Сегодня 13 апреля 2024

Американские учёные приблизились к открытию пятой силы природы — неизвестного науке поля или элементарной частицы

Физики из Fermilab представили результаты эксперимента по измерению аномалии магнитного момента мюона (АМММ) — крайне нестабильной элементарной частицы. Набор данных двух наблюдений показал достоверно значимые отклонения в измеренных параметрах АМММ, природу которых нельзя объяснить в рамках Стандартной модели физики элементарных частиц. Это означает, что на магнитный момент мюона влияет нечто науке неизвестное.

Мюонное накопительное кольцо. Источник изображения: Muon g-2 collaboration

Мюон нестабилен, но он очень массивен — в 207 раз тяжелее электрона. И если такая тяжёлая штука имеет магнитный момент, то следить за ним и измерять его будет проще, чем в случае детектирования магнитного момента электрона, а аномалию магнитного момента электрона учёные смогли измерить с высокой точностью. Но с электроном всё просто. Источник его аномалии магнитного момента известен — это взаимодействие с квантами электромагнитного поля — и это отклонение согласуется с теоретическими выкладками.

Что касается аномалии магнитного момента мюона, то она не находит объяснения в рамках Стандартной модели. Помимо известных нам полей и частиц магнитный момент мюона отклоняет что-то такое, о чём современная физика не имеет представления. Если бы учёные смогли измерить это неизвестное воздействие с достаточной точностью — банально показать, что оно существует, то это открыло бы путь в так называемую Новую физику, поскольку означало бы присутствие в природе неизвестных сил (полей) или элементарных частиц. Тяжёлый мюон идеален для проведения таких экспериментов и свежие данные учёных из Fermilab — это один из новых шагов на этом пути.

Два сеанса длительных наблюдений на установке в Fermilab в рамках эксперимента Muon g-2 дало впечатляющий, но всё же пока спорный результат. Учёные сообщили, что достоверность измеренной аномалии магнитного момента мюона составил 5 сигма, чего достаточно для заявления об открытии. Иными словами, учёные с признанной в науке достоверностью доказали, что в мире есть поля или частицы, выходящие за пределы Стандартной модели (на что сразу же «обиделись» тёмная материя и тёмная энергия, которые давно за рамками наших знаний о физике Вселенной).

Но есть тонкость. В научной работе по измерению АМММ учёные «Фермилаб» использовали теоретические данные до 2020 года, а они устарели, в том числе, благодаря работам российских физиков. Учёные из Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) провели эксперименты, которые поставили под сомнение расчёты 2020 года. Если это учитывать, то достоверность измерения АМММ в Fermilab снижается ниже достоверно значимой отметки 5 сигма и открытием считаться не может.

Американские учёные это признают и продолжат набирать статистику в дальнейших измерениях АМММ на своей установке и намерены к концу 2025 года превзойти теоретические границы измерения аномалии магнитного момента мюона, чтобы доказать или опровергнуть существование в мире «пятой» неизвестной силы или никому неведомой элементарной частицы. Но что-то заставляет учёных подозревать, что Новая физика есть и со Стандартной моделью, рано или поздно, придётся распрощаться.