Как сообщили в NASA, инженеры агентства смогли восстановить работу двигателей ориентации древнего зонда «Вояджер-1» (Voyager-1), которые были признаны неисправными ещё в 2002 году. Тогда никого не волновала пара отказавших двигателей, поскольку были запасные. Но сегодня все резервы почти исчерпаны и NASA предприняло попытку оживить отказавшую пару.

Источник изображения: NASA
Положение усугублялось тем, что с 5 мая 2025 года основная антенна дальней космической связи NASA с «Вояджерами» — комплекс DSS-43 в Канберре (Австралия) — должна была быть остановлена для модернизации. Команды на «Вояджеры» можно отправлять только из Австралии, хотя у NASA есть аналогичные комплексы в США и Испании. Оборудование комплекса DSS-43 требуется улучшить для будущих лунных миссий и миссий в глубоком космосе. Поэтому если за время отсутствия связи (простоя австралийского комплекса) с «Вояджерами» что-то случится, зонды могут быть навсегда потеряны.
К этому нужно добавить, что отправка команд и приём сигнала о реакции зонда на них занимает почти сутки — настолько далеко оба аппарата улетели от Земли («Вояджер-1» улетел примерно на 25 миллиардов километров). Быстро ничего нельзя исправить. Более того, в случае серьёзной ошибки исправлять уже будет нечего. Просто зонд никогда не ответит, например, если антенна связи потеряет ориентацию на Землю. Вот в такой обстановке неопределённости инженеры должны были провести цикл операций по подготовке и запуску двигателей зонда, отключённых более 20 лет назад.
Отключённая пара двигателей отвечала за ориентацию зонда по крену — поворачивала его вокруг продольной оси. Это позволяло либо направлять антенну на Землю для связи, либо нацеливать звёздный трекер на путеводную звезду для навигации и ориентации зонда в пространстве. После отключения основной пары двигателей ориентации по крену эту задачу выполняла резервная пара, а с 2018 года — двигатели коррекции траектории. Всё это время патрубки подачи топлива в двигатели засорялись — этому были подвержены все работающие двигатели. Эта беда миновала только отключённую пару основных двигателей ориентации, которые, как теперь стало ясно, неисправными считались ошибочно.
К весне 2025 года в NASA пришли к мнению, что к осени и, особенно, без связи с Землёй активные двигатели зонда «Вояджер-1» выйдут из строя. Топливо просто перестанет в них поступать. Поэтому команда рискнула проверить, настолько ли плохи два отключённых двигателя. Возможно, их ошибочно сочли неисправными, ведь под рукой была пара неиспользованных резервных двигателей. Кто же знал, что зонд будет лететь так долго — почти полвека.
Перед запуском отключённых двигателей требовалось включить пару нагревательных элементов, чтобы топливо свободно протекало в двигатели. Именно отключение нагревателей в 2002 году заставило считать эту пару неисправной. Если нагреватели не сработают, а зонд за это время уйдёт с траектории полёта в процессе дрейфа — трекер потеряет в прицеле путеводную звезду — то автоматика «Вояджера» принудительно запустит двигатели ориентации, даже не дожидаясь свободной циркуляции топлива. Это приведёт к микровзрыву и чревато потерей зонда. Но в NASA рискнули.
«Вояджер-1» ответил через сутки после передачи серии команд. Когда пошла телеметрия, реакции нагревателей пришлось ожидать 20 минут, что заставило всех волноваться. Затем пришла информация о резком росте температуры в блоке двигателей, и они запустились. Можно сказать, что спасательная операция прошла успешно. «Вояджер-1» получил пару сравнительно слабо изношенных двигателей и шанс продлить работу ещё на несколько лет. В противном случае он мог прекратить передачу научных данных уже этой осенью.
Источник: