В этом материале мы рассмотрим "сущность" MIDI, а также историю и возможности синхронизации - вопросы, безусловно, интересные для всех, кто работает со звуком.
Intro…
MIDI (Musical Instrument Digital Interface) - это протокол, содержащий набор стандартных команд для взаимодействия между звуковыми устройствами. В конце 70-х годов индустрия уже имела в арсенале множество инструментов и устройств обработки, но они никак не были связаны между собой. Со стороны производителей было предложено несколько вариантов взаимодействий, но общей стандартизации не было.
Толку от того, что вы можете подключить две или три модели - этого мало. Причем такие варианты коммутаций обычно делались на заказ. На выставке NAMM 1981 года между Икутаро Какехаши (Roland), Томом Оберхеймом (Oberheim) и Дэйвом Смитом (президент Sequential Circuits) состоялся первый разговор на эту тему. В результате, общими усилиями был разработан интерфейс MIDI. Официальной датой его возникновения считается 1982 год. Для поддержки этого стандарта в 1983-1984 гг были сфомированы комитет по MIDI стандартам (JMSC), Ассоциация MIDI Производителей (MMA) и Международная MIDI Ассоциация (IMA), задачей которых было осуществление скоординированных действий между производителями, а также пользователями.
За прошедшее время в стандартизацию MIDI 1.0 было добавлено несколько новых полезных команд и функций, но сейчас мы пользуемся в основном тем, что было разработано в начале 80-х. При этом за прошедший период было выпущено столько аппаратуры, поддерживающей Musical Instrument Digital Interface, что уход этого стандарта видится невозможным. Его постоянно пытаются заменить и придумать что-то новое, но изобретаемые стандарты должны обязательно быть совместимыми с MIDI - иначе их не примет рынок.
Поэтому, сейчас в рамках использования инструментов и компьютерных устройств MIDI воспринимается как простейшая командная система и все надстройки над этим стандартом, разработанные ранее просто теряются. Командная система MIDI уникальна и сейчас используется не только в музыке, но и в реализации программного управления любыми техническими процессами. Например, в робототехнике довольно известна фирма MediaMation (http://mediamat.com/), которая производит оборудование для обеспечения дистанционного программного управления с помощью MIDI-интерфейсов. Помимо этого протокол MIDI использовался для обеспечения интерактивности в системах виртуальной реальности. Всему виной простота, распространенность и низкая стоимость этих устройств.
Что же такое MIDI? Стандартный интерфейс MIDI позволяет передавать сообщения по 16 каналам для одного порта (в современных аппаратных решениях портов может использоваться несколько, а интерфейсы называются мультипортовыми). В числе таковых сообщений можно перечислить информацию о ноте, инструменте и его смене, повороте колеса питча (изменения тона), скорости нажатия клавиши, длительности нажатия и т.п. Передача данных по MIDI протоколу осуществляется в одном направлении со скоростью 31250 б/с в шестнадцатеричном коде. Каждый байт данных начинается стартовым и заканчивается стоповым битом, так что фактически скорость передачи получается равной 3125 байт/с. MIDI-данные содержат только набор команд и не подразумевают наличие непосредственно аудиоданных. В стандартной клавиатуре встроен специальный контроллер, который обрабатывает информацию о нажатой ноте и т.п. и преобразует ее в стандартный шестнадцатеричный код. Этот код поступает на принимающее устройство (в частности, синтезатор), расшифровывается им и воспроизводится (сообщения преобразовываются в события). MIDI-файлы (файлы с расширением .MID) и модули секвенсоров, также содержат в себе набор этих команд, распределенный относительно времени.
С внедрением MIDI музыканты получили как плюсы, так и минусы. Бесспорно, положительная сторона этого протокола - небольшой объем данных по сравнению с тем же аудио. Это активно использовалось на заре развития компьютерных игр, когда аппаратные мощности и физические объемы памяти просто не позволяли вращать большим объемом аудиоинформации. Гейм композиторы того времени активно пользовались MIDI-синтезаторами для создания музыки. Теперь это же MIDI-информация активно используется в портативных устройствах и мобильных телефонах.
Второй плюс MIDI состоит в том, что в этом стандарте изначально закладывалась полифония. То есть можно было без труда использовать несколько инструментов.
