Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

Терминатор 2: Компьютерные спецэффекты в фильме

⇣ Содержание

Декабрь 1985 года ознаменовался появлением первого компьютерного персонажа - "стеклянного рыцаря" из фильма "Молодой Шерлок Холмс" ("Young Sherlock Holmes"), созданного LucasFilm CG.


 Родоначальник семейства компьютерных актёров
Родоначальник семейства компьютерных актёров

Фильм "Ива" ("Willow"), вышедший в 1988 году, стал первой кинолентой, над которой работала, начавшая заниматься компьютерными спецэффектами, студия Industrial Light & Magic (ILM) Джорджа Лукаса (George Lucas). Созданное специалистами ILM программное обеспечение для морфинга (преобразования одного тела в другое) использовалось для компьютерной анимации превращения козла в женщину.

Успех "Ивы" сыграл ILM на руку: именно подразделение Лукаса (а не студия Pixar, также являвшаяся претендентом) получило заказ на создание и анимацию "водяной псевдоструи" в фильме "Бездна" ("Abyss"), вышедшего в августе 1989 года. Невероятно сложная компьютерная графика принесла фильму "Оскар" за лучшие спецэффекты. Кроме того, фильм был номинирован на три Оскара в других категориях.


 Морфинг струи воды - очередная победа ILM на поприще компьютерных спецэффектов в фильмах
Морфинг струи воды - очередная победа ILM на поприще компьютерных спецэффектов в фильмах

В 1990 году киноиндустрия преподнесла зрителю несколько фильмов, в которых была использована компьютерная графика и анимация. Молодая студия Rhythm & Hues создала более 30 эпизодов с фотореалистичными самолётами, авиабомбами и дымом для фильма "Полёт злоумышленника" ("Flight of the Intruder"). Другая молодая компания, deGraf/Wahrman, анимировала голову "курецеподобного" робота в фильме "Робокоп 2" ("Robocop 2"). Фильм "Крепкий орешек 2" частью своих спецэффектов обязан вездесущей ILM, занимавшейся компьютерной закраской отдельных элементов в кадре, а также композицией видеоматериала с использованием "синего экрана" в качестве фона.

Последний фильм, на который стоит обратить внимание - " Вспомнить всё " ("Total Recall"), вышедший в июне 1990 года. Для анимации скелетов людей студия Metrolight Studios использовала технику "захвата движения" (motion capture). Позже фильм был удостоен награды Academy Award в номинации "Лучшие спецэффекты".


 Вспомнить всё
Кадр компьютерного рентгена из фильма " Вспомнить всё "

Компьютерная графика и анимация во всех вышеперечисленных фильмах (за исключением, разве что, "Бездны") была эволюционной. Очередная революция произошла в 1991 году с выходом фильма "Терминатор 2: Судный день" ("Terminator 2: Judgment Day"), покорившего миллионы зрителей и сразу ставшего классикой фантастического кинематографа.

Леонардо Да Винчи современного кинематографа

Увлечение 15-летнего Джеймса Кэмерона (James Cameron) кинофильмами началось с просмотра шедевра Стенли Кубрика (Stanley Kubrick) - картины "2001: Космическая одиссея" ("2001: A Space Odyssey"), произвёдшей на будущего режиссёра невероятное впечатление: "Я просмотрел её десять раз, потому что не мог понять, как же им удалось сделать ТАКОЕ". С этого момента Кэмерон увлекаться научной фантастикой, а также начал создавать миниатюрные модели для их использования в своих собственных фильмах, которые он снимал на 16-мм любительскую камеру своего отца.


 Джеймс Кэмерон
Создатель культовых фильмов: "Чужие", "Терминатор", "Титаник" - Джеймс Кэмерон

К сожалению, дальнейший период жизни Кэмерона никакого отношения к киноиндустрии не имела, да и самому Джеймсу было не до неё. Желание создавать фильмы напомнило о себе после выхода картины "Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда" ("Star Wars. Episode IV: A new hope"). "Именно такой фильм я хотел бы снять", - вспоминает режиссёр.

Начав увлекаться спецэффектами, Кэмерон вместе с двумя своими друзьями приобретал или собственноручно создавал разное оборудование. Через два года отделом спецэффектов Джеймса, находящемся в то время в гостиной его дома, был создан 10-минутный фильм, который стал "пропуском" для принятия Кэмерона в киностудию New World Pictures.

Через некоторое время начинающему режиссёру поручили заняться созданием фильма "Пиранья 2: Нерест" ("Piranha II: The Spawning"). Съёмки кинокартины были очень тяжелыми), доходило до того, что Джеймсу приходилось собственноручно изготавливать резиновые копии пираний), к тому же в конце работ над фильмом итальянский продюсер, Овидио Ассонитис (Ovidio Assonitis), отстранил Кэмерона от монтажа отснятого материала. Слова продюсера не стали преградой для Джеймса, и он тайно, словно Леонардо Да Винчи, проникая каждую ночь в киностудию, в одиночку произвёл повторный монтаж картины.

