Сегодня 25 сентября 2017
18+
Новости Hardware → на острие науки

Роскосмос перейдёт на двухвитковую схему сближения с МКС

Уже в текущем году космонавты смогут впервые добраться до Международной космической станции (МКС) с использованием короткой двухвитковой схемы сближения, о чём сообщает ТАСС.

Фотографии Роскосмоса

Фотографии Роскосмоса

В настоящее время при запуске космических кораблей применяется четырёхвитковая схема сближения с орбитальным комплексом. Этот процесс занимает приблизительно шесть часов. Кроме того, существует длительная двухсуточная схема полёта.

«Пилотируемый запуск корабля "Союз" по двухвитковой схеме планируется выполнить уже в декабре этого года, когда на МКС полетит следующий экипаж длительной экспедиции. Запуск корабля запланирован на 17 декабря», — приводит ТАСС заявления представителей ракетно-космической отрасли.

Введение двухвитковой схемы сближения с МКС означает, что космонавты смогут добираться до орбитального комплекса всего за три часа.

Важно отметить, что двухвитковую схему планируется опробовать уже в следующем месяце при пуске транспортного корабля «Прогресс МС-07». Этому аппарату предстоит доставить на МКС очередную порцию различных грузов и оборудования. Запуск ракеты-носителя «Союз 2.1а» с кораблём «Прогресс МС-07» намечен на 12 октября.

В Роскосмосе сообщили, что решение о запуске пилотируемого корабля «Союз» по двухвитковой схеме будет принято только после тщательного анализа полёта «Прогресса». 

Источники:

Космический корабль «Федерация» получит передовую систему связи

Холдинг «Российские космические системы» (РКС) объявил о начале разработки бортовой радиотелеметрической системы (БРТС) для многоразового пилотируемого космического корабля «Федерация».

РКС

РКС

Напомним, что проектируемый аппарат «Федерация» сможет доставлять людей и грузы к Луне и на орбитальные станции, находящиеся на околоземной орбите. В режиме автономного полёта он сможет находиться до 30 суток, при полёте в составе орбитальной станции — до 1 года.

Итак, сообщается, что БРТС станет основным приёмно-передающим комплексом космического корабля. Эта система будет принимать команды с наземного пункта управления и передавать информацию с борта на Землю. В состав БРТС войдут беспроводные гарнитуры — через них космонавты смогут поддерживать голосовую связь.

В основе БРТС лежат два моноблока. Один из них будет установлен в двигательном отсеке космического корабля, другой — в возвращаемом аппарате. Каждый блок состоит из четырёх универсальных приёмо-передающих модулей для обеспечения максимальной надёжности. В постоянном режиме один приёмо-передатчик включен на приём, другой — на передачу. При выходе из строя одного модуля, его функции может взять на себя другой. Таким образом, обеспечивается многократное резервирование.

Роскосмос

Роскосмос

Новая система будет полностью обеспечивать связь корабля «Федерация» с Землёй, собирая информацию от всех его служебных систем: управления, телеметрии, телевизионной системы и робота «Фёдора», который станет единственным членом экипажа во время испытательных полётов.

Отмечается также, что в целом новая система связи будет вдвое меньше и легче образцов предыдущего поколения. При этом говорится о высокой степени защиты. При создании комплекса планируется применять только отечественные электронные компоненты. 

Источники:

Обнаружен уникальный двойной астероид с чертами кометы

Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) сообщает о том, что учёные обнаружили уникальный объект в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

Речь идёт об образовании 300163 (2006 VW139), которое впервые было идентифицировано в 2006 году. Наблюдения при помощи орбитального телескопа «Хаббл» (Hubble) показали, что на самом деле это два тела, которые обращаются друг вокруг друга на расстоянии примерно 100 км.

NASA сообщает, что эти два астероида имеют приблизительно одинаковые размеры и массу. При этом система демонстрирует черты кометы: в частности, видны кома (облако из пыли и газа) и выраженный хвост.

Все эти особенности делают систему 300163 (2006 VW139) уникальным объектом, который может многое рассказать об эволюции Солнечной системы.

Учёные полагают, что ранее два объекта представляли собой единое целое. Однако около 5000 тыс. лет назад тело раскололось на две половинки. Специалисты считают, что это могло стать результатом быстрого вращения.

