Сегодня 02 марта 2024

Астероид размером с автобус пронёсся мимо Земли этой ночью — он был ближе, чем многие спутники

Космический астероид размером с микроавтобус, известный как 2023 BU, пролетел над южной оконечностью Южной Америки незадолго до 00:30 по Гринвичу, приблизившись к Земле на расстояние всего в 3600 км. По меркам космоса можно считать, что объект прошёл вплотную.

Источник изображения: Getty Images

Этот астероид был обнаружен всего пару недель назад российским астрономом-любителем Геннадием Борисовым. Последующие наблюдения позволили определить размер, примерную массу и, что особенно важно, вычислить орбиту 2023 BU. Также удалось точно рассчитать время предельного сближения с Землёй — 00:27 по Гринвичу в пятницу. Опираясь на эти данные, астрономы высказали уверенность, что траектория астероида минует нашу планету, хотя он пролетит через область, занятую мировыми телекоммуникационными спутниками, которые находятся на высоте до 36 000 км над нами. Но шансы столкнуться со спутником исчезающе малы.

Даже если бы 2023 BU шёл прямым курсом на столкновение с Землёй, вряд ли он бы смог нанести большой урон. При предполагаемом размере от 3,5 до 8,5 м в поперечнике космический скиталец разрушился бы в верхних слоях атмосферы с потрясающими визуальными эффектами в виде летящего огненного шара.

Для сравнения, знаменитый Челябинский метеорит, вошедший в атмосферу Земли над южной частью России в 2013 году, имел диаметр около 20 метров. Его разрушение в воздухе вызвало ударную волну, ущерб от которой ограничился выбитыми окнами.

Учёные NASA сообщают, что орбита астероида 2023 BU вокруг Солнца изменилась из-за его взаимодействия с гравитационным полем Земли. «До столкновения с Землёй орбита астероида вокруг Солнца была почти круговой, близкой с орбитой Земли, и на полный оборот вокруг Солнца уходило 359 дней, — говорится в заявлении агентства. — Теперь орбита астероида примет форму эллипса, сместив максимальное удаление его от Солнца примерно в середину между орбитами Земли и Марса. На каждый оборот ему теперь потребуется 425 дней».

Астрономы постоянно предпринимают большие усилия по поиску гораздо более крупных астероидов, которые действительно могли бы нанести ущерб, если бы столкнулись с Землёй. Настоящие монстры, такие как 12-километровая скала, которая когда-то уничтожила динозавров, скорее всего, были бы обнаружены заранее и на данный момент оснований для беспокойства нет.

Но обнаружение меньших астероидов, скажем, 150 м в поперечнике, весьма затруднено. Статистика показывает, что только около 40 % этих астероидов были замечены и оценены для определения уровня угрозы, которую они могут представлять. Такие объекты нанесли бы разрушения в масштабах города, если бы столкнулись с Землёй.

Профессор Дон Поллакко (Don Pollacco) из Университета Уорвика, Великобритания, убеждён: «Есть ещё астероиды, которые пересекают орбиту Земли незамеченными и ждут своего открытия. Недавно обнаруженный 2023 BU пролетал мимо Земли тысячи раз, но на этот раз его траектория прошла слишком близко от нашей планеты. В данном случае астероид благополучно разминулся с Землёй. Однако, вероятно, в космосе существует достаточно неоткрытых пока астероидов, которые могут проникнуть в атмосферу и достигнуть поверхности, причинив значительный ущерб, с чем согласны многие учёные».