Наверняка многие из вас видели гнезда MIDI In, MIDI Thru и MIDI Out (стандартные пятиштырьковые разъемы DIN-5) на коммутационных панелях синтезаторов, сэмплеров, эффект-процессоров и т.п. В идее использовать три потока была заранее заложена возможность сложной коммутации, ведь MIDI Thru - это тоже самое, что и MIDI Out. Таким образом, можно было подключать сразу несколько устройств как это показано на рисунке. Варианты коммутации могут быть различными.
Сейчас возможности сложной аппаратной MIDI коммутации используются довольно редко, в основном в больших аппаратных студиях. Распайка MIDI-кабелей в данном случае выглядит следующим образом:
Контакты 4 и 5 являются сигнальными, а 2 - экранный. При этом 4 - это "+", а 5 - "-". Для коммутации подойдет обычный двухжильный кабель, ограничение по длине - до 15 метров.
MIDI-сообщения
Что же было изобретено на самом деле? На рисунке показана схема коммутации, взятая в качестве примера. Под цифрой 1 показано устройство, которое является независимым инструментом (таким как аналоговые синтезаторы 60-х - 70-х), и пусть это будет аналоговый синтезатор. При нажатии клавиши клавиатуры, датчики фиксируют это событие и блок преобразования превращает его в сообщение для блока синтеза, который в свою очередь, получает необходимую информацию и воспроизводит необходимый результат.
При этом между блоком преобразования сигнала с датчиков и блоком синтеза существует свой поток данных (если мы говорим об аналоговых синтезаторах, то это будет аналоговый сигнал, созданный определенным образом). Теперь обратим внимание на устройство 2. Допустим, что это современная MIDI-клавиатура. В этом устройстве информация с датчиков преобразуется и поступает в MIDI-интерфейс, который конвертирует аналоговый сигнал в цифровой поток, включающий набор команд и передает его на любое MIDI-совместимое устройство (сэмплер, РС, цифровой синтезатор). В результате получается универсальная модель коммутации. Обратите внимание на то, что наш аналоговый синтезатор тоже можно подключить к MIDI, для этого достаточно перевести MIDI-сообщения в аналоговые сигналы управления, понятные для аналогового блока синтеза.
С внедрением MIDI ситуация на рынке синтезаторов изменилась. Получили распространения устройства, именуемые звуковыми модулями, а, по сути, они представляли собой синтезатор или сэмплер, но без клавиатуры. Такие модули управляются по MIDI.
Со временем развился еще один специальный класс устройств - MIDI-датчики, который мог транслировать в MIDI-сообщения сигналы от обычной гитары либо ударной установки. Это также виток развития MIDI-технологии, который не прижился.
Обычной коммутации оказалось мало - необходимо было обеспечить инструментальную совместимость различных устройств. То есть, если вы играете на тембре пианино, то желательно, чтобы все устройства воспринимали и воспроизводили этот же тембр. Поэтому следующим шагом в развитии MIDI было создание стандартного протокола General MIDI, который являлся ничем иным как стандартизированным набором из 128 инструментов (программ) плюс один банк из 44 звуков (пэтчей) ударных. При этом за мелодическими инструментами осталось 15 каналов, а за ударными был закреплен один, идущий под номером 10.
Стандартный банк General MIDI предусматривал практически все инструменты, использующиеся в реальной индустрии, начиная от скрипок и заканчивая некоей эмуляцией современных органов.
