⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Терминатор 2: Компьютерные спецэффекты в фильме
Декабрь 1985 года ознаменовался появлением первого компьютерного персонажа - "стеклянного рыцаря" из фильма "Молодой Шерлок Холмс" ("Young Sherlock Holmes"), созданного LucasFilm CG. Родоначальник семейства компьютерных актёров Фильм "Ива" ("Willow"), вышедший в 1988 году, стал первой кинолентой, над которой работала, начавшая заниматься компьютерными спецэффектами, студия Industrial Light & Magic (ILM) Джорджа Лукаса (George Lucas). Созданное специалистами ILM программное обеспечение для морфинга (преобразования одного тела в другое) использовалось для компьютерной анимации превращения козла в женщину. Успех "Ивы" сыграл ILM на руку: именно подразделение Лукаса (а не студия Pixar, также являвшаяся претендентом) получило заказ на создание и анимацию "водяной псевдоструи" в фильме "Бездна" ("Abyss"), вышедшего в августе 1989 года. Невероятно сложная компьютерная графика принесла фильму "Оскар" за лучшие спецэффекты. Кроме того, фильм был номинирован на три Оскара в других категориях. Морфинг струи воды - очередная победа ILM на поприще компьютерных спецэффектов в фильмах В 1990 году киноиндустрия преподнесла зрителю несколько фильмов, в которых была использована компьютерная графика и анимация. Молодая студия Rhythm & Hues создала более 30 эпизодов с фотореалистичными самолётами, авиабомбами и дымом для фильма "Полёт злоумышленника" ("Flight of the Intruder"). Другая молодая компания, deGraf/Wahrman, анимировала голову "курецеподобного" робота в фильме "Робокоп 2" ("Robocop 2"). Фильм "Крепкий орешек 2" частью своих спецэффектов обязан вездесущей ILM, занимавшейся компьютерной закраской отдельных элементов в кадре, а также композицией видеоматериала с использованием "синего экрана" в качестве фона. Последний фильм, на который стоит обратить внимание - " Вспомнить всё " ("Total Recall"), вышедший в июне 1990 года. Для анимации скелетов людей студия Metrolight Studios использовала технику "захвата движения" (motion capture). Позже фильм был удостоен награды Academy Award в номинации "Лучшие спецэффекты". Кадр компьютерного рентгена из фильма " Вспомнить всё " Компьютерная графика и анимация во всех вышеперечисленных фильмах (за исключением, разве что, "Бездны") была эволюционной. Очередная революция произошла в 1991 году с выходом фильма "Терминатор 2: Судный день" ("Terminator 2: Judgment Day"), покорившего миллионы зрителей и сразу ставшего классикой фантастического кинематографа. Леонардо Да Винчи современного кинематографаУвлечение 15-летнего Джеймса Кэмерона (James Cameron) кинофильмами началось с просмотра шедевра Стенли Кубрика (Stanley Kubrick) - картины "2001: Космическая одиссея" ("2001: A Space Odyssey"), произвёдшей на будущего режиссёра невероятное впечатление: "Я просмотрел её десять раз, потому что не мог понять, как же им удалось сделать ТАКОЕ". С этого момента Кэмерон увлекаться научной фантастикой, а также начал создавать миниатюрные модели для их использования в своих собственных фильмах, которые он снимал на 16-мм любительскую камеру своего отца. Создатель культовых фильмов: "Чужие", "Терминатор", "Титаник" - Джеймс Кэмерон К сожалению, дальнейший период жизни Кэмерона никакого отношения к киноиндустрии не имела, да и самому Джеймсу было не до неё. Желание создавать фильмы напомнило о себе после выхода картины "Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда" ("Star Wars. Episode IV: A new hope"). "Именно такой фильм я хотел бы снять", - вспоминает режиссёр. Начав увлекаться спецэффектами, Кэмерон вместе с двумя своими друзьями приобретал или собственноручно создавал разное оборудование. Через два года отделом спецэффектов Джеймса, находящемся в то время в гостиной его дома, был создан 10-минутный фильм, который стал "пропуском" для принятия Кэмерона в киностудию New World Pictures. Через некоторое время начинающему режиссёру поручили заняться созданием фильма "Пиранья 2: Нерест" ("Piranha II: The Spawning"). Съёмки кинокартины были очень тяжелыми), доходило до того, что Джеймсу приходилось собственноручно изготавливать резиновые копии пираний), к тому же в конце работ над фильмом итальянский продюсер, Овидио Ассонитис (Ovidio Assonitis), отстранил Кэмерона от монтажа отснятого