Фото и видео

ITоги 2004 года: цифровая фототехника

⇣ Содержание

Развитие любой отрасли производства характеризуется определенной "спиралевидностью" - инженерные решения, "преданные анафеме" и, казалось бы, навсегда забытые, переносятся на новую технологическую базу, подвергаются косметическим обновлениям и преподносятся рынку в очередной раз. Иногда такое возвращение бывает удачным, иногда - не очень, а приговор выносит потребитель.

Все вышесказанное с полным правом можно отнести к цифровой фототехнике. На протяжении минувших лет мы стали свидетелями "реинкарнации" целого ряда инженерных решений прошлого - правда, на несколько ином технологическом уровне. Именно развитие технологии дало этим идеям возможность совершить "второй заход", который, в большинстве случаев, можно характеризовать как удачный.

Если говорить об общих тенденциях в цифровой фотографии, то в первую очередь следует отметить продолжающийся рост разрешения ПЗС-матриц, наращивание скорости обработки изображения (позволяющей, помимо прочего, записывать видеоролики высокого разрешения, длительность которых ограничена только объемом модуля памяти), а также постоянное вытеснение "цифрой" "пленки". При этом "плацдармами вторжения" цифровой фотографии, кроме привычных компьютерных магазинов, становятся традиционные фотомагазины, торговые центры аудио-видеотехники и даже салоны сотовой связи.

Камеры начального уровня

В этом сегменте рынка, охватывающем модели ценой до 300 долларов, резких изменений - по крайней мере, в сравнении с прошлыми годами - не наблюдается. Разрешение ПЗС-матриц неуклонно растет, а цены плавно ползут вниз, торжественно миновав заветную отметку "100 долларов".

В отличие от прошлых лет, помимо совсем уж простых изделий с объективом постоянной кратности (и, к немалому стыду производителей, нередко со свободным фокусом), среди стремительно дешевеющей техники встречаются камеры с вариообъективами, причем весьма качественными.

При этом отраднее всего тот факт, что среди недорогой техники модели малоизвестных марок (по большей части из стран Юго-Восточной Азии - ЮВА) встречаются все реже, а камеры именитых "брендов" - все чаще.

Конечно, не следует забывать и об OEM-производстве (в частности, под громкими немецкими марками по большей части кроется вся та же продукция тружеников ЮВА), однако совсем уж "никудышных" разработок среди "брендов" практически нет.

Еще одна приятная тенденция в развитии фотокамер начального уровня - появление таких "люксовых" элементов, как лампа подсветки автофокуса и расширенные наборы функций (ручная фокусировка, приоритетные и ручной режимы экспозиции, эксповилка и т.д.).

Значительно улучшился автоматический баланс белого - теперь даже при съемке без вспышки корректировка цветовой температуры в Photoshop не требуется. Возрос "уровень интеллекта" вспышек - даже при съемке "в упор" они практически не дают пересвета.

Впрочем, несмотря на значительный прогресс фотокамер самой нижней ценовой категории, пользователю желательно определяться с выбором среди моделей, стоимость которых колеблется в диапазоне 200-300 долларов.

Ограничив себя такими ценовыми рамками и ориентируясь на хорошо известные марки, можно с высокой долей вероятности приобрести фотоаппарат, который не разочарует.

Среди упомянутых выше "реинкарнаций инженерных решений" в первую очередь следует отметить исчезновение телескопических видоискателей с переложением функции кадрирования на цветные ЖК-дисплеи. Такие методы "упрощения конструкции" уже использовались, причем на заре цифровой фотографии, а от них, в основном, по двум причинам - изображение нельзя было увидеть в солнечный день, а ЖК-дисплей потреблял слишком большое количество энергии.

С появлением OLED-дисплеев с большой диагональю и высоким разрешением (до 6 см и до 150 000 пикселей), дающих яркую, легко различимую даже при ярком солнце "картинку" первое ограничение удалось снять. Второе ограничение ушло в результате стремительного роста емкости аккумуляторов - как нестандартных литиево-ионных, так и "пальчиковых" (стандарта "АА") никель-металл-гидридных. При этом появилась еще одна причина появления дисплеев, обладающих увеличенными диагональю и разрешением - возросло разрешение ПЗС-матриц, так что для визуальной оценки качества отснятых кадров стало не хватать возможностей прежних экранов.

Сверхкомпактные модели

Как следует из названия, к моделям этой категории относятся камеры, не вызывающие никаких трудностей при транспортировке. Правда, в последнее время все труднее провести границу между техникой данной и предыдущей категорий - по причине как удешевления миниатюрных фотоаппаратов, так и "похудания" недорогих камер. По крайней мере, одним важным параметром остается цена - у сверхкомпактных моделей она довольно часто "перешагивает" за планку "300 долларов".

Производители, в свою очередь, дошли до пределов миниатюризации, создав модели с фронтальной площадью размером с кредитную карточку и толщиной корпуса в полтора-два спичечных коробка. Аппараты меньших габаритов просто сложно удержать в руке при съемке, однако несомненно, что при малейшей возможности разработчики "осчастливят" пользователей еще более крохотными вариантами. Каковы же их возможности на этом поприще?

Схема с "перископом" (угловой призмой, преломляющей световой поток под углом 90 градусов и направляющей его в объектив, "вытянутый" внутри корпуса камеры вдоль вертикальной либо горизонтальной оси) применяется по-прежнему, причем не только в фотоаппаратах Minolta, где она появилась впервые.

Равным образом получила распространение схема с "подпрыгивающей линзой" (линзовый блок, ответственный за смену фокусного расстояния, при втягивании "хобота" объектива в корпус поднимался вверх, освобождая место для фронтальной линзы). Однако больше всего среди миниатюрных моделей фотоаппаратов с "классическим" объективом - обе перечисленные схемы страдают повышенным уровнем хроматических и геометрических аберраций.

При этом у "классики" есть все шансы стать еще компактнее без потерь качества формируемого изображения.

Еще в 2001 году фирмой Murata Manufacturing Co., Ltd был разработан новый вид поликристаллической керамики, предназначенный для использования в качестве диэлектрического резонатора в микро- и миллиметровом диапазоне. Однако наиболее интересным явился тот факт, что полученная керамика была прозрачной. Более того, коэффициент пропускания нового материала, названного "LUMICERA", соответствовал оптическому стеклу.

Такие характеристики привлекли внимание концерна CASIO, одного из лидеров в области цифровой фотографии, так как керамика заметно прочнее стекла, что позволяет изготавливать более тонкие линзы без потерь прочности. При этом выяснилось, что коэффициент преломления LUMICERA составляет 2.08, тогда как у оптического стекла этот параметр находится в переделах 1.5 - 1.85. Более высокий коэффициент преломления позволяет уменьшить кривизну линз, что обеспечивает дополнительное уменьшение габаритов оптических элементов. В целом ожидаемое уменьшение размеров должно составить 20%. На текущий момент CASIO ведет работы, связанные с улучшением проницаемости LUMICERA в коротковолновой области спектра, а также с уменьшением количества микроскопических воздушных пузырьков, понижающих прозрачность материала.

Интересным инженерным решением можно назвать появление системы оптической стабилизации Mega O.I.S. в миниатюрных объективах сверхкомпактных моделей Lumix от Panasonic.


Внедрение этой системы обосновывалось желанием уменьшить процент "смазанных" кадров при съемке с рук с "длинной" выдержкой. Впрочем, как показала практика, реальной пользы эта система не приносит.


Как и у камер начального уровня, у сверхкомпактных моделей ЖК-дисплеи с большой диагональю и высокого разрешения вытесняют обычный телескопический видоискатель, причем у миниатюрной техники появляется еще одно обоснование для такого решения - как на передней, так и на задней панелях зачастую просто не остается места как для "зрачка", так и для окуляра видоискателя.

Многоцелевые камеры

В эту категорию цифровых фотоаппаратов принято относить модели, обладающие высокой гибкостью применения. Они комплектуются оптикой с пониженным уровнем аберраций, зачастую - с улучшенной светосилой, позволяющей, с одной стороны, вести съемку при слабом освещении, а с другой - посредством насадок на объектив вести широкоугольную и телесъемку без особого ослабления светового потока.

Характерными чертами являются также очень богатый набор функций, нередко возможность подключить дополнительную вспышку, а также ценовой диапазон от 300 до 600 долларов.

Для этих моделей в первую очередь следует отметить все продолжающийся рост кратности вариообъективов. Не успел рынок привыкнуть к кратности 4X, как производители стали предлагать фотоаппараты с оптикой, диапазон фокусного расстояния которой составлял 5X. Особенно радует то, что при росте кратности объектива не произошло замены телескопического видоискателя на миниатюрный ЖК-видоискатель, который по удобству эксплуатации все-таки уступает "телескопу".

Поскольку в многоцелевых моделях используются ПЗС-матрицы с диагональю 1/1.8 дюйма, разрешение которых производители наращивают сразу же после сенсоров с диагональю 2/3 дюйма, переход на семимегапиксельные (3072X2304) матрицы начался именно в данной категории любительских камер. Несмотря на опасения по части возрастания уровня шумов и уменьшения динамического диапазона, данные параметры у новых сенсоров оказались в пределах нормы.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