Piano
- 0 Acoustic Grand Piano
- 1 Bright Acoustic Piano
- 2 Electric Grand Piano
- 3 Honky-tonk Piano
- 4 Electric Piano 1
- 5 Electric Piano 2
- 6 Harpsichord
- 7 Clavinet
Chrom Percussion
- 8 Celesta
- 9 Glockenspiel
- 10 Music Box
- 11 Vibraphone
- 12 Marimba
- 13 Xylophone
- 14 Tubular Bells
- 15 Dulcimer
Organ
- 16 Drawbar Organ
- 17 Percussive Organ
- 18 Rock Organ
- 19 Church Organ
- 20 Reed Organ
- 21 Accordion
- 22 Harmonica
- 23 Tango Accordion
Guitar
- 24 Acoustic Guitar (nylon)
- 25 Acoustic Guitar (steel)
- 26 Electric Guitar (jazz)
- 27 Electric Guitar (clean)
- 28 Electric Guitar (muted)
- 29 Overdriven Guitar
- 30 Distortion Guitar
- 31 Guitar Harmonics
Bass
- 32 Acoustic Bass
- 33 Electric Bass (finger)
- 34 Electric Bass (pick)
- 35 Fretless Bass
- 36 Slap Bass 1
- 37 Slap Bass 2
- 38 Synth Bass 1
- 39 Synth Bass 2
Strings
- 40 Violin
- 41 Viola
- 42 Cello
- 43 Contrabass
- 44 Tremolo Strings
- 45 Pizzicato Strings
- 46 Orchestral Harp
- 47 Timpani
Ensemble
- 48 String Ensemble 1
- 49 String Ensemble 2
- 50 Synth Strings 1
- 51 Synth Strings 2
- 52 Choir Aahs
- 53 Voice Oohs
- 54 Synth Voice
- 55 Orchestra Hit
Brass
- 56 Trumpet
- 57 Trombone
- 58 Tuba
- 59 Muted Trumpet
- 60 French Horn
- 61 Brass Section
- 62 Synth Brass 1
- 63 Synth Brass 2
Reed
- 64 Soprano Sax
- 65 Alto Sax
- 66 Tenor Sax
- 67 Baritone Sax
- 68 Oboe
- 69 English Horn
- 70 Bassoon
- 71 Clarinet
Pipe
- 72 Piccolo
- 73 Flute
- 74 Recorder
- 75 Pan Flute
- 76 Bottle Blow
- 77 Shakuhachi
- 78 Whistle
- 79 Ocarina
Synth Lead
- 80 Lead 1 (square)
- 81 Lead 2 (sawtooth)
- 82 Lead 3 (calliope)
- 83 Lead 4 (chiff)
- 84 Lead 5 (charang)
- 85 Lead 6 (voice)
- 86 Lead 7 (fifths)
- 87 Lead 8 (bass + lead)
Synth Pad
- 88 Pad 1 (new age)
- 89 Pad 2 (warm)
- 90 Pad 3 (polysynth)
- 91 Pad 4 (choir)
- 92 Pad 5 (bowed)
- 93 Pad 6 (metallic)
- 94 Pad 7 (halo)
- 95 Pad 8 (sweep)
Synth Effects
- 96 FX 1 (rain)
- 97 FX 2 (soundtrack)
- 98 FX 3 (crystal)
- 99 FX 4 (atmosphere)
- 100 FX 5 (brightness)
- 101 FX 6 (goblins)
- 102 FX 7 (echoes)
- 103 FX 8 (sci-fi)
Ethnic
- 104 Sitar
- 105 Banjo
- 106 Shamisen
- 107 Koto
- 108 Kalimba
- 109 Bagpipe
- 110 Fiddle
- 111 Shanai
Percussive
- 112 Tinkle Bell
- 113 Agogo
- 114 Steel Drums
- 115 Woodblock
- 116 Taiko Drum
- 117 Melodic Tom
- 118 Synth Drum
- 119 Reverse Cymbal
Sound Effects
- 120 Guitar Fret Noise
- 121 Breath Noise
- 122 Seashore
- 123 Bird Tweet
- 124 Telephone Ring
- 125 Helicopter
- 126 Applause
- 127 Gunshot
Ударные на 10 канале
- 35 Acoustic Bass Drum
- 36 Bass Drum 1
- 37 Side Kick
- 38 Acoustic Snare
- 39 Hand Clap
- 40 Electric Snare
- 41 Low Floor Tom
- 42 Closed High-Hat
- 43 High Floor Tom
- 44 Pedal High Hat
- 45 Low Tom
- 46 Open High Hat
- 47 Low-Mid Tom
- 48 High-Mid Tom
- 49 Crash Cymbal 1
- 50 High Tom
- 51 Ride Cymbal 1
- 52 Chinese Cymbal
- 53 Ride Bell
- 54 Tambourine
- 55 Splash Cymbal
- 56 Cowbell
- 57 Crash Cymbal 2
- 58 Vibraslap
- 59 Ride Cymbal 2
- 60 High Bongo
- 61 Low Bongo
- 62 Mute High Conga
- 63 Open High Conga
- 64 Low Conga
- 65 High Timbale
- 66 Low Timbale
- 67 High Agogo
- 68 Low Agogo
- 69 Cabasa
- 70 Maracas
- 71 Short Whistle
- 72 Long Whistle
- 73 Short Guiro
- 74 Long Guiro
- 75 Claves
- 76 High Wood Block
- 77 Low Wood Block
- 78 Mute Cuica
- 79 Open Cuica
- 80 Mute Triangle
- 81 Open Triangle
Помимо этого, предусмотрен ряд стандартных эффектов, таких как реверберация, хорус, вибрато и т.п.
Таким образом, предполагалось, что музыкант создав аранжировку на своем синтезаторе, сможет без труда перенести ее на устройство от другого производителя и прослушать в нормальном качестве. Но не тут-то было. Производители отказывались делать однотипные по звучанию устройства, и, к тому же со временем набора GM стало просто не хватать. Остановимся сейчас на первом моменте.
Дело в том, что синтезированные модели инструментов у каждой фирмы является практически самостоятельно созданным ноу-хау. И скрипка на Korg N-1 отличается от той же скрипки на YAMAHA PSR-520. Они отличаются не только по вложенным алгоритмам, но главным образом по динамике и частотному наполнению. В результате, аранжировка сделанная с помощью N-1 будет слушаться совершенно по другому на других синтезаторах. Некоторые инструменты могут исчезнуть в силу слабой динамики, а некоторые зазвучат громче. Это касается и реализаций эффектов. В результате под каждое устройство нужно было делать пересведение. И в данной ситуации мог быть только один странный выход - монополизации рынка GM-устройств одним производителем, для того, чтобы обеспечить полноценную совместимость. К счастью этого не произошло.
Теперь перейдем к другой проблеме - недостаточности количества инструментов. Все мы живем в современном мире и знаем, как меняется индустрия звукозаписи. От звуков и их тембров зависит очень многое. Поэтому мы так любим экзотические инструменты, старые аналоговые синтезаторы, с любопытством рассматриваем новые эффект-процессоры. Так вот, ничего нового стандарт GM не предлагал. В результате производители пошли по двум путям:
- Стали создавать несколько параллельных банков из 128 инструментов.
- Плюнули на все и занялись производством собственных уникальных звуков, предусматривая MIDI как основной вариант управления блоками синтеза и не более того.
В 1999 году появился стандарт GM2, имеющий большее количество инструментов, но это не спасло ситуацию. Параллельно с этим, раньше или позже появились стандарты GS, XG, XS, DLS, которые расширили возможности как непосредственно управления по MIDI, так и по улучшению качества звучания и увеличения набора инструментов. Но, развитие сэмплерных технологий, а также появление виртуальных программных инструментов VSTi и DXi поставило над всеми этими попытками жирную точку. И этот факт показал, что стандартизации такого глобального уровня в индустрии быть не может.
Таким образом, MIDI нас может сейчас интересовать только с двух позиций - рассмотрение информации, вложенной в MIDI-сообщения, и реализация синхронизации.
MIDI-сообщения - это управляющие сигналы, которые передаются по MIDI интерфейсу. Таковые бывают двух основных типов:
- Канальные Event и Controllers. Сообщения о ноте, ее длительности и динамике нажатия клавиши, номеру канала и банка, уровню громкости и эффектов, панорамном положении и т.п. MIDI предусматривает наличие 127 контроллеров, каждый из которых может менять параметры в пределах от 0 до 127. Но в реальности всего их задействовано около 20.
- Системные. Общая информация для воспроизводящих устройств, такая как их идентификация, специфические команды от производителей, синхронизация и т.п.
