⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор игрового 4K-монитора Gigabyte AORUS FI32U: соревновательный дух
Только самые топовые графические ускорители последнего поколения могут обеспечить высокий фреймрейт в разрешении 4К. Неудивительно, что, покупая дорогущую ("спасибо" майнерам) игровую видеокарту, пользователи хотят получить бескомпромиссную картинку и высокую скорость. Однако до недавнего времени игровые 4К-мониторы назвать бескомпромиссными язык не поворачивался. Первыми решениями такого класса два года назад стали 27-дюймовые IPS-модели с многозонной системой подсветки и определёнными неприятными ограничениями, при этом они продавались по цене более 200 тысяч рублей. 144 Гц можно было достичь только по двум DP (а при таком подключении появлялись различные проблемы) или после активации цветового сжатия цвета YCbCr c соответствующей потерей качества картинки, а работа HDR при 10-битном сигнале и вовсе имела ограничения в 96-98 Гц. Активная система охлаждения, горячий G-Sync-модуль на борту, вечная пыль внутри корпуса и выход вентиляторов из строя за полгода-год работы (да, такие случаи действительно были) – нелепый набор проблем для любителей экзотики. После были попытки привлечь покупателей выпуском решений без FALD-подсветки и в 2-2,5 раза дешевле, но и они оказались провальными. Интерес был крайне ограничен и, безусловно, на этом сказалось отсутствие на тот момент карт серии RTX 3000, которые были бы способны показать заметный прирост производительности в разрешении 3840 х 2160 пикселей. С их приходом на рынок интерес производителей и покупателей к игровым 4K-дисплеям стал возвращаться — и настал черёд решений второго поколения, более продуманных и доступных. Так, кроме пока ещё редких 27-дюймовых моделей, компании готовы предложить 32-дюймовые UHD-решения. Первым подобным монитором стал AORUS FI32U, в который компания Gigabyte заложила ворох возможностей, способный вскружить голову многим пользователям. ⇡#Технические характеристикиGigabyte представила новинку вместе с первым для производителя игровым 48-дюймовым OLED-дисплеем в середине июля 2021 года. Основной акцент был сделан на обладателях игровых приставок последнего поколения, для раскрытия потенциала которых лучше использовать интерфейс HDMI 2.1, но найти его пока можно в ничтожно малом количестве настольных дисплеев. AORUS FI32U оказался первым доступным игровым 32-дюймовым дисплеем стандарта 4K на скоростной матрице IPS-типа. Первая партия поступила в продажу в начале сентября, а цена новинки на территории РФ оказалась около отметки в 100 тысяч рублей, что было ожидаемо. В некоторых интернет-магазинах можно встретить предложения и за 86-90 тысяч, но вероятность получить модель сразу на руки будет невелика.
Я успел поработать со всеми тремя конкурентами AORUS FI32Q и поэтому могу сделать вывод, что в нём используется иная IPS-панель (Super Speed IPS – так её называют в Gigabyte), нежели в его соперниках, с отличающимися возможностями цветовоспроизведения. Можно предположить, что компания продолжила сотрудничество с Sharp и воспользовалась её новейшими разработками, сделав в некоторой степени уникальный продукт. По подтверждённым данным, изучаемая новинка использует AAS-матрицу от компании Innolux, относящуюся к IPS-типу, модель M315DCA-K7B. В Gigabyte её называют Super Speed IPS (SS-IPS), что намекает нам на выдающиеся скоростные характеристики, с которыми у FI32U действительно всё в порядке. Для монитора заявлены 10-битное представление цвета по схеме 8 бит + FRC и расширенная до 90 % пространства DCI-P3 цветовая палитра. Этого удалось достичь благодаря Flicker-Free (без мерцания) W-LED-подсветке со специальным светорассеивающим слоем (KSF) и смещённым спектром со сдвигом синего пика волны на безопасный уровень в 458 нм, что обеспечило монитору не только отсутствие цветового дисбаланса (читай: качественную цветопередачу), но и возможность получить сертификат соответствия EyeSafe Display. Монитор прошёл сертификацию по стандарту VESA DisplayHDR 400, что намекает на максимальную яркость порядка 400 нит (против заявленных 350 нит) и обеспечивает поддержку самого простого варианта локального управления подсветкой, выполненного на уровне систем динамической контрастности во многих других моделях. Некоторые источники говорят о делении подсветки монитора на 16 вертикальных зон, однако в наших тестах подтверждения этому найдено не было. Размер используемой панели составляет 31,5 дюйма, рабочее разрешение — 3840 × 2160 пикселей (стандарт UHD 4K), соотношение сторон 16:9, а итоговая плотность пикселей оказывается равной 140 ppi. Такое значение обеспечивает высокую чёткость изображения, но для комфортного использования требует использовать систему масштабирования Windows, что, к сожалению, может помешать комфортной работе в некоторых приложениях с неполноценной поддержкой HiDPI-дисплеев. Для монитора заявлен рабочий диапазон вертикальной развёртки в 48-144 Гц, а в качестве систем адаптивной синхронизации поддерживаются AMD FreeSync Premium и NVIDIA G-Sync Compatible (пока что без официального подтверждения). Для достижения максимальной частоты никакие дополнительные действия (разгон) не требуются: просто выставляете в настройках драйвера 144 Гц, RGB-представление цвета и 10 бит — и не знаете проблем. В описании скоростных характеристик производитель честно указывает две цифры: 1 по стандарту MPRT (время появления кадра на экране в режиме со вставкой «чёрного кадра» AIM Stabilizer) и 1 мс GtG – время отклика пикселей на определённом цветовом переходе. При этом монитор поддерживает новый режим умной регулировки разгона панели Smart OD, что в теории должно помочь в достижении оптимального баланса между скоростью и видимостью артефактов во всем частотном диапазоне вертикальной развёртки экрана. Список доступных интерфейсов для подключения у AORUS FI32U действительно впечатляет: два HDMI версии 2.1, один DP 1.4 и USB Type-C для подключения мобильных устройств (ноутбуки, планшеты, телефоны) с поддержкой DSC. Благодаря наличию последнего производитель говорит о «технологии» High Bit Rate 3 (HBR3), позволяющей организовать передачу данных на скорости в 32,4 Гбит/с (против стандартных для DP 1.4 26 Гбит/c). Это позволяет монитору без проблем работать с максимальным разрешением, высокой частотой вертикальной развёртки и включённым HDR, с глубиной цвета до 10 бит и без урезания рабочего диапазона. Аналогичные возможности предлагают и два HDMI 2.1 — не только для игровых приставок, но и при подключении к видеокартам с соответствующей поддержкой в ПК. Для подключения наушников и микрофона в мониторе имеются 3,5-мм аудиоразъёмы, а для работы с периферией представлены два USB 3.0 с возможностью быстрой зарядки. Встроенной аудиосистемы в новинке нет, как и во многих других игровых решениях AORUS, — и это нормально, поскольку игроки обычно используют гарнитуру либо качественную акустическую систему. В своём новейшем решении компания воспользовалась технологиями Black Equalizer первой версии и ANC 2.0. В первом случае используются классические алгоритмы воздействия при высветлении теней, без каких-то ограничений по частоте вертикальной развёртки. Для ANC 2.0 монитор использует обновлённый аудиочип ESS Sabre для фильтрации постороннего шума (активного шумоподавления) с увеличенным до 120 дБ соотношением «сигнал — шум» (SNR), также позволяющим обеспечить высокое качество звука для подключенных аудиоустройств. Список особенностей монитора продолжает знакомая нам функция Dashboard. Она позволяет выводить техническую информацию (напряжение, температуру и частоты CPU/GPU, скорости вращения вентиляторов и тому подобное) на экран в режиме реального времени. Подобное можно реализовать и силами стороннего программного обеспечения, но Gigabyte предлагает данную функцию, что называется, "из коробки". Кроме всего прочего, новинка поддерживает функции PbP/PiP («картинка в картинке» и «картинка к картинке»), KVM-свитч, USB Charger (возможность зарядки устройств по USB) и 6-осевую цветовую коррекцию. Продолжают список функций GameAssist и Sidekick. Первая служит для вывода наэкранного прицела, таймера, счётчика и различных сеток, а вторая позволяет настраивать монитор через специальную утилиту для Windows. Из других технологий, типичных для игровых мониторов бренда, можно отметить использование уже знакомой нам RGB-подсветки внешнего пространства под названием Fusion 2.0. Для её глубокой настройки есть приложение с соответствующим названием, а через обычное меню монитора пользователь может выбрать один из трёх режимов работы. ⇡#Комплектация и внешний видПо упаковке, комплектации и внешнему виду новинка является братом-близнецом ранее рассмотренного AORUS FI32Q. Монитор поставляется в крупной и качественно выполненной упаковке с ярким оформлением. От дополнительной картонной коробки производитель отказался и оставил только основную — красочную. Мы вновь не обнаружили пластиковой ручки сверху коробки. Для транспортировки монитора следует воспользоваться специальными вырезами на упаковке. На ней представлены две фотографии модели, а также полный список особенностей решения в виде небольших красочных пиктограмм, размещённых с нескольких сторон. Общий список особенностей насчитывает более 20 пунктов, а по информационным наклейкам можно узнать номер партии, серийный номер, полное название монитора, его массу и страну производства (Китай). Комплект поставки новинки включает в себя всё самое необходимое:
В случае с героем обзора для подключения хорошо подходят все варианты видеоинтерфейсов, однако если вы хотите выйти на возможный максимум (10 бит + 144 Гц + HDR + Adaptive-Sync) не только на картах серии RTX 3000, то единственным возможным вариантом станет DisplayPort-подключение. А для приставок последнего поколения, напротив, следует воспользоваться одним из двух HDMI 2.1. Если вы начали присматриваться к мониторам Gigabyte совсем недавно, то вы вряд ли найдёте различия между новым FI32U и ранее представленными решениями AORUS. Но они здесь есть — из-за увеличенной диагонали матрицы производитель слегка переработал центральную колонну и саму подставку для увеличения устойчивости всей конструкции. Теперь подставка всей своей площадью касается рабочей поверхности, прорезь для системы прокладки кабелей стала меньше, а от дополнительного пластикового держателя было решено отказаться. В вопросе же внешних данных самого корпуса герой обзора абсолютно ничем не отличается от младших представителей линейки (моделей AD27QD, FI27Q-P, FI27Q-X) и опережает их лишь по габаритам, так что описание дизайна ниже, уже по обычаю, повторяет ранее сказанное нами в других обзорах дисплеев Gigabyte. Тех, кто с ним уже знаком, милости просим на вторую страницу этого обзора — с тестами. Во внешнем виде FI32U просматриваются черты многих современных решений из самых разных сегментов. Результат их скрещивания оказался добротным, запоминающимся и, что важно для игровой модели, ярким. Матрица упакована в современный «безрамочный» корпус с минимальными внутренними рамками с трёх сторон. Снизу же нас встречает широкая пластиковая накладка с логотипом AORUS. Центральная колонна за несколько секунд крепится к корпусу, а для её демонтажа необходимо не просто зажать один пластиковый фиксатор-кнопку, как это делается у других мониторов, а свести друг к другу две направляющие, после чего перед пользователем предстанет стандартная VESA-совместимая площадка стандарта 100 × 100 мм. Что касается других важных параметров подставки, то здесь всё в полном порядке: она хорошо выглядит, качественно сделана и обеспечивает монитору отличную устойчивость. Система прокладки кабелей реализована исключительно силами фигурного выреза в центральной колонне. Для удобства переноски дисплея в её верхней части сделано подобие ручки. Эргономика подставки удовлетворит запросы всех без исключения потребителей: доступно изменение наклона (от -5 до +21 градуса) и высоты (125 мм), а также поворот корпуса вправо/влево (на 20 градусов). Присутствует возможность переворота в портретный режим (Pivot, в одну сторону), из-за которой, к нашему удивлению, центровка корпуса почти не пострадала (но нарекания всё же могут возникнуть – зависит от экземпляра). Все крепёжные элементы монитора, в том числе внутренности подставки и основания, выполнены из металла. Для надёжного сцепления с рабочей поверхностью используются четыре резиновые ножки разной формы — им хорошо удаётся удерживать монитор в одном положении, в том числе благодаря достаточно большому весу устройства. RGB-подсветка внешнего пространства RGB Fusion 2.0 поделена на несколько локальных зон — никаких отличий от того, что было у предшественников, мы всё так же не видим. Цветовой спектр подсветки максимально широк. Через меню монитора можно выбрать один из трёх режимов работы или же полностью её отключить. Тонкую настройку и синхронизацию с другими продуктами можно выполнить благодаря отдельному приложению Gigabyte. Как показывает практика, спрос рождает предложение, и за подобные системы подсветки люди готовы переплачивать даже в том случае, если после установки дисплея на рабочий стол вся «новогодняя ёлка» будет видна исключительно стене или проходящим по офису сотрудникам. Создать же атмосферную подсветку RGB Fusion 2.0 не способна – яркости не хватит. Стоит отметить, что герой обзора оснащён IPS-type-матрицей с полуматовой рабочей поверхностью, которая должна бороться не только с бликами на экране, но и с раздражающим кристаллическим эффектом. Справляется она с этой задачей достойно. По наклейке на корпусе устройства можно сверить все номера (серийный, номер партии и так далее) и наконец-то узнать примерную дату производства. Попавший к нам экземпляр был выпущен в апреле 2021 года и, вполне вероятно, сделан силами непосредственно самой Gigabyte. Все интерфейсы для подключения находятся в задней части корпуса, на одной колодке, и направлены вниз. Из-за возможности переворота корпуса в портретный режим проблем с подключением кабелей не возникает. По специальным прорезям в задней части корпуса в очередной раз можно было бы предположить, что в мониторе предусмотрена встроенная акустическая система, однако инженеры и маркетологи компании вновь решили обойтись без неё. Как считают многие производители, настоящие геймеры используют гарнитуры, поэтому инженеры фокусируются на размещении аудиоинтерфейсов и удобстве подключения к ним. По внешнему виду и качеству используемых материалов монитор воспринимается как дорогое устройство. Обработка элементов выполнена на высшем уровне, зазоры