Фото и видео

Обзор фотокамеры Fujifilm X-Pro3: изображая пленку

⇣ Содержание

#Камера в работе

Я изначально дала себе установку «играть по правилам» и снимать с помощью видоискателя. Сначала, разумеется, с помощью оптического — не зря же он здесь есть. Озвучу честно свои субъективные впечатления — мне было некомфортно. Во-первых, нужно постоянно следить за границами кадра, потому что они не совпадают с естественными границами видоискателя. В центре кадра мы видим выделенную прямоугольником область, в рамках которой, собственно, и следует строить кадр. При этом по краям прямоугольника — продолжение композиции, и заставить себя не замечать ее — очень сложно. Приходится в прямом смысле концентрироваться изо всех сил, какая уж тут легкая вдохновенная съемка.

Во-вторых, нет привычного предпросмотра глубины резкости — как будет выглядеть кадр в реальности мы узнаем потом. «Наслаждайтесь процессом, живите в потоке, не отвлекайтесь на просмотр кадров, посмотрите после» — убеждает нас производитель. Действительно, каким приятным сюрпризом будет сесть вечерком после съемочного дня и обнаружить, что часть кадров не удалась, потому что ты не очень удачно подобрал значение диафрагмы, а часть вышла смазанной из-за того, что объект двигался быстрее, чем тебе показалось. На этом месте вступают матерые фотографы с опытом съемки более 30 лет и говорят: «Потому что надо снимать учиться, а не ждать, что фотоаппарат все за вас сделает! Ничего уже сами не умеете!» Выслушаем их, вспомним работы фотомастеров прошлого, которые с технической точки зрения далеки от совершенства по современным меркам (то фокус не там, то резкости маловато), — к ним никаких вопросов нет, они выжимали максимум из того, что им было доступно. А мы поедем дальше на поезде прогресса. С электронным видоискателем дело, безусловно, пошло лучше, но стоит ли скрывать, что все равно то и дело я открывала ЖК-дисплей? Ну удобнее так снимать — хоть убейте. И с низких точек удобно снимать, и точку фокусировки назначать прикосновением пальца к экрану, и видеть большую картинку вместо маленькой. Я больше 10 лет снимала на зеркалку и визировала при съемке через видоискатель — и, знаете, я не скучаю по тем временам. Спорить о преимуществах разных типов визирования можно бесконечно, но со мной «фишка» Fujifilm X-Pro3 не сработала.

#Съемка в JPEG, режимы моделирования пленки, особые возможности

Fujifilm X-Pro3 — тот редкий случай, когда, несмотря на солидный статус камеры, акцент я делала именно на съемку в JPEG. Не секрет, что обычно профессиональные фотографы предпочитают формат RAW, и чем более «нейтральным» будет сырой файл — тем лучше: это дает возможность при постобработке выжать из него максимум по цвету, контрасту, динамическому диапазону и т. д. В случае же с X-Pro3 такой подход кажется несколько даже кощунственным, потому что если не использовать все старательно продуманные «фишки» при съемке, полагаясь только на постобработку, — как прочувствовать характер этой камеры?

Итак, мы продолжаем фантазировать, что в руках у нас — настоящий пленочный фотоаппарат. А для того, чтобы приблизить фантазию к реальности, производитель снабдил X-Pro3 различными режимами моделирования пленки. По сути, ничего нового в этом нет — этот прием Fujifilm использует уже очень давно в камерах X-серии. Но если раньше он воспринимался скорее как необязательная опция, то здесь на нем сделан особый акцент. Название пленочного профиля мы видим на экранчике сзади камеры наряду со значением ISO и балансом белого, и это прямая отсылка к аналоговой съемке. Камера как бы постоянно напоминает нам о том, что пленку можно «менять» в зависимости от снимаемого сюжета и что это важный фактор для создания атмосферы кадра. Меняя пленочный профиль, мы мгновенно видим, как меняется характер изображения — удобнее это отслеживать все-таки через экран камеры, а не через видоискатель, так как нюансы порой довольно деликатные, и на экране их видно в разы лучше. Всего в камере представлено 11 режимов моделирования пленки, 10 из которых мы уже видели в других моделях Fujifilm. А вот на последнем хочу остановиться подробнее. Это новый режим CLASSIC Neg. Производитель описывает его так: «Новый режим пленки был разработан для моделирования цветной негативной пленки, которая традиционно выбиралась для снимков повседневных сцен. Тщательно подобранные по яркости цвета создают богатый хроматический контраст, который придает изображению объем. Новый режим CLASSIC Neg помогает заново пережить моменты детства, даря удовольствие от процесса съемки, каким вы его помните». А я просто скажу, что это лучший цветовой профиль, который я когда-либо видела в цифровой камере. Без шуток, мне порой приходилось усилием воли переключаться в другие режимы, напоминая себе, что я все-таки тестирую камеру, а не просто снимаю для собственного удовольствия, потому что эти цвета завораживают меня. Разумеется, это вкусовщина. Но тут Fujifilm просто взяла и попала в самое сердце. Этот профиль, кстати, смотрится отлично в сочетании с эффектом пленочного зерна. Ниже просто покажу несколько примеров для желающих разделить мою любовь к холодным теням и розоватым светам:

