Сегодня 10 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Программное обеспечение

Недокументированные особенности Win9x/WinNT/Win2000

Автор: Ашот Оганесян

Некоторое время тому назад, я писал очередное расширение для моего Remote Task Manager и когда встала проблема определить состояние того или иного приложения, как это делает стандартный виндузовый менеджер задач, я крепко призадумался.

С одной стороны что может быть проще - использовать обычную функцию SendMessageTimeout для отправки окну приложения какого-то контрольного сообщения и если ф-ция выходит по таймауту, то считать, что приложение "висит". Однако хитрый и коварный системный программист, писавший Windows думал иначе (и конечно он был прав!) то, что окно (оконная ф-ция) не реагирует на внешние сообщения не может однозначно определять состояние "зависа", поэтому я решил запустить свой любимый дизассемблер и узнать очередную порцию правды о Windows.

Как всегда, все оказалось очень просто - библиотека User32.dll содержит специальную ф-цию для определения состояния приложения. Единственная трудность только в том, что эта ф-ция имеет разные названия и разный синтаксис в Windows NT/2000 и в Windows 9x. В NT ф-ция называется IsHungAppWindow, а в 9x - IsHungThread, попробую немного прояснить ситуацию с их использованием:

BOOL IsHungAppWindow (
HWND hWnd, // описатель главного окна приложения
);

BOOL IsHungThread (
DWORD dwThreadId, // идентификатор потока, которому принадлежит главное окно приложения
);

Так как эти ф-ции являются недокументированными, то Микрософт не включило их экспортные символы в User32.lib, но это не должно стать нам преградой - используем динамическую загрузку:

typedef BOOL (WINAPI *PROCISHUNGAPPWINDOW) (HWND);
typedef BOOL (WINAPI *PROCISHUNGTHREAD) (DWORD);

PROCISHUNGAPPWINDOW IsHungAppWindow;
PROCISHUNGTHREAD IsHungThread;

HMODULE hUser32 = GetModuleHandle("user32");

IsHungAppWindow = (PROCISHUNGAPPWINDOW)
GetProcAddress(hUser32,"IsHungAppWindow");

IsHungThread = (PROCISHUNGTHREAD)
GetProcAddress(hUser32,"IsHungThread");

Ну что же, теперь мы все можем и все умеем, осталось только написать маленький работающий пример: ishung.zip (15Kb)

Оригинал этой статьи на английском языке лежит здесь: Trick 1

Не документированные ф-ции Windows NT и Windows 95/98 и описания на английском языке: www.codepile.com

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Пиковый онлайн Battlefield 6 в Steam на релизе достиг 750 тысяч человек — это больше, чем у любой Call of Duty 7 мин.
Apple подняла максимальную награду за обнаружение уязвимостей до $2 млн, а в особых случаях — и до $5 млн 23 мин.
На лицо ужасная, добрая внутри: демо Heroes of Might & Magic: Olden Era стартовало в Steam с рейтингом 79 % и рекордным для серии пиковым онлайном 51 мин.
Шпионское ПО ClayRat атаковало российских пользователей Android через поддельные приложения WhatsApp и TikTok 2 ч.
Intel XeSS 3 с мультикадровым генератором будет автоматически доступна в играх с поддержкой XeSS 2 2 ч.
Крошечная рекурсивная ИИ-модель Samsung превзошла в рассуждениях тяжеловесов от Google и OpenAI 2 ч.
Исследование показало, что современному геймеру в среднем 41 год, а почти половина игроков в мире — женщины 3 ч.
OpenAI догнала Anthropic в ИИ-программировании 4 ч.
Copilot в Windows теперь может создавать документы Office и подключаться к Gmail 5 ч.
Павел Дуров оплакал «свободный интернет, созданный для нас нашими отцами» 6 ч.