Новости Hardware → на острие науки

ЕКА завершило одну из своих самых успешных миссий — проект LISA Pathfinder

Европейское космическое агентство (ЕКА) отправило «команды смерти» на космический аппарат LISA Pathfinder, запущенный в декабре 2015 года.

LISA Pathfinder — это своего рода тестовая площадка для отработки технологий, которые в перспективе лягут в основу проекта LISA (Laser Interferometer Space Antenna). Целью последнего является изучение гравитационных волн, которые предсказываются общей теорией относительности, а также другими теориями гравитации.

Аппарат LISA Pathfinder стал одной из самых успешных миссий ЕКА. Собранная в ходе её реализации информация полностью подтвердила жизнеспособность концепции, которая ляжет в основу проекта LISA. В результате, эта будущая миссия была утверждена в июне нынешнего года.

Что касается самого аппарата LISA Pathfinder, то на него переданы специальные команды, которые вынудили бортовой компьютер перезагрузиться и при повторной загрузке запустить заведомо повреждённое программное обеспечение. В результате бортовые системы, включая передатчик, теперь задействованы быть не могут. Это необходимо для того, чтобы аппарат не создавал угрозы и радиопомех для будущих миссий. Отныне LISA Pathfinder будет двигаться по безопасной орбите вокруг Солнца.

Добавим также, что запуск трёх космических аппаратов по проекту LISA будет осуществлён в 2034 году. 

Источник:

Грузовой корабль «Прогресс МС-05» выведен из состава МКС

Государственная корпорация Роскосмос сообщает о завершении миссии транспортного грузового корабля «Прогресс МС-05».

Аппарат «Прогресс МС-05» был успешно запущен по программе Международной космической станции 22 февраля нынешнего года. Стыковка с орбитальным комплексом состоялась спустя двое суток — 24 февраля.

Корабль доставил на МКС приблизительно 2,5 тонны различных грузов — научное оборудование и комплектующие для системы жизнеобеспечения, новый скафандр «Орлан-МКС» для выхода космонавтов в открытый космос, а также контейнеры с продуктами питания, предметы одежды, медикаменты и средства личной гигиены для членов экипажа.

Сообщается, что 20 июля в 20:46 по московскому времени «Прогресс МС-05» отошёл от стыковочного отсека «Пирс» (СО-1) российского сегмента МКС. Сегодня ночью, в 00:32 по московскому времени, аппарат вошёл в атмосферу Земли. Ещё спустя приблизительно 10 минут несгораемые элементы конструкции были затоплены в несудоходном районе Тихого океана.

Нужно отметить, что сейчас в составе МКС находится грузовой корабль «Прогресс МС-06». Он был запущен 14 июня 2017 года. Аппарат в числе прочего доставил на орбиту наноспутники «Танюша-ЮГЗУ», «Сфера-53», ТНС-О №2. 

Источник:

Новая аппаратура продлит срок службы российских спутников

Холдинг «Российские космические системы» (РКС) рассказал о новой разработке, которая поможет существенно продлить срок службы и повысить надёжность систем космических аппаратов, средств выведения и реактивных двигателей.

Фотографии Роскосмоса

Фотографии Роскосмоса

Речь идёт об особой датчиковой аппаратуре. Её презентация состоялась в рамках авиационно-космического салона МАКС-2017, который проходит с 18 по 23 июля 2017 года в городе Жуковский Московской области.

Как отмечает РКС, космический аппарат во время полёта подвергается воздействию потоков высокоэнергетической плазмы, а также оптических и радиационных излучений. Это приводит к электризации его поверхности. Причём из-за различия свойств материалов и разной ориентации участков аппарата по отношению к Солнцу параметры электризации варьируются. Значения же электрических потенциалов могут достигать десятков киловольт.

Электрические напряжения между отдельными участками поверхности космического аппарата создают риск разряда, который может привести к сбою в передаче полезной информации и выходу из строя отдельных электронных компонентов. Проблема решается за счёт применения средств мониторинга электростатических полей: по сигналам от датчиков активируются специальные системы защиты.

Новая датчиковая аппаратура РКС отличается от аналогов миниатюрными массогабаритными характеристиками, высокой надёжностью и механической прочностью. Так, вес нового датчика параметров электризации составляет около 40 граммов против 300 граммов для аналогичного устройства предыдущего поколения. Это позволяет использовать разработку даже на малых космических аппаратах.

Изделие может измерять напряжённость электрического поля в диапазоне от 0 до 100 кВ/м. Говорится также о полной герметичности. 

Источник:

Фонд «Сколково» и РКС заключили соглашение о сотрудничестве

Фонд «Сколково» и АО «Российские космические системы» («РКС»), которое входит в госкорпорацию «Роскосмос», заключили соглашение о сотрудничестве, пишет Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на пресс-службу фонда.

«Фонд „Сколково“ и АО „РКС“ заключили соглашение о сотрудничестве, предполагающее совместную деятельность по поддержке, внедрению и коммерциализации разработок резидентов „Сколково“. Соглашение было подписано в рамках XIII Международного авиационно-космического салона МАКС-2017», — указано в сообщении Фонда «Сколково».

В рамках соглашения о сотрудничестве предполагается создание в Инновационном центре «Сколково» партнёрского центра РКС, а также проведение совместных исследовательских программ при участии Сколковского института науки и технологий (Сколтеха).

soyuzmash.ru

soyuzmash.ru

В пресс-службе фонда назвали в числе основных направлений сотрудничества глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС, наземный комплекс управления космическими аппаратами, космические системы поиска и спасения, гидрометеорологические обеспечения, радиотехнические обеспечения научных исследований космического пространства, наземные пункты приёма и обработки информации дистанционного зондирования Земли, беспилотные авиационные системы и сервисы на их основе.

Генеральный директор РКС Андрей Тюлин отметил, что у РКС есть положительные примеры сотрудничества в этом направлении с Фондом «Сколково», включая создание инновационных решений для малых космических аппаратов. Также имеется взаимный интерес в работе над перспективными решениями для навигации, дистанционного зондирования Земли и развитии беспилотных авиационных систем.

Источник:

Фото дня: космический «аленький цветочек»

Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) опубликовало удивительное по красоте изображение гигантского молекулярного облака W51.

Образования вроде W51 могут достигать в размерах многих десятков световых лет.  Подструктура в пределах таких облаков состоит из сложных переплетений нитей, листов, пузырей и нерегулярных глыб.

Облако W51 является одним из самых близких к нам образований данного типа: оно расположено на удалении около 17 тыс. световых лет. Таким образом, W51 предоставляет прекрасные возможности для изучения процессов формирования звёзд в Млечном Пути.

Для создания обнародованного составного снимка использовались данные от двух научных инструментов: это космический телескоп «Спитцер» и рентгеновская обсерватория «Чандра».

На представленном изображении инфракрасное излучение представлено оранжевыми и желтоватыми оттенками, рентгеновское излучение — синими. В целом же, запечатлённая структура напоминает гигантский космический цветок.

Загрузить изображение в оригинальном разрешении и получить дополнительную информацию можно здесь

Источник:

«Зонд-РД» защитит ракетные и авиационные двигатели от аварий

Входящий в госкорпорацию Роскосмос холдинг «Российские космические системы» (РКС) представил очередную передовую разработку, которая в перспективе найдёт применение в авиационной и космической отрасли.

Фотографии Роскосмоса

Фотографии Роскосмоса

Система под названием «Зонд-РД» призвана защитить от аварий определённые типы двигателей. Принцип работы комплекса основан на измерении напряжённости магнитного поля на внешней поверхности жидкостного ракетного силового агрегата, которое возникает при движении ионизированного газового потока. Анализ этого магнитного поля позволяет контролировать режимы работы ракетных, а также авиационных двигателей.

Утверждается, что время реакции на нештатную ситуацию у новой системы гораздо выше, чем у применяемых сегодня для отработки жидкостных ракетных двигателей датчиков давления и датчиков тепловых и вибрационных параметров. Таким образом, возрастают шансы на оперативное устранение проблемы.

Основу комплекса «Зонд-РД» составляют преобразователь и два датчика переменного магнитного поля. Размер каждого из них равен 30 × 20 × 15 мм. Эти сенсоры способны выдерживать жёсткие условия эксплуатации на внешней поверхности ракетных двигателей: температуру около 500 градусов Цельсия и вибрации приблизительно 1000g. Датчики могут устанавливаться в различных зонах жидкостного ракетного двигателя: это газовод после турбонасосного агрегата, камера сгорания и другие элементы газового тракта.

«Традиционно измерителем электрических параметров ионизированного газового потока является зондовый датчик. Такой датчик встраивается внутрь двигателя, непосредственно в газовый поток. Он зачастую обгорает и приходит в негодность из-за высоких температур и высокой скорости газового потока. В нашей системе используется накладной датчик, который крепится на внешней поверхности двигателя», — говорят разработчики. 

Источник:

Новая камера в обсерватории ESO займётся поиском экзопланет

В обсерватории ESO Ла Силья в Чили прошли первые наблюдения с передовой полнообзорной камерой MASCARA — Multi-site All-Sky CAmeRA.

Соглашение об установке инструмента MASCARA было подписано Европейской Южной Обсерваторией (ESO) с Лейденским университетом в июне прошлого года. Это вторая установка данного типа — первая работает в северном полушарии в обсерватории Роке де лос Мучачос на острове Ла Пальма (Канарские острова).

Инструмент представляет собой комплекс из пяти камер в термостатируемом контейнере. Общее поле зрения прибора охватывает почти всё небо в месте его установки. Система обладает гибкостью использования и высочайшей надёжностью.

Главная задача камеры MASCARA — искать экзопланеты вокруг самых ярких звёзд неба, которые ещё не исследованы ни космическими, ни наземными программами. Для этого применяется так называемый метод транзитов. Система проводит многократные повторяющиеся измерения блеска тысяч звёзд и с помощью специального программного обеспечения выявляет в нём слабые периодические колебания, вызванные прохождениями планет перед дисками своих материнских светил.

Целевая популяция планет, которые будут обнаруживаться с помощью MASCARA, — это в основном «горячие Юпитеры», то есть газовые гиганты, физически похожие на Юпитер, но обращающиеся вокруг своих родительских звёзд на очень близком расстоянии, с орбитальным периодом всего несколько часов. Но система также может искать сверхземли и планеты размеров Нептуна.

Ожидается, что в результате наблюдений с новым инструментом будет создан каталог ярких околосолнечных объектов, которые затем можно было бы наблюдать с целью уточнения их характеристик, в частности, детально исследовать планетные атмосферы. 

Источник:

Роскосмос начал использовать дроны в работах по поиску упавших фрагментов ракет

Госкорпорация Роскосмос сообщила о завершении плановых работ в районах падения фрагментов ступеней ракеты-носителя «Союз-2.1А».

Успешный запуск ракеты «Союз-2.1А» был осуществлён 14 июля. В космос были выведены 73 аппарата — 72 небольших спутника и аппарат дистанционного зондирования Земли «Канопус-В-ИК». Последний в ближайшее время начнёт работать в связке с запущенным на орбиту в 2012 году спутником «Канопус-В» №1.

После запуска были развёрнуты работы по поиску упавших фрагментов ракеты. Речь идёт об отделяемых боковых блоках первой ступени, а также о частях второй ступени ракеты-носителя и головного обтекателя.

Любопытно, что впервые при проведении поисковых работ были задействованы специализированные беспилотные летательные аппараты для контроля пожарной обстановки. Роскосмос сообщает, что специалисты ФГУП «ЦЭНКИ» использовали дроны типа «Грант» с дальностью полёта до 100 км, высотой полёта до 800 м и точностью фиксации координат до 20 см.

Отмечается также, что в соответствии с планами Роскосмоса, на конец 2017 года намечен запуск ещё двух аппаратов серии «Канопус-В». Вместе с уже выведенными на орбиту спутниками они составят космическую группировку аппаратов серии «Канопус-В», которая позволит значительно повысить оперативность и качество решения задач дистанционного зондирования земной поверхности. 

Источник:

В России создана уникальная защита от радиации

Холдинг «Российские космические системы» (РКС), входящий в госкорпорацию Роскосмос, сообщил о создании инновационного радиационно-защитного покрытия радиоэлектронной аппаратуры.

Разработка предназначена для защиты российских спутников, находящихся на орбите. Дело в том, что космическая радиация является одним из ключевых негативных факторов, влияющих на продолжительность работы космических аппаратов. Под воздействием ионизирующих излучений в структуре материалов возникают дефекты, изменяются их механические и электронные свойства.

Обычно для защиты наиболее чувствительных компонентов спутников применяются алюминиевые корпуса. Но это существенно увеличивает их габариты и вес. Новая российская разработка позволяет решить проблему.

Предложенное покрытие представляет собой многослойную структуру, состоящую из чередующихся слоёв с разным эффективным атомным номером. Такая структура не только останавливает налетающие частицы, но и эффективно поглощает образовавшееся в результате их рассеивания тормозное излучение.

Покрытие, в отличие от корпусов, позволяет действовать более точечно, защищая не весь прибор, а только его наиболее уязвимые элементы. Таким образом, конструкторы получат дополнительную свободу действий и смогут создавать более сбалансированные по соотношению веса и защищённости приборы.

Утверждается также, что покрытие превосходит иностранные аналоги по экономическим и технологическим характеристикам. Так, для его нанесения не требуются «чистые» комнаты и сложное оборудование, а стоимость ниже в разы. Сейчас разработка проходит испытания. 

Источник:

В России начато создание перспективного электрического самолёта

НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», по сообщению газеты «Известия», разрабатывает базовые технологии, которые в перспективе лягут в основу российского электрического самолёта.

В частности, на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 представлен макет демонстратора гибридно-электрической силовой установки. В ней питание электромотора осуществляется от аккумуляторных батарей и (или) от генератора, приводимого во вращение от вала газотурбинного двигателя.

Планируемая номинальная мощность перспективной гибридно-электрической силовой установки — 500 кВт. Ожидается, что её использование позволит уменьшить затраты топлива, эмиссию вредных веществ, снизить шум и увеличить ресурс газотурбинной части.

Новая силовая установка — промежуточный этап перед созданием полностью электрической силовой установки. «Программа рассчитана на три года, и по её итогам на основе отработанных технологий можно будет приступать к созданию серийного электрического двигателя для самолёта размерностью на 9–19 пассажиров», — приводят «Известия» слова генерального директора НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрея Дутова.

Создание новой установки станет важным шагом России на пути к разработке полностью электрического самолёта. Утверждается, что эти технологии позволят обеспечить конкурентоспособность отечественной авиационной техники через 15–20 лет в новом технологическом укладе. 

Источники: