Мониторы и проекторы

Обзор игрового 4K-монитора ASUS ROG Strix XG27UQ: максимальная скорость без потери качества

⇣ Содержание

В очень дорогом игровом мониторе должно быть все: и 4К, и высокая частота вертикальной развёртки в 144 Гц. Так думали и пользователи, и производители. Но на этапе запуска, в середине 2018 года, когда в руки обозревателям стали попадать первые экземпляры ASUS ROG Swift PG27UQ и его аналога производства Acer, это привело к не самым приятным последствиям. Оказалось, что добиться заявленных производителями 144 Гц в разрешении 4K можно лишь при включении цветовой субдискретизации (цветового сжатия сигнала) с соответствующей потерей качества картинки, а 10-битный режим был и вовсе доступен на частоте не выше 98 Гц. Виной тому стала недостаточная пропускная способность интерфейса DisplayPort версии 1.4, но эта подробность вскрылась лишь при подробном тестировании обоих продуктов, а также после представленных несколько позже разъяснений со стороны NVIDIA. Пользователи, как и предполагалось, стали негодовать — и, с учётом стоимости мониторов что два года назад, что сейчас, их легко понять.   

Впоследствии один из производителей представил версию монитора с упрощённой схемой подсветки матрицы, зато сразу с двумя портами DP. Обойти часть ограничений удалось на раз-два, но появилась проблема с синхронизацией, что привело к не меньшему негодованию потребителей. Что оставалось делать дальше? Ждать выставки E3 2019, прошедшей прошлым летом, на которой компания ASUS представила два первых в мире 4К-дисплея с поддержкой технологии сжатия Display Stream Compression (DSC), которая характеризуется минимальными потерями цветовых данных. Со стороны видеокарт её поддержка присутствует у поколения AMD Radeon RX 5700 и карт NVIDIA GeForce RTX 20-й серии, поэтому основное «железо» у покупателя должно быть соответствующее уровню нового приобретения. 

Среди показанных мониторов наибольшей популярностью у игроков на ПК, безусловно, будет пользоваться 27-дюймовая модель, с которой мы сегодня вас и познакомим. Встречайте: ASUS ROG Strix XG27UQ – упрощенный вариант топового PG27UQ с ценой в 2-2,5 раза ниже, лишённый проблем при работе на максимальной частоте и обходящийся без ограничений для 10-битного режима вывода изображения.           

#Справочная информация и технические характеристики

Первый образец нового XG27UQ, входящего в знаменитую игровую серию Republic of Gamers, был показан в конце лета 2019 года на ежегодном мероприятии Gamescom, но в продаже он начал появляться лишь спустя полгода. Рекомендованная производителем цена для США и Европы составляет 899 долларов и евро соответственно, однако в России стартовая планка – 99 990 рублей, и пока только «под заказ». Прямых конкурентов у решения от ASUS, по данным на начало апреля 2020 года, нет, а если они и будут, то ближе к лету и максимум в количестве 1-2 альтернативных моделей.

ASUS ROG Strix XG27UQ
  Экран
Диагональ, дюймов 27
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Полуматовое (Haze)
Стандартное разрешение, пикс. 3840 × 2160
PPI 163
Параметры изображения
Тип матрицы AHVA (IPS-type) 
Подсветка White-LED + KSF Phosphor Layer
Макс. яркость, кд/м2 350 / 400 (Пик, DisplayHDR 400)
Контрастность статическая 1000 : 1
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (8 бит + FRC)
Частота вертикальной развёртки, Гц 48-144 + AMD FreeSync/NVIDIA G-Sync Compatible
Время отклика MPRT, мс 1
Время отклика GtG, мс 4
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъёмы 
Видеовходы 1 × HDMI 2.0;
2 × Display Port 1.4 (DSC Support)
Видеовыходы Нет
Дополнительные порты 1 × Audio-In (3,5 мм);
2 × USB 3.0
Встроенные колонки: число × мощность, Вт Нет
Физические параметры 
Регулировка положения экрана Угол наклона, поворот, изменение высоты, переворот (Pivot)
VESA-крепление: размеры (мм) Есть (100 × 100 мм)
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внешний
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания (Вт)
90 (при яркости 200 нит) / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
634 × 437-557 × 269
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
634 × 381 × 94
Масса нетто (с подставкой), кг 7,5
Масса нетто (без подставки), кг НД
Ориентировочная цена 100 000-110 000 рублей 

Производитель пошёл по пути увеличения доступности, что моментально определило то, к какому семейству относится монитор (Strix), и, соответственно, уровень его начинки: исчез модуль G-Sync, вместо него теперь Adaptive-Sync и официальная поддержка G-Sync в режиме Compatible (заявка на получение сертификации пока в процессе обработки). Кроме того, если сравнивать со старшим Swift PG27UQ, исчезла многозонная система подсветки (теперь используется обычная – торцевая), снизились цветовой охват (применяется иное напыление на светодиоды) и максимальный уровень яркости, HDR теперь далёк от желаемого. Скорее всего, применяется одна из версий 4K AHVA-матриц производства AUO, относящихся к IPS-типу. 

Из доступных данных следует, что IPS-панель является псевдодесятибитной (8 бит + FRC) с возможностью воспроизведения 1,07 миллиарда цветов. Цветовой охват расширенный — он примерно на 90 % покрывает пространство DCI-P3, рассчитанное на современную киноиндустрию. Благодаря такой особенности модель может использоваться не только в сфере развлечений, но и как профессиональный инструмент для работы с цветом в соответствующей области.

Рабочее разрешение монитора составляет 3840 × 2160 пикселей (стандарт 4К UHD), что в совокупности с диагональю 27 дюймов обеспечивает уровень плотности пикселей в 163 ppi – за большим можно обратиться только к 27-дюймовым 5К-моделям LG и Iiyama. Максимальная яркость близка к современным нормам и находится на уровне 350 нит, а в режиме HDR (модель сертифицирована по стандарту VESA DisplayHDR 400) может выйти на уровень в 400 нит. Коэффициент контрастности в обоих случаях составляет 1000:1 – на большее монитор, в силу отсутствия многозонной системы подсветки, не способен.  

Заявленные углы обзора у модели типичны для IPS-представителей, как и скорость отклика в 4 мс при переходе GtG. Для режима со вставкой «чёрного кадра» (ELMB) указана цифра 1 мс MPRT, свидетельствующая о времени появления кадра на экране. Максимальная частота вертикальной развёртки соответствует современным геймерским стандартам — 144 Гц в нативном режиме 4К, без потери качества картинки и с возможностью ручной активации 10-битного режима в настройках драйвера. 

Для подключения к ПК следует использовать исключительно один из двух интерфейсов DisplayPort 1.4, а для игровых приставок можно воспользоваться HDMI 2.0. При этом технология G-Sync в режиме Compatible через DP-подключение работает в диапазоне 48-144 Гц, а Adaptive-Sync/Free-Sync при использовании HDMI обеспечивает максимальную плавность на уровне от 30 до 135 Гц.

Для работы с периферией в мониторе предусмотрены два порта USB 3.0 и 3,5-мм аудиовыход для подключения наушников или внешней акустики. Встроенной аудиосистемы ASUS ROG Strix XG27UQ не досталась. Зато нашлось место для двух различных систем подсветки рабочего пространства: Light Signature и Aura RGB.    

В вопросе внешнего вида новый ASUS ROG Strix XG27UQ повторяет своего старшего предшественника ROG Swift PG27UQ — с малозаметными отличиями. Монитор удивит покупателя своей неординарностью, ведь в нём не используется «безрамочный» дизайн, да и сами внешние рамки матрицы по размерам напоминают то, что можно встретить в решениях минимум семилетней давности. В остальном же перед нами типичный представитель семейства ROG из топ-сегмента — с эргономичной подставкой и привычной системой управления на базе пятипозиционного джойстика.

 

Для XG27UQ заявлена заводская калибровка, а из-за изначально широкого цветового охвата в мониторе предусмотрен режим эмуляции стандартного пространства sRGB. Дополнительно в настройках присутствует несколько игровых режимов и пресеты Blue Light Filter для снижения синей составляющей спектра за счёт регулировки уровня RGB Gain, но в основном защите ваших глаз служит Flicker-Free-подсветка – без мерцания во всём рабочем диапазоне. В арсенале монитора также присутствуют технология высветления теней Shadow Boost и обновлённый набор наэкранных виджетов GamePlus. 

#Комплектация и внешний вид

Для новинки ASUS ROG Strix XG27UQ компания немного обновила дизайн упаковки. Монитор поставляется в крупной чёрно-красной коробке с качественной полиграфией, несколькими фотографиями дисплея и перечислением его основных особенностей с помощью различных пиктограмм. Для удобства переноски сверху есть пластиковая ручка.

Одну из сторон коробки производитель практически полностью отдал под более полный список достоинств модели, коих там перечислено 12 штук.

Основная наклейка на упаковке не содержит особо полезной для покупателя информации. Она информирует лишь о том, что дисплей изготовлен в Китае.

 

Комплект поставки включает в себя следующее:

  • кабель питания;
  • внешний БП;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI;
  • кабель USB для подключения к ПК;
  • пластиковый элемент системы прокладки кабелей;
  • краткое руководство по установке и настройке;
  • проспект ASUS VIP Member;
  • проспект по безопасному использованию;
  • дополнительные пластиковые вставки для системы Light Signature;
  • отчёт с результатами заводской калибровки;
  • винты-стойки для крепления VESA-кронштейна;
  • поздравительное письмо в чёрном конверте.
 
 

Для своих наиболее интересных и дорогих моделей мониторов в ASUS давно исповедуют дизайнерский подход, отточенный на семействе игровых ноутбуков серии ROG, а затем перенесённый и на мониторы, начиная с PG348Q.

 

Сложные формы, переплетённые друг с другом, с различным по фактуре и цвету пластиком, моментально создают образ дорогого и нишевого продукта, нацеленного преимущественно на игровую аудиторию.

 

История XG27UQ повторяет таковую у PG27UQ. Несмотря на то, что тут нет аппаратного модуля G-Sync второй версии, которому нужна активная система охлаждения, да и подсветка предельно упрощена, в ASUS решили не усложнять себе жизнь и сохранили не только габариты устройства, но и крупные внешние рамки (19 мм верхняя, 20 мм нижняя и по 16 мм боковые).

Корпус остался толстым, но теперь он наполовину пустой. Из видимых изменений — лишь иной цвет пары пластиковых вставок, другой оттенок и фактура для пластика центральной стойки.    

 
 

XG27UQ стал очередной моделью компании ASUS, где инженеры и дизайнеры пытаются найти наилучший вариант системы RGB-подсветки под названием Aura, сохраняя уже привычную систему красной подсветки логотипа ROG на своём месте.

В новинке система подсветки рабочего пространства Aura RGB выполнена за счёт встроенных в корпус светодиодов и полупрозрачных вставок, собирающихся в форме логотипа серии на задней поверхности корпуса. Решение новое и оригинальное, но, как и всегда в таких случаях, всю эту настраиваемую красоту увидит только человек, по каким-то причинам оказавшийся позади монитора, ну или стена (в основном это будет именно так), возле которой будет стоять монитор.  

 

Под стать и «закрученная» подставка с тремя тонкими металлическими ножками разной длины и массивной центральной колонной, в которой есть специальный вырез для протягивания подключённых кабелей.  

 

Дополняет систему прокладки кабелей фигурная пластиковая крышка, закрывающая свободный доступ к интерфейсным разъёмам. Оба решения нам хорошо знакомы, и лишь в таком тандеме они дают нормальный результат.

 
 

Быстросъёмное соединение в новинке не используется. Центральная колонна изначально прикреплена к корпусу, а для её демонтажа и использования VESA-совместимого кронштейна необходимо с помощью плоской отвёртки поддеть пластиковое обрамление, которое состоит из двух частей, и открутить четыре удерживающих винта.  

Эргономика подставки обеспечивает регулировку высоты в пределах 120 мм, наклона в диапазоне от -5 до +20 градусов и поворот корпуса на 40 градусов вправо/влево.

Также доступен разворот в портретный режим (Pivot), правда, только в одну сторону. Центровка корпуса из-за этого не самая лучшая — его придётся выравнивать по горизонтали после каждого изменения положения в пространстве. 

Положение корпуса на подставке можно менять плавно, но необходимо приложить чуть больше усилий в начале регулировки, особенно при повороте корпуса.

Основание подставки и все внутренние крепёжные элементы выполнены из металла. Для лучшего сцепления с рабочей поверхностью используются три резиновые ножки.

Матрица у монитора с полуматовой рабочей поверхностью. Она обладает достаточными антибликовыми свойствами и радует тем, что кристаллический эффект на ней оказывается практически незаметным, но лишь при определённых условиях просмотра.

По одной наклейке в нижней части корпуса мы наконец-то узнали дату производства нашего экземпляра (декабрь 2019 года) и подрядчика в лице небезызвестной компании Qisda (Suzhou), часто выполняющей заказы ASUS.

Все без исключения порты для подключения находятся в задней части корпуса и ориентированы вниз. Благодаря широким возможностям трансформации подставки подключать кабели проще простого, но от дополнительной пары USB на одной из боковых частей корпуса, уверены, никто бы не отказался.

Здесь же, к слову, находится и вентиляционная решётка, через которую нагретый воздух выходит за пределы корпуса, правда, в случае с XG27UQ без помощи отдельного вентилятора.

В мониторе нет встроенной акустической системы, а про датчик внешнего освещения, который можно встретить в дорогом PG27UQ, напоминает лишь выделенная область для его установки.

 
 

Качество сборки у изучаемого монитора близко к идеалу: все детали соединены точно и с минимальными равномерными зазорами, люфты отсутствуют, жёсткость конструкции высокая. Дисплей не поддаётся скручиванию, но из него легко «выжать» пластиковый хруст/скрип при изменении положения корпуса или переноске с места на место.

 

Используемые материалы не из дешёвых, особенно это касается полностью сделанной из металла подставки. Все остальные пластиковые элементы матовые, с различной фактурой, из-за чего проблем с практичностью у монитора почти нет – пыль не видна, как и следы от пальцев. В этом плане ASUS ROG Strix XG27UQ похож на большинство других решений из серии ROG, как более доступных, так и в 2-3 раза дороже.  

#Меню и управление

 

Управление монитором осуществляется с помощью пятипозиционного джойстика рыжего цвета и четырёх отличных друг от друга по размеру трапециевидных физических кнопок, расположенных в задней части устройства. На нижней грани разместился неяркий белый светодиод питания, который при желании можно отключить через настройки.

 

Дополнительным индикатором работы может служить тот самый логотип ROG, проецируемый на рабочую поверхность. О его активации XG27UQ спрашивает при первом включении или при принудительном сбросе всех настроек к значениям по умолчанию. Можно выбрать одну из трёх степеней свечения.

   

Из четырех кнопок управления одна отвечает за включение монитора, другая является кнопкой отмены или выхода из раздела, две оставшиеся служат для активации игрового таймера/настраиваемого прицела/счётчика FPS (функция GamePlus) и быстрого переключения предустановленных режимов GameVisual.

Навигация по меню производится за счёт пятипозиционного джойстика. Это один из самых удачных способов для работы с OSD-меню — и в ASUS про него давно знают. Времени на привыкание требуется минимум, управлять можно без проблем как днём, так и ночью, всё доступно и легко.  

Дизайн меню давно не претерпевает изменений, и XG27UQ не оказался исключением из правил. Внешний вид OSD-экрана прост, лаконичен и современен. В случае с новинкой в нём содержится семь разделов с несколько переосмысленным наполнением.

 
 

В первом — под названием Gaming — пользователю предлагается установить степень разгона матрицы (OD), включить системы адаптивной синхронизации, активировать режим вставки «чёрного кадра», настроить функции GamePlus, выбрать один из режимов GameVisual и выставить степень высветления теней (Shadow Boost).

 

Во втором разделе можно установить уровень яркости и контрастности, выбрать режим работы HDR (появляется при активации HDR в среде ОС), активировать динамическую подсветку (отдельных зон управления яркостью у монитора нет, поэтому это аналог динамической контрастности), выбрать режим работы встроенного скалера и определить степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране.

 

Не менее важные параметры отнесены к третьему разделу, Color. В нём вы можете встретить режимы цветовой температуры и возможность вручную определить степень усиления RGB, также тут доступны три режима гаммы и регулировка насыщенности (доступна не всегда).  

Выбрать источник сигнала можно в разделе Input Select.

 

В пятом разделе, Lighting Effect, предлагается включить красную подсветку LIGHT IN MOTION (она же Light Signature), настроить разноцветную Aura RGB, а также активировать синхронизацию Aura Sync.

   

В MyFavorite доступен выбор функций быстрого доступа для двух физических клавиш и опция сохранения всех настроек в один из четырёх блоков памяти.

 
 

Раздел System Setup содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации меню (русский в наличии, перевод вполне адекватный), блокировка клавиш управления и выключение индикатора питания.

Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность включить зарядку для USB-устройств, настроить громкость при использовании 3,5-мм аудиовыхода и, конечно же, функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию. 

Доступ к сервисному меню найден не был, как и у большинства современных моделей ASUS.

#Тестирование

#Методика тестирования 

Монитор ASUS ROG Strix XG27UQ был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10 Pro x64 c последними, майскими обновлениями. Во время основного этапа тестирования частота обновления экрана составляла 144 Гц. 

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В ASUS ROG Strix XG27UQ производитель предлагает восемь предустановленных режимов GameVisual. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.4 и видеокарту ASUS из серии ROG Strix RTX 2060 с поддержкой технологии DSC для беспроблемной работы монитора на 144 Гц без потери качества картинки.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • GameVisual — Racing;
  • Brightness — 50;
  • Contrast — 80;
  • Color Temp. — User — 100/100/100;
  • Gamma — 2,2;
  • OD — Level 3;
  • Shadow Boost — Off;
  • Dynamic Dimming — Off.

В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 К изменениям подверглись только следующие пункты:

  • GameVisual — User;
  • Brightness — 4;
  • Color Temp. — User — 85/100/94;
  • OD — Level 2.

В ходе ручной настройки мы перешли в пользовательский режим User, сильно снизили яркость подсветки, отрегулировали степень усиления RGB для получения необходимой точки белого и снизили уровень разгона матрицы для уменьшения заметности артефактов. Другие параметры, ответственные за картинку на экране, трогать не советуем – сделаете только хуже.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию:

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 515 0,455 1132
90 481 0,426 1129
80 449 0,398 1128
70 443 0,39 1136
60 408 0,359 1136
50 379 0,335 1131
40 324 0,287 1129
30 265 0,235 1128
20 203 0,181 1122
10 140 0,125 1120
0 78 0,069 1130

Максимальная яркость в центральной точке оказалась на уровне 515 кд/м2, значительно превзойдя оба указанных производителем значения — как для обычного режима работы, так и при активации HDR в Windows. Тем временем доступный минимум составил всего 78 кд/м2 – результат средний: для тёмных помещений либо работы практически без внешней подсветки хотелось бы меньше.

В вопросе коэффициента контрастности монитор не подвёл и показал хороший для IPS-дисплея уровень – около 1130:1 в среднем. С обычной торцевой подсветкой на большее рассчитывать точно не стоит.

#Результаты при стандартных настройках

Монитор обладает матрицей с расширенным цветовым охватом, что позволяет ему играть роль не только быстрого игрового дисплея, но и профессионального решения для работы с цветом. Правда, возможности XG27UQ в силу более простой схемы подсветки меньше, чем у PG27UQ, но если вас не интересует пространство AdobeRGB, то можете смело забыть про эту разницу.  

При настройках по умолчанию производитель сразу раскрывает все возможности устройства. Монитор полностью покрывает пространство sRGB и обеспечивает почти на 2 % большее покрытие DCI-P3, чем заявлено производителем.

Точка белого настроена недостаточно хорошо – заметен слабый розоватый оттенок, присутствующий в той же степени и на всех оттенках серого из-за очень высокой стабильности ЦТ.

 

По гамма-кривым можно судить об увеличенной яркости средних полутонов, за счёт чего общая контрастность картинки слегка снижена. Дисбаланс RGB-каналов при этом отсутствует, а вот с тенями наблюдаются некоторые проблемы.    

В первоначальном тесте Argyll CMS с использованием в качестве референса стандарта DCI-P3 c гаммой 2,2 герой обзора показал себе не лучшим образом: часть цветовых оттенков не сошлась по координатам, а проблемы с тенями подтвердились. Обычным профилированием здесь не обойтись – надо проводить полноценную калибровку и проверять после этого снова. Но для начала мы посмотрим, как поведёт себя монитор в ходе активации режима ELMB.   

#Результаты после активации ELMB

Режим вставки «чёрного кадра», который в ASUS называют Extreme Low Motion Blur (ELMB), представлен в своей первой версии – без слова Sync. Это значит, что одновременная работа ELMB совместно с одной из двух систем адаптивной синхронизации невозможна.        

После включения изучаемого режима, по данным наших тестов, цветовой охват монитора слегка сужается, а цифра соответствия DCI-P3 падает чуть ниже 90 %, что для игроков – не принципиальная разница, которую вряд ли кто-то сможет уловить на глаз.    

Настройка точки белого и серого клина от этого никак не меняется. Всё остаётся так, как было без активированного ELMB.

 

Ровно то же самое — то есть ничего — происходит с гамма-кривыми, не отличающимися от увиденного нами в режиме Racing с настройками по умолчанию.    

Нет практически никакой разницы и в тесте на общую точность цветопередачи Argyll CMS, что позволяет сделать однозначный вывод: активация ELMB на качество картинки не влияет – можете смело пользоваться по мере необходимости.

#Результаты в режиме sRGB

Наша методика требует, чтобы мы проверили специальный режим sRGB из общего списка GameVisual. При его активации в меню монитора блокируется большая часть настроек, связанных с цветопередачей (в том числе яркость подсветки, которая сохраняется на чрезмерно высоком уровне в 210-212 нит). Эта неприятная особенность переходит с одной модели ASUS на другую — и нет этому конца…   

С точки зрения точности эмуляции интересующего нас пространства – результат средний. Монитор XG27UQ начинает проигрывать sRGB на зелёных и бирюзовых оттенках, немного превосходя его на красных и фиолетовых.   

Зато точка белого настроена лучше, а стабильность ЦТ оттенков серого осталась идеальной, как и при настройках по умолчанию.

 

Гамма-кривые в sRGB Mode выставлены максимально близко к референсу. Нет проблем с различимостью самых тёмных полутонов, да и общая контрастность картинки выставлена верно.   

В ходе финального отчёта стало ясно, что изученный режим можно смело назвать одним из лучших среди представленных в мониторе. Из проблем — лишь небольшая неточность установки точки белого и уже ставшая привычной невозможность изменения яркости подсветки. С последним инженерам ASUS пора уже что-то придумать, тем более что некоторые конкуренты уже решили эту задачу.

#Результаты в режиме Blue Light Filter 4

Для снижения нагрузки на глаза производители давно предлагают режимы вроде Blue Light Filter со сниженной синей составляющей спектра подсветки. В мониторе ASUS у такого режима четыре уровня воздействия. Первые три влияют только на точку белого с небольшими сдвигами цветовой температуры, а в четвёртом дополнительно происходит резкое падение яркости — до 170 нит (это, безусловно, всё ещё много, но лучше максимальных 515 нит). Именно его мы и решили проверить.   

Общие показатели цветового соответствия остались на уровне режима ELMB, однако вряд ли эти данные будут волновать вас при включении данного режима, который создан для обычной работы при плохом внешнем освещении. 

Точка белого улетела к 5200 К и обошлась без паразитного оттенка. Подобное произошло и с оттенками серого, которые плотной группой легли рядом, сохранив тем самым максимально высокую стабильность цветовой температуры.  

 

В сравнении с тем, что было в Racing и ELMB, на гамма-кривых мы увидели лишь одно отличие – слегка отходящий от двух других синий цветовой канал. Никаких иных ожидаемых изменений (как в моделях от других производителей) для снижения нагрузки на глаза мы не увидели.  

Неудивительно на этом фоне выглядит отчёт Argyll, в котором только одна новость: большое отклонение точки белого от указанной в профиле-референсе, тогда как остальные результаты остались близкими к тому, что мы уже видели в паре других режимов.

#Результаты после настройки и калибровки

Для доведения ASUS XG27UQ до идеала нам необходимо было провести полноценную процедуру калибровки. Для этого мы снизили яркость до адекватного уровня, провели корректировку RGB-каналов, а с помощью правок в LUT видеокарты добились идеальных гамма-кривых.

После настройки цветовое соответствие оказалось ниже, чем при заводских установках. Разница небольшая, и вы точно не сможете её заметить.    

Точка белого вышла на необходимый уровень, но стабильность ЦТ оттенков серого, к сожалению, снизилась.

 

Правки гамма-кривых позволили сделать глубокие тени более различимыми, а контрастность картинки в целом более корректной.  

Отчёт Argyll CMS продемонстрировал ожидаемое снижение отклонений, выраженных в единицах DeltaE94. Среднее значение снизилось до 0,18 единицы, а максимум не превысил 1,27. Проблем не возникло, всё хорошо.     

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Многозонная система подсветки в XG27UQ не используется, поэтому результатов у нас не так много, и все они довольно типичные.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

 
 

На белом проблемы равномерности подсветки видны не очень сильно, но при взгляде на серые поля рассмотреть их становится в разы проще.

Среднее отклонение от центральной точки составило целых 14,5 %, а максимальное — 34,7 %. Результат очень низкий, а для столь дорогой игровой модели — и вовсе плохой. Вполне возможно, что нам достался совсем неудачный экземпляр (исключительно в этом вопросе), но если это так, то возникает другой вопрос: есть ли контроль качества?    

А вот с равномерностью цветовой температуры по полю экрана дела обстоят в разы лучше. У нашего экземпляра разброс составил менее 400 К, среднее отклонение от центральной точки – всего 1 %, максимальное – 3,4 %. Как таковых проблемных зон у монитора нет, но если попытаться их выделить, то единственное, к чему можно придраться, – правый нижний угол. 

 

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).

С точки зрения углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал не лучший для IPS-матрицы результат – четыре крупные зоны по углам с паразитными засветками. Их заметность и размер зависят от расстояния до экрана (чем ближе, тем они больше), ну и конечно, от установленной яркости подсветки и уровня внешней освещённости в рабочем помещении. Чем выше яркость экрана и чем ниже яркость в комнате, тем сильнее заметен Glow.

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но слабые отголоски участков с паразитными оттенками всё равно остаются. Тем временем на чёрном фоне не наблюдается эффекта облаков (clouding), как у *VA-панелей, нет горизонтальных или вертикальных полос. Общий результат – средний.

#Особенности модели и визуальная оценка изображения

#Качество градиентов и «бандинг»

Производитель монитора не стал рассказывать сказки про 10-битную матрицу и честно заявил о том, что возможность воспроизведения 1,07 миллиарда цветовых оттенков доступна благодаря применению дизеринга (FRC-метода), а сама матрица является 8-битной. По умолчанию используется именно этот режим, но при необходимости 10-битный сигнал можно активировать при частоте вплоть до 144 Гц в ручном режиме.

 

При настройках по умолчанию качество градиентных переходов в любом из проверенных нами режимов можно назвать высоким. Переходы плавные, без паразитных оттенков, с хорошей различимостью в тенях и светах.

Ручные правки яркости и усиления RGB на качество не повлияли, чего нельзя сказать даже про минимальные изменения сигнала в LUT видеокарты в ходе полноценной калибровки. После неё в диапазоне 5-25 % появилось около 5-6 чётко очерченных областей с ярко выраженными паразитными оттенками. Как правило, именно так реагируют на любые правки в LUT видеокарты модели с дизерингом (FRC), и герой обзора, к сожалению, не стал исключением. Решение проблемы тут простое – настроить яркость, цветовую температуру и провести простое профилирование без правок в LUT. Правда, в этом случае точность цветопередачи будет не самой высокой.  

В вопросе «бандинга» на сложных тоновых переходах новый ASUS ROG Strix XG27UQ показал себя достаточно хорошо. Ярко выраженных проблем не выявлено, работать с фото и видео комфортно.  

#Скорость матрицы

Удивить нас 4К-монитором с частотой 144 Гц почти в середине 2020 года – сложная задача. За прошедшие два года таких моделей было представлено достаточно, как с многозонной, так и с обычной, торцевой системой подсветки. Но у всех работа на максимальной частоте развёртки приводила к тем или иным ограничениям, и только у нового XG27UQ их нет. Помогла уже не раз отмеченная сегодня технология компрессии сигнала DSC, впервые используемая в 27-дюймовой модели монитора стандарта UHD.  

Для того чтобы поспевать за высокой частотой развёртки, производителю пришлось поработать и со временем отклика. Заявленное время при переходе GtG осталось неизменным и составляет 4 мс, что, конечно, может слегка запутать простого потребителя. На его фоне также указанное время 1 мс MPRT смотрится куда более выигрышно, но большинство потребителей забывает о том, что это не время отклика, а время появления кадра на экране в ходе вставки «чёрного кадра» в режиме ELMB.

Для разгона матрицы в XG27UQ производитель применяет стандартную технологию OverDrive c шестью вариантами усиления. По умолчанию выставлен режим Level 3, оказавшийся одним из наиболее комфортных. Идти к уровням выше – бесполезное занятие, ведь даже при заводских установках можно увидеть различимые артефакты на определённых цветовых переходах, даже при выполнении простых действий в среде ОС. Чтобы снизить этот негативный эффект мы рекомендуем установить Level 2, а для очень чувствительных глаз — сразу перейти к первому уровню.

На фоне старшего брата скорость отклика у героя обзора, очевидно, ниже. Подтверждением наличия проблем служит режим ELMB, в котором вставка «чёрного кадра» обнажает проблемные области изучаемого решения. Тем не менее назвать XG27UQ медленной моделью мы не можем. В новинке ASUS применила все тот же подход, освоенный ей ближе к концу 2019 года, при котором производитель старается выжать доступный максимум и закрывает глаза на возможность появления артефактов. Почему бы и нет, если большинство потребителей всё равно не видит никаких проблем?

Ещё одной важной особенностью монитора является поддержка не только Adaptive-Sync (Free-Sync), но G-Sync в режиме Compatible, причём официальная (но подтверждение на запрос в ASUS получить ещё не успели – дело времени). Тут может быть небольшая путаница – на корпусе есть наклейка NVIDIA G-Sync, которую ранее клеили исключительно на модели со встроенным аппаратным модулем. Но у ASUS ROG Swift XG27UQ такого модуля нет, поддержка исключительно на уровне интерфейса DP 1.4 и драйвера.

Технология прекрасно работает в заявленном диапазоне 48-144 Гц (и даже чуть шире), позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне FPS, что в случае с 4К-разрешением – обыденная ситуация.

Наконец, отметим отсутствие пропуска кадров при максимальной частоте 144 Гц с использованием технологии компрессии DSC, что подтвердил специальный тест из пакета UFOTest. В этом вопросе у монитора проблем не выявлено.

#Углы обзора и Glow-эффект

С углами обзора у монитора ASUS ROG Strix XG27UQ всё в порядке благодаря качественной IPS-type-матрице.  

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляется очень слабый паразитный оттенок в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.

 
 

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа. Именно Glow вносит основной вклад в появление претензий к стабильности картинки на экране и комфорту работы в тёмном помещении, особенно при просмотре фильмов и работе в ПО с тёмным интерфейсом. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.  

   

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, особенно если картинка выполнена в тёмных оттенках. В этом случае при взгляде со стороны появляется тёплый или холодный паразитный оттенок — зависит от того, с какой стороны смотреть. При проверке на других картинках результат может измениться, но общие закономерности останутся в силе. 

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ и резкость

В мониторе ASUS ROG Strix XG27UQ используется полуматовая рабочая поверхность матрицы.

Несмотря на это, кристаллический эффект на экране монитора может быть заметен, особенно при изменении угла просмотра. Появляется «искрящийся песок», что довольно нехарактерно для полуматовых покрытий. Антибликовые свойства при этом очень хорошие, а от эффекта Cross Hatching изучаемая модель монитора полностью избавлена.

 
 

Проблем с текстом у новинки ASUS не наблюдается. Проработка мелких деталей и шрифтов — без нареканий. Дополнительная настройка не требуется, впрочем, никаких пунктов в OSD-меню, связанных с резкостью, у XG27UQ и нет.   

 

По заявлению производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: надо следить за яркостью экрана, правильно подбирать расстояние до монитора и так далее.

В случае активации ELMB монитор переходит в режим со вставкой «чёрного кадра», а подсветка, соответственно, начинает мерцать с высокой скважностью на частоте установленной вертикальной развёртки (в примере выше – 144 Гц). Нагрузка на глаза в этом случае, безусловно, возрастает, но и движущиеся объекты на экране становятся четче (правда, и артефакты в разы сильнее). Для непродолжительной игры подобный режим может быть интересен, но в случае долгой работы за монитором его точно следует избегать.  

В XG27UQ используется внешний блок питания. Паразитные звуки ни он, ни управляющая электроника не издают, а встроенная система охлаждения в силу отсутствия горячего модуля G-Sync HDR монитору не требуется. Так что всё тихо и спокойно.  

#Выводы

Спустя почти два года компания ASUS наконец решила выпустить в продажу более доступный вариант современного 4К-IPS-дисплея, нацеленного на игровой сегмент. Чтобы снизить стоимость устройства, производитель решил отказаться от сложной многозонной системы подсветки, достоинства которой можно было оценить в HDR-контенте, а благодаря щедрости NVIDIA получилось обойтись без сверхдорогого модуля NVIDIA G-Sync второго поколения, сохранив поддержку двух основных технологий адаптивной синхронизации в полной мере.