Второй тип явно иллюстрирует недостаток MIDI, поскольку, по сути, является надстройкой, говорящей о том, что каждый производитель может использовать MIDI-сообщения по своему усмотрению, исходя из специфичности своего оборудования. Например, если синтезатор от одного производителя имеет эффект дисторшна и это зафиксировано в файле, то модель от другого разработчика может не понять или проигнорировать это сообщение. Поэтому любители MIDI, сами перепрограммируют SysEx (системные эксклюзивные сообщения) для того, чтобы добиться максимальной совместимости. К каждому устройству поставляется руководство MIDI Implementation, в котором производитель указывает на особенности построения SysEx-сообщений. Для всех верно одно, что эти сообщения начинаются с символа F0, следующим символом будет код фирмы-производителя, после этого идет идентификационный номер устройства в сети (устанавливается системой) и код самого синтезатора, который присваивается производителем. После этого идут команды и значения, количество символов в строке может быть каким угодно. Все данные берутся из того же руководства MIDI Implementation от производителя. SysEx сообщение заканчивается символом F7.
Вашему вниманию представлен список стандартных кодов основных производителей стандартизированный Ассоциацией MIDI Производителей (MMA).
- Sequential Circuits - 01
- Big Briar - 02
- Octave / Plateau - 03
- Moog - 04
- Passport Designs - 05
- Lexicon - 06
- Kurzweil - 07
- Fender - 08
- Gulbransen - 09
- Delta Labs - 0A
- Sound Comp. - 0B
- General Electro - 0C
- Techmar - 0D
- Matthews Research - 0E
- Oberheim -10
- PAIA - 11
- Simmons - 12
- DigiDesign -13
- Fairlight -14
- Peavey - 1B
- JL Cooper - 15
- Lowery - 16
- Lin - 17
- Emu - 18
- Bon Tempi - 20
- S.I.E.L. - 21
- SyntheAxe - 23
- Hohner - 24
- Crumar - 25
- Solton - 26
- Jellinghaus Ms - 27
- CTS - 28
- PPG - 29
- Elka - 2F
- Cheetah - 36
- Kawai - 40
- Roland - 41
- Korg - 42
- Yamaha - 43
- Casio - 44
- Akai - 45
Например, строка эксклюзивного сообщения для Roland XP30 будет выглядеть следующим образом: F0 41 1n 6A ……………..F7, где 41- это код Roland, n - номер устройства в сети, а 6A - код XP30.
Но, вместе с тем, SysEx дает и множество плюсов, поскольку с его помощью можно описать любые возможности любого MIDI-устройства. Например, с современными моделями синтезаторов и в новом ПО поставляется просто огромное количество SysEx-банков. По сути их можно считать неким аналогом драйверов, действующих в рамках MIDI-систем. При этом для каждой аранжировки можно создавать, изменять и сохранять собственный поток SysEx-сообщений. Это могут делать практически все программные редакторы, работающие с MIDI (Cubase, SONAR, Nuendo…). Помимо этого стоит отметить, что такие стандарты как DS или XG являются в своей основе не более чем SysEx-надстройкой, использующей за основу стандартизацию MIDI и документированные особенности небольшого количества оборудования от нескольких производителей.
С приходом программных виртуальных инструментов все стало намного проще, и мы оперируем только канальными MIDI-сообщениями, программными пресетами и внутренним наполнением файлов.
Во всех секвенсорах и их аппаратных и/или программных реализациях существуют генераторы временного кода, которые производят MIDI-сообщение под названием MIDI Clock. Оно служит для синхронизации аппаратных устройств и программного обеспечения. Группа MIDI-сообщений, использующихся для синхронизации, называется MIDI Time Code или MTC и является одним из основных современных стандартов в синхронизации. MTC поддерживают не только MIDI-устройства, но и обычные цифровые магнитофоны и большинство современного ПО.
Выводы о MIDI
Стандарт MIDI выживает за счет своей распространенности. При этом со временем мы получили огромное количество надстроек над ним, часть из которых уже превратилось в историю.
