Швейцарский стартап Sun-Ways добился запуска опытной солнечной электростанции с установкой панелей между железнодорожными рельсами действующей магистрали. Железные дороги есть практически в каждой стране мира, и это — огромные, ничем не занятые площади. Установка солнечных панелей непосредственно в колею значительно увеличила бы выработку энергии без необходимости выделения земель под строительство отдельных электростанций.

Источник изображений: Keystone / Jean-Christophe Bott
Идея размещать солнечные панели между рельсами железнодорожного пути не нова. Однако швейцарцы первыми довели её до совершенства — обеспечив возможность быстрой установки и столь же быстрого демонтажа панелей. Демонтаж необходим для инспекции и ремонта колеи, которые строго регламентированы соответствующими ведомствами всех стран. Железнодорожная инфраструктура относится к стратегически важным отраслям, и её эксплуатация сопровождается повышенными требованиями к мерам безопасности.
Власти Швейцарии разрешили компании Sun-Ways оборудовать уникальными панелями 100-метровый участок действующей магистрали у небольшой деревни Бутт (Buttes) в кантоне Невшатель на западе страны. Поезда на этом участке движутся на небольшой скорости — до 70 км/ч. Поскольку установка быстросъёмных солнечных панелей — дело новое, власти предпочли перестраховаться и потребовали трёх лет испытаний вместо запланированных компанией шести месяцев, запретив, в том числе, эксперименты с панелями на более оживлённых магистралях.
Для установки и демонтажа панелей между рельсами швейцарская компания Scheuchzer разработала специальную укладочную машину, ускоряющую процесс. С её помощью 1000 м² панелей устанавливаются всего за несколько часов. Если подобными панелями оборудовать всю железнодорожную сеть Швейцарии (примерно 5320 км, за исключением тоннелей и плохо освещённых участков), годовая выработка энергии может составить 1000 ГВт·ч — около 2 % от потребности страны в электроэнергии.

На пилотный проект власти выделили чуть более $700 тыс. Он позволит отдавать в местную сеть 16 тыс. кВт·ч электроэнергии в год. Проектом уже заинтересовались представители США, Китая, Японии и Южной Кореи. Причём в Южной Корее уже в следующем году планируется запуск пилотного проекта с использованием аналогичных быстросъёмных панелей.
«Но ведь панели будут загрязняться», — заметит читатель. Да, однако для их очистки предлагается оснастить последний вагон каждого поезда специальной щёткой-валиком, позволяющей поддерживать панели в максимально рабочем состоянии. Великолепный план — надёжный, как швейцарские часы.
Источник: