⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-T4: стремительный апгрейд
⇡#Съемка в JPEG, моделирование пленки, творческие функцииСнимки, сделанные на Fujifilm X-T4 с автоматическим балансом белого и стандартным режимом моделирования пленки (PROVIA), традиционно для камер Fujifilm производят приятное впечатление: естественные цвета, отсутствие «задранного» контраста или чрезмерной насыщенности, достойный динамический диапазон. Съемка с различными пленочными профилями — фирменная «фишка» Fujifilm, возможность немного окунуться в фотографию прошлого, подбирая под каждый сюжет оптимальную пленку. Конечно, это своеобразная игра, но игра довольно увлекательная. Если вам не хочется «заморачиваться» в процессе, можно установить стандартный профиль — для большинства ситуаций он подходит хорошо. Но на мой вкус, так мы потеряем значительную часть удовольствия от работы с камерами Fujifilm. Набор пленочных профилей — общий для всех камер системы, однако производитель регулярно дополняет список. В предыдущих обзорах я уже отмечала недавно появившийся профиль CLASSIC Neg, который мне очень приглянулся. Теперь выдалась возможность потестировать его на новых сюжетах — в условиях летней погоды, и я отметила, что для съемки природы он также отлично подходит: зеленые тона выглядят очень привлекательно и стильно — это, конечно, чистая «вкусовщина», но меня результат порадовал. Главная интрига — появление в X-T4 нового режима моделирования пленки «Eterna Bleach Bypass», который воссоздает эффект использования техники обработки фотопленки с галоидным серебром. Снимки получаются довольно «драматичные» — контрастные, со сниженной насыщенностью. Мне понравился профиль — хоть он и несколько мрачноват, но если удачно подобрать для него сюжет, можно без дополнительной обработки получить выразительные фото. Остальные 16 режимов уже хорошо знакомы пользователям Fujifilm, возможно, у вас даже есть свои фавориты. Я чаще всего прибегаю к моделированию пленки Velvia, чтобы сделать цвета более насыщенными, либо к различным черно-белым форматам: их выбор весьма широк из-за того, что к черно-белому изображению можно применить эффект желтого, красного или зеленого цветового фильтра, таким образом дополнительно влияя на контраст снимка. Добавить еще больше пленочной атмосферы на фото можно с помощью эффекта пленочного зерна. Можно регулировать эффект зернистости: сильный или слабый, крупное зерно или мелкое. Зерно часто «к лицу» контрастным черно-белым снимкам, но, разумеется, вы можете экспериментировать и с цветными. Снимать сразу с выбранным пленочным профилем или применить его же позже, при обработке RAW, – безусловно, выбор каждого фотографа. Второй вариант, пожалуй, проще и логичнее, но отчего-то есть особое удовольствие от того, что видишь «тот самый» цвет уже в процессе. Для любителей более радикально влиять на характер снимка в камере есть и традиционные для компании Fujifilm художественные фильтры. Всего их тринадцать, причем шесть из них — это черно-белые фильтры с возможностью выделить на снимке только один цвет. В предыдущих статьях (в частности, в обзоре камеры Fujifilm X-A7) я уже писала, что это довольно специфическая опция, которая работает успешно лишь в ограниченных условиях: когда в кадре есть только один объект нужного нам чистого цвета, и другие объекты не содержат его примесей. Если подключить фантазию, можно найти подходящее применение художественным фильтрам, но слишком увлекаться ими я бы не советовала, так как изображение получается далеким от естественности. Отмечу еще одну недавно появившуюся фирменную разработку Fujifilm: функции Color Chrome Effect и Color Chrome Blue. Первая добавляет дополнительный контраст и насыщенность цветам изображения, в то время как вторая применяет те же эффекты, но только к синему цвету. Результат получается довольно деликатный, но при этом снимки смотрятся сочнее. При съемке пейзажей в солнечную погоду я практически постоянно использовала функцию Color Chrome Blue — ее воздействие напоминает эффект поляризационного фильтра, небо действительно выглядит более выразительно. У Fujifilm X-T4 есть и другие традиционные творческие функции: режим мультиэкспозиции, съемка панорам, HDR. Я не буду подробно останавливаться на них, так как они реализованы аналогично подобным во многих других камерах компании, обзоры которых выходили в последнее время. ⇡#Съемка в RAW, динамический диапазонX-T4 предлагает пользователю новый формат сжатия RAW. Теперь у нас на выбор три варианта: несжатый RAW, сжатие без потерь и простое сжатие (очевидно, подразумевается, что с потерями). Это может показаться странным дополнением, но в ситуации, когда необходима экономия места на носителях, такое решение вполне себя оправдывает. Впрочем, разница в весе между сжатым и сжатым без потерь файлом в большинстве случаев оказалась не очень большой, у Canon с ее форматом C-RAW в этом отношении заметное преимущество. По умолчанию я снимала в формате без сжатия. Чтобы оценить динамический диапазон камеры и возможности редактирования RAW-файлов, я выбрала несколько контрастных сюжетов. Если взглянуть на внутрикамерные JPEG этих снимков, мы заметим чрезмерно глубокие тени и/или пересвеченные участки. Наша задача – восстановить их так, чтобы и в светлых, и в темных областях кадра видеть максимум деталей. Обработка производилась в конвертере Adobe Camera RAW. Посмотрим примеры. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора. Запас в тенях хороший: даже из практически черных участков без проблем удается извлечь информацию. При этом очень радует отсутствие выраженного шума при осветлении. Борьба с пересветами тоже весьма эффективна — конечно, «выбитые в ноль» участки восстановить не выйдет, но значительно проявить фактуру в ярких областях — легко. При съемке сильно контрастных сцен лучше немного недоэкспонировать фото, чтобы не терять всю информацию в светах, — тогда, скорее всего, обработка поможет спасти кадр. ⇡#Автофокус, серийная съемка, буферНесмотря на то, что количество точек автофокуса осталось неизменным по сравнению с Fujifilm X-T3 (425), — некоторые изменения новое поколение камер также предлагает. Одно из них — улучшение отслеживания объекта, в том числе в условиях низкой освещенности. Второе — улучшенная система обнаружения лиц и глаз, позаимствованная у модели X-Pro3. Также появилась опция выбора определенного лица. В реальной практике съемки портретов эта функция показала себя хорошо: камера быстро обнаруживает лицо и глаза и «не отпускает» их при движении модели или фотографа. С расстояния около 6 метров (портрет по колено) при хорошем освещении X-T4 еще способна распознавать глаза, если отойти дальше — срабатывает уже только распознавание лиц. Хороший результат. При необходимости можно назначить приоритет конкретного глаза — правого или левого — и камера будет фокусироваться по нему. Для моих задач удобнее автоматический выбор. При съемке против солнца распознавание глаз работает несколько хуже — иногда камера указывает не на глаз, а, например, на переносицу. Cо слабым освещением ощутимых проблем с распознаванием лиц и глаз не было. При съемке не портретных сюжетов режим распознавания лиц лучше отключать — это облегчит задачу камере. Автофокус Fujifilm X-T4 в целом цепкий и быстрый, но при съемке низкоконтрастных сцен бывают проблемы — камера не может сразу «зацепиться» за нужный объект, даже если задать точку фокусировки в нужном месте. Также я столкнулась со странной ситуацией, когда при съемке в режиме «все точки» область фокусировки фиксировалась в какой-то одной позиции (например, в правом верхнем углу) и при перекомпоновке кадра или даже при переходе на другой сюжет не менялась. Для смены приходилось задавать новую область вручную. Такое ощущение, что камера просто периодически зависала — это может быть особенностью конкретного тестового образца. Следующее испытание — следящая фокусировка. Fujifilm X-T4 имеет новый механический затвор, способный снимать со скоростью 15 кадров в секунду. С электронным затвором вы можете получить 20 кадров в секунду, а если воспользоваться функцией съемки с кропом 1,25 — 30 кадров в секунду. Что радует — экспозиция не обязательно фиксируется по первому кадру, она может меняться от кадра к кадру, если выбрать соответствующий пункт в меню. При съемке динамичных сцен можно облегчить камере задачу, указав, какой тип движения мы снимаем. Например, есть универсальная настройка, есть параметры «Игнорировать препятствия и продолжать следить за объектом», «Для объектов, двигающихся хаотично, ускоряясь/замедляясь» и другие. Я снимала тест с бегущим на камеру человеком, используя универсальную настройку и режим распознавания лиц/глаз. Большая часть снимков сфокусирована корректно, но периодически модель на 1-2 кадра выпадала из резкости. Буфер обмена при этом недостаточно большой: мне удалось получить непрерывную серию длиной 33 кадра при съемке в формате RAW (несжатый) + JPEG (максимальное качество). Сама по себе цифра неплохая, но при скорости съемки 15 кадров в секунду это означает две с небольшим секунды съемки — для камеры, позиционирующейся и в качестве репортажной, этого откровенно недостаточно. ⇡#Съемка на высоких ISOДиапазон светочувствительности Fujifilm X-T4 – 160–12 800 ISO, с расширением «вниз» до 80 ISO и «вверх» до 51 200 ISO. Как и в предыдущих моделях серии, здесь есть функция Auto ISO: пользователь может задать три разные схемы, назначив нижний и верхний порог светочувствительности, а также предельное значение выдержки — между ними удобно переключаться, снимая различные типы сюжетов: например, при съемке пейзажей ограничить светочувствительность значением 800 ISO, чтобы не переживать о шумах, а при съемке детей в движении — установить верхний порог на 6400 ISO, чтобы камера могла использовать более короткие выдержки при недостатке света. Модель X-T3 показала в свое время неплохие для своего класса результаты съемки на высоких ISO – вплоть до значения ISO 6400 камера не выдавала сильного шума, да и на ISO 12800 многие сюжеты смотрелись неплохо. От Fujifilm X-T4 мы можем ожидать аналогичных результатов. Для наглядности покажу несколько сюжетов, снятых на разной светочувствительности. Фото сделаны в формате RAW + JPEG (в JPEG применен стандартный уровень шумоподавления). ISO 1600: снимок «гладкий», сохранена хорошая детализация, невооруженным глазом шум особенно не заметен ни в RAW, ни в JPEG. ISO 3200: небольшой шум виден при приближении снимка в тенях при разглядывании оригинального RAW-файла, но общую картину он сильно не испортил: фото также хорошо детализировано, цвета переданы корректно. В JPEG встроенный шумодав немного сгладил детали пейзажа, но это также не вредит общему восприятию картинки — фото весьма неплохого качества. Для сравнения — другой типа сюжета, ночная съемка. Здесь в кадре много равномерно окрашенного неба, и на нем шумы уже заметны довольно отчетливо. Кадр сделан на ISO 4000. ISO 6400 – все еще неплохое качество, шум мелкий и монохромный, не сильно портит общую картину. ISO 8000 – качество достаточное для публикации в соцсетях или печати небольшим форматом. JPEG уже чуть «замыленный», но в целом шумоподавление справляется хорошо. Последний пример — портрет при тусклом свете монитора на ISO 12800. Здесь уже очевидны проблемы с качеством. В «серьезной» съемке я бы избегала такого значения светочувствительности, но снять что-то на память можно. На другом сюжете, например, при съемке архитектуры, подобные шумы будут не столь критичны. Для более полной и объективной картины посмотрим снимки тестовой сцены на всех основных значениях ISO. В целом результаты ожидаемые, какого-то прогресса по сравнению с предыдущей моделью нет, но для своего класса фотокамер Fujifilm X-T4 демонстрирует достойные результаты. ⇡#СтабилизаторИтак, появление стабилизатора — ключевое изменение в рамках линейки. В Fujifilm X-T4 используется пятиосевая стабилизация на основе сдвига матрицы. По заявлению производителя, стабилизация дает выигрыш до целых 6,5 стопа при использовании объективов с оптической стабилизацией (в нашем тесте это объектив FUJINON XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS, его я и использовала, снимая для этого раздела). Это означает, что статичные сюжеты теперь можно снимать с рук на значительно более длинных выдержках, получая прирост в качестве за счет снижения ISO – заманчивая перспектива. Я попробовала поснимать несколько разных сюжетов с рук, чтобы проверить, какова будет эффективность стабилизатора. Результаты довольно неоднозначные. Периодически мне удавалось сделать резкие кадры на действительно длинных выдержках. Например, фото ниже сделано на выдержке 1/2 секунды при фокусном расстоянии 18 мм. Резкость, конечно, не совсем такая, как при съемке со штатива, но очевидного смаза нет. А этот снимок сделан также на выдержке 1/2, но при этом на фокусном расстоянии 55 мм. И также резкость очень неплохая! В то же время иногда на гораздо более коротких выдержках результат был неудовлетворительным: Общее впечатление — получить резкий кадр на длинной выдержке можно, но не гарантированно. При использовании выдержек 1/2 или 1/4 качественным получаются несколько фото из серии, остальные приходится отправлять в брак. Многое, конечно, зависит и от навыков самого фотографа. Мой вывод — стабилизатор X-T4 весьма хорош. Возможно, не лучший из тех, что я видела в камерах вообще, но для Fujifilm это очень важный шаг вперед. ⇡#Автономная работаFujifilm X-T4 – первая камера X-Mount, которая отошла от батареи типа W126, представленной впервые еще в камере X-Pro1 (2012 год!). Вместо нее используется новый аккумулятор NP-W235. Это батарея емкостью 15,84 Вт·ч (2200 мА·ч, 7,2 В), очень похожая на используемые в зеркальных камерах любительского уровня. При тестировании по стандарту CIPA X-T4 способна сделать около 500 кадров на одном заряде. Сколько кадров вы сможете сделать на практике, предсказать в точности невозможно, так как это зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, того, насколько часто вы прибегаете к работе с дисплеем для управления камерой и просмотра файлов, как часто вы включаете-выключаете камеру, снимаете ли вы только фото или видео тоже и так далее. У каждого фотографа свои привычки и манера обращения с инструментом, поэтому мой опыт не может экстраполироваться на всех. Мне удавалось получить даже больше снимков до полной разрядки камеры, чем заявляет производитель. Зарядка камеры происходит с помощью USB-кабеля, доступна съемка во время зарядки. Если вам необходимо вынесенное зарядное устройство — его придется приобретать отдельно; необычная жадность, ведь речь идет о камере ценой в полторы сотни тысяч рублей. Зато новое зарядное устройство DC-W235 позволяет заряжать одновременно два аккумулятора, показывая уровень заряда в процентах. ⇡#Съемка видеоКак уже частично упоминалось в статье, любители видеосъемки найдут для себя ряд приятных улучшений в X-T4: во-первых, доступ к функции видеосъемки стал удобнее и осуществляется одним движением, во-вторых, появился экран с абсолютными степенями свободы, что, в частности, придется по вкусу видеоблогерам, в-третьих, конечно же, — наличие стабилизации, которая также работает в режиме видео. Есть, однако, и изменение в обратную сторону — в X-T4 исчез разъем для наушников, вместо него предлагается использовать порт USB Type-C с переходником, как на современных смартфонах. В остальном же в плане видеовозможностей Fujifilm X-T4 мало отличается от своей предшественницы, но за полтора года в мире изменилось не так много — возможности вполне в духе времени. Она способна снимать 4K-видео с частотой до 30 или 60 кадров в секунду. На выбор предлагается 8- или 10-битный захват цвета 4:2:0 (при использовании внешнего рекордера — 4:2:2) с различными цветовыми режимами, включая F-Log, Hybrid Log Gamma и кинематографический режим Eterna. Длина роликов ограничена — в 4K-разрешении с частотой 60p можно снимать не более 20 минут, с частотой 30p – порядка получаса. Скачать оригинал видео (1,1 Гбайт) Как и в Fujifilm X-T3, в режиме видео отсутствует опция отслеживания произвольного объекта, однако доступно распознавание и отслеживание лиц и глаз. И камера действительно ловко «цепляет» лицо в кадре, но так же легко его и теряет в произвольный момент — так что я бы не рекомендовала снимать с этой настройкой, например, интервью – X-T4 способна непредсказуемо сместить фокус не туда. Скачать оригинал видео (838 Мбайт) Скачать оригинал видео (448 Мбайт) Стабилизатор работает неплохо, но уровня Panasonic Lumix S1R или Leica SL2 он не достигает — изображение может непредсказуемо подрагивать даже при плавных движениях руки. Качество картинки в целом хорошее, эффект плавающего затвора не выражен. Скачать оригинал видео (1,18 Гбайт) Следующее видео снято в режиме моделирования пленки Velvia для придания пейзажу максимально сочных цветов. Скачать оригинал видео (1,16 Гбайт) Из приятных бонусов отмечу возможность записи видео одновременно на две карты памяти, возможность съемки с использованием пленочных профилей, замедленную съемку Full-HD со скоростью до 200/240 кадров в секунду. ⇡#ЗаключениеFujifilm X-T4 — весьма удачный, пусть и не радикальный, апгрейд семейства наиболее близких к профессиональному статусу кроп-камер X-серии, но не уверена, что стоит рекомендовать эту камеру к покупке тем, у кого уже есть X-T3. Начинка по большей части осталась той же, заметного прироста качества самой картинки вы не получите. А вот тем, кто присматривался к X-T3 и размышлял о покупке, я бы посоветовала именно новую модель: все-таки наличие стабилизатора — большой плюс, да и более высокая скорость серийной съемки, продолжительность жизни батареи, лучше реализованная эргономика не будут лишними. Но и доплатить за эти радости жизни придется изрядно — на старте продаж X-T4 стоит 144 000 рублей, то есть в полтора раза дороже X-T3. В целом Fujifilm X-T4 видится мне камерой, не заточенной под какую-то узкую нишу: она вполне может быть интересна и профессионалам, и энтузиастам; она подходит для съемки и фото, и видео в разных жанрах. Для своего класса камера мощная, с ней приятно и не скучно работать. Может быть, такая фишка, как, например, имитация пленочных профилей, объективно не очень нужна в наш век изобилия пресетов для обработки уже на компьютере, но эта та вещь, которая делает опыт работы с камерами Fujifilm действительно особенным. Для тех же, кому важна исключительно функциональность, X-T4 тоже не станет разочарованием: достойная работа на высоких ISO, хороший стабилизатор, современные стандарты съемки видео, широкий динамический диапазон, качественный результат в JPEG — все ключевые характеристики у нее на уровне. У меня возникли некоторые вопросы к работе автофокуса, но подозреваю, что часть проблем — особенность конкретного тестового образца. В том, что касается портретной съемки, распознавания лиц и глаз, камера показала себя хорошо. В сравнении с другими кроп-камерами, обладающими столь универсальными характеристиками, Fujifilm X-T4 смотрится очень уверенно, но из-за высокой цены она уже начинает конкурировать и с полнокадровыми моделями: Sony a7 III, Canon EOS RP, Nikon Z6. Перед ними она имеет преимущество в скорости работы и в более недорогой и компактной оптике, но уступает в качестве съемки. Далее все зависит от ваших приоритетов. Галерея снимков
Скачать RAW-файлы (1,72 Гбайт) Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|