равномерны по всей длине стыков. Пластик не чёрный, а тёмно-серый, практичность большинства элементов высокая, но это точно не касается полупрозрачных чёрных и хромированных пластиковых вставок в местах присутствия RGB Fusion-подсветки, на которых быстро появляются потёртости и много царапин — мелких и не очень. Монитор не скрипит и не хрустит при скручивании и изменении положения. К покраске тоже не придраться. В плане качества Gigabyte AORUS FI32U точно опережает своих конкурентов. ⇡#Меню и управлениеОснова системы управления монитором — пятипозиционный джойстик, расположенный посередине нижней грани корпуса. Чуть выше, на передней рамке, находится индикатор питания с белым свечением, которое при желании можно либо отключить, либо сделать в два раза менее ярким. По умолчанию из-за высокого разрешения производитель выбрал увеличенный вариант меню (увеличение 2х), но для удобства работы мы сразу переключили его в более привычное состояние (1х). Скорость работы меню осталась высокой. Система моментально откликается на действия пользователя — раздражающих задержек мы не заметили. А благодаря наэкранным подсказкам управлять монитором легко и просто как днём, так и ночью, в отсутствие внешнего освещения. Среди опций с быстрым доступом (с помощью перевода джойстика в одно из четырёх положений) по умолчанию доступны следующие: выбор источника сигнала, эквалайзер чёрного, переход к предустановленным режимам Picture Mode и регулировка громкости подключённых наушников или акустической системы. По желанию функции всех четырёх положений джойстика могут быть изменены – выбор опций достаточно широк. При нажатии на джойстик внизу экрана возникает знакомый блок из пяти навигационных кнопок. Благодаря им можно перейти в основное меню, выключить монитор и быстро добраться до настроек функций GameAssist и Dashboard. Внешний вид OSD-меню – дизайнерская смесь из того, что мы с вами могли наблюдать в мониторах Samsung и BenQ, но выполненная в иной расцветке, без особого упора на какие-то детали. Всё просто и лаконично. Перед нами верхний блок с шестью пунктами, которые производитель посчитал главными, и шесть разделов (седьмой, с единственной функцией сброса параметров, мы в расчёт не берём), настройки которых разложили на три дополнительные секции. По наполнению меню FI32U незначительно отличается от ранее рассмотренных нами решений AORUS, предлагая чуть больше возможностей. Первый раздел, Gaming, предоставляет доступ к так называемым игровым параметрам, среди которых AIM Stabilizer Sync, Black Equalizer, Super Resolution, Display Mode (настройки встроенного скалера), настройки разгона матрицы Overdrive и возможность активации Adaptive-Sync (необходима в частности для включения NVIDIA G-Sync Compatible и работы AMD FreeSync). Регулировки яркости, контрастности, гаммы, резкости, цветовой температуры и цветовой насыщенности выделены в раздел Picture, где по умолчанию выбран новый режим Green (со сниженным энергопотреблением и активированной локальной подсветкой). Здесь же можно выбрать один из других предустановленных режимов изображения и провести тонкую настройку каждого из них (иногда с определёнными ограничениями). В третьем разделе можно обнаружить возможность выбора источника изображения, изменить тональный диапазон при использовании HDMI-интерфейса и включить Overscan. Для новинки добавлены пункты включения HDR и настройки функции KVM для работы с несколькими устройствами одновременно. Широкие возможности для настройки функций PiP и PbP представлены в следующем разделе с соответствующим названием. В разделе System доступны настройки RGB-подсветки (три режима работы), выбор источника аудиосигнала и функций для быстрого доступа, изменение внешнего вида и языка локализации меню. Русский перевод в очередной раз выполнен не совсем корректно, менее качественным шрифтом и произведён не везде – предварительный блок меню всегда остаётся на английском. В дополнительных настройках раздела System можно отключить уведомления о рабочем разрешении, изменить яркость индикатора питания, активировать автоматическое выключение и автоматический переход к подключённому источнику, произвести настройки встроенного аудиочипа. Раздел дополнен возможностью активации поддержки HDMI 2.1 (вероятно, для игровых приставок) и динамического сжатия изображения при использовании USB Type-C подключения. В конце наc встречают разделы для сохранения всех внесенных изменений в одну из трёх ячеек памяти и сброса всех настроек к значениям по умолчанию. Несколько более широкий список возможностей в более наглядном виде представлен через приложение OSD Sidekick, которое может заменить поход в стандартное меню монитора. Многим потребителям такой способ управления дисплеем покажется более удобным. C его возможностями мы знакомились уже не раз.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|