Долгое время занятие любительской видео и киносъёмкой было уделом редких одиночек. Кинооператор-любитель ассоциировался с маленькой камерой, которая заряжалась 8 миллиметровой плёнкой, заводилась пружиной, наподобие детских механических игрушек или старых патефонов, и позволяла снять в лучшем случае 15 минут изображения. Потом, киноплёнку необходимо было проявить, что было весьма нетривиальной задачей в домашних условиях (фотолабораторий Kodak, встречающихся сейчас на каждом углу, тогда не было и в помине), и только после этого, можно было наслаждаться полученным результатом под стрекот домашнего кинопроектора (звук те камеры записывать не умели).
Много позже появились любительские видеокамеры, которые казались верхом совершенства и удобства, на фоне отслуживших своё механических игрушек. Но, первая эйфория прошла, и захотелось большего. Например, простая камера предоставляла очень скудные возможности по обработке снятого материала. Специальное оборудование для монтажа и обработки видео стоило неимоверно дорого, и любителям домашнего кино приходилось часами просиживать рядом с камерой и видеомагнитофоном, перематывая километры плёнок взад-вперёд просто для того, чтобы из моря хаотично отснятого материала создать что-то осмысленное.
Кроме этого, качество отснятого материала оставляло желать много лучшего. А многократная перемотка, при редактировании делала его ещё хуже. А если приходилось делать копии для друзей и знакомых, то всё становилось ещё хуже, каждая последующая копия теряла в качестве.
Но прогресс не стоит на месте, и появились цифровые видеокамеры, по цене доступной простому любителю. Это очередной прорыв, почти сравнимый с переходом с механических кинокамер на видео. Ведь мало того, что впервые любительская камера могла снимать вполне профессионально выглядящий материал, так ещё снималась проблема потери качества при перезаписи. Цифра – она цифрой и оставалась. Кроме этого, отныне любитель получал в своё распоряжение такие возможности по редактированию отснятого материала, которые раньше не снились и профессионалам.
Цифровые камеры оказались настолько удачными, что разлетаться начали как горячие пирожки. Рынок, как и природа, не терпит пустоты, поэтому закономерно, что как грибы начали плодиться различные модели видеокамер. В результате, сегодня на желающего приобрести цифровую камеру вываливается такое огромное количество информации, что сделать правильный выбор совсем не просто. Тем более, что зачастую цифровые камеры окружены ореолом слухов и заблуждений. Этой статьёй я открываю небольшой цикл материалов, в которых попытаюсь расставить некоторые точки над I, и помочь читателям сориентироваться в нелёгком деле выбора видеокамеры.
Из себя DV представляет простой формат сжатия видео, использующий intraframe сжатие. Это означает, что каждый кадр сжимается независимо, и никак не связан с предыдущим или последующим (в отличии, например, от Mpeg сжатия). При сжатии кадр разбивается на блоки 8*8 пикселей, и каждый из блоков сжимается индивидуально, в соответсвии с алогоритмом DCT (Discrete Cosine Transform). Это ознает, что картинка переводится в YUV цвет и делится на каналы (Y, U и V), каждый из которых сжимается отдельно (деление на 8*8 пиксельные блоки остаётся). Но видео в DV интерлейсное, и каждый кадр содержит сразу оба поля. Что бы избежать прблем, каждый 8*8 блок дополнительно делится на два 4*8, каждый из которых относится к своему полю. Такую методику иногда называют 2-4-8-DCT mode. Видео пишется с разрешением 720*576 с форматом цвета 4.2.0 для PAL и 720*480 с 4.1.1 для NTSC (подробнее, что это всё означает). Общий коэффициент сжатия DV 5:1, что означает поток данных 25 Mbit/s, только по видео. Кроме этого, формат предусматривает 1.5 Mbit/s для записи звука, и некоторый объем (до 3.5 Mbit/s) для служебной информации. Таким образом, общий поток данных может достигать 30 Mbit/s, или 3.75 Mbyte/s. Звук в DV формате может записываться несколькими способами. Это либо одна стереодорожка 16 Bit и 48 kHz, либо две стереодорожки 12 Bit и 32 kHz. Второй режим удобен, когда планируется снабдить фильм какими-либо комментариями, или звуковыми эффектами, в дополнение к уже имеющейся аудиодорожке. Служебная информация, которая пишется на плёнку вместе с видео и звуком, содержит в себе код времени (timecode). Эта метка, которая пишется вместе с каждым кадром, и содержит информацию о его номере и времени прошедшем с начала записи отрезка. DV это первый любительский формат, где появилась подобная функция, ранее доступная только в профессиональной технике. Нужен timecode при монтаже отснятого материала, где он добавляет множество возможностей.