   
     

Режим моделирования пленки  CLASSIC Neg

Также из пленочных профилей отмечу ACROS – это черно-белый режим с высоким контрастом, к которому также можно применить эффект желтого, красного или зеленого цветового фильтра, таким образом дополнительно влияя на контраст изображения. Черно-белая пленка — это безусловная классика, и многие сюжеты, главным образом жанровые сцены или сцены с жестким светом смотрятся особенно выразительно в таком варианте.

   
   

Имитация черно-белой пленки

Опять же, для пущей атмосферности рекомендую экспериментировать с наложением эффекта пленочного зерна (для удобства доступа я вынесла эту опцию на одну из программируемых кнопок). Можно регулировать эффект зернистости: сильный или слабый, крупное зерно или мелкое. Если вы давно с завистью засматривались на концептуальные черно-белые арт-фотографии мастеров пленочной съемки — это ваш шанс прикоснуться к прекрасному. Суррогат? Да. Вдохновляет и заставляет мозг работать немного иначе? Тоже да.

   

Примеры использования эффекта зернистости

Еще один способ разнообразить черно-белые снимки — добавить тонирование. При использовании режимов черно-белой пленки в меню активируется вкладка «Монохромный цвет», и, перемещаясь джойстиком по цветовому полю, фотограф может выбрать любой из десятков оттенков, которые помогут подчеркнуть нужное настроение в кадре. Опция рассчитана на неспешную съемку и довольно специфична, но «поиграть» с ней интересно:

 

Примеры использования функции «Монохромный цвет»

Снимать сразу с выбранным пленочным профилем или применить его же позже, при обработке RAW, – безусловно, выбор каждого фотографа. Второй вариант, пожалуй, проще и логичнее, но отчего-то есть особое удовольствие от того, что видишь «тот самый» цвет уже в процессе. Впрочем, поскольку производитель сам же призывает нас не отвлекаться на просмотр кадров, не знаю, насколько это будет актуально для тех, кто работает через оптический видоискатель.

Если вы хотите видеть максимально естественную, приближенную к реальности картинку — можно не мудрствовать лукаво и снимать в режиме моделирования пленки Provia (стандартный). Автоматически выставляет баланс белого Fujifilm X-Pro3 вполне корректно.

 
   

Для любителей более радикально влиять на характер снимка в камере есть и художественные фильтры — по умолчанию они находятся в меню, вызываемом кнопкой DRIVE. Всего их тринадцать, причем шесть из них — это черно-белые фильтры с возможностью выделить на снимке только один цвет. В предыдущих статьях (например, в обзоре Fujifilm X-A7) я уже писала, что это довольно специфическая опция, которая работает успешно лишь в ограниченных условиях: когда в кадре есть только один объект нужного нам чистого цвета, и другие объекты не содержат его примесей. В большинстве же случаев получается что-то в этом духе:

Если удачно подключить фантазию, можно найти подходящее применение художественным фильтрам, но слишком увлекаться ими я бы не советовала, так как изображение получается далеким от естественности.