В конце концов, Кэмерон получил урок, который никогда не будет забыт. "Этот фильм сделал меня недоверчивым к любому человеку, обладающему властью при создании кинофильма", - говорит режиссёр. Тем не менее, именно "Пиранья 2" развила невероятное упорство и железную выдержку будущего мэтра киноиндустрии, которые и стали ключом к появлению последующих его картин-шедевров.

Конвейер блокбастеров

Позабытый всеми, болеющий гриппом Кэмерон, живя в Риме, придумал историю о роботе-убийце, сражающемся против людей в будущем. Однажды он увидел её в своём сне, и эта сцена очень отчётливо запечатлелась в его голове. "Я нарисовал эскиз Терминатора, очень похожего на финальную версию в фильме, крадущегося за раненой девушкой", - говорил он.

Несмотря на то, что созданный эскиз не понравился агенту Кэмерона, Джеймс не расстроился, и начал писать сценарий, в котором были соединены научная фантастика и человеческие отношения, взятые из его собственной жизни. Результат был продан продюсеру Гейл Энн Херд (Gale Anne Hurd) за 1 доллар с одним лишь условием: Кэмерон будет режиссёром фильма.

Фильм "Терминатор" ("Terminator"), премьера которого состоялась 24 октября 1984 года, моментально стал классикой фантастики. Снятый с удивительно низким бюджетом - 6,5 млн. долл., фильм принёс 38,4 млн. долл. прибыли лишь в одной Америке, и 100 млн. долл. По всему миру. Благодаря "Терминатору", Кэмерон стал знаменитым.

Не желая останавливаться на достигнутом, Джеймс занялся написанием сценариев к фильмам "Рэмбо: Первая кровь" ("Rambo: First Blood") и "Чужие" ("Aliens"). Режиссёром последней картины стал сам Кэмерон. И вновь упорство мэтра не замедлило принести свои плоды: вышедший на экраны кинотеатров в 1986 году фильм "Чужие" принёс 83 млн. долл. (180 млн. долл. по всему миру), стал обладателем двух Оскаров и был номинирован на семь наград Academy Awards.

1989 год ознаменовался выходом фильма "Бездна. Одному из наиболее технологически трудных в создании фильмов (невероятные подводные съёмки, превосходная компьютерная графика и спецэффекты), "Бездне" не судилось повторить успех "Чужих". Мало кому понятный конец фильма (вариантов концовки в процессе съёмок было три, одна невероятнее другой), а также задержки с появлением на экранах кинотеатров вызвали волну критических отзывов. В результате фильм, на производство которого было потрачено, по разным источникам, от 40 до 60 млн. долл., смог принести лишь 54 млн. долл. Тем не менее, картина была удостоена премии Оскар и Academy Award в номинации "За лучшие спецэффекты в фильме".

Неторопливый процесс съёмок "Бездны" стал ещё одним уроком для Кэмерона. Поэтому к началу работ над "Терминатором 2: Судный день", выход которого был запланирован на 3 июля 1991 года, режиссёр имел чёткий план робот с учётом всех возможных задержек.

Процесс повторной "терминаторизации"

Джеймс Кэмерон вынашивал идею создания сиквела со времён первого "Терминатора". "Арнольд (Шварценеггер, Arnold Schwarzenegger) обсуждал со мной возможность создания следующей части", - говорил режиссёр, - "Я сказал ему: "Я не буду делать точно такой же фильм. Теперь ты будешь играть хорошего терминатора". Кэмерон также придумал новый тип киборга-убийцы, само трансформирующуюся модель Т-1000, но технически возможность его моделирования и анимации для фильма (о механической модели речи быть не могло вследствие природы "жидкостной формы" Т-1000) отсутствовала вплоть до появления "Бездны".

Съёмка фильма, начавшаяся 9 октября 1990 года, отняла у команды Кэмерона, достигавшей иногда 200 человек, 103 дня. Для сравнения: первая часть "Терминатора" была снята за 48 дней. Для работ над спецэффектами были задействованы 4 крупных студии и несколько студий поменьше.

Видеоматериалы, требовавшие наибольшее количество компьютерных спецэффектов, снимались командой Кэмерона в первую очередь. Данное решение было принято режиссёром для обеспечения студий, занимавшихся их обработкой, максимально возможным количеством времени. Повторения ситуации с "Бездной" Джеймс не хотел.

Студия Fantasy II Film Effects, услугами которой Кэмерон пользовался ещё со времён первого "Терминатора", занималась созданием вступительной сцены - войны будущего между повстанцами-людьми и роботами. Для этого были использованы миниатюрные модели техники, а также оптические спецэффекты для создания лазерных лучей. Кроме вступительной сцены, Fantasy II работала над эпизодом аварии грузовика с жидким азотом, также созданного с использованием 4-метровой модели машины.


 Кадры из сцен фильма, над которыми работала студия Fantasy II Film Effects

 Кадры из сцен фильма, над которыми работала студия Fantasy II Film Effects

 Кадры из сцен фильма, над которыми работала студия Fantasy II Film Effects
Кадры из сцен фильма, над которыми работала студия Fantasy II Film Effects

Для создания ядерного взрыва в центре Лос-Анджелеса была нанята студия 4-Ward Production. После многочасового просмотра видеозаписей с реальными атомными взрывами, братья Роберт и Деннис Скотак (Robert и Dennis Skotak) вместе со своими помощниками построили множество миниатюрных копий строений и разнесли их в пух и прах воздухомётом. Для начала сцены, когда над городом поднимается ядерный гриб, братья Скотак создали многоуровнёвое изображение города и добавили расширяющийся взрыв, а также распадающиеся строения с помощью программы Electric Image, работавшей на компьютере Macintosh фирмы Apple. Кроме того, студия работала над кадрами с расплавленной сталью, а также над сценой рассыпания и повторного соединения "частей" Т-1000, для которой использовалась чистая ртуть и нагнетатели воздуха.


 Со своей задачей, подрывом Лос-Анджелеса, 4-Ward Production справилась блестяще

 Со своей задачей, подрывом Лос-Анджелеса, 4-Ward Production справилась блестяще

 Со своей задачей, подрывом Лос-Анджелеса, 4-Ward Production справилась блестяще
Со своей задачей, подрывом Лос-Анджелеса, 4-Ward Production справилась блестяще

Но "Терминатор 2" не имел бы и толики своего успеха без невероятных сцен трансформации Т-1000, которыми занимались студии ILM и Stan Winston Studios.

Для работ над фильмом художникам и аниматорам подразделения Джорджа Лукаса необходимо было самое совершенное аппаратное и программное обеспечение, на что было потрачено 3,5 млн. долл. За эти деньги были куплены 35 графических станций Silicon Graphics Personal Iris 4D и программное обеспечение компании Alias Research - Alias 2.4.2 (использовавшееся ещё при создании "Бездны"), а также третье поколение программ трёхмерного моделирования - Alias Power Animator.

Кроме того, программистами было написано 100000 строк текста дополнительных плагинов для ПО компании Alias, а также программ, созданных специально для "Терминатора 2", о которых мы расскажем позже. Финальный рендеринг был осуществлён пакетом RenderMan студи Pixar, который к 1990 году смог обрабатывать более 80 млн. полигонов в сцене.


 Silicon Graphics Personal Iris 4D в максимальной комплектации обрабатывала до 20000 полигонов в секунду
Silicon Graphics Personal Iris 4D в максимальной комплектации обрабатывала до 20000 полигонов в секунду

ILM необходимо было создать 7965 кадров трёхмерной анимации, при этом "Терминатор 2" был первым фильмом, в котором композиция всех спецэффектов производилась на компьютере. Для достижения этой цели старый фильм-сканер производства ILM и Kodak, сканирующий и сохраняющий минуту видеозаписи за 16 часов, был заменён на "Трёхлинейный цветной цифровой сканер с высокой разрешающей способностью", разработка которого началась ещё в 1988 году.

Обновление затронуло не только компьютерную аппаратуру студии, но и её кадровый состав. Отдел компьютерной графики, куда ранее входило восемь человек, стал насчитывать более сорока аниматоров и программистов. Основная команда художников, которую возглавлял Деннис Мюрен (Dennis Muren) начала свою работу с создания физической копии терминатора Т-1000.


 Один из самых выдающихся аниматоров ILM - Денис Мюрен
Один из самых выдающихся аниматоров ILM - Денис Мюрен

После этого он был отсканирован с помощью оборудования компании Cyberware. Анимация превращения Т-1000 проходила через пять раздельных стадий: от аморфной капли жидкого металла через стадию "хромированного человекоподобного существа" до реалистично выглядящего человека.


 Последовательность превращения компьютерной модели Т-1000 в живого актёра

 Последовательность превращения компьютерной модели Т-1000 в живого актёра

 Последовательность превращения компьютерной модели Т-1000 в живого актёра

 Последовательность превращения компьютерной модели Т-1000 в живого актёра

 Последовательность превращения компьютерной модели Т-1000 в живого актёра
Последовательность превращения компьютерной модели Т-1000 в живого актёра

Работа над кадрами из категории "тяжёлые, очень тяжёлые и невероятно тяжёлые" была разделена между шестью командами художников и аниматоров, которыми руководила Джанет Хили (Janet Healy). Одна из команд, "Группа движения человека" ("The Human Motion Group") отвечала за создание хромированного туловища Т-1000 - предпоследней стадии трансформации терминатора. "Для того, чтобы создать хромированное туловище, необходимо следовать законам физики", - говорил глава команды, Линкольн Ху (Lincoln Hu), - "Шагающее существо из хрома, даже не смотря на всю вымышленность, должно правильно передвигаться и отражать, иначе существует риск потери интереса к нему со стороны обычных зрителей".

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 4 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 4 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 5 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 12 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 17 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 19 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 20 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 20 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 21 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 21-12 08:39