Формат DV изначально предусматривал запись данных на магнитную ленту. На кадр приходится по 12 наклонных меток (для NTSC 10), и изображение равномерно распределяется между ними. При этом, данные записываются с некоторой избыточностью, что позволяет восстанавливать первоначальное изображение даже если одна или две из меток записались с дефектами. На этом принципе основано два режима записи, в которых умеют писать современные камеры. Это SP (Standard Play) и LP (Long Play). Режим SP считается основным, именно он разрабатывался изначально, именно в нём (только) писали первые DV камеры. Режим LP предусматривает запись с меньшей избыточностью. За счёт этого на одну и ту же кассету влазит в полтора раза больше видео. Само видео не отличается ничем, это точно такой DV поток как при записи в SP режиме, с точно таким же качеством, и с точно такими же свойствами. Единственное отличие – на порядок худший контроль ошибок (из-за в полтора раза большей плотности записи). Что предъявляет более высокие требования как к камере так и к плёнке. Именно по этой причине, многие производители не рекомендуют использовать LP если планируется проигрывать кассету на другом устройстве (например другой видеокамере). Кроме этого, не рекомендуется снимать важные сцены сразу же в LP на незнакомый тип видеокассет.
На основе DV сжатия, было создано несколько вариантов как самого формата сжатия, так и видеокамер использующих их. Главное отличие между разными форматами – это метод используемый для записи DV потока на магнитную ленту, и сама лента (форм-фактор кассеты). Сам поток (то что пишется) не различается сильно, а в некоторых случаях не различается вовсе. На сегодня известны и достаточно широко используются несколько видео форматов разработанных на основе DV – DVСPro, DVCPro50, DVCAM, Digital 8, и некоторые другие. "Любительский DV" делится на miniDV и Digital8. DVCAM, DVCPro и прочие не используются в аппаратуре любительского класса, и большинству читателей никогда не придётся с ними столкнуться. Поэтому описывать их я не буду. А вот Digital8 и miniDV это именно то, из чего придётся выбирать читателям, поэтому на этом я остановлюсь поподробнее.
Digital8 VS MiniDV. Пожалуй, нет такой темы вокруг цифровых видеокамер, вокруг где было сломано столько копий, как между сторонниками этих двух форматов. Рассмотрим наших конкурентов поближе.
Разработка Sony. Предусматривает использование достаточно давно появившейся и достаточно хорошо отработанной базы от Video8 и Hi8 аналоговых видеокамер. Единственное отличие – скорость движения ленты выше в два (NTSC) или полтора (PAL) раза. Выше и скорость вращения барабана, 4500 оборотов в минуту. Размер метки записываемой на ленту 16.34 микрона в SP режиме и 10.9 микрона в LP режиме. Лента движется со скоростью 28.7 мм/сек в SP режиме, и 19.1 мм/сек в LP режиме. Плотность записи в SP режиме 230 мм2/сек, в LP режиме 153 мм2/сек.
Несмотря на все отличия, в Digital8 камерах возможно использование как Video8 так и Hi8 видеокассет. Проблема в том, эти кассеты не рассчитывались на такие нагрузки, поэтому сохранность данных с их использованием хуже, чем при использовании специальных Digital8 кассет. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что на практике есть множество примеров, когда люди подолгу и очень успешно используют Hi8 видекассеты, и не имеют ни малейших проблем. Да и современные Hi8 кассеты давно делаются с оглядкой на Digital8 камеры.
Этот формат видеокассет изначально разрабатывался только под DV (более того, именно он первоначально и разрабатывался под именем DV), поэтому проблем с выбором видеокассет не возникает. Скорость вращения барабана 9000 оборотов. Размер метки записываемой на ленту 10 микрон в SP режиме и 6.7 микрона в LP режиме. Лента движется со скоростью 18.8 мм/сек в режиме SP и 12.5 мм/сек в режиме LP. Плотность записи в SP режиме 120 мм2/сек, и в LP режиме 80 мм2/сек.
Всё. Это единственное отличие между Digital8 и miniDV – размер кассет и формат, в котором данные пишутся на кассету. Но из размера кассет можно делать некоторые выводы.
Действительно, часто можно услышать мнение, что из за больших размеров механики, и из за меньшего количества оборотов, Digital8 камеры более надёжны, чем их miniDV собратья. Но я бы не стал утверждать столь категорично. Гарантийные сроки примерно одинаковы у камер обоих типов и обычно рассчитываются, исходя из минимум 1000 часов непрерывной работы. После чего практически все производители рекомендуют произвести профилактический осмотр камеры в сервис центре. Надёжность камеры определяется не типом кассеты и не механикой, установленной в ней, а только "честностью" производителя. Хорошие miniDV камеры демонстрируют замечательную надёжность, поэтому я не стал бы сильно волноваться о том, что более маленькая камера обязательно сломается первой. Более того, некоторые профессиональные форматы используют кассеты miniDV форм-фактора, и производители не боятся что механика малого размера не выдержит.
Ещё одно мнение, которое часто встречается, это что надёжность записей на Digital8 гораздо выше, чем на miniDV. Разумное зерно в таких рассуждениях есть, но реальность несколько сложнее. С технической точки зрения надёжность miniDV записи ничуть не ниже. Тем не менее, есть один нюанс, который влияет на картинку показываемую miniDV. Из за более высокой плотности записи, miniDV гораздо больше подвержены проблемам с загрязнением головок. Причём, чем меньше используется камера, тем острее проблема. Доходит до того, что только что на только что купленной камере изображение может попадать в россыпях квадратов. Лечится эта беда элементарно – чистящей кассетой.
Примечание. При использовании чистящей кассеты строго следуйте инструкциям идущим с кассетой и камерой. В частности, ни в коем случае не используйте чистящую кассету повторно. При повторном использовании кассеты, или других нарушениях инструкций, последствия могут быть самыми печальными.
Таким образом, из реальных преимуществ у Digital8 камер остаётся только возможность проигрывать и оцифровывать старые Hi8 и Video8 кассеты. Других преимуществ с технической точки зрения у них нет. Равно как и недостатков.
Digital8 камеры долгое время оставались самым выгодным приобретением с "экономической" точки зрения. Но и это преимущество сегодня они теряют. Digital8 камеры реально, в сколь-нибудь заметных количествах производила только Sony. Истории известны попытки Hitachi выйти на этот рынок, но количество произведённых ею камер столь мало, что редко можно встретить даже специалиста, который может назвать хоть одну модель Digital8 камеры от этой фирмы (а есть их около десятка), не говоря уже про то, чтобы найти подобное чудо в продаже. В то же время, miniDV камеры делали все кому не лень, и цены на них падали гораздо быстрее, чем на Digital8. В результате сегодня складывается ситуация, когда самые дешёвые модели miniDV стоят даже меньше, чем младшие модели Digital8 от Sony. А если учесть, что младшие модели Digital8 от Sony не отличаются сколь либо приличным (по современным меркам) качеством картинки (что не удивительно, ведь Sony никогда не позиционировала Digital8 камеры как конкурентов своим же miniDV, поэтому делала их на шаг "позади"), то картина становится совсем печальной. Справедливости ради стоит отметить, что дешёвые miniDV тоже не блещут. Но, из десятков моделей miniDV от разных производителей проще подобрать что-нибудь подходящее как по цене, так и по качеству съёмки и поддерживаемым функциям, чем из одной-двух линеек Sony. В общем, несмотря на то, что Sony c Digital8 продолжает держаться достаточно хорошо, их золотое время прошло и, как мне кажется, мы начинаем наблюдать закат Digital8 камер. Уже сегодня им сложно на фоне теснящих со всех сторон miniDV конкурентов, а завтра будет только сложнее.
Последняя линия обороны, которую всё ещё удерживают Digital8 камеры, это цена кассет. Несмотря на то, что miniDV кассеты в последнее время существенно подешевели, они всё ещё не могут сравниться по цене с Hi8 кассетами, которые можно использовать в Digital8 камерах.
Таким образом, ориентироваться только на формат кассеты при выборе камеры глупо (если, конечно, не требуется использовать уже накопленный архив Hi8-Video8 записей). Основные потребительские свойства камеры определяются отнюдь не размером кассеты. Характеристики, определяющие возможности различных цифровых видеокамер общие, для камер любого формата. Но про то, на что следует обращать внимание при выборе камеры, мы поговорим в следующий раз.