   

Примеры съемки с художественными фильтрами

По соседству с фильтрами в меню есть также хорошо знакомый пользователям камер Fujifilm режим многократной экспозиции. Здесь он реализован весьма качественно: есть возможность объединить аж 9 кадров и выбрать алгоритм их наложения.

Пример съемки в режиме мультиэкспозиции

Пример съемки в режиме мультиэкспозиции

В целом съемка на  Fujifilm X-Pro3 — весьма увлекательный процесс. Если проникнуться всеми фишками камеры и отойти от привычного «главное, чтобы фокус на месте и экспозиция верная, а все остальное докручу в редакторе», начинаешь действительно немного под другим углом смотреть на съемочный процесс и смаковать его. Конечно, такой подход не для всех фотографов и не для всякой съемочной ситуации — он для энтузиастов, а не для профи, которые работают на скорость.

#Автофокус, серийная съемка и буфер

Первый раз камера поразила меня, когда за доли секунды выхватила лицо пассажира трамвая, на полной скорости проезжающего мимо, за бликующим окном. «Вот это да! — подумала я. — Вот это заявка на победу».

   

Камера очень хорошо справилась с распознаванием лиц и фокусировкой на них. Съемочная ситуация сложная: трамваи в движении, люди далеко и за бликующими окнами

Системой распознавания лиц и глаз в наше время уже никого не удивишь — это чрезвычайно полезная опция для любого фотографа, снимающего людей. Для активации распознавания лиц необходимо выбрать широкую область фокусировки. При распознавании глаз фотограф может самостоятельно задать приоритет фокусировки по правому либо левому глазу или же доверить выбор автоматике. Задать приоритет конкретного лица (что бывает актуально, например, при репортажной съемке, когда надо сделать акцент на конкретном участнике события) камера не позволяет. X-Pro3 действительно моментально обнаруживает лицо в кадре и, как правило, фокусируется на ближнем глазу, если не указано иное. При статичной съемке портретов никаких проблем с фокусировкой у меня не возникало как при хорошем освещении, так и в более сложных условиях.

Сложное освещение не сбило автоматику с толку, распознавание глаз сработало отлично

Сложное освещение не сбило автоматику с толку, распознавание глаз сработало отлично

Далее следует тест с бегущим в сторону камеры человеком. Съемка проводилась при жестком изменчивом свете, что дополнительно сбивало автоматику. Действительно, когда лицо модели оказывалось целиком в тени, камера теряла фокус, но затем, спустя пару кадров, «ловила» его снова. Проиллюстрирую это несколькими кадрами из серии:

   
   

Несколько кадров с разных стадий «пробежки». Камера справилась достойно: на некоторых, особенно сложных по свету кадрах фокус терялся, но быстро возвращался на место

X-Pro3 способна снимать с полным разрешением со скоростью 11 кадров в секунду при использовании механического затвора и со скорость 20 кадров в секунду — при использовании электронного затвора. Возможно увеличить скорость путем снижения разрешения: предельный показатель для камеры — 30 кадров в секунду, разрешение снимков при этом составляет 16,6 мегапикселя. Одновременно автоматически включается режим спортивного видоискателя.

При серийной съемке со скоростью 11 кадров в секунду в режиме RAW (несжатый) + JPEG (максимального качества) мне удавалось получить серии длиной порядка 35 кадров. Это средний показатель, но X-Pro3 и не претендует на лавры аппарата для профессиональных фоторепортеров.

Несмотря на то, что X-Pro3 показал себя весьма хорошо при съемке сложных сюжетов, иногда у меня возникали непредвиденные сложности при съемке чего-то простого. Например, когда я с помощью сенсорного экрана указывала камере, на каком объекте необходимо сфокусироваться, — она не делала этого с первого раза, хотя выделяла объект рамкой фокуса. С подобной ситуацией я сталкивалась и прежде на камерах Fujifilm, но какой-либо закономерности выявить не могу. Камера может «затупить» при достаточном и равномерном освещении и вполне контрастном сюжете. Впрочем, бывает это не часто. В большинстве случаев автофокус быстрый и корректный.

Пара слов о ручной фокусировке — почему бы не прочувствовать жизнь пленочного фотографа до конца и не вспомнить про то, что раньше автофокуса вовсе не было? Fujifilm X-Pro3 предлагает пользователю широкую вариативность инструментов, облегчающих «точное попадание в цель»: это фирменная «цифровая микропризма» и цифровое раздвоение изображения (цветное или монохромное) и фокус-пикинг — причем пользователь может выбрать из 8 вариантов цветовой подсветки зоны резкости.

#Работа на высоких ISO

Маленькое лирическое отступление: кадры с любой камеры я сначала смотрю как обычный зритель: не пытаясь «под лупой» разглядеть их достоинства и недостатки, а просто составляя общее впечатление. Так вот, просматривая снимки с Fujifilm X-Pro3, я ни разу не «споткнулась» о режущий глаз шум или убивающую картинку мыльность. Все фото в плане качества выглядели достойно. Для меня это важный показатель. Ну а теперь можем посмотреть несколько примеров, чтобы вы сделали свои выводы.

Снимок ниже сделан на значении ISO 3200. Оригинальный RAW чуть более детализирован, в JPEG встроенный шумодав (на всех снимках применялось стандартное шумоподавление) немного сгладил мелкие детали, но не критично. При просмотре RAW на большом мониторе шум не заметен, качество в целом можно назвать весьма хорошим.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Аналогичный сюжет, снятый на ISO 6400, уже, безусловно, более шумный, однако фото спокойно можно печатать форматом А4, не говоря уже о публикации в соцсетях. Шумодав также сильнее сгладил фактуру, но это не превратило снимок в «мыло». Немного добавить контурной резкости в редакторе — и будет смотреться отлично.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 8000 все тоже достойно — мелкий монохромный шум не мешает. В конце концов, мы же отдаем дань пленочной фотографии, а куда в случае с пленкой без зерна.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Ну и верхнее значение ISO – 12800. Для данного сюжета оно абсолютно нормально. Можно смело снимать.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Для более объективной картины посмотрим снимки тестовой сцены на всех основных значениях ISO.

Cкачать RAW-файлы (158 Мбайт)

 

ISO 80

 

ISO 160

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12800

 

ISO 25600

 

ISO 51200

Скачать RAW-файлы (336 Мбайт)

Можно заметить, что при расширении ISO «вверх» качество уже довольно низкое — шумов много и есть явные проблемы с цветом. Но вплоть до ISO 12800 изображение смотрится вполне прилично. Как правило, на практике при работе со светосильной оптикой редко приходится превышать эту отметку.

#Съемка в RAW, динамический диапазон

Fujifilm X-Pro3 — камера достаточно серьезного уровня, поэтому едва ли ее потенциальные покупатели планируют ограничиваться только съемкой в JPEG. В ответственных ситуациях или при сложном освещении без формата RAW не обойтись. Чтобы оценить динамический диапазон камеры и возможности редактирования RAW-файлов, я выбрала несколько контрастных сюжетов. Если взглянуть на внутрикамерные JPEG этих снимков, мы заметим чрезмерно глубокие тени и/или пересвечеченные участки. Наша задача – восстановить их так, чтобы и в светлых, и в темных областях кадра видеть максимум деталей. Обработка производилась в конвертере Adobe Camera RAW. Посмотрим примеры. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора.

 
 
 
 
 

Скачать RAW-файлы (281 Мбайт)

В целом результаты неплохие. При сильном осветлении теней появляется заметный шум, но это ожидаемо. Запас информации в светах приличный, но, разумеется, лучше не допускать при съемке слишком сильных пересветов.

#Видеосъемка

Несмотря на то, что X-Pro3 явно «заточена» под фотосъемку, производитель не стал делать возможность съемки видео чистой формальностью, хотя и здорово сократил возможности по сравнению с X-T3: 4K при 30 кадрах в секунду, а не 60, 8-битный цвет, а не 10-битный, отсутствие полноразмерного разъема для микрофона и какого-либо разъема для наушников. Тем не менее вы все-таки можете писать на X-Pro3 видео в 4K-разрешении, причем с эффективной системой автофокуса и набором интересных цветовых режимов. Есть и поддержка системы focus peaking для ручной фокусировки, специальный пленочный профиль Eterna для расширенного динамического диапазона и даже съемка в формате F-Log, пусть и с 8-битным цветом.

В режиме видео, как и в режиме фото, доступно отслеживание лиц. На ролике ниже мы видим, что автоматика камеры неплохо справляется с удержанием движущегося человека в резкости, однако периодически фокус все-таки теряется:

Скачать оригинальный ролик (449 Мбайт)

Также доступна съемка с разными типами моделирования пленки:

Скачать оригинальный ролик (493 Мбайт)

Скачать оригинальный ролик (466 Мбайт)

#Автономность

В камере используется литий-ионный аккумулятор NP-W126S. Время автономной работы по стандарту CIPA составляет 370 или 440 кадров в зависимости от использования электронного или оптического видоискателя. Да, у X-Pro3 есть все-таки хоть одно реально функциональное, а не «творческое» преимущество — возможность продлить срок автономной работы, не используя дисплей или электронный видоискатель.

На практике же мне не удавалось провести полноценную съемку на одном заряде батареи без использования ЖК-экрана. Большую часть времени я все-таки визировала кадры с его помощью, и, надо сказать, разрядка батареи в этом случае происходила весьма быстро. Заряда мне едва хватало на одну не самую продолжительную прогулку с камерой. Так что если вы также не планируете ограничиваться визированием только через видоискатель, лучше иметь запасную батарею.

К счастью, доступна зарядка через USB, что дает возможность подзаряжать камеру в перерывах между съемками с помощью внешнего накопителя.

#Заключение

Я уже говорила что-то подобное в прошлых обзорах камер Fujifilm, но повторюсь — они гораздо больше про любовь, чем про здравый смысл. Красивый дизайн и не менее красивые маркетинговые ходы с порога западают в самое сердце. С такой камерой хочется творить — с максимальной самоотдачей и душевно. Это тот случай, когда инструмент направляет автора. Снимать на нее что-то глубоко техничное и прагматичное рука как-то не поднимается — это как в наше время пером на старинной бумаге писать казенные документы. Если вы не романтик — вы вряд ли оцените X-Pro3. Мне кажется, что эта камера вообще не для российского менталитета. У нас все еще слишком серьезно и прагматично. 

Говоря объективно, X-Pro3 — это та же X-T3, только под другим соусом и с иначе расставленными акцентами. Убрав все внешнее, мы получим очень схожий по характеристикам аппарат: если вы рассматриваете покупку камеры  Fujifilm и вас просто интересует функциональность и качество снимков — приобретение X-T3 кажется мне более разумным ходом, тем более она даже стоит дешевле и эргономически понятнее среднестатистическому пользователю. Если же вас непреодолимо «тянет к корням», оригинальность — ваше второе имя, а несколько дополнительных десятков тысяч рублей не представляются проблемой — X-Pro3 может стать вам другом и соратником. Хороший результат с этой камерой получить действительно можно. Современная система автофокусировки, достойные возможности съемки на высоких ISO, в целом качественная и приятная глазу картинка — все это будет. Отдельно отмечу надежность корпуса и возможность снимать в сложных погодных условиях. X-Pro3 – специфический продукт, и едва ли производитель рассчитывал привлечь им «суровых» профи, скорее — свободных художников.

Скачать первую часть RAW-файлов (1,37 Гбайт)

Скачать вторую часть RAW-файлов (1,17 Гбайт)

Достоинства:

  • надежный корпус, наличие защиты от погодных условий;
  • 2 слота для карт памяти;
  • необычный гибридный видоискатель, который оценят любители дальномерных фотокамер;
  • новый режим моделирования пленки  CLASSIC Neg, обеспечивающий красивое тонирование снимков;
  • достойная работа на высоких ISO;
  • широкие творческие возможности;
  • хорошее качество снимков в JPEG;
  • зарядка по USB.

Недостатки: 

  • специфическая, не до конца продуманная эргономика, запутанное управление;
  • весьма спорное решение со «спрятанным» дисплеем;
  • на базовой модели корпуса легко появляются царапины;
  • быстрая разрядка аккумулятора при использовании ЖК-дисплея;
  • отсутствие принципиальных внутренних отличий от Fujifilm X-T3;
  • высокая цена.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