Сегодня 20 апреля 2024

Учёные нашли барий в атмосфере горячего юпитера — это самый тяжёлый элемент из обнаруженных в атмосфере экзопланеты

Учёные из Европы и Чили впервые зарегистрировали присутствие паров бария в атмосфере экзопланеты — они обнаружились у объектов WASP-76b и WASP-121b. Теперь это самый тяжёлый элемент, следы которого были обнаружены в газовых оболочках миров за пределами Солнечной системы, говорится в заявлении Европейской южной обсерватории (ESO).

Экзопланета WASP-76b. Источник изображения: wikipedia.org

Из всех открытых на сегодняшний день экзопланет так называемые горячие юпитеры составляют большинство — это газовые гиганты, находящиеся на крайне небольших расстояниях от своих звёзд, в разы ближе, чем от Солнца удалён Меркурий. Из-за такого соседства атмосферы этих планет раскаляются до 1000–1300 К или даже 2500 К на «солнечной» стороне, как в случае с WASP-76b и WASP-121b. При столь высоких температурах подобные экзопланеты часто демонстрируют немыслимые по земным меркам составы: атмосферы из газообразных металлов и горных пород, облака из свинца и стекла, а также дожди из алмазов, рубинов, сапфиров и других драгоценных каменей в верхних слоях атмосферы.

Атмосферы некоторых горячих юпитеров, установили учёные, часто содержат не только относительно лёгкие углерод и железо, но и значительно более тяжёлые элементы — как теперь выяснилось, в том числе и барий, чья атомная масса в 2,5 раза превышает аналогичный показатель железа. Авторы исследования отмечают, что при температуре 2500 К на «солнечной» стороне на этих экзопланетах постоянно идут железные дожди, а атмосферы, помимо бария, содержат такие элементы как литий, магний, хром, ванадий, кобальт и стронций — эти элементы имеют высокие температуры плавления и кипения, 1600–3200 К.

Учёные отмечают, что пока не могут объяснить присутствие паров бария в верхних слоях атмосферы этих планет. Они лишь могут предположить, что экзопланеты являются ещё более экзотическими, чем считалось ранее.