Сегодня 17 июня 2024

Внутри Земли скрываются огромные куски древней планеты Тейя, показало моделирование

Распространённая гипотеза утверждает, что на заре формирования Солнечной системы в Землю врезалась планета Тейя размером с Марс. Удар привёл к образованию Луны из остатков Тейи, а следы остальных обломков так и не были обнаружены. Новое моделирование показало, что остатки древней планеты погрузились в мантию нашей планеты и всё ещё плавают в ней огромными кусками.

Источник изображения: California Institute of Technology

В недавнем прошлом учёные уже проводили расчёты, которые могли бы подсказать происхождение двух гигантских аномалий на стыке ядра Земли и нижних слоёв её мантии. Ещё в 80-х годах прошлого столетия геофизики с удивлением выяснили, что в глубинах нашей планеты находятся два гигантских континента протяжённостью несколько тысяч километров каждый. На это указали сейсмические волны, которые в этих загадочных областях перемещались иначе, чем в окружающей мантии. Эти «объекты» назвали крупными областями с низкой скоростью сдвига (LLSVP, Large low-shear-velocity provinces) и стали разрабатывать гипотезы об их образовании.

Параллельно шло изучение Луны, благо к тому времени «Аполлоны» доставили на Землю образцы с её поверхности. Выяснилось, что Луна и земные мантийные породы имеют одинаковое происхождение и состав, что заставило задуматься об ударном появлении Луны. Расчёты показали, что Луна могла образоваться около 4,5 млрд лет назад при падении на Землю планеты размером с Марс. Поиски других остатков этой гипотетической планеты, которой дали имя Тейя, не увенчались успехом. Их не было в околоземном пространстве и в главном поясе астероидов.

Учёные предположили, что остатки Тейи погрузились в недра тогда ещё расплавленной Земли. Новое и более подробное моделирование, проведённое под руководством учёных из Калтеха, показало, что области LLSVP с большой вероятностью — это действительно остатки Тейи. Они сохранили свою монолитную структуру благодаря тому, что нижний мантийный слой Земли не был достаточно горячим, чтобы произошло смешивание, и остатки успели кристаллизоваться. Благодаря этому мы сегодня можем увидеть их в процессе сейсмических исследований.

Появление в недрах Земли таких гигантских инородных вкраплений очевидным образом повлияло на все последующие геологические процессы на нашей планете. Учёным ещё предстоит оценить это влияние на раннюю эволюцию Земли.