Сегодня 01 ноября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы, ТВ и проекторы

Устройства для перемещения в виртуальной реальности

⇣ Содержание
Автор: Константин Афанасьев

Про различные устройства виртуальной реальности писали уже не раз - тут и объемные мониторы, и VR-шлемы, и компьютерные перчатки, обеспечивающие обратную связь между виртуальными объектами и рукой пользователя.

Но это все устройства в большинстве своем компактные и предназначенные, так сказать, для сидячей работы в виртуальном пространстве. А вот об устройствах для виртуального передвижения практически ничего не пишут. Между тем, перемещение в виртуальном пространстве происходит отнюдь неестественным для человека образом - с помощью руки, управляющей мышкой или клавиатурой.

Намного лучше было бы ходить своими ногами. Думаете, это невозможно? Как бы не так! Называется такая штука Locomotion Interface (то бишь, двигательный интерфейс), а разработки на эту тематику ведутся уже не один год. Об одном подобном устройстве вскоре после последнего SigGraph'а много писали в новостях- это виртуальный пол CirculaFloor, разработанный в лаборатории виртуальной реальности университета Цукуба (Tsukuba University VRLab).

Устройство состоит из четырех плиток, которые могут перемещаться друг относительно друга. Движение стоящего на плитках человека отслеживаются сенсорами, и каждый раз под его ногу подъезжает новая плитка. Одновременно с этим та плитка, на которой человек уже стоял и с которой он делает шаг, отъезжает назад.

Получается эдакая ходьба на месте, скорость и направление которой можно легко связать с передвижением пользователя в виртуальном пространстве. Сами плитки имеют размер 568x568x92 мм, весят 16 кг и могут перемещаться со скоростью до 120 сантиметров в секунду. На самом деле это даже совсем не плитки, а мобильные роботы Vmax Carrier, разработанные совсем другой японской лабораторией для других целей.

Впрочем, они очень даже подошли для использования в CirculaFloor. Управляет движением роботов-плиток компьютер, который анализирует движения человека и взаимное расположение всех плиток на полу. При этом пользователь отслеживается лазерным дальномером, а положение плиток - ультразвуковыми сенсорами. CirculaFloor был успешно продемонстрирован на выставке Siggraph 2004. Ходить по нему вполне можно, только пока очень медленно. Не знаю, удастся ли японцам довести свою разработку до ума - уж очень много в ней движущихся частей.


 CirculaFloor
Система виртуального движения CurculaFloor

 Vmax Carrier
А так выглядят роботы-плитки Vmax Carrier

Но на самом деле работа по созданию подобных устройств для передвижения в виртуальности идет уже давно. Например, несколько американских фирм - в частности, Virtual Space Devices, CGSD и Sarcos Research Corporation - еще в 1996-1998 годах занимались разработкой всенаправленных бегущих дорожек (omni-directional treadmill).

Понятно, что обычная бегущая дорожка позволяет двигаться в одну сторону и используется, скажем, для тренировок в закрытых помещениях. Всенаправленная дорожка может двигаться в любом направлении и позволяет свободно перемещаться в виртуальном пространстве, обеспечивая при этом нормальную нагрузку на ноги и все сопутствующие ощущения. Надо сказать, что устройство это довольно хитрое - дорожка Virtual Space Devices, например, состояла из 3400 стальных роликов, объединенных в два замкнутых перпендикулярных кольца. Каждое кольцо приводилось в движение мотором, причем скорость движения оценивалась исходя из перемещения пользователя. Верхний слой роликов, по которому, собственно, и шел человек, двигался как единое целое в одну сторону, и мог вращаться в перпендикулярном направлении (его приводил в движение нижний слой роликов).

В результате по этой бегущей дорожке можно было идти в любую сторону (со скоростью до 3 метров в секунду), а соответствующий виртуальный пейзаж выводился на четыре проекционных дисплея вокруг установки. Принимавшие разработку военные чины устройство похвалили (а разрабатывалось оно, как и аналоги от CGSD и Sarcos, именно для военных), после чего информация о нем больше не появлялась.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Жидкое стекло» Apple можно будет заматировать: представлена нова бета iOS 26.1 12 мин.
Сервисы AWS упали второй раз за день — тысячи сайтов по всему миру снова недоступны 8 ч.
Fujitsu влила £280 млн в британское подразделение в преддверии выплат компенсаций жертвам багов в её ПО Horizon 8 ч.
Календарь релизов 20 – 26 октября: Ninja Gaiden 4, Painkiller, Dispatch и VTM – Bloodlines 2 8 ч.
В Windows сломалась аутентификация по смарт-картам после октябрьских обновлений — у Microsoft есть временное решение 9 ч.
Вместо Majesty 3: российские разработчики выпустили в Steam амбициозную фэнтезийную стратегию Lessaria: Fantasy Kingdom Sim 9 ч.
Слухи: Лана Дель Рей исполнит заглавную песню для «Джеймса Бонда», но не в кино, а в игре от создателей Hitman 10 ч.
Зов сердца: разработчики Dead Cells объяснили, почему вместо Dead Cells 2 выпустили Windblown 11 ч.
Adobe запустила фабрику ИИ-моделей, заточенных под конкретный бизнес 11 ч.
Китай обвинил США в кибератаках на Национальный центр службы времени — это угроза сетям связи, финансовым системам и не только 12 ч.
Президент США подписал соглашение с Австралией на поставку критически важных минералов на сумму $8,5 млрд 18 мин.
Новая статья: Обзор смартфона realme 15 Pro: светит, но не греется 5 ч.
Ещё одна альтернатива платформам NVIDIA — IBM объединила усилия с Groq 5 ч.
Учёные создали кибер-глаз, частично возвращающий зрение слепым людям 6 ч.
Samsung выпустила недорогой 27-дюймовый геймерский монитор Odyssey OLED G50SF c QD-OLED, 1440p и 180 Гц 6 ч.
Акции Apple обновили исторический максимум на новостях об отличных продажах iPhone 17 8 ч.
Представлен флагман iQOO 15 с чипом Snapdragon 8 Elite Gen 5 и батареей на 7000 мА·ч по цене меньше $600 9 ч.
Нечто из космоса врезалось в лобовое стекло самолёта Boeing 737 MAX компании United Airlines 10 ч.
Умные кольца Oura научатся выявлять признаки гипертонии, как последние Apple Watch 11 ч.
Дешёвая корейская термопаста оказалась вредна для процессоров и здоровья пользователей 11 ч.