⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Шеньжень: фоторепортаж из мировой кузницы "железа"
За рассматриванием окружающего изобилия незаметно наступил вечер, рынок закрылся. По дороге в отель забежал в ближайший супермаркет, где творилось подлинное столпотворение. Дело в том, что я прилетел в среду, а в воскресенье у китайцев был один из их праздников - праздник лунного печенья. Подарочные коробки с которым в магазинах и продавались, причем цена на особо продвинутые варианты легко зашкаливала за сотню долларов. При этом, ажиотаж со стороны покупателей был тот еще, наша Пасха с ее куличами - отдыхает. Вот, кстати, еще один фирменный магазинчик. Уже не на рынке - просто сам по себе, на улице, совсем в другом районе. Даже не понятно, почему у нас таких нет. Следующий день был посвящен исключительно работе. Переговоры в офисе, визит на типографию, где печатаются коробки (цену даже не буду называть, дабы не травмировать тех отечественных производителей, кто печатает их для своей продукции здесь), решение ряда рабочих вопросов, и, конечно, визит на фабрику. Меня интересовало производство расходки, вот так вот это выглядит на одной из достаточно крупных местных фабрик. Девочка сидела, как автомат, на окружающую обстановку, включая меня с камерой, не реагируя вообще, выполняя одну и ту же простейшую операцию. Вот вам, по сути, и секрет китайских цен, а также и китайского, порой небезупречного, качества: в горке готовых полуфабрикатов была обнаружена парочка, скажем так, не совсем идеальных, на это девочка внимания, похоже, не обращала тоже. Впрочем, это уже вопрос к руководству фабрики и ОТК - таким же девочкам, перед которыми поставлена такая же простая задача: проверять качество. Кстати, поинтересовался по поводу зарплат. Сказали, что вот такие вот рабочие получают в месяц порядка 1000-1500 юаней (125-185 долларов), зарплата инженера куда больше - от 3 до 20 тысяч в месяц ($370-2470). На данной фабрике главный инженер, фактически, ей руководящий, получает 150 тысяч юаней в год ($18,5 тысяч), плюс пять процентов от прибыли по итогам года. Так что легенда о китайских рабочих, вкалывающих за десять долларов в месяц, давно уже ушла в небытие, по крайней мере - на более-менее приличных фабриках. Склад сырья. Чернила, в принципе, в Китае делают, но получается, как в том анекдоте, такая ерунда, что ни одна уважающая себя фабрика по производству расходки, использовать их не будет. Почти такая же картина с корейскими чернилами для принтеров. Так что практически все крупные игроки используют исключительно чернила из США, как и в данном случае. Впрочем, говорят, что те, кто поменьше, не стесняются разбавлять их местной продукцией. Кстати, стоит развенчать миф о подвальном производстве. Есть, конечно, и фабрики, гордо рапортующие о сборочном цехе площадью 100 кв.м, но в данной ситуации, несколько не тот случай, с учетом того, что приведен лишь один из этажей. Все очень цивильно и аккуратненько. "Чистой комнаты" производство не требует, но на входе всех заставили, как минимум, переобуться в сменную обувь. Все вопросы решены, едем обратно в Шеньжень, минут сорок езды. По дороге появляется возможность поснимать некоторых соседей из той же промышленной зоны. Эти три иероглифа вы уже видели выше, впрочем, не буду интриговать: За кадром остается море других заводов: MSI, Gigabyte, Sanyo, Kingmax, Epson, и так далее. Везущий меня владелец посещенной и еще нескольких фабрик, глядя на то, как я щелкаю камерой, решает несколько расширить экскурсию, и делает небольшой крюк, чтобы продемонстрировать местную гордость. Несколько кварталов во все стороны занимают промышленные и административные здания, над которыми громадой возвышается основной местный офис компании, ими владеющей - всем, кто так или иначе связан с телекоммуникациями, конкурента Cisco представлять вряд ли стоит. Еще по дороге обращают внимание на рекламный щит - HASEE, оказывается, известнейший местный компьютерный бренд, специализируется на производстве недорогих PC и ноутбуков. Модель на Pentium-M 1,8 ГГц, 14'' экран, 256 Мб памяти, 40 Гб винчестер, CD-RW/DVD дисковод, на рынке стоила 4680 ($580), впрочем, напомню, что на рынке цена, мягко выражаясь, изначально заявляется далеко от минимально возможной. Реально, в данном случае, она должна быть чуть ниже $500. Едем дальше. Старая добрая застройка, сразу узнается рабочий квартал. Провожатые замечают, что ближе к вечеру появляться здесь не стоит. Чисто в академических целях, понятно - никто там гулять и не собирался. Мол, сплошные иммигранты (в смысле - народ из других провинций Китая, там это весьма четко разделяется, благо, что диалекты различаются настолько, что если исходить только из языка, можно было бы смело считать их отдельными, и достаточно отдаленными друг от друга государствами), криминогенная обстановка, и все такое. Сам владелец живет, кстати, не так уж далеко оттуда, но в совершенно другом квартале, где цена квартир составляет порядка 8000 юаней (около $1000) за квадратный метр. Еще не Москва или Гонконг, но Шеньжень уверенно движется в том же направлении. Кстати, говорят, в последнее время наметились определенные проблемы - несмотря на то, что зарплаты рабочих за последние годы сильно выросли, рабочих рук перестает хватать. Дело, в том числе и в том, что государство в последнее время создало ряд программ по поддержке села и, соответственно, те самые рабочие потихоньку потянулись обратно. Еще одно узкое место, вызванное продолжающимся бурным ростом китайской промышленности - электричество. По крайней мере, летом китайцы жаловались на веерные плановые отключения энергии. Мол, в пятницу вечером у нас фабрика не работает, а по субботам после обеда в офисе свет отключают. Подъезжаем к Шеньженю. Внезапно откуда-то приносит дождь - тропический климат, что поделать, погода с легкостью может поменяться несколько раз за день. Движемся ну очень медленно - сплошные пробки. Говорят, что явление пока еще не совсем нормальное, но уже встречающееся достаточно часто. Будет интересно посмотреть на их опыт в решении этих проблем. Пока что, из увиденного мне понравилась одна вещь: в городе, на всех основных улицах, стоит вот такая вот решетка. Хочешь - не хочешь, а ни на встречную не выедешь, ни сплошную разделительную не пересечешь. Смотрю вперед. Интересная машинка попадается на пути - Mercedes от легендарного тюнингового ателье Brabus. В потоке, несомненно, выделяется. Еще и номерами - учитывая, что у обычных машин они белые на синем фоне. Интересуюсь у китайцев, что сие означает. Говорят, что префикс 01 - это Пекин, а такой тип номеров принадлежит… полиции. Хорошо живут ребята, зажигают… Я то думал - это наши новые милицейские на Toyota LandCruiser шикуют. Ошибался: учиться им еще, и учиться у своих столичных коллег из Китая. Показывают налево - а вот здесь у нас другая экономическая зона - программная. Вот в этом небоскребе, говорят, сидит IBM… Комментировать уже не хочется, разве что, опять же, повторить затаенную надежду: ну может хоть на этот раз у нас что-нибудь получится, есть же удачный пример Intel в Нижнем Новгороде. По крайней мере, при взгляде со стороны. Возвращаемся опять затемно. Опять куда-то ужинать, пробовать очередную из региональных китайских кухонь, отличающихся друг от друга, как кухни совершенно разных стран, но… Все они, на мой взгляд, совершенно несъедобны, по крайней мере - те, что довелось попробовать. Такое ощущение, что тех же куриц убивают взрывом, потому что крылья, лапы, клювы, и все остальное, в принесенных блюдах находить доводилось во множестве, филе - ни разу. Приходилось скромно ковыряться в пиале с рисом, и утверждать, что я жутко сыт. В этот раз, к счастью, неожиданно нашлось спасение - Pizza Hat. За ужином кто-то из китайцев демонстрирует свой мобильный - жутко популярной здесь местной марки KONKA. С поддержкой MP3, прочими возможностями, на вид - вполне добротный аналог каких-нибудь Samsung или LG, стоит - в районе ста долларов. В общем-то, на самом деле и все. На производстве - галочка, типографии - галочка, образцы перспективной продукции - с собой. Реально хватило бы и одного дня, но - как уже было сказано, авиаторы… Кстати, неплохая иллюстрация к первым абзацам текста - про то, что не было билетов из Гонконга. Немудрено, при таком то количестве желающих оттуда вылететь… Обратный путь дался уже тяжеловато - опять десять тысяч километров, второй раз за неделю, опять сутки в воздухе и по аэропортам… Последние три часа, от Франкфурта до Москвы, впору было биться головой об стенку, тем более, что если туда самый длинный участок маршрута (Франкфурт-Сингапур) выполняла Singapore Airlines, то обратно - Lufthansa. Самолет - один и тот же, Boeing 747-400. Разница - как между бизнес-классом и экономическим. Там, где у SA - ЖК экраны в каждом кресле, выбор между 60 фильмами, двумя с лишним сотнями аудио-CD через встроенную цифровую сеть, удобными креслами, идеально вышколенными стюардессами, и так далее, у Lufthansa мы имеем супер-экономичный вариант салона, больше напоминающий тот, что используется на местных линиях. После такой наглядной демонстрации разницы, был совсем не удивлен, вспомнив, что Singapore Airlines в следующем году станет первой компанией в мире, получающей в свой парк гигантские Airbus 380… Впору давать награду - "Выбор редакции". Обсуждаем материал тут. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|