Более подробная информация об объекте будет в ближайшие дни опубликована на страницах журнала Nature. 

Источник:

Фото дня: холодная звезда, сбросившая оболочку

Европейская Южная Обсерватория (ESO) сообщает о том, что учёным удалось получить удивительное изображение тонкой оболочки, сброшенной необычной красной звездой U Насоса.

Наблюдения осуществлялись с помощью телескопа ALMA — Атакамская большая миллиметровая/субмиллиметровая решётка. Это совместный проект ESO, Национального научного фонда США и Национального института естественных наук Японии NINS в кооперации с Республикой Чили.

U Насоса — холодная звезда высокой светимости, заканчивающая свой жизненный цикл. Светило находится на расстоянии приблизительно 900 световых лет от нас.

Примерно 2700 лет назад звезда прошла короткую стадию быстрой потери массы: всего за несколько сотен лет она с большой скоростью выбросила вещество, которое и образовало наблюдаемую сейчас оболочку. Детальный анализ полученных данных показал, что она состоит из разрежённого клочковатого газа, образующего волокнистые субструктуры. Оболочка замечательна ещё и тем, что обладает очень высокой степенью круговой симметрии. К тому же она необыкновенно тонкая.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Ожидается, что полученная информация позволит лучше понять поведение звёзд на поздних стадиях их эволюции. Такие оболочки, как наблюдаемая вокруг U Насоса, демонстрируют разнообразие химических соединений углерода и других элементов. Оболочки участвуют и в процессе переработки вещества, порождая до 70 % межзвёздной пыли. 

Источник:

Российский «электронный нос» использует титановые нанотрубки

Учёные из России и Германии предложили новую технологию изготовления высокочувствительного «электронного носа» — селективного газового сенсора, который может использоваться для контроля состояния окружающей среды.

В работах, как сообщается, приняли участие исследователи Сколтеха, Саратовского технического университета и Института радиоэлектроники им. В. А. Котельникова РАН, а также специалисты Карлсруйского технологического института (Германия).

Авторы работы говорят, что идеальный газовый сенсор должен быть очень чувствительным и селективным для того, чтобы точно определять даже небольшие количества тех или иных веществ в воздухе, а также понимать тип присутствующего вещества. Однако современные решения, хотя и демонстрируют хорошую чувствительность, обладают недостаточно высокими показателями селективности. Новая разработка как раз и призвана решить данную проблему.

Cхема изготовления мультисенсорного чипа на основе массива нанотрубок диоксида титана: (a-e) обозначают соответственно титановую фольгу (а), титановую фольгу с выращенным массивом нанотрубок диоксида титана (b), выделенный массив нанотрубок (с), массив нанотрубок, помещенный на чип (d), схема мультисенсорного чипа, разваренного в 50-ти пиновый керамический корпус (е) / Сколтех

Cхема изготовления мультисенсорного чипа на основе массива нанотрубок диоксида титана: (a-e) обозначают соответственно титановую фольгу (а), титановую фольгу с выращенным массивом нанотрубок диоксида титана (b), выделенный массив нанотрубок (с), массив нанотрубок, помещенный на чип (d), схему мультисенсорного чипа, разваренного в 50-ти пиновый керамический корпус (е) / Сколтех

В основе предложенной методики лежат нанотехнологии. Учёные предложили создать сенсоры на основе упорядоченных массивов нанотрубок из диоксида титана, технология получения которых основана на использовании методов так называемой мягкой химии. Для реализации селективного определения паров газов в устройстве чувствительный материал разделён на сегменты — сенсоры, каждый из которых немного отличается по свойствам от других. Совокупность сигналов такого массива сенсоров при воздействии паров газа можно рассматривать как уникальный «отпечаток», характерный для паров каждого конкретного газа. Иными словами, предложенный «электронный нос» позволяет с высокой точностью определять содержание различных веществ.

Ожидается, что в перспективе разработка найдёт применение в системах мониторинга окружающей среды, в комплексах диагностики различных заболеваний и пр. 

Источник:

Принята программа развития космодромов до 2025 года

Правительство утвердило федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017–2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации».

Фотографии Роскосмоса

Фотографии Роскосмоса

Речь идёт о создании на территории нашей страны полнофункциональной наземной космической инфраструктуры для обеспечения пусков всех типов существующих и перспективных ракет-носителей. Программа принята в интересах социально-экономического развития России, обеспечения обороны и безопасности государства, а также с целью реализации международных и коммерческих проектов.

В рамках программы планируется провести работы по проектированию объектов наземной космической инфраструктуры создаваемых космических ракетных комплексов среднего и сверхтяжёлого классов, пилотируемого транспортного корабля нового поколения, технического комплекса подготовки космических аппаратов на основе транспортно-энергетических модулей.

На космодроме Восточный будет сформирован космический ракетный комплекс тяжёлого класса для выведения автоматических аппаратов, в том числе двойного назначения.

Говорится о необходимости наращивания пусковых мощностей космодрома Плесецк. Здесь планируется реконструировать эксплуатируемые и создать новые технические комплексы и объекты инфраструктуры.

Наконец, программа предполагает строительство объектов жилищного фонда с соответствующей социальной и коммунальной инфраструктурой в городах Циолковском (Амурская область) и Мирном (Архангельская область). 

Источник:

ГЛОНАСС сравняется по точности с GPS до конца десятилетия

Президент России Владимир Путин, как сообщает «Интерфакс», поставил задачу повысить точность отечественной навигационной системы ГЛОНАСС, доведя её как минимум до уровня американской GPS.

Роскосмос

Роскосмос

На данный момент в состав группировки ГЛОНАСС входят 25 аппаратов, из которых 23 используются по целевому назначению. Ещё по одному спутнику находятся на исследовании главного конструктора и на этапе лётных испытаний.

Как отметил вице-президент РФ Дмитрий Рогозин, в настоящее время ГЛОНАСС по точности определения местоположения отстаёт от GPS. «Сейчас мы в два раза уступаем GPS, если у них разрешение 3,6 метра, то у нас около 7 метров. Но ввод новых космических аппаратов "Глонасс-К2" в конце 2018 года — начале 2019 позволит начать финишный забег, чтобы к 2020 году выйти на абсолютно конкурентный показатель», — приводит ТАСС заявления господина Рогозина.

Роскосмос

Роскосмос

«Глонасс-К2» — это улучшенная модификация спутника третьего поколения «Глонасс-К» (первое поколение — «Глонасс», второе — «Глонасс-М»). При создании бортовой аппаратуры новых навигационных спутников будет применяться российская элементная база. При этом срок активного существования таких аппаратов составит 10 лет.

Таким образом, как ожидается, ГЛОНАСС сравняется по точности с GPS до конца текущего десятилетия. 

Источники:

Реализация российского проекта по 3D-биопечати на МКС будет ускорена

В РКК «Энергия» стартовал масштабный проект по ускорению реализации российского космического эксперимента «Магнитный 3D-биопринтер».

В рамках названной программы планируется создать уникальный биопринтер для магнитной биофабрикации тканей и органных конструктов в условиях невесомости на борту МКС. Такие образцы могут использоваться для биомониторинга отрицательного действия космической радиации в условиях длительного пребывания в космосе и разработки профилактических контрмер.

РКК «Энергия»

РКК «Энергия»

Все существующие на сегодняшний день биопринтеры работают по принципу аддитивного, то есть послойного формирования структуры. В космосе в условиях микрогравитации возможно применение принципиально нового подхода — «формативного» производства тканевых конструктов и органоидов. А это открывает совершенно новые перспективы.

Разработанный лабораторией биотехнологических исследований «3D Биопринтинг Солюшенс» магнитный биопринтер позволит создавать органоиды в условиях невесомости, в том числе чувствительные к радиации. Результаты запланированного эксперимента будут использованы для дальнейшего изучения возможностей создания более сложных анатомических структур.

РКК «Энергия»

РКК «Энергия»

Отмечается, что в текущих условиях работа по эксперименту требует не менее четырёх лет. Но для сохранения лидерства в данной сфере сроки необходимо существенно сократить. С этой целью выработан специальный план действий, в реализации которого примут участие специалисты госкорпорации Роскосмос, РКК «Энергия», ЦНИИмаш, а также заказчика эксперимента — лаборатории «3D Биопринтинг Солюшенс».

Участники проекта сформулировали и проработали целый ряд предложений для сокращения сроков реализации эксперимента: проведение подготовки экипажа на специально созданном тренажёрном макете биопринтера, а не на реальном образце; запараллеливание процессов согласования технического задания на научную аппаратуру с процедурой экспертизы и т. д. Таким образом, эксперимент должен быть осуществлён до конца текущего десятилетия. 

Источники:

Intel инвестировала более миллиарда долларов в ИИ-стартапы

Корпорация Intel раскрыла объём инвестиций в молодые компании, специализирующиеся на технологиях искусственного интеллекта (ИИ).

По мнению Intel, электронный разум способен кардинально изменить концепции ведения бизнеса и методы взаимодействия людей с окружающим миром. «В массовом сознании понятие искусственного интеллекта часто ассоциируется с классикой научной фантастики, но уже сегодня некоторые реальные технологии воплощают смелые фантазии писателей и сценаристов», — говорит корпорация.

Уже сейчас можно привести ряд примеров использования средств ИИ — от ставших уже привычными технологий распознавания  речи и лиц (например, с целью обнаружения мошеннических действий в различных сферах) до ещё только входящих в нашу жизнь технологических направлений, таких как высокоточная медицина, прогнозирование травматизма у спортсменов и беспилотные автомобили.

Важнейшей сферой применения ИИ является машинное обучение и его подраздел — глубокое обучение. Возможность анализировать гигантские объёмы данных и извлекать из них полезную информацию открывает перед человечеством совершенно новые возможности.

В целом, как отмечает Intel, искусственный интеллект коренным образом меняет повседневную жизнь людей. Именно поэтому корпорация активно инвестирует в развитие электронного разума. Сообщается, что компания вложила в ИИ-стартапы уже более одного миллиарда долларов США. Финансовую поддержку получили такие компании, как Mighty AI, Data Robot, Lumiata и другие. Средства выделяются через фонд Intel Capital. 

Источник:

Передовые шинные разработки Continental повысят безопасность и комфорт

Компания Continental в рамках Международного автосалона во Франкфурте (IAA) представила две передовые разработки, которые повысят безопасность дорожного движения и комфорт в поездках.

Одна из систем получила название ContiSense: её задача заключается в измерении остаточной высоты рисунка протектора и предупреждении водителя о повреждении шины. Технология основана на специально разработанной электропроводимой резиновой смеси, которая позволяет передавать электрические сигналы от датчика в шине на приёмник в салоне.

Сенсоры постоянно следят за остаточной высотой рисунка протектора и температурой покрышек. Если значение выходит за установленные пределы, система сразу же уведомляет водителя.

Более того, технология ContiSense позволяет мгновенно информировать автомобилиста о проколах и других повреждениях. При попадании в шину какого-либо предмета электрическая цепь в покрышке замыкается, и водителю сразу же отправляется предупреждение — быстрее, чем это делают сегодняшние системы, предупреждающие о проколе лишь после начала падения давления в колесе.

Вторая разработка носит имя ContiAdapt. Эта система предусматривает наличие микрокомпрессоров внутри колеса, увеличивающих или уменьшающих давление в шине, и обода с переменной шириной. В зависимости от текущих условий движения ContiAdapt позволяет менять площадь пятна контакта покрышки с дорогой для оптимизации управляемости и комфорта.

В текущем виде предусмотрены четыре комбинации для адаптации к мокрому, неровному, скользкому и нормальному покрытию. Например, уменьшенное пятно контакта в сочетании с высоким давлением в шине снижает сопротивление качению и расход топлива, что подходит для движения по гладкому сухому покрытию. И наоборот, увеличенное пятно контакта вместе с пониженным давлением гарантирует хорошее сцепление на скользких дорогах. Система также позволяет задать крайне низкое давление, чтобы облегчить выезд автомобиля с парковки, если её дорожное полотно покрыто толстым слоем снега, или преодолеть опасный участок с наледью.

В перспективе новые разработки могут найти применение в самоуправляемых и электрических автомобилях. Способность покрышек изменять свойства поможет увеличить запас хода на одной подзарядке аккумуляторов и повысить безопасность движения в различных условиях. 

Источник: