерных камер — фотограф видит не только область кадра, но и то, что происходит за его границами. Непосредственно композицию следует строить с помощью рамки кадрирования, которая накладывается на полупрозрачный экран, — размер рамки зависит от объектива, который используется в данный момент. На задней же панели расположен компактный цветной экранчик на электронных чернилах (E-Ink). На нем по умолчанию отображаются текущий режим имитации пленки, ISO и баланс белого. Впрочем, убрать ЖК-экран совсем Fujifilm не дерзнула, поэтому на X-Pro3 он просто скромненько «отвернулся» от пользователя. Его как бы нет, но, если очень хочется, достаточно сделать одно движение рукой — и вуаля! Он перед нами, со всем набором современных опций. Вот, пожалуй и главный секрет новой камеры: захотел поиграть в пленочного фотографа старой школы — пожалуйста; надоело играть — выдохни и пользуйся благами прогресса. Все вышесказанное — важные, но все-таки вторичные характеристики. А что же с главными? Что у X-Pro3 внутри? А вот тут, к сожалению, производитель не захотел нас чем-то удивить: в плане электронной «начинки» новая камера, по сути, дублирует успешную модель Fujifilm X-T3. В частности, здесь используется тот же 26,1-мегапиксельный сенсор формата APS-C X-Trans CMOS 4 с обратной засветкой, аналогичный процессор изображений X-Processor 4 и гибридная система автофокусировки (по контрасту и фазовому детектированию). Количество точек фокусировки — 425. В сравнении с предыдущим поколением серии прогресс значительный —и в количестве точек (в X-Pro2 было 273), и в чувствительности: теперь автофокусировка работает при освещении -6 EV, то есть почти в кромешной темноте. Диапазон ISO Fujifilm X-Pro3 составляет 160–12800 единиц (расширенный — 80–51200 единиц). Максимальная скорость серийной съемки — 11 кадров в секунду. Камера совместима с объективами для байонета Fujifilm X. Несмотря на то, что X-Pro3 позиционируется в первую очередь как фотокамера, любители видеосъемки также не обделены: аппарат поддерживает съемку видео 4K при 30 кадрах в секунду (в Full HD можно снимать на частоте 120 кадров в секунду). Имеется 2,5-мм порт для микрофона, но порта для наушников нет. Фотоаппарат включает два слота для карт SD с поддержкой UHS-II и может подключаться к внешним источникам питания через разъём USB 3.1 (тип C). Итак, выходит, что в рамках серии мы видим ряд существенных изменений, но, если рассматривать все семейство камер Fujifilm, X-Pro3 выглядит скорее как вариация на тему уже известного продукта (X-T3), с которым ее роднит подавляющее большинство технических характеристик. В свете этого становятся лучше понятны ее «странности»: появление подобного аппарата производитель обосновывает усиленным ретрофлером, пытаясь сыграть на эмоциях потенциального покупателя, жаждущего пленочной романтики.
Новая камера Fujifilm внешне не сильно отличается от своей предшественницы X-Pro2: компания-производитель верна ретростилю и аналоговым органам управления. Главное визуальное отличие — это, разумеется, новый принцип расположения ЖК-экрана, к этому моменту мы подробнее вернемся чуть позже. Менее заметное глазу, но также очень важное новшество — материал, из которого изготовлен корпус камеры. Fujifilm делает акцент на надежности и долговечности новой камеры: шасси изготовлено из магниевого сплава, а корпус сверху и снизу покрыт легким, прочным и устойчивым к коррозии титаном для максимальной защиты от погодных условий. Это действительно важное новшество, так как X-Pro3 во многом рассчитана на любителей стрит-съемки, для которых важна возможность делать кадры не только в идеальных погодных условиях. Мне довелось поснимать на камеру под сильным снегопадом, и могу подтвердить, что каких-либо проблем это не вызвало. Fujifilm X-Pro3 имеет три варианта исполнения. Базовая версия, которая была у меня на тестировании, — полностью черная, без специального покрытия. Также существуют две вариации со специальным покрытием Duratect, которое защищает корпус от царапин, не нарушая текстуру титана: DR Black и DR Silver (черное и серебристое соответственно). Версия камеры с покрытием Duratect стоит на $200 дороже, и вынуждена признать, что это не совсем излишество: в ходе теста я обнаружила, что поставить царапину на верхней части корпуса проще простого. Вес камеры с батарей и картой памяти — 497 граммов, размеры — 140,5 × 82,8 × 46,1 мм. Это увесистый и солидно выглядящий аппарат, в миниатюрную сумочку он не поместится, но все же не сильно утяжелит ваш багаж при поездке, особенно если использовать с ним фикс-объективы — как и рекомендует производитель. Я тестировала камеру как раз с ними, а именно FUJINON XF 16mm F2.8 R WR, FUJINON XF 35mm F2 R WR и FUJINON XF 56mm F1.2 R. Камеру удобно держать благодаря наличию антискользящего покрытия, хвата под правую руку спереди и выступа под большой палец сзади. Кратко пройдемся по тому, как организована эргономика камеры. На левом ребре под крышкой расположены разъемы для микрофона (2,5 мм — предполагается использование переходника) и порт USB Type-C, с помощью которого можно зарядить аккумулятор или обеспечить проводную связь камеры с другими устройствами. На правом ребре расположены два отсека для карт памяти. Камера поддерживает карты стандарта SD, SDHC и SDXC. Класс скорости — вплоть до UHS-II. Спереди снизу мы видим рычажок переключения типа фокусировки. Сверху — рычажок, отвечающий за смену типа видоискателя (оптический/электронный). Он совмещен с настраиваемой кнопкой управления. Чуть правее — одно из управляющих колес, отвечающих за смену настроек. Сверху — лампа подсветки автофокуса, по центру — байонет и кнопка высвобождения объектива. Снизу расположен отсек для аккумулятора и штативное гнездо. Они достаточно удалены друг от друга, чтобы штативная площадка не мешала менять аккумулятор при съемке. Сверху, слева направо, находятся: горячий башмак для подключения внешней вспышки или иного устройства (встроенной вспышки в Fujifilm X-Pro3 нет), селекторный диск, с помощью которого выбирается выдержка (для ее смены необходимо зажать кнопку блокировки по центру — не очень удобно, но терпимо) и значение светочувствительности (оно отображается в отдельном небольшом окошке, и для его смены необходимо потянуть вверх и удерживать так во время вращения внешнюю часть диска). Такое решение с совмещением на одном органе управления двух ведущих функций кажется мне весьма спорным — мне удобнее, когда они разделены в пространстве. К тому же мне понадобилось солидное время, чтобы догадаться, как происходит смена значения ISO, — обычно заглядывать в инструкцию, чтобы понять такие базовые принципы управления, все-таки не требуется. Плюс в том, что случайная смена этой настройки практически невозможна. Чего, увы, нельзя сказать о втором верхнем селекторе, который отвечает за ввод экспокоррекции: эргономически он как бы продолжает выступ для упора большого пальца, и во время съемки у меня несколько раз случалась неприятная ситуация, когда экспокоррекция вводилась случайно, и я этого не замечала. Вот где бы точно была не лишней кнопка блокировки! Также сверху мы видим селектор включения-выключения камеры, совмещенный с кнопкой спуска, и еще одну программируемую кнопку. Сзади располагаются видоискатель и экраны. В верхней части мы видим кнопку DRIVE, которая вызывает меню с различными видами брекетинга, художественными фильтрами, серийной съемкой, режимами протяжки и видеосъемкой. Рядом находится кнопка блокировки автоэкспозиции/автофокуса, ниже расположено второе колесо смены настроек, справа от экрана — джойстик, кнопки меню, просмотра файлов и кнопка смены отображаемой на дисплее информации. Еще правее на выступе — программируемая кнопка и кнопка вызова быстрого меню. Переключение диафрагмы производится непосредственно на управляющем кольце объектива — это привычная система для пользователей Fujifilm. При использовании оптики без диафрагменного кольца можно «повесить» эту функцию на один из селекторных дисков. В том, что касается инструментов визирования, Fujifilm X-Pro3 действительно оригинален. Как я уже упоминала, основной ЖК-экран здесь скрыт от пользователя. Его можно откинуть, но положение его будет непривычным — либо перпендикулярно камере, либо в ее плоскости, но ниже. Предполагается, что фотограф будет работать по большей части с видоискателем, а экран использовать как дополнительный инструмент для просмотра сделанных снимков. Экран имеет диагональ 3 дюйма и разрешение 1 620 000 пикселей — далеко не предельное, но достаточное. И, к слову, это выше, чем у той же Fujifilm X-T3. Он оснащен сенсорной поверхностью, которая позволяет фокусироваться/делать снимки с помощью прикосновения, листать и масштабировать снимки при просмотре. Интересно также то, что на определенные экранные жесты можно назначить вызов определенных функций: например, смахиваем по экрану вправо — вызываем настройку баланса белого, смахиваем влево — вызываем выбор зоны автофокуса. В принципе, функция любопытная, но несколько странно ее видеть именно в такой «аналоговой» камере — экран же, по задумке создателя закрыт во время съемки, зачем здесь столько опций сенсорного управления? Когда основной экран закрыт, на задней панели мы видим вспомогательный цветной экранчик диагональю 1,28 дюйма, защищенный закаленным стеклом. По умолчанию на нем отображается текущий режим моделирования пленки, баланс белого и значение ISO, но можно переключиться на стандартный режим отображения параметров и выбрать, какие из них вы хотите видеть (например, значение выдержки). Экран показывает выбранные параметры не только во время съемки, но и когда камера выключена — энергия на пассивное отображение информации на E-Ink-дисплее не тратится. Видоискатель, как уже говорилось в начале статьи, гибридный. Переключение между режимом электронного и оптического видоискателя осуществляется с помощью рычажка на передней поверхности камеры. В оптическом режиме видоискатель имеет фиксированное увеличение 0,52x — предыдущая версия модели позволяла менять масштабирование между значениями 0,36x и 0,60x, что упрощало работу с широкоугольными объективами и телеобъективами. Здесь видоискатель упрощен. В режиме оптического видоискателя мы видим рамку кадрирования, которая соответствует текущему фокусному расстоянию объектива, а также изображение за ее пределами — по принципу дальномерных камер. Для более удобной работы можно вызвать дополнительный электронный экранчик в нижнем левом углу изображения в видоискателе (он активируется путем сдвига все того же рычажка влево). Там в более крупном масштабе показывается область фокусировки, чтобы пользователю было проще наводиться на резкость. При фокусировке в ручном режиме доступен также фокус-пикинг (выделение цветом объектов в фокусе) и другие вспомогательные инструменты фокусировки. Таким образом, хотя оптический видоискатель и отсылает нас к редким сегодня дальномерным камерам, жизнь фотографа, безусловно, облегчена современными технологиями. В ситуациях, когда использовать оптический видоискатель неудобно (это может быть, например, при работе с телеобъективами, когда область кадрирования значительно меньше общей площади изображения в видоискателе), можно обратиться к более привычному нам электронному видоискателю с разрешением 3 690 000 пикселей — здесь вы сможете сразу видеть границы кадра и оценивать глубину резкости. ⇡#ИнтерфейсОсновное меню камеры вызывается соответствующей кнопкой на задней панели корпуса. Оно организовано вертикально и содержит семь разделов (включая «Мое меню», куда пользователь может добавить необходимые ему опции). В каждом из них — до четырех страниц с настройками. Настройки каждой опции открываются в выпадающем окне на том же экране. Меню полностью русифицировано, перемещаться по нему можно с помощью аналоговых органов управления — сенсорное управление, к сожалению, не доступно. Меню достаточно громоздкое, для его освоения и быстрого ориентирования в нем пользователю понадобится время. Галерея снимков:
Разумеется, в камере есть и быстрое меню, куда пользователь может добавить наиболее востребованные настройки для максимально удобного доступа. Оно вызывается на сенсорном экране и содержит по умолчанию шестнадцать пунктов (их количество можно сократить), организованных в виде таблицы. В целом, по моим ощущениям, управление камерой получилось весьма запутанным. Трудно запомнить с ходу, где находится необходимая опция: какие-то настройки меняются с помощью меню, вызываемого кнопкой DRIVE, какие-то — с помощью программируемых кнопок или дисков, какие-то — через быстрое меню, какие-то — с помощью сенсорного дисплея. Четкой логики в этом не прослеживается, она произвольна и понимается просто со временем. Безусловно, камеру можно гибко настроить под свои потребности, и это плюс, но уйдет время на то, чтобы почувствовать, как лично вам будет удобнее обращаться с ней. Первое время смена настроек была для меня дискомфортной, но через пару недель я приноровилась. Неопытный пользователь, скорее всего, растеряется. ⇡#Беспроводные соединенияНесмотря на все отсылки к ретрофотографии, Fujifilm X-Pro3, как и любая современная камера, умеет подключаться к компьютеру или мобильному устройству посредством Wi-Fi и Bluetooth. Для работы вам понадобится бесплатное приложение Fujifilm Camera Remote, с помощью которого можно снимать удаленно, выставляя параметры съемки и просматривая кадры на экране смартфона, а также быстро отправлять снятые изображения на смартфон, в том числе настроив автоматическую передачу.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|