Сегодня 24 июля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Периферия

Устройства для виртуального полета

⇣ Содержание
Автор: Константин Афанасьев


Мы уже рассказывали об устройствах для эмуляции движения в виртуальной реальности. Но пешком, в конце концов, можно ходить и так. А вот изобразить в виртуальности свободный полет…

В конце концов, люди играют в авиа симуляторы во многом потому, что в жизни порулить Боингом-747, а уж тем более реактивным истребителем дано отнюдь не каждому, а попробовать все равно хочется.


Cybertron - чем не виртуальная упряжь из "Газонокосильщика"

Сама идея такого виртуального полета была отлично продемонстрирована в свое время в фильме "Газонокосильщик". А как обстоит дело с летательными симуляторами на практике?

Для начала опять вспомним постепенно набивающего оскомину "Газонокосильщика". Там, чтобы обеспечить герою ощущение полета, его подвешивали в хитрой конструкции из обручей, известной в народе как карданов (он же, гироскопический) подвес. Такая система обеспечивает подвешенному в середине объекту свободное вращение вокруг трех осей - то есть три степени свободы.

Если дополнить подвеску виртуальным шлемом, системой слежения за положением объекта и софтом, который будет следить за поворотами и генерировать соответствующую картинку, то в результате получится симулятор свободного парения. В качестве примера можно привести девайсы, в свое время разработанные компаниями Aerotrim USA, Orbotron, StrayLight Corporation и еще несколькими другими фирмами. Собственно, тут и разрабатывать было особо нечего - главное собрать воедино имеющиеся элементы и получить систему виртуальной реальности.

Управлять системой мог либо сам человек перемещением своего тела, либо подвес приводился в движение компьютером через систему приводов.


Еще один карданов подвес для виртуального путешественника - Orbotron

Надо сказать, что устройства эти пользовались приличной популярностью в качестве аттракционов - девайсы от StrayLight были первыми системами виртуальной реальности, установленными в Диснейленде. Произошло это событие в 1993 году. С тех пор практически все производители почили в бозе (или тщательно скрываются, что врядли). Видимо, народного интереса к виртуальному свободному полету все-таки не хватило для его коммерческого процветания.

Еще один любопытный девайс под названием DreamGlider был разработан Dreamality Technologies. Этот симулятор дельтаплана позволял управлять виртуальным летающим крылом, как и положено, перемещением трапеции. А для достоверности ощущений имел ограниченную свободу по продольной и поперечной осям. То есть, можно было почувствовать, как дельтаплан закладывает вираж, набирает высоту или снижается. Картинка выводилась на обычный дисплей или виртуальный шлем. В коммерческом варианте должен был еще добавиться вентилятор, изображающий ветер в лицо.


Стационарный симулятор дельтаплана Dreamglider. Кстати, на основе этой системы разработчики потом пытались сделать симулятор виртуального плавания

Свободный или частично свободный подвес - это один из подходов к симуляции полета. Другой вариант - платформы, закрепленные на активном гидравлическом приводе. Эти устройства тоже хорошо себя проявили в индустрии развлечений - в качестве замены традиционным пещерам ужасов и прочим поездкам в вагонетке по темному помещению. Идея достаточно простая - капсула с пассажирами устанавливается на платформе с гидроцилиндрами (возможны варианты с электрическим приводом или пневматикой), которые в соответствии с программой трясут капсулу и создают видимость рытвин и ухабов.


Капсула с гидравлической подвеской и большим экраном внутри вполне может заменить собой "пещеру ужасов" и места занимает существенно поменьше. Рассчитана на 6 пассажиров

А так выглядит сама гидравлическая подвеска, обеспечивающая виртуальное движение

Понятно, что силовая платформа, вроде изображенной на фотографии, хотя и обеспечивает капсуле 6 степеней свободы (три поступательных и три вращательных), но в очень ограниченных пределах. И тут на помощь приходят особенности человеческого восприятия движения. После резкого, но короткого толчка, изображающего начало маневра (поворота, подъема и т.д.) платформа медленно возвращается в исходное положение, при этом мозг некоторое время по инерции продолжает считать, что движение продолжается.

Если грамотно сочетать импульсные перемещения платформы с визуальным рядом, то иллюзию свободного движения можно создать достаточно полную. Что касается визуального ряда, то его обычно обеспечивает обычный проектор, хотя возможны варианты с трехмерной проекцией (и поляризующими очками) или виртуальными шлемами. Естественно, чем лучше визуальное сопровождение, тем достовернее ощущение движения. Кстати, в "неподвижной виртуальности" возможен обратный эффект - визуальное движение, не подкрепленное физическим ощущением сбивает мозг с толку и может приводить к головокружению и тошноте.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Маск анонсировал возрождение «вайнов», но «в форме с искусственным интеллектом» 6 мин.
Techland уверена, что Dying Light: The Beast отобьёт каждый потраченный на неё доллар, в отличие от Assassin’s Creed Shadows 52 мин.
Figma открыла доступ к ИИ-генератору приложений по текстовому описанию всем желающим 2 ч.
Их заменил ИИ: ведущие технологические компании уволили более 100 000 специалистов с начала года 2 ч.
Стало известно, как будут выглядеть переделанные новостные сводки Apple Intelligence в iOS 26 2 ч.
Microsoft открыла регистрацию на бесплатный год обновлений безопасности для Windows 10 2 ч.
Тотальная война возвращается: Electronic Arts показала первый трейлер Battlefield 6 3 ч.
«Пламя вашей страсти горит как никогда ярко»: FromSoftware похвасталась продажами Elden Ring Nightreign и аддона Shadow of the Erdtree 4 ч.
Покупку VMware компанией Broadcom за $61 млрд пытаются оспорить в Евросоюзе 4 ч.
Google сгенерирует изображения несуществующей одежды, чтобы помочь в поиске настоящей 4 ч.
Vivo представила смартфон iQOO Z10R — чип Dimensity 7400, защищённый корпус и цена от $225 57 мин.
Intel отбилась от иска акционеров из-за падения капитализации на $32 млрд 2 ч.
Gartner: объём мирового IT-рынка в 2025 году превысит $5,4 трлн, а его основным драйвером станут ИИ ЦОД 3 ч.
Ryzen Threadripper Pro 9995WX разогнали с помощью системы охлаждения спорткара BWM — до жидкого азота далеко 4 ч.
Amazon выпустила более доступный ридер Kindle Colorsoft с цветным экраном, а также версию для детей 4 ч.
Судоходная компания впервые заказала танкеры с парусами-крыльями — каждый сэкономит по 3 тонны топлива в сутки 4 ч.
Китайский чёрный рынок наводнили чипы Nvidia B200 на $1 млрд вопреки санкциям Трампа 5 ч.
Выручка Google Cloud выросла на треть — Alphabet увеличит капзатраты до $85 млрд на фоне высокого спроса на ИИ 5 ч.
Kia представила модульные электромобили PV5 для перевозки грузов и пассажиров 5 ч.
Мы и они: Белый дом представил агрессивный план развития ИИ в США для сохранения мирового лидерства 6 ч.