Сегодня 20 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор беззеркальной камеры Nikon Z fc: ретрошик

⇣ Содержание

#Камера в работе

Перейдем к практической части обзора. Мне удалось протестировать Nikon Z fc с четырьмя объективами — NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE), специально разработанным для этой камеры; NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S; NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR; NIKKOR Z 85mm f/1.8 S.


#Съемка в JPEG

Nikon Z fc — камера скорее для энтузиастов-фотолюбителей, чем для профессиональных фотографов, поэтому наверняка в рядах ее пользователей будет достаточно тех, кто снимает в формате JPEG. В целом камера способна выдать очень симпатичную и качественную картинку даже с полностью автоматическими настройками. Конечно, чем сложнее сюжет, тем важнее вмешательство фотографа, но простые сцены с равномерным освещением Z fc отрабатывает достойно. Для своего разрешения камера выдает очень неплохую детализацию: антимуарного фильтра здесь нет, что помогает лучше прорисовывать текстуры и мелкие нюансы.

Слева – оригинал снимка, справа – кроп. Параметры съемки: ISO 100, 1/160 с, f/4,2

При съемке сюжетов с большим перепадом яркости формата JPEG может быть недостаточно. Динамический диапазон у камеры неплохой, но и не выдающийся, поэтому есть риск получить пересветы или «проваленные» тени.

До определенной степени выручить может формат HDR, при котором камера объединяет три снимка с разной экспозицией для расширения динамического диапазона итоговой картинки. Пользователь может самостоятельно отрегулировать интенсивность воздействия эффекта. На мой вкус, максимальная степень дает уже несколько неестественную картинку, тогда как промежуточные варианты смотрятся очень органично.

Слева направо: кадр без HDR, HDR в один, два и три стопа экспозиции

Есть в Nikon Z fc и еще одна фирменная опция, направленная также на расширение динамического диапазона — активный D-Lighting.

Баланс белого, который легко исправляется при съемке в RAW, может создать проблемы тем, кто работает с форматом JPEG: править некорректные либо просто не соответствующие видению фотографа цвета в редакторе довольно муторно и не всегда эффективно. Поэтому верно настроить баланс белого при съемке необходимо. Nikon дает возможность сделать это очень гибко: в Z fc мы видим не просто автоматическую настройку баланса белого, а три варианта этой автонастройки: сохранение белого (уменьшение теплых тонов), сохранение общей атмосферы (на снимках сохраняется «теплинка», но они не выглядят излишне желтыми), сохранение теплых цветов (такой баланс белого формально считается некорректным, но некоторые пользователи любят именно его).

Слева – снимок с сохранением общей атмосферы, справа – с сохранением белого

В ходе теста я в основном делала снимки с сохранением общей атмосферы. Мне понравилось, как камера передает оттенки человеческой кожи. Дневные пейзажи, на мой вкус, получились «холодноватыми», но это вопрос индивидуальных предпочтений.

Разумеется, в Z fc есть фирменная разработка Nikon – режим Picture Control. Помимо «классического» набора установок (портрет, пейзаж, монохром, насыщенный и прочие), в камере есть 20 творческих вариаций тонирования (уже традиционных), которые можно сравнить с фильтрами в "Инстаграме". Эффект фильтра виден сразу при его выборе, так что пользователь может перебирать варианты до тех пор, пока та или иная тонировка не «ляжет» на текущий сюжет.

Примеры съемки в режиме Picture Control

Также из творческих функций отмечу режим мультиэкспозиции, в котором пользователь может объединить несколько кадров в одно изображение. По его исполнению Nikon, пожалуй, опережает большинство конкурентов: доступно наложение от двух аж до десяти снимков, также пользователь может выбрать один из четырех режимов наложения. При этом непосредственно в момент съемки можно видеть, как будут накладываться изображения, что помогает строить композицию. Объединить готовые снимки можно и постфактум, зайдя в меню обработки.

 Пример использования функции мультиэкспозиции (объединение трех кадров)

Пример использования функции мультиэкспозиции (объединение трех кадров)

#Съемка в RAW, динамический диапазон

Формат RAW, безусловно, дает более полное представление о потенциале камеры, и именно его предпочитают профессиональные фотографы, поэтому рассмотрим несколько примеров обработки кадров, снятых в этом формате. Базовую обработку RAW-файлов можно произвести непосредственно в камере – кадрировать, поправить экспозицию, баланс белого, применить творческие режимы Picture Control. Делать это не очень удобно из-за маленького размера снимка на мониторе, но как быстрый способ улучшить картинку, чтобы немедленно опубликовать ее в соцсетях, – почему бы и нет.

Для максимально тщательной обработки, разумеется, понадобится профессиональная программа. Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров я выбрала несколько сложных по свету/контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени.

Скачать RAW-файлы (233 Мбайт)

Запас в тенях у Nikon Z fc очень хороший: без проблем удается вытянуть все детали даже из очень глубоких, казалось бы, теней. Со светами ситуация хуже: если вы недосмотрели за экспозицией при съемке, восстановить информацию в сильно пересвеченных участках уже не получится. Лучший вариант, если нужно снять очень контрастный сюжет одним кадром, – настраивать экспозицию по ярким участкам и затем осветлять тени при обработке. Это может немного снизить качество фото из-за появления шумов, но в данном случае это меньшее из зол.

#Автофокус, серийная съемка и буфер

Как уже говорилось в начале статьи, система автофокуса на Nikon Z fc подверглась определенным доработкам, но по большей части они коснулись съемки видео. В том, что касается фото, более удобным стало распознавание лиц на сюжетах с несколькими людьми в кадре.

В камере реализован гибкий выбор зоны автофокусировки: одноточечный, точечный, динамический, широкий (маленький / большой) и автоматический выбор зоны (маленький / большой). В режиме широкой и автоматической зоны автофокуса можно выбрать приоритет распознавания человека или животного. Из животных мне удалось протестировать камеру на кошках – и здесь автофокус работал без сбоев, быстро определяя животное в кадре.

 Nikon Z fc надежно распознает животных в кадре

Nikon Z fc надежно распознает животных в кадре

С людьми проблем также не возникало как при хорошем освещении, так и в темное время суток. Один раз камера промахнулась с фокусом при съемке в контровом свете, но все остальные портреты из этой серии были сфокусированы корректно.

Фокусировка в сложных условиях: в контровом свете и в смешанном ночном. Камера отработала сюжеты почти без сбоев

Далее – тестирование серийной съемки с непрерывным автофокусом при съемке динамичного сюжета. Максимальная скорость серийной съемки – 11 кадров в секунду: для данного класса камер, не рассчитанных на «суровый» репортаж, показатель хороший. Мне удалось сделать серию из 35 кадров в формате RAW+JPEG максимального качества. Большая часть снимков сфокусирована корректно, но иногда камера теряла человека из резкости на 1-2 кадра.

Две пары последовательно сделанных снимков из серии. Иногда резкость уходит на задний план, но камера быстро заново «ловит» бегущего человека

В целом фокусировка на Nikon Z fc не доставляет проблем. Она происходит быстро и точно, не заставляя обращать на себя лишнего внимания. В большинстве ситуаций удобно фокусироваться прикосновением к сенсорному экрану. Единственный не очень удобный нюанс – в камере нет специального фокусировочного джойстика, вместо него используется четырехпозиционный контроллер. Также нет часто встречающейся сейчас опции использования ЖК-экрана для перемещения точки фокусировки при визировании по видоискателю.

#Съемка на высоких ISO

Диапазон светочувствительности Nikon Z fc – от 100 до 51 200 единиц ISO с шагом 1/3 EV. Доступно расширение до 102 400 и 204 800 единиц ISO. Хорошие показатели, но важно на практике определить, на каких значениях можно снимать, не жертвуя качеством. Посмотрим несколько примеров «из жизни», прежде чем перейдем к тестовой сцене. При съемке в JPEG на всех фото применялся стандартный уровень шумоподавления.

Первый снимок сделан на значении ISO 1600. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. И в JPEG, и в RAW качество хорошее, детализация на высоком уровне, шумы почти незаметны. При сильном приближении можно заметить легкий шум в тенях в RAW, но он не критичен.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 3200 картинка также смотрится очень неплохо и нет существенной разницы между RAW и JPEG. Работа шумодава довольно деликатна, снимок не смотрится «мыльно».

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 4500 шумы в RAW и «мыло» в JPEG становятся уже заметнее, но качество по-прежнему достойное, приемлемое не только для соцсетей, но и для печати фото форматом А4 и, вероятно, даже больше.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

ISO 6400. Здесь уже многое будет зависеть от сюжета – где-то шумы будут мешать сильнее, где-то меньше. В данном случае они не бросаются в глаза. Детализация, конечно, не такая хорошая, как на малых значениях светочувствительности, но даже простое поднятие резкости в редакторе может улучшить фото.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 12 800 шумы в RAW уже очень сильно бросаются в глаза. В JPEG же явно не хватает деталей. Но если уменьшить такой снимок и немного доработать в редакторе – он может смотреться неплохо на просторах интернета.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Под формат инстаграма подойдет, в принципе, даже фото, сделанное на ISO 32 000. Правда, стоит признать, что современные смартфоны нередко обходят камеры при съемке с рук ночью за счет мощной программной обработки с применением «искусственного интеллекта».

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Попытка сделать кадр на расширенном значении ISO 102400 не увенчалась большим успехом. То есть снимать, безусловно, можно, если стоит цель задокументировать какой-то объект или момент, но речь о качестве уже не идет.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Скачать RAW-файлы (201 Мбайт)

Теперь – тестовые кадры.

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

ISO 102400

ISO 204800

Скачать RAW-файлы (347 Мбайт)

В том, что касается высоких значений светочувствительности, Nikon Z fc держится на уровне с конкурентами. Камера способна обеспечивать вполне хорошее качество вплоть до ISO 6400. При необходимости можно снимать и на более высоких значениях: некоторые сюжеты не сильно страдают от наличия шума или падения детализации при шумоподавлении.

#Видеосъемка

В целом возможности съемки видео у Z fc такие же, как у Z50: добавилась только уже упомянутая функция непрерывной фокусировки по глазам человека – что, впрочем, весьма существенно. В камере доступна съемка 4K-видео с задействованием всей поверхности сенсора, без кропа. Максимальная частота при съемке в максимальном разрешении — 60 кадров в секунду. Также доступна высокоскоростная съемка в разрешении Full HD со скоростью до 120 кадров в секунду и функция замедленной съемки.

Nikon Z fc имеет порты для микрофона и microHDMI, но разъем для наушников отсутствует — уже это указывает на класс камеры в вопросах видеосъемки. Еще один важный момент: поскольку в камере нет механизма внутренней стабилизации, при съемке с рук приходится в первую очередь полагаться на стабилизацию в объективе. В камере предусмотрена, правда, цифровая стабилизация, однако она как раз требует пусть небольшого, но кропа, да и эффективность оставляет желать лучшего. Еще один ограничивающий фактор в сравнении с конкурентами — отсутствие возможности съемки несжатого файла (тот или иной Log-формат), который частично компенсируется специальным режимом Picture Control (да, он доступен не только для фото, но и для видео). Максимальная продолжительность непрерывной съемки видео – 30 минут.

При ручной фокусировке доступен фокус-пикинг. При съемке с ручной экспозицией камера позволяет вам зафиксировать выдержку и диафрагму, а также регулировать яркость с помощью диска компенсации экспозиции.

За счет удобного поворотного экрана и непрерывной фокусировки по глазам Nikon Z fc выглядит привлекательным вариантом для видеблогеров. Напомню также про удобное переключение режимов фото- и видеосъемки и возможность сохранить отдельные настройки для каждого из них.

Скачать оригинал видео (620 Мбайт)

Пример съемки человека. Следящий автофокус сработал отлично, камера удерживает фокус на модели при движении и зуммировании.

Скачать оригинал видео (462 Мбайт)

Съемка в движении. Ощущается нехватка внутрикамерной стабилизации, но в целом картинка качественная.

Скачать оригинал видео (484 Мбайт)

Пейзажная съемка.

#Автономность

В Nikon Z fc используется та же батарея, что и в Z50, — EN-EL25. Заявленное время автономной работы, с учетом похожих характеристик камер, тоже практически не отличается: по стандарту CIPA камера может сделать порядка 300 снимков на одном заряде. На практике эта цифра может довольно сильно отличаться, причем скорее в большую сторону – все зависит от стиля использования камеры конкретным фотографом. Мне без проблем хватало заряда на полный день съемки в путешествии.

Зарядить камеру можно как с помощью специального зарядного устройства, так и с помощью USB-разъема, что, безусловно, удобно. Отдельный плюс – возможность заряжать камеру во время работы, чего не было у Z50.

#Заключение

Nikon держит марку: все выпускаемые в рамках Z-серии камеры интересны и хороши. Новая Z fc при этом неоднозначна. Наверняка, выпуская ее, производитель был готов к волне критики от определенных слоев фотографического сообщества, мол «это та же самая Z50, только в другом корпусе!». По большому счету, это так и есть. Но у нее, безусловно, есть свой потребитель. Скажем, я сама из тех, для кого дизайн имеет большое значение. И если бы мне вдруг пришлось выбирать между Z50 и Z fc, я бы с большой долей вероятности выбрала последнюю, несмотря даже на небольшую переплату (Z fc стоит 79 990 рублей, Z50 – 74 990 рублей). Да, потому что красиво, потому что радует глаз, потому что приятно держать в руках. Потому что фотокамера – не чисто утилитарный инструмент, а продолжение внутреннего мира и стиля фотографа. А еще – из-за удобного поворотного экрана и улучшенного автофокуса. Да, это все не такие уж критически важные вещи, и если стоит вопрос экономии при получении аналогичного качества фото – конечно, есть смысл смотреть в сторону Z50.

Nikon Z fc – не про новаторские технологии, а про эстетику и, может, даже ностальгию. При этом, конечно, камера остается современной — все базовые показатели здесь на достойном уровне. Быстрый и точный автофокус в режиме фото и видео, хорошие экран и видоискатель, достаточно высокая скорость серийной съемки, обширный буфер, возможности съемки на высоких значениях светочувствительности. Сильно не хватает разве что внутрикамерной стабилизации.

Скачать RAW-файлы (1,02 Гбайт)

Достоинства:

  • стильный дизайн;
  • компактность;
  • удобный поворотный экран;
  • возможности тонкой подстройки камеры под себя, отдельные настройки кнопок для фото- и видеосъемки;
  • автофокус по лицу/глазам в режиме фото- и видеосъемки;
  • обилие интересных творческих эффектов;
  • большое количество совместимой оптики, легкая и компактная оптика в комплекте;
  • хорошие возможности съемки на высоких значениях ISO;
  • большой запас в тенях при съемке RAW;
  • расширенные опции установки баланса белого в JPEG;
  • хороший видоискатель;
  • возможность подзарядки во время работы.

Недостатки:

  • отсутствие внутрикамерной стабилизации;
  • нет разъема для наушников;
  • затруднен доступ к выставлению автоматического ISO;
  • только один слот для карты памяти;
  • не очень большой запас в светах при съемке RAW.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Schneider Electric ведёт переговоры о покупке Bentley Systems 13 ч.
Новая статья: Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала, и почему этот сериал не стоит пропускать 14 ч.
Bethesda готовит «несколько очень хороших обновлений» для Starfield, а Fallout 5 не в приоритете 15 ч.
Apple откроет сторонним приложениям доступ к NFC 15 ч.
В Dota 2 стартовало сюжетное событие «Павшая корона» с уникальными наградами, новыми «арканами» и комиксом 16 ч.
Связанные одной шиной: «Лаб СП» и «Фактор-ТС» представили отечественную интеграционную платформу Integration Gears 16 ч.
Paradox отказала Prison Architect 2 в досрочном освобождении — релиз отложили ещё на четыре месяца 18 ч.
Спустя 17 лет после релиза Team Fortress 2 получила поддержку 64 бит — выросла производительность и даже боты пропали 19 ч.
Netflix резко нарастила аудиторию и прибыль, запретив совместное использование аккаунтов 20 ч.
Российские студенты победили в чемпионате мира по программированию ICPC 20 ч.
AWS закрыла службу Snowmobile по транспортировке данных на фурах 24 мин.
Oracle инвестирует $8 млрд в облака и ИИ в Японии, а Fujitsu станет одним из ключевых партнёров 36 мин.
Дата-центры IBM на 74 % переведены на энергию из возобновляемых источников 2 ч.
В Японии в 2034 году запустят маглев, скорость движения которого составит 500 км/ч 5 ч.
«Народный» электрический кроссовер Kia EV2 за $14 500 мелькнул на видео 7 ч.
Власти Китая упростили условия привлечения иностранных инвестиций в национальный технологический сектор 7 ч.
Гиперщит с ИИ: Cisco представила систему безопасности Hypershield 15 ч.
Highpoint представила карту расширения на восемь SSD: до 64 Тбайт со скоростью до 56 Гбайт/с 15 ч.
Китайские экспериментальные лунные навигационные спутники прислали фотографии обратной стороны Луны 16 ч.
Налоговая служба Швеции закрыла 18 дата-центров за незаконный майнинг криптовалют 17 ч.