⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Развитие российского рынка цветной лазерной печати
Проведение так называемых "круглых столов", когда специалисты разных компаний собираются на нейтральной территории и могут позволить себе пообщаться на наиболее интересные профессиональные темы, долгое время было прерогативой в основном, различных телепередач, изредка - радиотрансляций, журнальных публикаций, и практически не практиковалось в Сети. Между тем, плодотворность такого общения не вызывает сомнений: помимо того, что читатель/зритель получает массу информации о способах ведения бизнеса сразу нескольких компаний одного сектора, совместная дискуссия как ничто другое способствует определению наиболее интересных текущих проблем индустрии и возможных путей их решения на перспективу. Идея собрать за одним столом представителей компаний, представляющих в нашей стране какую-нибудь отрасль компьютерной индустрии, витала в воздухе достаточно давно, и, наконец, была реализована нашей редакцией. Начало нового года - самое время подвести некоторые промежуточные итоги и определиться с планами на будущее. Для дискуссии была выбрана одна из наиболее злободневных нынче тем - развитие рынка цветной лазерной печати, для чего на встречу были приглашены представители соответствующих компаний. Ради справедливости стоит отметить, что до самого последнего момента полной уверенности в успехе мероприятия не было. Разумеется, не обошлось без накладок, ведь задача собрать представителей всех компаний отрасли за одним "круглым столом" весьма непроста, и некоторые компании, к сожалению, так и не приняли участие в нашей дискуссии. Это и понятно: подобрать общее время, когда все специалисты хотя бы находятся в Москве, довольно трудно. Тем не менее, эксперимент - вещь великая. Особенно, когда он заканчивается удачно: и кворум был собран весьма представительный, и общение получилось очень результативным. Предлагая сегодня вашему вниманию материал по результатам нашего первого "круглого стола", мы надеемся, что такой вид подачи информации придется нашим читателям по душе, и в перспективе станет одной из наших добрых традиций. Для начала представим участников нашего круглого стола. Помимо представителей редакции 3DNews, в дискуссии приняли участие: Александр Ивашкин - компания Canon Далее материал будет излагаться в той самой форме, в которой шла беседа - в форме свободной дискуссии. 3DNews: Одна из интереснейших тем - ценовые тенденции рынка цветной лазерной печати. Как вы все прекрасно знаете, в последнее время компании начинают предлагать некоторые модели принтеров практически по демпинговым ценам уровня ниже 450 евро. Давайте поговорим о ценовых тенденциях. Попробуем провести вот такие аналогии: относительно недавно - в начале 70-х, компания Xerox запустила в продажу первые лазерные монохромные принтеры, тогда еще по баснословным ценам. Затем вспомним времена, когда наиболее недорогой офисный лазерник стоил примерно 1000 долларов. Тот самый настольный лазерный монохромный принтер, который сейчас стоит $200 плюс-минус $50, а буквально несколько лет назад - $1000-$2000. В те времена было бы сложно поверить, что через несколько лет любой покупатель может пойти и купить лазерник так же запросто, как пакет картошки или бутылку пепси-колы. Сейчас такая покупка не представляет из себя ничего торжественного. За несколько лет цены на принтеры упали, рынок стабилизировался, теперь производители отыгрываются на расходниках. Соответственно, появились устоявшиеся технологии. Проводя аналогию с цветными лазерными принтерами, стоит признать, что тут, скажем так, пока что все бурлит и меняется на глазах. Хотя, тенденция налицо: пару-тройку лет назад было трудно говорить про уровень цен порядка тысячи долларов, сейчас же моделей стоимостью меньше тысячи долларов предостаточное количество. Как считают уважаемые эксперты, каков нижний ценовой предел у цветных лазерников в обозримом будущем? Стоит, правда, оговориться, что возможность купить монохромный лазерник за $150 не означает отсутствие спроса на модели за $2000, у каждого сектора имеется свой стабильный спрос. Интересно было бы узнать мнение как раз о таких моделях цветных лазерных принтеров, которые мы со временем сможем называть настольными. В целом, некоторые модели уже вполне подходят под такое определение, и было бы интересно узнать ваше мнение о возможном нижнем ценовом уровне таких принтеров. Андрей Сиднев, Panasonic: Мне кажется, что массовый спрос на цветные лазерные принтеры можно ждать при уровне цен порядка $350 - $450. Это - начало массовой покупательской активности. Но как это сделать? Навряд ли это реально на нынешнем этапе, поскольку цветной лазерный принтер все же весьма дорогостоящее устройство - по крайней мере, что называется, "для дома - для семьи". Анатолий Скляревский, Xerox: Здесь было бы уместным провести параллель с монохромными лазерными принтерами, настоящий бум покупок которых пришелся на 2003 год - когда пропорция продаж между струйными и лазерными принтерами стала приближаться к единице. Точнее, сравнительными продажи стали несколько позже, в 2004, но показательными - как раз в 2003 году. Если посмотреть отчеты аналитических компаний, 2003 был достаточно характерным годом в плане определения покупательской аудитории монохромных лазерных принтеров. Рост в сегменте персональных устройств (до 20 стр./мин.) составил порядка 80% за год. Такой рост было очень сложно спрогнозировать. Объясняется этот существенный рост тем, что впервые на рынке появился лазерный принтер в розничной ценовой категории менее $200, что явилось преодолением своеобразного психологического барьера, при котором покупатели выбирали струйные устройства для домашнего применения, поскольку стоили они как раз $100-$200. Как только граница цен на лазерные устройства опустилась ниже $200, открылась новая ниша, персональные покупатели начали интересоваться лазерной технологией, начался отток потенциальных покупателей струйных принтеров. Возвращаясь к вопросу о цветных лазерных принтерах, можно ожидать схожей ситуации. Как только будет преодолен порог чувствительности для домашнего пользователя - рынок существенно вырастет. Каков этот порог - вероятно около $300. Нынешний порог в $500-$700 позволяет пока только говорить об офисном применении цветных лазерных принтеров. Естественно, этот факт сдерживает темпы роста. Сергей Лебедев, OKI: В принципе, схожие тенденции могут ожидаться и на рынке лазерных персональных цветных устройств. Уровень в $500 был неким психологическим барьером, но не для ниши персональных домашних покупателей, а скорее для сектора офисных устройств, которые можно поставить наравне с сетевым монохромным лазерным устройством для рабочих групп. Уровень стоимости таких аппаратов уже схож, по функциональности цветные и монохромные модели уже приблизились друг к другу, разница здесь сейчас не такая уж и большая. Поэтому предприятия и организации сейчас достаточно часто выбирают лазерные цветные устройства. Но для домашних пользователей время еще не настало. Наверное, действительно, определенной психологической вехой можно будет назвать цену в районе $350, может, даже меньше - около $300. Андрей Сиднев, Panasoniс: Мне кажется, что одним из основных факторов, который придет на помощь покупателю - это время. Рынок еще должен привыкнуть к новой тенденции, люди должны осознать, что такой аппарат им действительно нужен дома. 3DNews: А как вам такой тезис о ценовых тенденциях: возможно, сначала, где-то в районе 2002 года - начала 2003 года, появилось много игроков рынка монохромной лазерной печати, они представили большой выбор моделей, и затем "просела" цена? Помнится, в то время в России как раз удачно дебютировала компания Samsung... Денис Сегет, OKI: Сейчас рынок монохромной лазерной печати как никогда перенасыщен. Если смотреть структуру игроков на этом рынке в России, по динамике вполне можно понять, как они меняются. Рынок уже поделен, и попасть на него кому-то новому достаточно сложно. Антон Щербаков, Samsung: Безусловно, влияние компании Samsung на рост сегмента монохромных лазерных принтеров в 2003 году было. Это связано, в том числе с тем, что наши конкуренты, безусловно, сильны и возможность пошатнуть их позиции в области корпоративных продаж виделись достаточно трудными. Именно поэтому была выбрана стратегия, которая позволяла нам привлечь пользователей того уровня, о котором вы говорили. Именно поэтому был тот самый рост - благодаря пользователям, которые стали покупать принтеры домой. Более того, по оценкам ряда исследователей, в ряде кварталов 2003 года - если мы говорим об оценке объема продаж в количественном измерении, продажи монохромных лазерных принтеров превалировали над продажами струйных принтеров. Если говорить о цветных лазерных принтерах, речь идет не только о стоимости устройства, речь идет также о расходных материалах. Стоимость расходных материалов, по сравнению с ценой на расходные материалы, для монохромных принтеров высока по понятным причинам - в силу наличия большего количества картриджей. Помимо этого, в большинстве случаев отсутствует возможность экономии, столь традиционная для российского пользователя - возможность перезаправки. Тем более, с учетом количества "не продвинутых пользователей". Количество покупателей, которые, не спрашивая, "сметают" с прилавков технику, не интересуясь ценой комплекта картриджей впоследствии, стремительно идет на убыль. Стоимость комплекта картриджей для самого дешевого цветного лазерного принтера сейчас практически равна стоимости цветного лазерного принтера. И, по сути, покупая второй комплект картриджей, вы можете купить новый принтер. Суть только лишь в объеме тонера. Уровень цен на цветные лазерные принтеры в $350 не является чем-то необычным. Если речь идет о скорости, если "замедлить" режим печати до 3 - 5 страниц в минуту - пожалуйста, как раз получится уровень $350, в этом нет никакой проблемы. 3DNews: То есть, вопрос упирается в техническую реализацию? Антон Щербаков, Samsung: Безусловно, это вопрос технологий. Я уверен, что сейчас часть производителей пойдет именно по этому пути: будут ставить на цветные лазерные принтеры старые движки и уменьшать стоимость. 3DNews: Таким образом, можно ожидать, что цена принтера опустится ниже стоимости комплекта картриджей? Антон Щербаков, Samsung: Нет, оба процесса, вне всякого сомнения, будут идти параллельно. Вопрос в том, что в нашей стране, к сожалению, скорее всего это натолкнется на то препятствие, о котором я говорил ранее - в вопрос перезаправки картриджей. Сергей Лебедев, OKI: Я думаю, что вопрос о расходных материалах, о том, что на сегодняшний момент предложений по перезаправке картриджей цветных лазерных принтеров не много, связан с тем, что парк аппаратов на рынке не очень большой. Будет расти парк - появятся предложения. Навряд ли количество предложений будет массовым, но то, что пользователь будет искать выход - это точно. 3DNews: Судя по бурному обсуждению вопросов альтернативной заправки картриджей для цветных лазерных принтеров в онлайновых конференциях, тенденции роста спроса на такие услуги уже заметны. Правда, людей, которые печатают на цветных лазерных принтерах в массовых количествах, пока еще, конечно, не много. Иногда действительно речь идет о том, что проще купить новый принтер с тонером, чем перезаправлять. Тем не менее, привозят заправку из-за рубежа, экспериментируют вплоть до плясок с шаманским бубном, с подливанием масла, изменением зазора между валами, засыпкой тонеров от других производителей и так далее. Затем подробно пишут об удачах и провалах экспериментов в конференциях, тем самым накапливая своеобразную информативную базу. Антон Щербаков, Samsung: Вопрос действительно непростой. Когда людям объясняешь, что совместимость тонера определяется порядком в пятьдесят параметров, многие отвечают "ну что там, порошок, он и в Африке порошок...". 3DNews: Действительно, расходные материалы для цветного лазерного принтера - это все же не чернила для струйного принтера: отклонение температуры плюс-минус три градуса при фиксации отпечатка - и тонер посыпался. Тем не менее, в основой массе, пользователь считает, что есть некий "всемирный сговор" всех производителей подобной техники, который позволяет держать на очень высоком уровне маржу по расходным материалам, в том числе, по бумаге, тонерам и чернилам для струйной печати - это видно и по форумам, и в письмах иногда проскальзывает. Как происходит ценообразование на этом рынке? И какие тенденции: будет ли в ближайшее время какое-то существенное, допустим, двукратное снижение цены на широко распространенную струйную фотопечать? Понятно, что расходные материалы зачастую "дотируют" цены на принтеры, и все же интересно, какие новые технологии видятся вам, что будет использоваться и внедряться в секторе фотопечати? Технологически в области фотопечати все уже уперлось в потолок, качество цифровой фотографии идеально. Чем дальше брать покупателей? Антон Щербаков, Samsung: Цветные лазерные принтеры - вот ответ на ваш вопрос. Александр Ивашкин, Canon: Хочу сделать небольшую заметку: здесь все зависит от потребностей клиента. То есть, имеется разница в том, что клиент ожидает от цветного лазерного принтера, и что - от струйного фотопринтера. Пока я не встречал такого человека, который поставил бы цветной лазерный принтер к себе домой для печати фотографий из отпуска. Все же, цветной струйный принтер больше подходит для печати цветных фотографий в каких-то небольших объемах с максимальным качеством. Лазерный принтер еще не дошел до того момента, когда его качество будет равняться качеству струйного при печати фотографий. Это - вопрос времени. Если рассмотреть историю развития бизнеса - и лазерного и струйного, пять лет назад о нынешнем уровне технологий можно было и не думать. Например, если брать струйную печать, в 1998 году размер капли составлял восемь, а то и двенадцать пиколитров. Сейчас мы говорим о размере капли в один пиколитр. Кто знает, что будет через два года. Тем не менее, лазерный принтер однажды дойдет до цены уровня $350 с качеством струйного принтера. Тогда это будет серьезным ответом на предложения струйной печати. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|