⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Зарождение компьютерной индустрии. Часть 5
Автор: Макс Бланк
Следующая страница →
Первоначально Apple недооценила стратегическую важность вступления на рынок гиганта IBM. Руководство Apple приветствовала IBM рекламой на первой полосе Wall Street Journal, заголовок которой гласил "Добро пожаловать, IBM. Серьезно". Приветствие Apple в Wall Street Journal Но провал нового компьютера Apple III, постепенно уменьшавшаяся доля рынка дали толчок для изменений. До выхода IBM на рынок ПК доля Apple на этом рынке составляла 16% - максимальный показатель, который когда-либо достигала компания. Сразу же после появления на рынке IBM и IBM-совместимых машин рыночная доля Apple стала сокращаться, снизившись к 1982 г. до 6,2% . Проблема заключалась в том, что Apple выросла слишком быстро, существующее руководство не было подготовлено для управления такой крупной корпорацией. Все это послужило причиной найма нового управляющего, которым стал Дж. Скалли, до этого работавший в корпорации PepsiCo. Apple попыталась укрепить свои позиции на различных сегментах рынка, особенно на образовательном. Была развернута программа для обеспечения школ компьютерами Apple под лозунгом "Дети не могут ждать". Действуя таким образом, Apple получила налоговую скидку, но самое главное, прочно обосновалась на стратегически важном рынке. По данным аналитического агентства International Data Corporation, на 1997 г. общая доля рынка компании Apple составила 7,1%, однако на образовательном рынке компания лидировала-53% всех компьютеров в американских школах- Apple Macintosh, 47%-IBM совместимые. Новый виток истории Apple был связан с выпуском в 1984 г. революционно нового компьютера Macintosh. Идея этого компьютера зрела еще с 1979 г. Главным преимуществом этого компьютера являлось использование графического пользовательского интерфейса (Graphic User Interface-GUI), который облегчал пользователю взаимодействие с компьютером. Существует распространенное мнение, что графический пользовательский интерфейс был разработан в Исследовательском центре корпорации Xerox в Пало Альто, а компания Apple просто позаимствовала хорошую идею. Действительно, в 1979 г. группа разработчиков Apple во главе С. Джобсом посетила Пало Альто, где им был продемонстрирован компьютер Alto, обладавший примитивным графическим интерфейсом, и использовавшим компьютерный манипулятор "мышь". Естественно, демонстрация была не бесплатной- Xerox получила право на покупку 100 тыс. акций Apple с существенной скидкой на общую сумму 1 млн. дол. Графический интерфейс пользователя Alto. Графический редактор и менеджер файлов. Но наряду с очевидными преимуществами у Macintosh были и недостатки- архитектура Macintosh, в противоположность IBM PC, была закрытой. Вместо того, чтобы дать возможность воспроизводить компьютеры другим компаниям, как это сделала IBM, Apple использовала запатентованные компоненты, которые сделали невозможным копирование их компьютера. Оригинальный Macintosh нельзя было даже расширять дополнительными платами. Выпуску Macintosh предшествовала большая рекламная кампания - во всех крупных изданиях была размещена реклама нового компьютера. Самым знаменитым стал рекламный ролик, названный "1984", который был показан всего один раз на Суперкубке по американскому футболу, и который в настоящее время рассматривается во всех учебниках рекламного дела. Новый компьютер Apple стал крупным успехом: в первые 74 дня было продано 50 тыс. компьютеров Macintosh. Хорошим продажам компьютера способствовала и сравнительно невысокая цена- 2,495 дол. Apple Macintosh Для успеха новой машины было жизненно необходимо программное обеспечение- Джобс вел интенсивные переговоры с множеством фирм, в том числе и с Microsoft. В 1982 г. Б. Гейтс и С. Джобс подписали контракт о том, что прикладные программы Microsoft Multiplan, Chart и File будут продаваться в комплекте с Macintosh. Контракт оговаривал, что Microsoft не будет выпускать программное обеспечение с графическим пользовательским интерфейсом, пока не пройдет хотя бы год после выхода Macintosh. Гейтс добавил оговорку, что этот срок ограничивается декабрем 1983 г. Особое значение для нового компьютера Apple имела электронная таблица Excel, разработка которой началась в Microsoft. Трудно переоценить значение электронных таблиц для компьютерной индустрии - фактически первая электронная таблица VisiCalc создала спрос на компьютеры Apple. Контракт имел большое значение и для Microsoft - в то время на рынке электронных таблиц первое место прочно удерживала программа Lotus 1-2-3 корпорации Lotus Development, и все попытки Microsoft потеснить ее были тщетными. Разработка программы Excel для Macintosh давала неоценимый опыт разработки приложений, работавших с графическим пользовательским интерфейсом. Гейтс, вдохновленный графическим интерфейсом Macintosh, начал разработку собственного продукта Windows, с помощью которого собирался реализовать на IBM PC графический интерфейс. Между тем, несмотря на хороший старт, сбыт у Apple начал затормаживаться. В силу своей закрытой архитектуры конфигурация Macintosh не могла быть расширена. Macintosh в базовой конфигурации имел ограниченную оперативную память и не включал накопитель на жестком диске. Все это вызвало недовольство первых пользователей, что привело к сокращению продаж. Началось затоваривание на складах компании, ответом на это была реорганизация, проведенная Скалли - на неделю было остановлено производство, было уволено 1500 человек, сняты с производства малоприбыльные продукты. В 1984 г. для стимулирования сбыта были развернуты две масштабные маркетинговые программы: "Попробуй Macintosh", и программа сбыта компьютеров напрямую университетам. Первая заключалась в уже не новой идее дать пользователю возможность бесплатно опробовать компьютер в течение 24 часов. Предполагалось, что пользователь, оценив дружественный интерфейс Macintosh, не пожелает с ним расставаться и приобретет его. Но в действительности, момент для запуска программы был выбран крайне неудачно, программа была запущена в декабре 1984, когда спрос на компьютеры и так всегда высок, да и дилеры не хотели создавать себе лишних проблем, т.е. организовывать у себя подразделения, которые бы выполняли и были ответственными за эту маркетинговую программу. Вторая инициатива заключалась в продвижении Macintosh для использования в университетах. Было заключено соглашение, по которому Apple продавала компьютеры Macintosh университетам по цене всего лишь тысяча долларов (розничная цена-2500 дол.), при условии закупки техники на сумму более 2 млн. дол. Эта программа стала крупным маркетинговым успехом Apple, и еще более утвердила ее на образовательном рынке. Все эти меры дали возможность закрепиться Apple на рынке, однако не решили фундаментальной проблемы компании - закрытой компьютерной архитектуры. Б. Гейтс, видя все более ухудшавшееся положение компании Apple, 25 октября 1985 г. отправил секретный меморандум главе компании Дж. Скалли. В своем меморандуме Гейтс, в частности, отметил, что для увеличения сбыта компьютеров Макинтош его следует сделать индустриальным стандартом, чего можно в свою очередь добиться только, лицензировав архитектуру сторонним разработчикам, поскольку на данный момент ни одной фирме, даже такой крупной как IBM не под силу единолично устанавливать стандарт. "…Закрытость архитектуры компьютеров Макинтош, - пишет он, - препятствует независимым инвестициям в нее. Если принять во внимание независимые фирмы-производители IBM-совместимых компьютеров, то по объему инженерных ресурсов, направленных на развитие их архитектуры, персональные компьютеры IBM, вероятно, более чем в 100 раз превосходят компьютеры Макинтош". Меморандум был продиктован заботой о будущем собственной компании Б. Гейтса - Microsoft, чье положении на рынке программного обеспечения для Макинтошей было гораздо прочнее, чем на рынке IBM-совместимых ПК. При стоимости ПК около 2,5 тыс. дол. Microsoft имела с каждого продаваемого компьютера около 20 дол. лицензионных платежей за операционную систему.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|