материала. Слова продюсера не стали преградой для Джеймса, и он тайно, словно Леонардо Да Винчи, проникая каждую ночь в киностудию, в одиночку произвёл повторный монтаж картины. В конце концов, Кэмерон получил урок, который никогда не будет забыт. "Этот фильм сделал меня недоверчивым к любому человеку, обладающему властью при создании кинофильма", - говорит режиссёр. Тем не менее, именно "Пиранья 2" развила невероятное упорство и железную выдержку будущего мэтра киноиндустрии, которые и стали ключом к появлению последующих его картин-шедевров. Конвейер блокбастеровПозабытый всеми, болеющий гриппом Кэмерон, живя в Риме, придумал историю о роботе-убийце, сражающемся против людей в будущем. Однажды он увидел её в своём сне, и эта сцена очень отчётливо запечатлелась в его голове. "Я нарисовал эскиз Терминатора, очень похожего на финальную версию в фильме, крадущегося за раненой девушкой", - говорил он. Несмотря на то, что созданный эскиз не понравился агенту Кэмерона, Джеймс не расстроился, и начал писать сценарий, в котором были соединены научная фантастика и человеческие отношения, взятые из его собственной жизни. Результат был продан продюсеру Гейл Энн Херд (Gale Anne Hurd) за 1 доллар с одним лишь условием: Кэмерон будет режиссёром фильма. Фильм "Терминатор" ("Terminator"), премьера которого состоялась 24 октября 1984 года, моментально стал классикой фантастики. Снятый с удивительно низким бюджетом - 6,5 млн. долл., фильм принёс 38,4 млн. долл. прибыли лишь в одной Америке, и 100 млн. долл. По всему миру. Благодаря "Терминатору", Кэмерон стал знаменитым. Не желая останавливаться на достигнутом, Джеймс занялся написанием сценариев к фильмам "Рэмбо: Первая кровь" ("Rambo: First Blood") и "Чужие" ("Aliens"). Режиссёром последней картины стал сам Кэмерон. И вновь упорство мэтра не замедлило принести свои плоды: вышедший на экраны кинотеатров в 1986 году фильм "Чужие" принёс 83 млн. долл. (180 млн. долл. по всему миру), стал обладателем двух Оскаров и был номинирован на семь наград Academy Awards. 1989 год ознаменовался выходом фильма "Бездна. Одному из наиболее технологически трудных в создании фильмов (невероятные подводные съёмки, превосходная компьютерная графика и спецэффекты), "Бездне" не судилось повторить успех "Чужих". Мало кому понятный конец фильма (вариантов концовки в процессе съёмок было три, одна невероятнее другой), а также задержки с появлением на экранах кинотеатров вызвали волну критических отзывов. В результате фильм, на производство которого было потрачено, по разным источникам, от 40 до 60 млн. долл., смог принести лишь 54 млн. долл. Тем не менее, картина была удостоена премии Оскар и Academy Award в номинации "За лучшие спецэффекты в фильме". Неторопливый процесс съёмок "Бездны" стал ещё одним уроком для Кэмерона. Поэтому к началу работ над "Терминатором 2: Судный день", выход которого был запланирован на 3 июля 1991 года, режиссёр имел чёткий план робот с учётом всех возможных задержек. Процесс повторной "терминаторизации"Джеймс Кэмерон вынашивал идею создания сиквела со времён первого "Терминатора". "Арнольд (Шварценеггер, Arnold Schwarzenegger) обсуждал со мной возможность создания следующей части", - говорил режиссёр, - "Я сказал ему: "Я не буду делать точно такой же фильм. Теперь ты будешь играть хорошего терминатора". Кэмерон также придумал новый тип киборга-убийцы, само трансформирующуюся модель Т-1000, но технически возможность его моделирования и анимации для фильма (о механической модели речи быть не могло вследствие природы "жидкостной формы" Т-1000) отсутствовала вплоть до появления "Бездны". Съёмка фильма, начавшаяся 9 октября 1990 года, отняла у команды Кэмерона, достигавшей иногда 200 человек, 103 дня. Для сравнения: первая часть "Терминатора" была снята за 48 дней. Для работ над спецэффектами были задействованы 4 крупных студии и несколько студий поменьше. Видеоматериалы, требовавшие наибольшее количество компьютерных спецэффектов, снимались командой Кэмерона в первую очередь. Данное решение было принято режиссёром для обеспечения студий, занимавшихся их обработкой, максимально возможным количеством времени. Повторения ситуации с "Бездной" Джеймс не хотел. Студия Fantasy II Film Effects, услугами которой Кэмерон пользовался ещё со времён первого "Терминатора", занималась созданием вступительной сцены - войны будущего между повстанцами-людьми и роботами. Для этого были использованы миниатюрные модели техники, а также оптические спецэффекты для создания лазерных лучей. Кроме вступительной сцены, Fantasy II работала над эпизодом аварии грузовика с жидким азотом, также созданного с использованием 4-метровой модели машины. Кадры из сцен фильма, над которыми работала студия Fantasy II Film Effects Для создания ядерного взрыва в центре Лос-Анджелеса была нанята студия 4-Ward Production. После многочасового просмотра видеозаписей с реальными атомными взрывами, братья Роберт и Деннис Скотак (Robert и Dennis Skotak) вместе со своими помощниками построили множество миниатюрных копий строений и разнесли их в пух и прах воздухомётом. Для начала сцены, когда над городом поднимается ядерный гриб, братья Скотак создали многоуровнёвое изображение города и добавили расширяющийся взрыв, а также распадающиеся строения с помощью программы Electric Image, работавшей на компьютере Macintosh фирмы Apple. Кроме того, студия работала над кадрами с расплавленной сталью, а также над сценой рассыпания и повторного соединения "частей" Т-1000, для которой использовалась чистая ртуть и нагнетатели воздуха. Со своей задачей, подрывом Лос-Анджелеса, 4-Ward Production справилась блестяще Но "Терминатор 2" не имел бы и толики своего успеха без невероятных сцен трансформации Т-1000, которыми занимались студии ILM и Stan Winston Studios. Для работ над фильмом художникам и аниматорам подразделения Джорджа Лукаса необходимо было самое совершенное аппаратное и программное обеспечение, на что было потрачено 3,5 млн. долл. За эти деньги были куплены 35 графических станций Silicon Graphics Personal Iris 4D и программное обеспечение компании Alias Research - Alias 2.4.2 (использовавшееся ещё при создании "Бездны"), а также третье поколение программ трёхмерного моделирования - Alias Power Animator. Кроме того, программистами было написано 100000 строк текста дополнительных плагинов для ПО компании Alias, а также программ, созданных специально для "Терминатора 2", о которых мы расскажем позже. Финальный рендеринг был осуществлён пакетом RenderMan студи Pixar, который к 1990 году смог обрабатывать более 80 млн. полигонов в сцене. Silicon Graphics Personal Iris 4D в максимальной комплектации обрабатывала до 20000 полигонов в секунду ILM необходимо было создать 7965 кадров трёхмерной анимации, при этом "Терминатор 2" был первым фильмом, в котором композиция всех спецэффектов производилась на компьютере. Для достижения этой цели старый фильм-сканер производства ILM и Kodak, сканирующий и сохраняющий минуту видеозаписи за 16 часов, был заменён на "Трёхлинейный цветной цифровой сканер с высокой разрешающей способностью", разработка которого началась ещё в 1988 году. Обновление затронуло не только компьютерную аппаратуру студии, но и её кадровый состав. Отдел компьютерной графики, куда ранее входило восемь человек, стал насчитывать более сорока аниматоров и программистов. Основная команда художников, которую возглавлял Деннис Мюрен (Dennis Muren) начала свою работу с создания физической копии терминатора Т-1000. Один из самых выдающихся аниматоров ILM - Денис Мюрен После этого он был отсканирован с помощью оборудования компании Cyberware. Анимация превращения Т-1000 проходила через пять раздельных стадий: от аморфной капли жидкого металла через стадию "хромированного человекоподобного существа" до реалистично выглядящего человека. Последовательность превращения компьютерной модели Т-1000 в живого актёра Работа над кадрами из категории "тяжёлые, очень тяжёлые и невероятно тяжёлые" была разделена между шестью командами художников и аниматоров, которыми руководила Джанет Хили (Janet Healy). Одна из команд, "Группа движения человека" ("The Human Motion Group") отвечала за создание хромированного туловища Т-1000 - предпоследней стадии трансформации терминатора. "Для того, чтобы создать хромированное туловище, необходимо следовать законам физики", - говорил глава команды, Линкольн Ху (Lincoln Hu), - "Шагающее существо из хрома, даже не смотря на всю вымышленность, должно правильно передвигаться и отражать, иначе существует риск потери интереса к нему со стороны обычных зрителей". Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|