⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Gigabyte GA-8I945P-G на i945P/ICH7
Не секрет, что большинство "экстремальных" пользователей, выжимающих из своей системы максимальное количество мегагерц, к материнским платам Gigabyte относятся довольно холодно. Зачастую, модели компании - обычные "рабочие лошадки" и не представляют особого интереса для компьютерных энтузиастов и для оверклокеров в частности. Но тестируемая сегодня материнская плата Gigabyte GA-8I945P-G стала приятным исключением из правил. Помимо невысокой цены, богатой "начинки", она показала приличные результаты разгона. Кроме этого, в основу платы положен чипсет Intel i945P Express, что говорит о готовности модели работать с двухъядерными процессорами Pentium D и совместимости с 1066 МГц FSB. Впрочем, не стоит раскрывать все козыри сразу, иначе наше вступление будет больше походить на вердикт. Рассмотрим все по порядку. Технические характеристики:
Комплектация модели, свойственная всем бюджетным решениям Gigabyte, очень скудна - все по минимуму. А именно:
Экономия налицо. Например, для четырех SATA II разъемов производитель положил всего один кабель. При этом нет ни одного переходника питания для SATA-дисков. Также непонятно присутствие инструкции по установке боксового кулера на плату, если таковую можно найти в любой коробочной версии Pentium4/Celeron. В итоге, за комплектность плате можно поставить лишь три балла. Аппаратные возможностиМатеринская плата Gigabyte GA-8I945P-G поддерживает как одноядерные Pentium 4/Celeron D, так и двухъядерные Pentium D. В итоге, у платы есть неплохой запас на будущее, приобретя сегодня процессор Pentium 4, в перспективе его можно будет заменить на Pentium D, который к тому времени заметно упадет в цене. Двухканальный контроллер памяти рассчитан на работу с модулями DDR II 533/667. Для того, чтобы задействовать оба канала, планки нужно устанавливать в слоты одинакового цвета. Максимальный объем устанавливаемой памяти составляет 4 Гб. Дисковая подсистема у платы расширена при помощи дополнительного RAID-контроллера от ITE. С другой стороны, компанией Gigabyte был использован южный мост ICH7, из-за чего плата не поддерживает RAID на базе SATA-дисков. Несколько необдуманное решение, сегодня IDE винчестеры все больше теряют свою актуальность, но в данном случае дополнительные PATA слоты были введены из других побуждений. Все мы знаем, что с переходом на платформу LGA775, Intel стала оснащать свои чипсеты всего одним PATA разъемом, вследствие чего, пользователи, обладающие большим количеством PATA винчестеров или приводов, были вынуждены либо переходить на новый интерфейс, либо приобретать отдельный RAID-контроллер. Поэтому, в Gigabyte, понимая всю "горечь" пользователей, сделали небольшой подарок своим покупателям в виде еще 4 IDE каналов. В итоге, к плате можно подключить 10 винчестеров, из которых 6 подключаются по интерфейсу ParallelATA и четыре по интерфейсу SerialATA. Кроме того, на базе микросхемы ITE 8212F можно собрать RAID-массив уровней 0, 1, 0+1 и JBOD из PATA винчестеров. Звуковая подсистема построена на базе HD-аудио кодека Realtek ALC882. Благодаря чему, к плате можно подключать восьмиканальную акустику (7 колонок и сабвуфер). Также присутствует поддержка оптического и коаксиального интерфейсов S/PDIF. Оба интерфейса реализованы на тыльной панели. Суффикс "G" в названии платы говорит о том, что модель может похвастать гигабитным сетевым контроллером. В нашем случае, использована микросхема от Broadcom. Посредством южного моста на плате реализована поддержка восьми USB 1.1/.2.0 портов, из которых четыре выведены на заднюю панель, остальные доступны благодаря штырьковым разъемам на плате. К сожалению, плата не обладает поддержкой интерфейса IEEE1394. За системный мониторинг, куда входит контроль скорости вращения двух вентиляторов, а также мониторинг напряжения на ветках 3,3 В, 5 В, и 12 В, отвечает чип ITE IT8712F-A. Заметим, плата недостаточно корректно отслеживает температуру процессора, очень сильно занижая реальные цифры. Стабилизатор питания процессора выполнен по трехканальной схеме, в его состав входят шесть конденсаторов емкостью 1500 мкФ и еще несколько менее емких, а также катушки индуктивности нового типа. Даже при сильной нагрузке "свист" дросселей не наблюдался. Дизайн и компоновка элементовРасстановка элементов на плате выполнена очень удачно, придраться просто не к чему. Видеокарта не блокирует защелки памяти, основной 24-контактный разъем (4 контакта закрыты заглушкой на случай использования БП с 20-контактной вилкой) расположен на краю платы. Дополнительный 4-контактный разъем расположен возле системы питания процессора, т.е. рядом с непосредственным потребителем. Слоты IDE и FDD выставлены в одном ряду с 24-контактным разъемом. Дополнительные IDE разъемы, реализованные посредством RAID-контроллера, установлены рядом с портами SATA-II. Лучше всего на плате выполнена расстановка PCI-Express/PCI слотов. Сначала идет слот для графических карт, далее два слота PCI-Express x1 и, наконец, три 32-битных PCI. Т.е. даже при установке на видеокарту массивного охлаждения или еще лучше - водоблока, все три слота PCI не будут заблокированы. За охлаждения северного моста чипсета отвечает алюминиевый радиатор фигурной формы. При работе ему вполне достаточно обдува процессорного кулера. А вот южный мост остался и вовсе без охлаждения. Впрочем, как это не странно, при работе он чуть теплый. Возможно, это обусловлено невысокой температурой помещения и открытым тестовым стендом. На плате установлено два разъема для подключения вентилятора. Один 4-контактый будет использован для подключения процессорного кулера (если, конечно, не будет использоваться система водяного охлаждения). Второй - на усмотрение пользователя. Контакты передней панели (F-panel) имеют цветовую кодировку и подписи. Все наглядно и просто. При установке материнской платы в корпус, инструкция сборщику не потребуется. Задняя панель стандартна, лишь второй COM-порт заменен на коаксиальный и оптический аудиовыходы. BIOS и разгонНа плате установлен стандартный BIOS от AWARD. Мы решили собрать все настройки в одну табличку и не загружать статью большим количеством фотографий BIOS. Итак, большинство настроек на плате унифицированы, т.е. ничем не отличаются от других плат. Сюда можно включить конфигурирование встроенных контроллеров, RAID-массивов, системного времени и прочих системных параметров. Поэтому их описание решено пропустить. А вот особенности платы, такие как возможности разгона и настройки таймингов памяти, распишем подробно.
Что же, "боевой запас" у платы хороший. Также хочется отметить, что частоту FSB можно вводить вручную с клавиатуры. Кроме этого, в BIOS реализованы две фирменные технологии Gigabyte - M.I.B.2 и C.I.A.2. Первая предназначена для оптимизации работы памяти конкретного производителя. Впрочем, толку от нее мало. В свою очередь, C.I.A.2 предназначена для начинающих оверклокеров и позволяет автоматически разгонять процессор. На практике, технология оказалась очень "сырой". Из пяти режимов у нас заработал только первый (Cruise). Суть его в том, что при нагрузке на процессор, частота шины автоматически увеличивается до 214 МГц. В случае с другими, более серьезными режимами (к примеру, Turbo), частота FSB должна увеличиваться уже до 235 МГц. Но, к сожалению, кроме как на Cruise, плата отказывалась стартовать. В разделе мониторинга приятно удивила функция автоматической регулировки оборотов кулера в зависимости от нагрузки на систему. Причем, если выбрать режим "PWM", то, как ни крути Fan mate на кулере ICE HAMMER IH-3775WV, обороты крыльчатки всегда остаются одинаковыми. Похвально. BIOS на плате Gigabyte GA-8I945P-G многоязычный и на вкус позволяет выставить следующие языки: Весьма забавно выглядит BIOS на одном из азиатских языков: Для проверки платы на разгон мы собрали тестовый стенд следующей конфигурации:
В качестве подопытного процессора был выбран Intel Pentium4 531. Он уже неоднократно был участником наших тестов и доказал, что может стабильно работать на частоте 4,12 ГГц с применением СВО. Так что если плата Gigabyte покажет худшие результаты, небольшое отставание можно списать на использование воздушного кулера. Так как серия 945/955 чипсетов по идее лишена проблем предшественников, мы смело установили частоту шины PCI-Express, равной 100 МГц. Напряжение на процессоре было увеличено до 1,4375 В, тайминги памяти выставлены как 3/3/3/8, а множитель снижен до 2,00, чтобы при увеличении FSB, частота памяти далеко не уходила за свои штатные частоты и не стала ограничителем в разгоне. На таких настройках процессор гарантированно работал на 4 ГГц на других платах, посмотрим, как же он поведет себя на GA-8I945P-G. Но на проверке все оказалось очень трагично. Максимальная частота FSB, которой удалось добиться, составила 235 МГц. Тут сразу же захотелось свернуть все тесты и поставить жирный крест на возможностях разгона у платы, но ненароком в голове возникла мысль попробовать поставить частоту PCI-Express в режим AUTO. Так мы разгоняли процессоры на материнских платах с чипсетами 915/925 серий. Тогда это было необходимо, так как большой дисбаланс частот системной шины и шины PCI-Express приводил материнскую плату к порогу "разгоняемости" уже на частоте FSB в районе 220-235 МГц. Автоматическое регулирование частоты PCI-Express в зависимости от частоты FSB, этот порог отодвигало значительно дальше. Правда, чрезмерное повышение частоты PCI-Express приводило к потере стабильности и отказу SATA-дисков. Какого же было наше удивление, когда включив режим AUTO для PCI-Express, плата Gigabyte GA-8I945P-G не только покорила 1066 МГц шину (266 МГц), но и дошла до 270 МГц, в результате чего процессор заработал на 4054 МГц. Как мы уже отметили, небольшое отставание можно списать на воздушный кулер. Проверка программой S&M и трехчасовая игра в Quake IV доказали 100% стабильность системы. При этом не возникло проблем с SATA-винчестером. Он стабильно определялся системой и не подавал никаких намеков на сбои. Однако вопрос с фиксацией частоты PCI-Express остается невыясненным и требует детального изучения. В итогеВ итоге, мы вынуждены отдать должное материнской плате Gigabyte GA-8I945PG. Помимо хорошей оснащенности, продуманного дизайна, невысокой цены, она показала отличные результаты в разгоне. Поэтому ей присуждается наша награда. Благодарим компанию Техника г.Сыктывкар и компанию Эльф за предоставленное на тестирование оборудование. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|