Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового 240-Гц WQHD-монитора Gigabyte AORUS FI27Q-X: следующий шаг

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор AORUS FI27Q-X был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 240 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 8 бит (необходимости в 10 битах для наших тестов нет).

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе AORUS FI27Q-X производитель предлагает семь предустановленных режимов и три дополнительных (Custom), для полностью ручной настройки. При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort 1.4 как наиболее беспроблемный среди доступных.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — Standard;
  • яркость — 60;
  • контраст — 50;
  • резкость — 6;
  • цветовая температура — Normal;
  • гамма — 3;
  • эквалайзер чёрного — 0;
  • Overdrive — Picture Quality;

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения — Custom;
  • яркость — 12;
  • контраст — 50;
  • резкость — 5;
  • цветовая температура — User Define (100/100/93);
  • гамма — 3;
  • эквалайзер чёрного — 0;
  • Overdrive — Balance/Speed.

Для доступа к полному перечню необходимых параметров был выбран пользовательский режим (подходит любой из трёх). После перехода в него значительных изменений картинки не произошло, а для получения необходимых значений потребовалась регулировка только двух параметров: яркости и цветовой температуры (RGB Gain). Цветовой охват установился на нативном для используемой матрицы уровне – DCI-P3. Степень разгона Overdrive мы изменили в сторону Balance и Speed, а повышенную резкость до уровня в 5 единиц – так глазам куда комфортнее.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 443 0,465 953
90 408 0,428 953
80 372 0,391 951
70 333 0,35 951
60 296 0,31 955
50 257 0,27 952
40 217 0,228 952
30 176 0,184 957
20 131 0,137 956
10 87 0,092 946
0 42 0,045 933

Максимальная яркость оказалась на уровне 443 кд/м2, а нижнее значение составило 42 кд/м2. Коэффициент контрастности – 950:1 в среднем, что на 5 % ниже заявленного в технических характеристиках.

Полученный диапазон изменения яркости подсветки оказался идеальным со всех точек зрения. По верхней границе монитор немного превышает заявленную планку в 400 нит, а нижняя граница позволит максимально снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения или его полного отсутствия.

#Результаты при стандартных настройках

Производители матриц не планируют останавливаться в своих разработках: в дополнение к повышению частоты вертикальной развёртки изменения происходят и в возможностях цветовоспроизведения. Рассматриваемый сегодня AORUS FI27Q-X обладает матрицей с расширенным до уровня AdobeRGB цветовым охватом, что делает его интересным вариантом не только для использования в мультимедиа (игры, фильмы), но и для решения профессиональных задач, где требуются такие возможности.

Безусловно, данная особенность может создавать проблемы для людей, не разбирающихся в вопросах управления цветом, но если вы знакомы с Color Management System и готовы к созданию и использования ICC/ICM-профилей, то никаких проблем возникнуть не должно.

При настройках по умолчанию возможности матрицы в FI27Q-X соответствуют заявленным, особенно по части пространств sRGB и AdobeRGB. Изображение на экране насыщенное и зачастую не совсем реалистичное, поскольку до сих пор большая часть создаваемого контента рассчитана на sRGB-мониторы.

Точка белого у AORUS FI27Q-X настроена близко к референсу, а стабильность ЦТ оттенков серого осталась на высоком уровне.

Расхождения каналов гамма-кривых фактически нет, линии проходят рядом с референсной кривой, различимость в тенях адекватная. Из-за небольшого подъема в светах контрастность картинки слегка ниже требуемой, но для большинства пользователей это не будет проблемой.

Если оценивать общую точность настройки монитора в отношении стандарта AdobeRGB (а не sRGB и DCI-P3, как мы это делаем в большинстве случаев), то модель показала себя достойно. Единственная выявленная проблема – синий цвет, но на общем фоне это капля в море, на которую можно не обращать внимания.

#Результаты в режиме AIM Stabilizer

При активации AIM Stabilizer электроника монитора блокирует яркость на уровне 185-190 кандел без возможности дальнейшей регулировки. Коэффициент контрастности не снижается и продолжает держаться на уровне ~950:1.

Цветовой охват увеличивается в пределах погрешности измерений, а поэтому визуальных изменений вы не увидите.

Ситуация с точкой белого ровно такая же. Стабильность серого при этом сохранилась на прежнем — высоком — уровне.

Влияние «чёрного кадра» на гамма-кривые оказалось незначительным, хотя у многих мониторов это бывает с точностью до наоборот.

При активации опции AIM Stabilizer в отчёте Argyll CMS появляется второй проблемный цвет, но это повод отказываться от использования технологий. Смело используйте и будьте уверены в правильности цветопередачи.