Никто не пытается утверждать, что новый ASUS ROG Strix XG27UQ – бюджетный монитор. Вовсе нет. За 100 тысяч рублей вы можете позволить себе приобрести минимум два, а то и три качественных дисплея, особенно если перебраться в класс WQHD-решений. Но тут речь именно про 4К и скорость, скорость и 4К. Сложно представить человека, покупающего монитор для игр с высоким разрешением ради чёткости картинки, который обрадуется тому, что для достижения максимальной скорости надо пожертвовать качеством. Но именно им приходилось жертвовать в до сих пор топовом PG27UQ, вышедшем в середине 2018 года, и эту проблему надо было решать. Технология сжатия Display Stream Compression, используемая в протоколе DP 1.4a, оказалась наиболее удачным вариантом c минимальными (фактически невидимыми для глаз) потерями. И это – большой успех. 

В остальном же монитор ASUS XG27UQ – ультимативное решение с некоторыми странными особенностями. Производитель решил не тратить время на изменение дизайна корпуса, несмотря на тот факт, что половина его объёма теперь пустует. Дизайнеры сохранили огромные внешние рамки, а инженеры настроили разгон Overdrive по тем же принципам, которые исповедуют для многих других новинок ASUS из не самых дорогих линеек (VG, XG). На фоне хорошей заводской настройки странно смотрится высокая неравномерность яркости, которая получилась при использовании уже проверенной временем торцевой системы подсветки матрицы. Подсветка, в свою очередь, ограничивает возможности по работе с HDR, делая монитор похожим (но исключительно в этом вопросе) на более доступные 4К-решения. В общем, монитор хороший и по-своему уникальный, но есть над чем подумать. Удачи в выборе! 

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после калибровки средствами Argyll CMS.

Достоинства:

  • первый скоростной IPS-4К-дисплей с системой сжатия сигнала DSC;
  • дизайн, выполненный в соответствии с концепцией премиальных продуктов серии ROG;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
  • достойный комплект поставки;
  • последние версии интерфейсов DP 1.4 и HDMI 2.0, а также наличие USB-хаба версии 3.0;
  • удобная система управления на базе физических клавиш и 5-позиционного джойстика;
  • две системы подсветки внешнего пространства (Light in Motion и Aura RGB);
  • очень широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменно высоком коэффициенте контрастности;
  • высокое соответствие цветового пространства двум популярным стандартам (sRGB и DCI-P3);
  • качественная эмуляция стандарта sRGB в соответствующем режиме (пусть и со своими но) и соответствие VESA DisplayHDR 400;
  • очень хорошая заводская настройка по гамма-кривым и балансу серого;
  • высокое качество градиентов в предустановленных режимах и после ручных правок;
  • 144 Гц без потери качества картинки и возможность активации 10-битного режима на любой доступной частоте;
  • добавленный режим ELMB – полезен для иных ощущений при игре за монитором;
  • поддержка Adaptive-Sync и G-Sync в режиме Compatible (подтверждение со стороны NVIDIA ещё в статусе ожидания);
  • отличные углы обзора;
  • хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры;
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всём диапазоне изменения яркости;
  • отсутствие Cross-hatching и паразитных звуков электроники во время работы;
  • отличная проработка текста и мелких элементов на экране.

Недостатки:

  • упростив систему подсветки и обойдясь без аппаратного модуля G-Sync HDR c собственной системой охлаждения, компания ASUS сохранила огромный корпус и внушительные внешние рамки;
  • очень низкая равномерность подсветки по уровню яркости: вероятно, нам не повезло с экземпляром, но в любом случае – будьте внимательны при покупке;
  • проблемы с масштабированием в Windows из-за высокой плотности пикселей – для стандарта 4К на данный момент времени значительно лучше подходят модели с диагональю от 31,5 дюйма.

Может не устроить:

  • для достижения желаемого эффекта на этом 4К-мониторе ваш ПК должен быть оснащён компонентами последнего поколения – иначе можно приобретать любой 60-Гц 4К-IPS-дисплей и не знать проблем;
  • заметное падение качества градиентов даже при минимальных правках в LUT видеокарты в ходе полноценной калибровки – тут, к сожалению, в лучшую сторону ничего не изменилось;
  • не самая удачная настройка разгона матрицы Overdrive – артефакты можно заметить на большинстве доступных уровней воздействия;
  • полуматовая поверхность матрицы не обошлась без заметного кристаллического эффекта (мы сильно удивлены), особенно если на экран смотреть под небольшом углом;
  • в режиме sRGB блокируются настройки цветовой температуры и яркости (устанавливается на уровне выше 200 нит);
  • крупные области с паразитными засветками на чёрном поле – хорошо заметны на близком расстоянии, но оставляют напоминание о себе и при отдалении почти на 2 метра от экрана;
  • достаточно сильный Glow-эффект.
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