Аналитика

Терминатор 2: Компьютерные спецэффекты в фильме

⇣ Содержание

Чтобы смоделировать хромированного человека, начиная с сеточного каркаса и заканчивая полноценным туловищем, команде необходимо было сначала оцифровать Роберта Патрика (Robert Patrick), игравшего "живого" Т-1000. На тело раздетого актёра чёрной краской была нанесена специальная сетка, позволявшая системе собирать данные о физических размерах сканируемого объекта. Затем Патрик был снят двумя камерами, в профиль и анфас, для возможности предоставления компьютеру трёхмерности его тела.

Для оцифровки головы было использовано сканирующее оборудование Cyberware. Полученные в результате сканирования данные, кадр за кадром, были использованы для построения цифрового скелета, на который затем были нанесены контрольные точки для управления движением всего тела. Эта же технология была применена для остальных актёров, в персонажи которых должен был трансформироваться Т-1000.


Роберт Патрик и его цифровое хромированное воплощение
Роберт Патрик и его цифровое хромированное воплощение

Для создания реалистично выглядящей кожи, без швов между полигонами, была создана специальная программа под названием "Body Sock". Благодаря ей, части тела могли быть идеально подогнаны друг к другу, без каких либо последствий (складок, швов и т.д.). По словам Стефана Фангмейера (Stefen Fangmeier), технического директора "Группы движения человека": "Соединение отдельных частей тела всегда было бичом компьютерной графики. Программа "Body Sock" решает эту проблему путём интеллектуального бесшовного соединения различных геометрических фигур, на которые делятся соединяемые объекты. В результате они выглядят как одна гладкая, непрерывная поверхность. Эта программа стала наибольшим достижением программистов ILM в процессе съёмок фильма".


Гордость ILM - идеально гладкая поверхность компьютерной модели Т-1000
Гордость ILM - идеально гладкая поверхность компьютерной модели Т-1000

Ещё одной самодельным продуктом студии, существенно облегчившим создание компьютерной графики к "Терминатору 2", стала программа "Make Sticky". Она позволяла художнику проецировать двухмерные изображения на трёхмерные модели. Согласно Тому Вильямсу (Tom Williams), одному из главных разработчиков программы, во время движения компьютерной модели она "самостоятельно двигает спроецированное изображение в направлении движения трёхмерной модели".

"Make Sticky" изначально разрабатывалась специально для сцены "Шахматный пол", в которой Т-1000 формировался прямо с ровного пола, в то время как его будущая жертва, не видя терминатора, пила кофе. Для создания этой сцены художники сосканировали настоящий пол, после чего спроецировали его на трёхмерную модель трансформирующегося Т-1000. Затем "Make Sticky" самостоятельно накладывала шахматный пол на терминатора, начиная от его появления на полу и заканчивая появлением хромированного человеческого тела.


Make Sticky

Make Sticky
Кадры из сцены, над которой трудились художники ILM, используя программу "Make Sticky"

Кроме этой сцены, программа применялась для создания другой - "Проход сквозь прутья". В ней Роберт Патрик проходит сквозь металлическую решётку, при этом видно, как её прутья вызывают деформацию его тела и головы. Этот эффект был получен в результате съёмки двух планов: первого - с актёром, идущим по пустому коридору, и второго - коридора с решёткой. Оба плана были сосканированы и перенесены в компьютер, после чего компьютерную модель Роберта Патрика подогнали под первый из них. Когда актёр начал проходить через решётку, цифровой двойник заменил живого человека, и "Make Sticky" занялась удержанием прутьев в необходимом положении, в то время как лицо Патрика деформировалось под их воздействием.


Прохождение сквозь железные прутья, и никакой магии
Прохождение сквозь железные прутья, и никакой магии

Всего для "Терминатора 2" ILM создала 43 эффекта с использованием компьютерной графики. Рассказывать о каждом из них не имеет смысла, поэтому остановимся лишь на самых зрелищных и сложных.

Смерть Т-1000 являлась одним из наиболее тяжёлых эпизодов, над которыми работали художники и аниматоры ILM. Это была единственная сцена, разработкой которой занимался не сам Джеймс Кэмерон, а команда Дениса Мюрена.

После падения Т-1000 в расплавленную сталь с ним начали происходить постоянные трансформации: Т-1000 превращался в каждого, чей внешний облик был скопирован им на протяжении всего фильма. Для создания эпизода каждый из живых актёров, в которых превращался терминатор, был снят в чане-ёмкости глубиной 90 см, в которой, под видом расплавленного металла, была налита вода с подсолнечным маслом, а также спрятаны источники подводного освещения для придания субстанции правдоподобного вида. Затем, с помощью компьютерной анимации, был произведён морфинг Т-1000 из одного персонажа в другой, а также добавлены компьютерные брызги, волнообразное движение "стали" и дым. Из 64 секунд эпизода 53 были созданы с применением компьютерной графики и анимации, что позволяет назвать его "самым длинным спецэффектом" в фильме.

Процесс создания сцены с вертолётом, которая хоть и меньше по времени, был не менее трудоёмким. Для неё было использовано специальное программное обеспечение для морфинга, написанное для фильма "Бездна". Тем не менее, программа была улучшена, а также обогащена новыми настройками, позволившими более точно передавать структуру "жидкого металла". Вначале было запечатлено внутреннее убранство кабины вертолёта, затем отснятый материал был отсканирован. Наложение компьютерного эффекта "перетекающего металла" было довольно лёгким. Трудности возникли, когда уже сформировавшемуся Т-1000 необходимо было сказать фразу "Вон" ("Get out"). Для этого было отсканировано неподвижное лицо актёра, а также все его изменения при произношении отдельных букв. Затем оцифрованный материал соединили в один для имитации произношения фразы.


Умельцы из ILM не только превратили массу жидкого металла в хромированного человека, но и заставили её говорить

Умельцы из ILM не только превратили массу жидкого металла в хромированного человека, но и заставили её говорить

Умельцы из ILM не только превратили массу жидкого металла в хромированного человека, но и заставили её говорить
Умельцы из ILM не только превратили массу жидкого металла в хромированного человека, но и заставили её говорить

Кроме применения трёхмерных редакторов для моделирования объектов, команда художников ILM использовала графические редакторы, среди которых главным был Adobe Photoshop, работавший на компьютерах Macintosh. Этот редактор в виде бета-версии использовался при создании компьютерных спецэффектов к "Бездне", но в конце 1990 года существовала "вылизанная" программистами Adobe версия 1.х, значительно превосходившая свою предшественницу.

Использование графических редакторов позволило значительно сократить задержки с коррекцией видеокадров: если раньше необходимо было проделывать повторный рендеринг кадра, теперь художнику достаточно было, используя цифровой планшет и Photoshop, зарисовать возникший артефакт. Необходимость создания специального программного обеспечения для удаления таких артефактов отпала.

"Одной из главных проблем, с которой мы сталкиваемся при создании спецэффектов, является не 100-процентная гарантия того, что наше мастерство будет работать на нас всегда", - говорил Денис Мюрен, - "Пиротехнический взрыв может быть испорчен даже самым маленьким обломком, появившемся в кадре не во время; канаты, поддерживающие "летящего" человека могут быть видны даже несмотря на их закраску. В таких случаях бракованные сцены следует переснимать. Но, благодаря графическим редакторам и их возможности вырезания и вставки любой части кадра, появилась возможность корректировать изображение, тем самым значительно экономя деньги и время".

Photoshop использовался практически повсеместно. Например, в сцене, где хромированный Т-1000, выйдя из лифта психбольницы, начал бежать за полицейской машиной, графический редактор помог закрасить разрывы между плечами и телом. Подобным методом Денис Мюрен обработал 30% всех кадров с компьютерной графикой. Результат работы ILM обошёлся киностудии Carolco Pictures в 12 млн. долл. и восемь месяцев работы. При этом компьютерные спецэффекты в фильме заняли всего 3,5 минуты.

ILM пришлось бы потратить на создание спецэффектов значительно больше времени, если бы не помощь Stan Winston Studios. Президент студии Стен Уинстон (Stan Winston) со своей группой художников, скульпторов и техников создал, как для ILM, так и для других студий множество мелких и крупных вещей, фигурировавших в фильме.


Стен Уинстон
Стен Уинстон - человек, за плечами которого стоит создание моделей для фильмов "Хищник" ("Predator"), "Чужие" ("Aliens"), "Кинг Конг" ("King Kong"), "Парк Юрского периода" ("Jurassic Park"), ну и, конечно же "Терминатор" и "Терминатор 2"

Для сцен с морфингом Т-1000 было создано множество протезов, которые затем были одеты на Роберта Патрика. Сюда входили руки и пальцы, трансформирующиеся в пики, ножи и лезвия. Для "ран", остающихся на теле Т-1000 от выстрелов, был изготовлен целый набор воронок сделанных из хромированной пенообразной резины. Под ней был скрыт пружинный механизм, мгновенно выталкивающий резину вперёд для создания "глубины от раны". Опять таки, для Т-1000 были созданы специальные куклы, изображающие разорванную голову и туловище Патрика. Механизмы, спрятанные внутри кукол (названных "голова из соуса" и "человек-крендель"), приводились в движение с помощью проводных джойстиков и устройств радиоуправления.

Для других сцен фильма Уинстон также создал более двенадцати частичных и полных копий Т-800, включая двигающуюся куклу Шварценеггера, идущего по коридору исследовательского центра Cyberdyne Systems и получающего очереди пуль прямо в лицо. Кроме туловища, в арсенале Кэмерона были макеты частично повреждённой головы Т-800, предназначенной для съёмок финальной схватки с Т-1000. Пользуясь опытом, накопленным ещё со времён первого "Терминатора", Уинстон смоделировал для Шварценеггера многослойную лицевую накладку с глазным яблоком, имитирующую часть головы Т-800, которая видна сквозь содранную кожу "внешней оболочки". Для кошмара Сары Коннор Stan Winston Studios создала куклу актрисы Линды Хамильтон (Linda Hamilton), а также несколько кукол детей.


человек-крендель
"человек-крендель"

рука-лезвие
рука-лезвие

накладка с глазным яблоком
накладка с глазным яблоком

Т-800 и кукла Сары Коннор
Т-800 и кукла Сары Коннор

В общем, студия создала более тысячи различных шаблонов, элементов интерьера сцен и также кукол для фильма.

О чём, собственно, речь?

Вряд ли среди читателей найдутся люди, хоть раз не смотревшие "Терминатор 2". Сюжет картины расписывать нет смысла, поэтому ограничимся одним абзацем.

Cобытия фильма разворачиваются через 10 лет после первого "Терминатора". Желая защитить себя в прошлом, Джон Коннор (Едди Фарлонг, Eddie Furlong) посылает в прошлое перепрограммированного терминатора модели Т-800 (Арнольд Шварценеггер). Но враг всего человечества, сеть Skynet, отправляет в то же время (1995 год) новую модель терминатора - Т-1000 (человеческое подобие играет Роберт Патрик), способного принимать форму любого живого существа, с которым он контактировал. Т-800 находит мальчика, после чего они освобождают мать Джона, Сару Коннор. Затем вся троица при помощи учёного Майлса Дайсона (Джо Мортон, Joe Morton) уничтожает разработки корпорации Cyberdyne Systems, занимающейся созданием искусственного интеллекта и, в конце концов, бросает вызов самому Т-1000. В результате продолжительной схватки погибает Т-1000, порядком покорёженный Т-800 приносит себя в жертву во избежание попадания к алчным учёным и военным, а Сара и Джон Конноры остаются живы и здоровы. Угроза восстания машин и ядерной войны, вроде бы, миновала, так что можно жить спокойно, во всяком случае, до выхода "Терминатора 3".

"Hasta la vista, baby"

Ещё во время съёмок картины была начата работа по созданию готового фильма, для чего пришлось обработать около трёхсот тысяч метров видеоплёнки. В конечном итоге был использован лишь 1% от всей длины - 3000 метров видеоматериала. Что касается продолжительности фильма, она составила 2 часа 19 минут.

Рекламная компания ожидаемого всеми фильма была начата ещё до окончания съёмочных работ. Лицензирование "Терминатора 2" включало в себя: написание романа, за который отвечал писатель Ренделл Фрейкс (Randall Frakes), создание цикла комиксов (Marvel), производство игрушечных моделей героев фильма (Kenner), а также выпуск различных чашек, коллекционных карт, наклеек, футболок и пр. Компаниями Williams, Bally и Midway были созданы автоматы для игры в "пинбол", десятки игровых студий лицензировали мир "Терминатора 2" для создания компьютерных и консольных игр.

В результате проведённых действий, фильм, вышедший на экраны кинотеатров 3 июля 1991 года, принёс 200 млн. долл. прибыли только в одних США. Мировой прокат составил более 500 млн. долл. Учитывая, что бюджет фильма составил 82 млн. долл., можно с уверенностью заявить о невероятном успехе "Терминатора 2". Если включить в сумму кинопроката продажи видеокассет, компьютерных и видео игр, а также лицензии, фильм принёс около одного миллиарда долларов.

Сценарий фильма был удостоен награды Рея Бредбери (Ray Bradbury Award) за "Лучший фантастический сюжет". Ядерный взрыв Лос-Анджелеса был признан учёными Лаборатории по Исследованию Атомной Энергии наиболее совершенным и реалистичным взрывом, когда-либо созданным для кинематографа. 30 марта 1992 года "Терминатор 2" получил четыре награды Academy Awards. Кроме того, фильм "унёс с собой" четыре Оскара в номинациях: "Лучший макияж", "Лучший звук", "Лучшие звуковые эффекты" и, конечно же, "Лучшие визуальные эффекты". Кроме этих наград, творение Кэмерона получило множество других, таких как Saturn Awards, People's Choice и MTV Movie Awards.

"Терминатор 2" вознёс своего режиссёра, сценариста и продюсера, Джеймса Кэмерона на вершину Олимпа киноиндустрии, открыв мэтру дорогу для создания шедевров "Правдивая ложь" ("True Lies") и "Титаник" ("Titanic").

ILM, получив Оскар за лучшие спецэффекты, через некоторое время подписала контракт со Стивеном Спилбергом (Steven Spielberg) на производство компьютерной графики для фильма "Парк Юрского периода" ("Jurassic Park"), которому будет посвящена следующая часть цикла. Интересное о Терминаторе

Напоследок несколько интересных фактов. Если учесть, что гонорар Арнольда Шварценнегера за "Терминатор 2" составил 15 млн. долл., и принять во внимание 700 слов, которые он промолвил в фильме, получается, что за каждое слово актёру заплатили 21429 долл. Знаменитая фраза "Hasta la vista, baby" обошлась студии Carolco Pictures в 85716 долл. Парадокс, но Шварценеггер не был самым высокооплачиваемым актёром в фильме. Минута "съёмок" компьютерной модели Т-1000 стоила около 460000 долл., тогда как за это же время главному герою фильма платили "лишь" 200000 долл.

Вполне возможно, что и среди Вас, уважаемые читатели, есть люди, обучающиеся актёрскому мастерству, или уже являющиеся полноценными актёрами и актрисами. В таком случае разрешите пожелать Вам, да и всем другим, творческого успеха и гонораров Шварценеггера и Т-1000, в конце концов, мечтать никогда не вредно.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