Прошло два месяца с начала продаж пятой версии популярного 3D редактора Alias Wavefront Maya.
За последние несколько лет эта программа прочно захватила первенство в своей области и стала одним из лидеров на рынке софта для трехмерной графики. Поэтому появления нового релиза многие ждали с нетерпением. Теперь, когда и томительное ожидание, и первый запуск Maya 5 остались позади, предлагаем вам короткий обзор новых возможностей программы.
Перед тем, как непосредственно перейти к рассмотрению программы, напомним, что Майя выходит в двух вариантах - Maya Complete ($1999) и Maya Unlimited ($6999). Второй пакет является более полным и дополнительно включает модули Maya Cloth, Maya Fur, Maya Live MatchMoving и Maya Fluid Effects. Поскольку цена на эти два пакета немаленькая, Alias Wavefront предоставляет возможность всем желающим бесплатно изучить все возможности Maya с помощью специального пакета Personal Learning Edition. Правда, его можно использовать лишь в некоммерческих целях. Все три варианта Maya работают под Windows 2000, XP, Mac OS X, IRIX и Linux.
Процесс работы в Alias Wavefront Maya может проходить в одном из режимов: Animation, Modeling, Dynamics, Rendering, Cloth и Live. Установить нужный режим можно в ниспадающем меню в левой верхней части экрана. В зависимости от того, в каком режиме работает программа, главное меню будет выглядеть по-разному. Это также является особенностью программы. Так как интерфейс Майи изменяется в зависимости от режима, порой бывает трудно быстро выбрать ту или иную опцию программы. Если нажать клавишу Space, можно увидеть огромное меню, которое называется Hotbox.
Оно возникнет в том месте, где находится курсор. Использовать Hotbox в процессе работы очень удобно. В этом меню находятся абсолютно все инструменты программы, так что пользователь, находясь, скажем, в режиме Animation (режим создания анимации) может мгновенно применить инструмент для моделирования. А без использования Hotbox такую операцию можно проделать, лишь перейдя в режим Modeling.
Режимы программы
Рассмотрим некоторые изменения и дополнения, которые произошли в разных режимах программы. Начнем с режима Modeling. В редакторе текстур введен дополнительный режим отображения текстур. Теперь пользователь может работать не со всеми системами координат для 2D-поверхностей, используемыми для определения положения текстуры при наложении ее на объект (UVs), а только с избранными. Это упрощает работу с частью модели, так как исключается возможность случайного выделения ненужных UVs.
Режим Dynamics в пятом релизе Maya был переделан полностью. Он был переписан заново на языке C++, что позволило увеличить производительность на 20-90 процентов.
Претерпел изменения и режим Animation. Так, появилась опция выключения анимирования (muting animation). Опция Muting временно отключает анимацию для выбранной части объекта, не изменяя его характеристики. Такая опция может, например, использоваться, когда нужно сосредоточиться на движении отдельных частей модели. Если у модели человека анимированы и руки, и ноги, можно отключать анимацию на этих элементах по отдельности и работать только с одной частью.
И, пожалуй, самое главное нововведение в пятом релизе программы - усовершенствованная система рендеринга
Помимо интегрированного рендера Mental Ray, теперь у пользователей появилась возможность векторного рендеринга в следующие форматы:
У самого Mental Ray тоже появились новые возможности для рендеринга. Так, он теперь может работать с частицами (particles), поддерживает рендеринг subdivision-поверхностей.
Что касается аппаратного рендеринга Maya 5 (Hardware Rendering), то теперь он в состоянии производить визуализацию изображения почти в 20 раз быстрее, чем это было возможно до сих пор.
Модули Maya
Теперь вкратце охарактеризуем основные модули Maya и посмотрим, что добавилось в последней, пятой, версии.
Модуль Maya Fur, как известно, позволяет имитировать шерсть и мех. Maya 5 имеет несколько новые заготовки шерсти и волос, также появилась возможность моделировать "мокрый" и "слипшийся" мех.
Модуль Maya Cloth, напомним, предназначен для моделирования и анимации ткани, а также визуализации огня, тумана и т. д. В предыдущих релизах программы качество его работы 3D-художников удовлетворяло далеко не всегда, поэтому часто использовались скрипты и плагины. Прекрасный пример - фильм Final Fantasy, который почти полностью создавался на основе скриптов Майи. В новой версии Maya Cloth переписан программистами Alias Wavefront заново, а его производительность, по заверению разработчиков, возросла в полтора раза. Что ж, это покажут только созданные с его помощью новые проекты и фильмы.
Еще одна возможность Maya - cплайн-моделирование (с применением кривых до седьмой степени), моделирование с использованием поверхностей разбиения.
Модуль Maya Live помогает автоматизировать и ускорить процесс совмещения объектов из видеоматериала, отснятого реальной камерой, с компьютерной анимацией.
Модуль Maya Paint Effects, не имеющий аналогов в других программах, базируется на скриптах собственного языка программирования от Maya. Однозначно, Paint Effects является очень сильным инструментом для художников. Есть возможность рисовать различными кистями прямо по поверхностям объектов. Сделав несколько "мазков" по плоскости, можно заполнить ее травой и цветами, а применив стандартные кисти (масло, акварель и т. д.), создать уникальную текстуру. Причем, что интересно, все объекты, которые возникают из-под кисти, обладают всеми свойствами, присущими объемным телам, - они отбрасывают тени, реагируют на внешние воздействия и т. д.
И, наконец, самое большое достоинство данного модуля - отображение в сцене сложных объектов, нарисованных кистью, происходит не через геометрию, а путем математических вычислений, что не усложняет сцену. Напомним, что до появления этой технологии дизайнерам приходилось применять повторяющиеся текстуры и сводить к минимуму моделирование природы.
В пятой Майе PaintEffects претерпел некоторые изменения. В частности, добавлен целый ряд кистей. Появилась панель с инструментами Shelf Tab PaintEffects.
Также стало возможным конвертировать PaintEffects в полигоны. Это означает, что объекты, созданные при помощи модуля Maya Paint Effects могут быть отредактированы с помощью обычных полигонных инструментов, а также просчитаны различными рендерами (в том числе и Mental Ray). При конвертации можно оптимизировать результат, уменьшив число сегментов.
Следующий модуль - Artisan - во многом похож на описанный выше Maya Paint Effects. Данная разработка впервые появилась во второй версии Maya Complete и Unlimited. Это - единственная в своем роде технология, позволяющая работать с трехмерной моделью приблизительно так, как скульптор работает с глиной.
В пятом релизе Майи Artisan перетерпел существенные изменения, и сейчас он не зависит от аппаратных оверлеев (overlay). С его помощью теперь возможно рисовать на subdivision-поверхностях. И еще одно нововведение - возможность "рисовать" Displacement.
Maya Fluid Effects - одно из самых удачных нововведений программы Alias Wavefront Maya, которое, начиная с версии 4.5, позволило пользователю создавать такие эффекты как взрывы, огонь, облака, а также удивительные по красоте спецэффекты, связанные со смешиванием жидкостей, клубов дыма и т.д. Среди новых возможностей в Maya Fluid Effects - динамические расчеты следов на воде (кильватеров), динамика малых прудов и озер. Новый инструмент в этом модуле Make Motion Field предназачен для моделирования движения объекта через облако (пара, капель, дыма и т.д.)
В целом, пятая Maya оставила хорошее впечатление. Ожидание ее появления оказалось совсем не напрасным. Работать с ней еще приятнее и удобнее, ведь разработчикам удалось усовершенствовать программу десятками маленьких, но очень полезных мелочей. Несмотря то, что в новой версии не появилось радикально новых инструментов, эффективность работы заметно возросла благодаря дополнениям к имеющимся.