#Результаты в режиме Reader

Режим Reader нужен, чтобы снизить нагрузку на глаза — это аналог Low Blue Light.

При переходе в него яркость снижается до 230 нит, цветовой охват ощутимо падает, а картинка приобретает «тёплый» тон.

Точка белого уплывает далеко от нормы (для Reader и его аналогов это ожидаемая история), но стабильность ЦТ оттенков серого сохраняется на изначально высоком уровне.

На гамма-кривых проявляется всё больший дисбаланс RGB, а все линии проходят ниже референса, что приводит не только к увеличению общей контрастности изображения на экране, но и к сильному снижению различимости в тенях. Так, очевидно, нагрузку на глаза не снизить!

При всех выявленных изменениях совершенно неудивительно, что уровни отклонений DeltaE94 превышают допустимые значения. Таким образом, если вы хотите снизить нагрузку на глаза, то лучше перейдите в режимы "Гамма 1" или "Гамма 2" и снизьте вручную синюю составляющую RGB. Более качественный результат гарантирован!

#Результаты в режиме sRGB

Поскольку FI27Q-X — монитор с расширенным цветовым охват, в нем неудивительно встретить режим эмуляции sRGB. В нём происходит подмешивание компонент в чистые цвета, что приводит к сужению ЦО.

Эмуляция sRGB производится на очень хорошем уровне, изначальная яркость устанавливается на 23 % (144 нит), но её разрешено менять.

Точка белого настроена в этом режиме ещё ближе к 6500 К, а самые низкие отклонения DeltaE и высокая стабильность ЦТ оттенков серого говорят нам о том, что можно обойтись без дополнительной настройки.

В режиме эмуляции sRGB гамма-кривые выставлены строго в соответствии с запросами стандарта: на картинке хорошо различимы тени, максимально правильный контраст и беспроблемная передача ярких оттенков.

Проверенный режим подтвердил успехи Gigabyte в области разработки дисплеев. Благодаря нему потребители, предпочитающие более натуральную цветопередачу, останутся довольны на все 100 %.

#Результаты после калибровки

Теперь вернёмся к стандартным настройкам и из них перейдём в один из трёх пресетов Custom для полноценных пользовательских изменений. В случае AORUS FI27Q-X необходимо снизить яркость подсветки и изменить степень усиления RGB для достижения необходимой цветовой температуры. При переходе в Custom режим "Гамма" переходит в положение "Выкл.", но для получения необходимых результатов мы вернули его в выставленное с завода "Гамма 3".

Внесённые изменения никак не повлияли на возможности цветовоспроизведения. Цветовое соответствие различным стандартам осталось на изначальном уровне с несущественной разницей.

Точка белого пришла в норму, стабильность оттенков серого слегка снизилась, но всё равно осталась на высоком уровне.

Полученные гамма-кривые после применения созданного LUT-профиля показали нам, что монитор мог бы обойтись и простым профилированием, без внесения правок в сигнал. Так мы сохранили бы более правильную контрастность изображения и обошлись без снижения качества градиентов.

Тем не менее благодаря созданному профилю система получила все необходимые ей данные о возможностях дисплея, что позволило программам с поддержкой CMS производить необходимые коррекции. Отклонения DeltaE снизились до уровня 0,16 в среднем и 0,98 в максимуме.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

На белом проблемы равномерности подсветки видны не очень сильно, но при взгляде на серое поле они становятся более явными, особенно овальная область посередине.

Среднее отклонение от центральной точки составило 11,6 %, а максимальное 19 %. Результат для 27-дюймового экрана не лучший, особенно портит общее впечатление среднее значение.

С равномерностью цветовой температуры у нашего экземпляра дела обстоят лучше. Разброс значений составил всего 410 кельвин, среднее отклонение от центральной точки – 1,4 %, а максимальное – 4 %. Это очень хороший результат, который позволит вам забыть о визуальной разнице между белым и серыми полями на разных частях экрана.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).

В плане углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал низкий результат – четыре «засвеченных» угла с сильными паразитными оттенками. Размер «засветок» зависит от расстояния до экрана – чем ближе, тем они больше.

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает и становится ясно, что с реальной равномерностью подсветки на чёрном у нашего экземпляра тоже не всё в порядке: ярко выражены засветки в нижней части экрана и по краю правой области матрицы. Подобная неравномерность усиливает заметность уже отмеченного Glow-эффекта, и это – очевидный недостаток монитора.

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и бандинг

Используемая 10-битная (c применением FRC) матрица в AORUS FI27Q-X смогла продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах и после правок рабочих параметров через OSD-меню в пользовательских режимах. Никак не сказываются на качестве тоновых переходов и различные предустановленные режимы «Гамма» — в наше время это редкое явление.

Хорошая заводская настройка позволяет в случае необходимости обойтись без полноценной калибровки с LUT-правками и сохранить качество градиентов на изначально высоком уровне — с максимально правильными цветами и без явного бандинга (резких переходов на тёмных участках). При проведении калибровки на экране появляется несколько резких переходов с еле различимыми паразитными оттенками (правая фотография).

Кроме того, на любой частоте развёртки пользователь может выбрать 10-битное представление цвета в настройках видеокарты (но только при использовании DP 1.4 и видеокарты не ниже RTX 2060). Увидеть же большую разницу между 8-битным и 10-битным режимом невозможно (особенно если учесть, что используется FRC), а качество воспроизведения градиентов не меняется.

#Скорость отклика и пропуск кадров

Повышение частоты вертикальной развёртки приводит к необходимости уменьшать времени отклика, но далеко не каждому производителю удаётся найти оптимальный вариант ускорения матрицы.

В случае с новым FI27Q-X нативная частота вертикальной развёртки составляет 240 Гц, доступные без необходимости активации разгона (Overclock). Время отклика по GtG – 1 мс, а при вставке «чёрного кадра» в режиме AIM Stabilizer время появления кадра на экране составляет 0,3 мс. Последняя цифра не должна вас путать – это не то время отклика, на которое стоит ориентироваться при выборе.

У монитора есть три режима Overdrive. Выставленное по умолчанию значение Picture Quality, по нашей оценке, не увеличивает скорость, но оставляет картинку без артефактов. Перевод OD в положение Balance провоцирует небольшое уменьшение шлейфов на движущихся объектах, но заметить это мы смогли только по сделанным снимкам. С режимом Speed история повторяется – заметить разницу на глаз крайне сложно, а понять, что появились артефакты, возможно только по фото. Таким образом, вы можете смело выбирать между двумя последними режимами Overdrive и полностью забыть про заводской Picture Quality.

При активации режима со «вставкой чёрного кадра» (AIM Stabilizer) пропадает возможность работы любой из систем адаптивной синхронизации, объекты становятся чётче, появляется возможность прочесть текст, но сильнейшие артефакты тут как тут.

По сравнению с предшественниками у FI27Q-X мы можем отметить повышенный уровень плавности изображения, благодаря частоте вертикальной развёртки в 240 Гц. Скорость отклика панели Sharp находится на уровне лучших представителей игрового IPS-сегмента — эта матрица ощутимо обходит конкурирующее решение от Innolux, используемое в AD27QD и FI27Q-P. Новый FI27Q-X мы смело можем назвать одним из самых быстрых мониторов на рынке среди дисплеев всех классов, c любым типом матрицы.

Говоря про стабильность максимальной частоты развёртки, можно отметить, что никаких проблем при тестировании монитора мы не выявили. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 240 Гц стабильны.

#Углы обзора и Glow-эффект

По углам обзора рассматриваемый монитор мало чем отличается от других 27-дюймовых WQHD-моделей с IPS-type-панелями, демонстрируя высокий уровень стабильности картинки при рабочих углах просмотра. Как показывает опыт, 27-дюймовый IPS-дисплей – до сих пор одно из самых универсальных и практичных решений на рынке, даже несмотря на быстрое развитие других форматов и типов панелей.

При незначительных изменениях в горизонтальной плоскости картинка на экране FI27Q-X совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Особенно сильно меняют свой внешний вид крайние области экрана, в частности — углы.

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа. Именно Glow вносит основной вклад в претензии, относящиеся к стабильности картинки на экране и комфортности работы в тёмном помещении, особенно при просмотре фильмов и работе в ПО с тёмным интерфейсом. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

На цветных изображениях Glow демонстрирует себя слабо. При взгляде со стороны картинка становится бледной, с легким паразитным оттенком, покрывающем всё изображение.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе AORUS FI27Q-X используется матрица с хорошей полуматовой защитной поверхностью.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его видимость практически не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.

К отображению мелких элементов и прорисовке текста различной величины претензий у нас не возникло. Монитор уверенно проходит все тесты и оставляет положительное впечатление от картинки на экране, особенно после снижения заводской резкости с 6 до 5 единиц, как и с предыдущими решениями бренда.

По заверению производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

При активации режима «вставки чёрного кадра» (AIM Stabilizer) на частоте вертикальной развёртки 240 Гц мы выявили ШИ-модуляцию с соответствующей частотой и высокой скважностью – так и должно быть. Нагрузка на глаза в этом случае, безусловно, возрастает, но и движущиеся объекты на экране становятся чётче. Для коротких игровых сессий подобный режим может быть интересен, но при продолжительной работе за монитором его точно следует избегать, особенно учитывая степень проявления артефактов.

#Выводы

При разработке своего нового монитора компания Gigabyte обошлась без изменений в дизайне и основных возможностях устройства, сохранив преемственность по отношению к не менее удачным предшественникам из линейки AORUS. При этом основной потенциал FI27Q-X заложен в используемой IPS-матрице от Sharp, являющейся прекрасной альтернативой Nano-IPS от LG Display.

Разработка японских инженеров удивила нас во многих моментах, а если учесть, что это первый подобный опыт чуть не покинувшей рынок Sharp, то превзошла все самые смелые ожидания. Благодаря ей монитор Gigabyte AORUS FI27Q-X оказался одним из первых скоростных IPS-дисплеев, которые на 99-100 % соответствуют цветовому стандарту AdobeRGB, ранее встречавшемуся исключительно в дорогих профессиональных моделях.

В самой Gigabyte провели её качественную настройку, обеспечили беспроблемным режимом эмуляции sRGB для тех, кого раздражает высокая насыщенность изображения, а функция Overdrive даже при максимальной степени усиления не провоцирует появления заметных на глаз артефактов. Добавьте сюда высокую плавность благодаря частоте 240 Гц, поддержку всех необходимых систем адаптивной синхронизации — и получите отличный 27-дюймовый WQHD-монитор.

В ходе выбора, скорее всего, вы зададите себе вопрос: есть ли смысл в 240 Гц на WQHD-мониторе? На этот вопрос сейчас есть два ответа: «Нет» и «Нет, но в будущем он появится». Таким образом, AORUS FI27Q-X выглядит покупкой на будущее, с большим потенциалом. Но если у вас есть достаточная сумма и вы хотите получить лучшее уже сейчас, то почему бы и нет! Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.

Достоинства:

  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
  • широкий выбор современных интерфейсов подключения с увеличенной пропускной способностью (HBR3);
  • USB-хаб с двумя портами USB 3.0;
  • хороший комплект поставки;
  • поддержка функций PbP/PiP;
  • большое количество программных «фишек» — многие пройдут мимо, но кому-то они могут пригодится;
  • настраиваемая RGB-подсветка внешнего пространства Fusion 2.0;
  • возможность программной активации HDR с поддержкой 10-битного представления цвета (но сертификат даже самого простого VESA DisplayHDR 400 не заявлен);
  • беспроблемная система управления на базе пятипозиционного джойстика;
  • расширенный цветовой охват на уровне 99-100 % AdobeRGB;
  • качественная заводская настройка;
  • наличие режима sRGB с качественной эмуляцией стандартного цветового пространства и возможностью регулировки яркости подсветки;
  • отличные градиенты при любых установках (можно обойтись без правок в LUT видеокарты при правильной ручной настройке);
  • высокая стабильность оттенков серого в большинстве режимов;
  • широкий диапазон регулировки яркости при стабильно высоком коэффициенте контрастности (правда, чуть ниже заявленного);
  • высокая скорость и плавность изображения на экране при любых настройках Overdrive – монитор является одним из самых скоростных решений на рынке;
  • поддержка технологий адаптивной синхронизации AMD FreeSync Premium и NVIDIA G-Sync в режиме совместимости;
  • наличие режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра» (AIM Stabilizer) — аналога ULMB/ELMB/VRB, не совместимого с одновременной работой с любой из систем адаптивной синхронизации;
  • хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры (зависит от экземпляра);
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free);
  • хорошие углы обзора и слабый Glow на цветных изображениях;
  • отсутствие Cross-hatching и различимого кристаллического эффекта (КЭ).

Недостатки:

  • сильный угловой Glow-эффект с паразитными оттенками – в этом вопросе матрица от Sharp показала себя не с лучшей стороны;
  • относительно низкая равномерность подсветки на чёрном поле;
  • высокая цена – но на фоне дорогих предшественников разница не такая уж и большая, и, очевидно, стоит переплатить;

Может не устроить:

  • довольно глубокая и широкая подставка;
  • равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости ниже среднего;
  • отсутствие встроенной акустической системы.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 3 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 3 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 5 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 10 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 10 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 11 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 19 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 23 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 21-12 16:44
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 21-12 15:05