Звук и акустика

Прототипы виртуально-программных устройств

⇣ Содержание

60-е, 70-е и 80-е годы подарили нам отличные инструменты и разработки. Сейчас же наступила эра новых возможностей - компьютерных. Есть ли принципиальные различия?

Каждый день мы сталкиваемся с историей, даже не подозревая этого. Думаю, многим было бы интересно посмотреть, как выглядит реальный ARP Odyssey, не в виде сэмпла с названием "od387_c4.wav":). Или хотя бы знать, что это такое.

А начнем с самоей истории синтезаторов - Hammond.

Hammond

Лоуренс Хаммонд (Laurens Hammond, 1895-1973) - американский изобретатель, получивший за свою долгую жизнь более 80 патентов. Самым значительными (по крайней мере, для нас) его изобретениями стали органы Hammond. Во время 30-х - 50-х множество семей проводило свой досуг за домашним музицированием.

Это сравнимо с тем, как мы сейчас увлекаемся видео и DVD, либо занимаемся с компьютером. Тогда не было большинства современных развлечений, но люди жили полноценной яркой жизнью. Лоуренс Хаммонд, не смотря на свои значительные успехи в науке по электрической части, решился на создание домашнего электроограгана.


Первая модель, которая называлась очень просто - "А", поступила в продажу в 1934 году, хотя официальной датой ее первого появления считается 15 апреля 1935 года, именно тогда изобретатель представил Hammond A на выставке, проводимой в Чикаго. Орган был небольших размеров и, как мы уже говорили, хорошо подходил для использования в домашних условиях. Принцип формирования звучания основывался на вращающихся с определенной частотой дисках, по одному на ноту.

Диски приводились в движение с помощью двигателей, а напротив их находился магнит с обмоткой. Таким образом, скорость вращения и количество выступов на каждом из дисков влияли на высоту генерируемого тона. Для получения темброфоничного звучания в инструменте использовалась специальная "подзвучка" - вместе с основным диском вращались и другие. Их количество и амплитудное соотношение получаемых сигналов между собой и основным тоном позволяло генерировать различные тембральные окраски. Это явление сейчас называется аддитивным синтезом и используется в большинстве современных программ-синтезаторов, а также в аппаратных их моделях.

Аддитивный синтез…, представьте себе, что в середине 30-х мы уже имели нормальный синтезатор со своим набором тембров. И в принципе, говоря о моделях электро- органов Hammond как о "синтезаторах" мы не допустим ошибку. А если скажем "аналоговые синтезаторы", то попадем в самую точку.


Дальнейшее развитие модельного ряда органов Hammond пошло по вполне понятному нашему электронщику направлению - добавление эффектов, таких как реверберация, вибрато, хорус. Например, в модели Novachord (одной из самых успешных коммерческих моделей - см. на рисунке), выпускавшейся в период с 1939 по 1942 были попытки синтеза таких инструментов как пианино, клависин, духовые, а также искались свои новые звуки.



Hammond Novachord

В 1955 году в модели В3 для формирования тембра был добавлен перкуссионный звук с резкой атакой, который поныне считается неотъемлемым для классического звучания органов Hammond. На сегодня мы можем говорить об очень качественной эмуляции Native Instruments B4 Organ VSTi, используя которую вы можете полностью ощутить дух того времени.



Программный инструмент от Native Instruments - B4 Organ, за прототип которой была взята модель Hammond B3. В варианте от Native Instruments предлагается более расширенная версия, предусматривающая возможности подключения большого количества эффектов (VST) и самостоятельного моделирования тембров. Помимо этого предусмотрены эмуляции Leslie-спикера (Rotating Speaker) и ламповые искажения (Tube Overdrive ).

Модельный ряд Hammond - это инструменты, наиболее часто используемые в индустрии звукозаписи начиная с самой зари рождения электроинструментов. Таким образом, мы говорим об универсальных разработках прошлого века. На этих инструментах играло и до сих пор играет огромное количество музыкантов. Нельзя, например, представить себе звучание классического Deep Purple без Hammond и Leslie-спикера. У последнего (Leslie-спикера), кстати, очень интересная история.

Leslie

В 40-х годах Дон Лесли (Don Leslie) работал в фирме Hammond и предложил заменить эффект тремоло, применяя вращение рупора высокочастотного динамика для получения амплитудно-частотной модуляции. Его предложение тогда не имело успеха в рамках корпорации, и выпускать свое устройство Дону пришлось уже не в фирме Hammond, а самостоятельно.

При этом, если мы говорим сейчас о Hammond, то невольно подразумеваем Leslie. Вот такой интересный ход истории. Первый Лесли-спикер был выпущен в 1949 году, после этого много раз видоизменялся, но концепция была сохранена. На сегодня мы имеем большое количество программных эмуляций этого эффекта.

Yamaha GX-1

B3 можно назвать одной из самых удачных моделей фирмы Hammond. И, скорее всего, именно она вдохновила разработчиков из Yamaha создать GX-1. Красивый хромированный пъедестал многими воспринимался как попытка Yamaha создать "B3 образца 23 века". Так его часто называли.


Стоил GX-1 $60 тысяч и был впервые представлен на выставке NAMM 1973 года. Всего их было выпущено около семи штук, хотя полной информации по количеству нет. Чуть позже Стиви Уандер (Stevie Wonder) дал GX-1 прозвище "машины мечты" ("The Dream Machine"). Бенни Андерссон (Benny Andersson) из группы ABBA сказал, что возможности этого синтезатора не имеют пределов и был прав, GX-1 до сих пор используют для озвучивания фильмов и звукопроизводства в шоу-бизнесе.

В 1976 году был выпущен коммерческий вариант GX-1 - модель CS-80.


Он стоил примерно на порядок дешевле и мог помещаться в специальный кейс. Именно CS-80 мы сейчас имеем в виде программной эмуляции от Arturia - CS80V. Такие композиторы как Ханц Зиммер (Hanz Zimmer) (фильмы "Человек дождя", "Гладиатор" и т.п.) сегодня отдают предпочтение компьютерному аналогу. Ханц Зиммер даже сказал, что продал свой GX-1, поработав с программной продукцией Arturia.


Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