Сегодня 23 февраля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

История компьютерной индустрии: "Как закалялась Windows"

⇣ Содержание
Автор: Максим Бланк


Фирма Microsoft, получившая огромное развитие благодаря контракту с IBM, постепенно начала играть самостоятельную роль. С появлением компьютера Macintosh, графический интерфейс стал доступен миллионам пользователей.

Главной задачей Microsoft стал перенос графического интерфейса на ПК IBM - это позволило сделать компьютер ближе, понятнее конечному пользователю, что стимулировало продажи ПК и, естественно, продажи Microsoft. Гейтс несколько раз провозглашал, что его конечная цель - компьютер на столе в каждом доме и офисе, предполагая, естественно, что он будет работать под управлением операционной системы Microsoft.

Операционная система MS-DOS была слишком сложна для среднего пользователя - на обучение работе в этой среде требовалось слишком много времени, т.к. у нее не было графического интерфейса, пользователю приходилось запоминать много сложных, непонятных команд. IBM PC навязал промышленности персональных компьютеров стандартную архитектуру аппаратного обеспечения и стандартную операционную систему, но на прикладные программы стандарты не распространялись.

Между самыми популярными программами на PC не было ничего общего. Так, опыт работы с текстовым процессором WordStar был совершенно бесполезен, когда его поднаторевшие пользователи переходили на программы dBase, Multiplan или 1-2-3. В каждой из этих программ применялись особенные приемы вырезания и вставки текста, печати файлов и т.д. К тому же требовалась долгая настройка программы под конкретный компьютер - подгонка под тип монитора, принтера и т.д.

Для устранения всех этих неудобств Гейтс считал необходимым разместить между MS-DOS и приложениями промежуточную систему, (получившую временное название "Interface Manager"), которая регистрировала бы конкретное оборудование системы.

Прикладные программы получали бы эти данные от Interface Manager, а пользователи были бы освобождены от непосредственной работы с DOS. Второй функцией Interface Manager должна была стать надстройка графического интерфейса над MS-DOS и внесение единообразия во все прикладные программы, которые будут выполняться под управлением этой системы.

Проект Interface Manager, был запущен в сентябре 1981 г. IBM начала разработку собственной аналогичной системы, получившей название TopView. Для Microsoft успех своего проекта был жизненно важен- речь шла о разработке нового стандарта на операционные системы.

Почувствовав угрозу своему проекту, Б. Гейтс применил стратегию выживания: он обратился за поддержкой к производителям IBM-совместимых машин. Compaq, Zenith, Tandy и другие не хотели, чтобы IBM монополизировала разработку стандартов.

Производители IBM-совместимых машин видели в операционной системе Windows долгожданную возможность избавиться от ярма IBM. Несколько таких производителей, в том числе Compaq, Texas Instruments, Hewlett-Packard, Zenith и DEC объявили о своей поддержке Windows. Среди заметных издателей программного обеспечения, сплотившихся вокруг Windows, находились Lotus, Ashton-Tate, Software Publishing, Software Arts и Peachtree. Самой ценной поддержкой, полученной Microsoft от издателей, стала оказанная компанией Lotus, поскольку эта фирма была крупнейшим поставщиком программного обеспечения для IBM PC и совместимых компьютеров. В Lotus были в восторге от потенциала многооконной среды; президент компании М. Капор говорил, что Lotus использует Windows как фундамент для совершенно нового семейства продуктов.

В ноябре 1985 г., наконец, появилась Windows 1.03. На создание этой первой версии Windows ушло 110000 часов труда программистов. Однако, когда была выпущена Windows, лишь немногие машины могли на деле работать с этой средой. Для получения приемлемых результатов нужен был как минимум PC AT, а для приличного изображения нужен был цветной монитор, который входил в комплект не каждого PC.


Внешний вид экрана Windows 1.1

В Apple начали неблагосклонно смотреть на графические пользовательские интерфейсы для PC, которые были похожи на интерфейс компьютеров Lisa и Macintosh. В ответ Б. Гейтс пригрозил остановить работу над программами Word и Excel (которые, в конечном счете, стали самыми популярными продуктами Microsoft для Macintosh), чтобы получить согласие на фактически неограниченные права на заимствование многочисленных идей Macintosh в продукты Microsoft. В состав этих идей входили активируемые мышью ниспадающие меню и перекрывающиеся "окна" экранного текста.

В ноябре 1985 г., вскоре после выпуска Windows 1.01, Microsoft и Apple подписали соглашение, в котором Apple разрешала Microsoft использовать некоторые внешние характеристики интерфейса Macintosh в таких продуктах как Excel.

В конце 1987 г. Microsoft выпустила Windows 2.0, интерфейс которой был гораздо сильнее похож на интерфейс Macintosh. Между тем было уже продано больше миллиона копий Windows, и программа начала приобретать вес. Когда Microsoft выпустила Excel для PC, Windows в одночасье обрела доверие, позиции производителей компьютеров PC по отношению к Macintosh усилились.


Внешний вид экрана Windows 2.0

Эти шаги привели к росту напряженности в отношениях с Apple. Хотя в Apple до этого считали Windows примитивным продуктом для PC, не имеющим для компании серьезного значения, теперь ее стали считать угрозой Macintosh. Поскольку многие компании, которые до этого работали исключительно на Macintosh, теперь занялись разработкой программного обеспечения для Windows, в администрации Apple поняли, что Macintosh может вскоре потерять экономическую привлекательность, обусловленную его уникальным пользовательским интерфейсом.

Напряжение достигло апогея 17 марта 1988 г., когда Apple публично объявила, что компания предъявила иски Microsoft в связи с Windows и Hewlett-Packard в связи с New Wave - новым продуктом этой фирмы, базирующимся на Windows. В иске Apple утверждалось, что компания потратила миллионы долларов и несколько лет на разработку визуального интерфейса, ставшего отличительной чертой Macintosh. Apple обвиняла Microsoft в нарушении заключенного в 1985 г. лицензионного соглашения, утверждая, что Windows 2.03, выпущенная в конце 1987 г., является незаконной копией "вида и духа" интерфейса Macintosh. В иске Apple настаивала на остановке продажи и распространения Windows, присуждение ей всей прибыли от продажи Windows 2.03.

Microsoft подала возражение по иску с утверждением, что компания добросовестно соблюдала соглашение 1985 г. Были обнародованы части этого соглашения, указывавшие, что Apple предоставила Microsoft лицензию на использование визуальных элементов, уже включенных в шесть программ Microsoft (Windows 1.0, Multiplan, Chart, File, Excel и Word для Macintosh), во все имеющиеся или будущие прикладные программы.

Apple, кроме того, предоставила Microsoft право на сублицензирование этих элементов. Microsoft утверждала, что соглашение 1985 г. охватывает по умолчанию Windows 2.03, и поэтому компания не собирается модифицировать Windows или написанные для нее прикладные программы и будет продолжать производить и продавать эти продукты.

В начале 1990 г. дело было передано судье Уокеру из федерального районного суда Сан-Франциско. Судья Уокер, кроме того, рассматривал иск Xerox против Apple, в котором Xerox обвиняла Apple в нарушении тех же авторских прав. Этот иск был отклонен в начале мая 1990 г.

Ставки обеих сторон в этом процессе были высокими. Если выигрывала Apple, Microsoft могли бы заставить изъять с рынка Windows 3.0 или платить Apple за каждую проданную копию. Если дело решалось в пользу Microsoft и Hewlett-Packard, Apple могла лишиться рыночного преимущества оригинальности потому, что тогда открывался путь для копирования всеми фирмами особенностей интерфейса, составляющих уникальность Macintosh.

В 1993 г. Судья Уокер решил в пользу Microsoft процесс "Apple против Microsoft и Hewlett-Packard" и отклонил претензии Apple на то, что она обладает авторским правом на некоторые элементы интерфейса.

Выпуск Windows 3.0 (1990 г.) явился крупным коммерческим успехом корпорации Microsoft. Перед выпуском новой системы была проведена огромная рекламная компания (7 млн. дол. было вложено в рекламу, распространено 250 тыс. бесплатных демонстрационных дискет, по всей стране были организованы семинары).


Внешний вид Windows 3.0

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Keep Driving — великолепная игра, сотканная из странных идей. Рецензия 2 ч.
Количество слияний и поглощений в российском IT-секторе в 2024 году выросло на треть 3 ч.
В рекордной краже криптовалюты у ByBit обвинили северокорейских хакеров 13 ч.
OpenAI провела зачистку ChatGPT от аккаунтов из Китая и Северной Кореи, подозреваемых во вредоносной деятельности 13 ч.
«Нам просто нужно больше мощностей»: OpenAI постепенно поборет зависимость от Microsoft 13 ч.
Трамповская криптооттепель: Coinbase удалось малой кровью отделаться от иска Комиссии по ценным бумагам США 13 ч.
Apple выпустила первую бету iOS 18.4, в которой появились «приоритетные уведомления» 15 ч.
Новая статья: Kingdom Come: Deliverance II — ролевое вознесение. Рецензия 22-02 00:03
Apple отключила сквозное шифрование в iCloud по требованию властей Великобритании 21-02 23:43
Взрывной платформер Shotgun Cop Man от создателя My Friend Pedro предложит спуститься в ад и арестовать Дьявола — трейлер и демоверсия в Steam 21-02 22:01
Lenovo сообщила о двузначном росте выручки за III финансовый квартал по всем подразделениям — ISG снова в плюсе благодаря ИИ 3 ч.
В облаке Google Cloud появились инстансы A4X на базе суперускорителей NVIDIA GB200 NVL72 4 ч.
STMicroelectronics представила фотонный чип для 1,6-Тбит/с сетей 4 ч.
Несмотря на риск землетрясений, геотермальную энергию ждёт светлое будущее, считают учёные 4 ч.
Размышляющий ИИ DeepSeek R1 встроят в смартфоны Infinix Note 50 8 ч.
Nvidia признала, что не знает, когда сможет решить все проблемы видеокарт GeForce RTX 5000 10 ч.
Huawei захватила больше половины рынка складных смартфонов в Китае — на втором месте Honor 10 ч.
В Asus разогнали GeForce RTX 5090 до 3,5 ГГц и установили несколько рекордов 11 ч.
Норвежцы представили человекоподобного робота для дома и семьи — он мягкий и обтекаемый 12 ч.
Дженсен Хуанг снял с DeepSeek обвинения в обвале акций Nvidia — это инвесторы всё не так поняли 14 ч.