⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор дальномерной фотокамеры Leica M10 Monochrom: и — искусство
Нет автофокуса, нет возможности писать видео, исключительно монохромный сенсор… Но если бы у нас была возможность сделать опрос среди увлеченных фотолюбителей и узнать, готовы ли они променять свою навороченную зеркалку или беззеркалку на эту небольшую черную камеру — уверена, желающих было бы немало. Вышедшая в начале года Leica M10 Monochrom демонстративно игнорирует значительную часть технического прогресса, оставляя пользователю лишь минимальный набор функций, действительно необходимых, чтобы творить искусство. История серии цифровых камер Leica М начинается в 2006 году. За прошедшие годы они здорово изменились, но общий концепт сохранен: это дальномерные камеры с ручным фокусом и минимумом «фишек», обычных для большинства современных цифровых фотоаппаратов. Предельная близость к старым пленочным аппаратам — только без пленки. Эксперименты с монохромом мы уже видели прежде: в 2012 году на рынок вышла Leica M Monochrom, затем в 2015 году вышла Leica M Monochrom (typ 246). В чем смысл черно-белого концепта? Дело не только в дополнительных ограничения, идущих на пользу творчеству: отсутствие цветных фильтров на сенсоре обеспечивает попадание большего количества света на каждый пиксель, и это позитивно сказывается на качестве изображения — можно снимать без выраженного шума на высоких значениях светочувствительности; также повышается детализация изображения. Но, на мой взгляд, говорить о том, что производитель озабочен исключительно качеством снимков и никакой имиджевой компоненты в таком решении нет, — явное лукавство. ⇡#Основные особенности. Сравнение с предыдущими поколениямиТретье поколение вышло в 2020 году. Leica M10 Monochrom: полнокадровая цифровая беззеркальная камера; дальномерная камера с оптическим видоискателем; камера с монохромным сенсором. В ней используется новый, специально разработанный черно-белый сенсор разрешением 40 мегапикселей. По сравнению с Leica M Monochrom (typ 246) прирост почти в два раза — в ней стоял сенсор разрешением 24 мегапикселя. Также расширился диапазон светочувствительности: теперь он составляет 160-100 000 ISO. Минимальное значение ISO у предыдущего поколения монохромных камер Leica составляло целых 320 единиц — это могло создать проблемы при работе со светосильной оптикой или на длинных выдержках. Производитель обещает достойную работу Leica M10 Monochrom даже на максимальных значениях светочувствительности. Экран камеры оснащен сенсорной поверхностью. Добавлена возможность фокусироваться по любой точке экрана — прежде фокусировка в режиме Live View происходила только по центральной точке. Еще одна новая (разумеется, только в рамках данного модельного ряда камер) опция — возможность вводить экспокоррекцию при съемке в автоматическом режиме. Тише стал звук затвора (здесь — исключительно механического, конечно), что понравится фотографам, которые любят оставаться незамеченными. В камере есть Wi-Fi-модуль, с помощью которого возможен обмен данными с мобильным устройством посредством специального приложения Leica Fotos 2.0. Ну и наконец, производитель решил полностью отказаться от функции съемки видео, которую мы видели в предыдущей версии модели. Это только фотокамера, ничего лишнего.
⇡#Дизайн и эргономичностьДизайн Leica M10 Monochrom дополнительно подчеркивает ее философию. Идеальный минимализм. Снаружи камера так же монохромна, как внутри — корпус полностью черный, вы не увидите даже фирменного красного кружочка с надписью Leica. Leica M10 Monochrom — цельнометаллическая литая камера, она изготовлена из магниевого сплава, который дополнен покрытием из искусственной кожи. Камера достаточно увесистая — 660 граммов (с батареей), ее габариты — 139 × 80 × 38,5 мм. Но для полнокадровой, тем более дальномерной камеры это совсем немного, Leica делает на это упор в описании своей M-серии —и не отступает от истины. Корпус абсолютно гладкий, нет выступа под хват правой рукой, из-за чего держать аппарат непривычно и довольно неудобно. На камере нет совершенно никаких разъемов, ее нельзя заряжать с помощью внешних устройств или же подключить к компьютеру с помощью провода. Откровенный анахронизм, но производитель этим явно бравирует. Принцип управления камерой — чтобы все было под рукой и наглядно. Диафрагма регулируется кольцом на объективе, выдержка — одним селекторным диском на корпусе, светочувствительность — другим. Больше, собственно, ничего и не надо, все остальное — от лукавого. Давайте чуть детальнее рассмотрим, как организована эргономика. Камера слева и справа: никаких органов управления, антискользящее покрытие. Вид сверху. Слева мы видим диск выбора ISO – на нем находятся основные значения светочувствительности, дополнительно ее можно корректировать с помощью меню. На мой взгляд, этот орган управления реализован не очень удачно — для смены настройки его нужно тянуть вверх, причем с усилием и подцепляя ногтем. Правее — разъем для подключения внешней вспышки типа «горячий башмак», диск выбора значения выдержки, кнопка спуска, совмещенная с селектором включения/выключения камеры. Нижняя часть камеры реализована весьма экзотично, по крайней мере для тех, кто привык к современным, а не старым пленочным аппаратам. Как и на многих камерах, там находится отсек для батареи и карты памяти, но для того, чтобы получить к нему доступ, нужно полностью снять нижнюю панель. Зачем это сделано, кроме как «для стиля», я представить себе не могу. Естественно, это очень неудобно — для того, чтобы ее снять, требуется больше времени, чем в обычном случае, затем панель нужно куда-то положить, она не крепится на шарнире. Разве что тактильно это приятно — кожух притягивается магнитом. Также снизу находится штативное гнездо. Кстати, если попытаться включить камеру, когда нижняя панель снята, на экране появляется ироничная надпись (спасибо, капитан): Спереди находится байонет с кнопкой высвобождения объектива, программируемая кнопка и рычажок таймера автоспуска. Сзади слева: оптический видоискатель, 2 индикатора, 3 кнопки, отвечающие за включение режима Live View, просмотр кадров и вызов меню. Справа — колесо для смены настроек (с помощью него, например, можно ввести экспокоррекцию) и многофункциональный джойстик. По центру — экран диагональю три дюйма и разрешением чуть более чем 1 миллион пикселей. Экран покрыт защитным стеклом, предотвращающим появление царапин. Поворотного механизма у него нет, сенсорное покрытие, как уже говорилось выше, — есть. Вот и все. Как видите, органов управления совсем немного. По-своему это удобно и отвечает главной задаче — сосредоточиться собственно на кадре. ⇡#ИнтерфейсМеню камеры выполнено тоже лаконично. Оно полностью русифицировано (не считая, конечно, слова «Ахтунг» вместо слова «Внимание» — но, судя по тому, что оно написано кириллицей, это сделано сознательно), и запутаться в нем вряд ли получится — навороченной многоступенчатости, как во многих современных камерах, тут нет. Вначале пользователь попадает в список избранных настроек, из которого можно выйти в главное меню для работы с расширенным кругом параметров. В принципе, частое обращение к меню вам вряд ли потребуется: достаточно один раз настроить камеру под свои предпочтения (например, кому-то нужно отображение гистограммы и сетки, кому-то — нет).
В чем-то Leica M10 Monochrom не чурается современности: в камере есть Wi-Fi-модуль, который позволяет устанавливать беспроводное соединение с мобильными устройствами. Работа происходит с помощью фирменного приложения Leica FOTOS 2.0. Приложение позволяет передавать, просматривать фотографии и обмениваться ими, а также дистанционно управлять камерой. ⇡#Камера в работеLeica M10 Monochrom — первая камера Leica, которую мне довелось тестировать, и не буду скрывать, что я изначально подходила к ней с определенным скепсисом. Опыт просматривания многочисленных пабликов любителей пленочной фотографии утвердил меня в мысли, что люди готовы восхищаться любыми снимками просто из-за самого факта, что они сняты на пленку, — и совершенно неважно, что объект находится в расфокусе, отсутствуют внятная композиция и идея, а экспозиция безнадежно неверная. Любители Leica виделись мне аналогичной когортой. Как зрителю мне совершенно все равно, с какими сложностями столкнулся фотограф, создавая свой шедевр. Если фотограф в наше время сознательно выбирает камеру без автофокуса и этим пытается оправдать отсутствие резкости на своих кадрах — для меня это признак того, что что-то не так с фотографом, а не того, что он просто нашел особый путь. Если ему удается добиться отличной резкости — что же, молодец, но к чему эти сложности, если давно существуют камеры с отличной системой фокусировки, распознаванием лиц, глаз и так далее? Фото в глазах смотрящего не становится более художественным от того, что все сделано «руками». Есть ощущение, что тем, кто начинал свой путь с пленочных фотоаппаратов, до сих пор тяжело смириться с тем, что их технические навыки в общем-то уже не особенно нужны. Умная автоматика делает львиную долю работы за нас. В чем же тогда мастерство фотографа? Пожалуй, в чем-то большем, чем умение быстро навестись на резкость и правильно замерить экспозицию. Нам повезло — благодаря современным технологиям мы можем больше сил отдавать художественной стороне кадра: продумывать идею, композицию, выставлять свет, создавать атмосферу, на лету ловить динамичные сюжеты. И это удар для фотографов-«технарей», если вы понимаете, о чем я. Leica может помочь им поддерживать чувство собственной значимости. Но хватит лирики. Перейдем к практике — проверке моего скепсиса на прочность. Мне удалось протестировать камеру Leica M10 Monochrom в комплекте с единственным объективом Leica Summilux-M 35 мм, f/1.4, ASPH. ⇡#ФокусировкаВкратце: фокусироваться сложно даже при том, что производитель в этом смысле постарался максимально облегчить нам жизнь. Промашек фокуса все равно больше, чем хотелось бы. И, безусловно, в разы больше, чем при съемке на автофокусные камеры. Не буду спорить с тем, что избалована современными технологиями и что при хорошей сноровке можно снизить процент промашек. Но для меня очевидно, что по крайней мере при съемке динамических сцен он все равно будет до обидного высок. Современные камеры дают нам возможность снимать качественный живой репортаж/стрит-фото от бедра, находясь в гуще событий и оставаясь незамеченным. Поворотный дисплей, сенсорное управление + спуск затвора по касанию пальцем, отслеживание объектов в реальном времени — вот залог успеха. С Leica M так не получится. Во-первых, вас, скорее всего, заметят, потому что вы будете держать камеру возле лица — и момент будет упущен. Во-вторых, даже если вам удалось остаться незамеченным, то, пока вы наводитесь на резкость, объект уже может поменять свое положение. «А как же великие мастера уличной фотографии прошлого?» — возмутитесь вы. Ведь у них условия были еще «жестче». Конечно, создать шедевр можно через любые препоны. Только будут ли вас сравнивать с мастерами прошлого (у которых, заметим, положа руку на сердце, тоже не все фото идеально резкие и верно сфокусированные — но им как раз простительно, выбора не было) или с вашими ныне здравствующими коллегами по цеху? Пока вы радуетесь, что поймали один удачный кадр, который вышел и по композиции, и по качеству, и по эмоциям, ваш коллега может нащелкать 1000 фото, пользуясь всеми современными благами, и, скажем, сотня из них будет хороша. Для надежности он даже переведет ее в черно-белый формат. Что же, Leica M10 Monochrom не для динамичной съемки, а как дела обстоят со статикой? Лучше, но для меня тоже совсем не идеально. Например, минимальная дистанция фокусировки объектива Leica Summilux-M 35 мм, f/1.4, ASPH – 70 см, это достаточно большое расстояние, и, соответственно, возможности снять портрет крупным планом просто нет. При съемке портрета глаза занимают небольшую область кадра и при полностью открытой диафрагме (f/1,4 — мы же хотим насладиться потрясающим боке?) малейшее шевеление фотографа или модели сбивает резкость. Ни о какой перестройке композиции после фокусировки, разумеется, речи быть не может. Наводиться на резкость можно как через видоискатель, так и по ЖК-экрану в режиме Live View. Через видоискатель, безусловно, «аутентичнее»: фокусировка происходит с помощью дальномера — фотограф видит рамку, которая обозначает границы будущего кадра, в зависимости от фокусного расстояния объектива эти рамки будут шире или уже; в центре кадра — прямоугольник дальномера с двоящимся изображением. Вращая кольцо фокусировки, фотограф совмещает картинку в прямоугольнике; когда она перестала двоиться — фокус наведен и можно снимать. Удобно ли это? Для меня нет. Метод требует большой концентрации. Если мы неспешно прогуливаемся и время от времени останавливаемся, чтобы сделать кадр, — ничего страшного, но если речь идет о фотосессии «в темпе» — у меня просто устают глаза. Однако же, по ощущениям, съемка через видоискатель все же помогает снизить процент брака и увеличивает точность попадания в фокус. Чаще я все-таки наводилась на резкость с помощью экрана. Благо Leica не стала совсем уж игнорировать цифровые возможности и добавила в M10 Monochrom используемую во многих современных камерах функцию фокус-пикинга: при наведении на резкость цветом (его можно выбрать из списка) обозначаются контуры объекта, который в данный момент находится в фокусе. С помощью сенсорного управления мы можем задать на экране интересующую нас область (в случае с портретом — поставить маркер на ближний глаз модели), и при вращении кольца фокусировки это область будет в увеличенном формате отображаться на экране, подкрашиваясь, соответственно, при наведении на нее резкости. Это достаточно удобно, но на практике не обеспечивает стопроцентного попадания в цель — надо быть очень внимательным не только к самому факту мерцающей подсветки «пикинга», но и к ее интенсивности. Может показаться, что объект уже в фокусе, но по факту будет легкий расфокус. Да, опять речь о дополнительной концентрации — Leica M10 Monochrom требует ее и не прощает ошибок или расхлябанности.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|