Синхронизация
Представьте себе оркестр без дирижера. На самом деле достаточно трудно. Если переводить на компьютерный язык, то дирижер дает визуальный сигнал синхронизации, соответствующий темпу. Хотя, по сути, он несет на себе еще ряд функций, но эта - одна из основных. Современная работа звукорежиссера часто заключается в обеспечении синхронизации в тех случаях, когда речь заходит о коммутации нескольких устройств, среди которых могут быть цифровые и аналоговые магнитофоны, видео-деки, MIDI-устройства, такие как секвенсоры, ритм-машины, рабочие станции, программное обеспечение и т.п. В рамках небольшой проект-студии на базе РС звукорежиссеру необходимо осуществление обеспечения синхронной работы лишь небольшого количества устройств, в число которых обычно входят неспосредственно сам РС, MIDI-интерфейс, видео-дека, внешние эффект-процессоры и, возможно, цифровой микшерный пульт. При этом мы имеем в наличии программные эмуляции большинства мощных эффект-процессоров, огромную базу звуковых MIDI-модулей внутри РС в виде программных VSTi и DXi-инструментов. К тому же сейчас можно говорить о переходе мощных станций нелинейного видеомонтажа на платформу РС, что нам успешно демонстрируют продукты от Adobe, Sony Pictures Digital и Pinnacle. Поэтому необходимость в синхронизации в рамках небольшой проект-студии практически отпадает вообще. Наш "дирижер" сидит внутри компьютера!
Но вместе с тем, звукорежиссер может столкнуться с проблемами синхронизации при работе с менее современным оборудованием (или очень дорогим оборудованием). Поэтому мы сейчас рассмотрим основные принципы реализации синхронизации.
В аналоговой технике реализация синхронизации достаточно трудна и лучший выход, который нашли в период расцвета этих технологий - это использование для записи многодорожечных магнитофонов, но их возможностей не хватало, и возникало ряд проблем, таких как задержки в аналоговых трактах обработки, рассинхронизации за счет расхождения скоростей в двух и более подключенных устройствах записи-воспроизведения, небольших изменениях этих скоростей и т.п. Во многом и поэтому, мы используем сейчас аналоговую технику по минимуму. Хотя если говорить о синхронизации в тот период, то основные термины и наработки появились благодаря кино- и видеоиндустрии, где звук и изображение должны идти слаженно вместе.
В кино все решалось достаточно просто. Хотя самое тривиальное решение очевидно - поместить звуковую дорожку на кинопленку, но к этому пришли несколько позже. Изначально для звука и изображения использовались две ленты.
Нужно отметить, что проблема их синхронного воспроизведения решалась с помощью использования перфорационной дорожки на магнитной ленте, которая соответствовала такой же на кинопленке. В результате мы имели вариант физической синхронизации. Система приводилась в движение с помощью одного двигателя, что позволяло автоматизировать процесс. Хотя были и варианты с двумя двигателями отдельно для звука и для кинопленки, скорости вращения которых необходимо было синхронизировать, но проблема в данном случае решалась также просто, поскольку эти скорости находились в прямой зависимости от частоты переменного тока.
С приходом видеоиндустрии и развитием телевидения ситуация кардинально изменилась. Появилась необходимость в протоколах синхронизации, и они были созданы. В 1971 году Обществом Кино- и Видеоинженеров (Society of Motion Picture and Television Engineers, SMPTE) США был принят стандарт SMPTE (читается как "симпти"). Через некоторое время он был поддержан со стороны Европейского Союза Вещателей (European Broadcast Union, EBU) и в результате получившегося слияния принял статус мирового протокола. Поскольку SMPTE был разработан для видеомагнитофонов, то он нес в себе временную информацию, содержащую больше временную информацию, а именно часы (0… 23), минуты (0… 60), секунды (0… 60), кадры (0… 24, 25 или 30). Эта информация называется временным или тайм-кодом.
Хотя стандарт был и мировым, он расходился по синхронизации кадров. Если в кино все понятно - 24 кадра в секунду, то в видео - нет. Европейские стандарты используют системы PAL и SECAM, которые предусматривают частоту смены 25 кадров секунду, а американский вариант NTSC - 30. Эти стандарты имеют прямое отношение к разнице энергосистем и частотам переменного тока, применяемых на континентах. У нас используется 50Гц, в Америке - 60 Гц. Со временем у стандарта NTSC появились проблемы в реализации цветного вещания, поскольку реальная частота смены кадров при нем соотвествовала 29,97 кадров в секунду. В случае использования 30 накапливалось расхождение между кодом синхронизации и изображением с появлением "лишних" 128 кадров за один час. В результате было решено убирать некоторые кадры (создавать "выпадающие кадры" или "drop frames") для того чтобы минимизировать ошибку. Таким образом, мы сейчас имеем стандарты SMPTE, описанные в таблице:
Частота смены кадров (Frame Rate) | Описание |
24 fps | Стандарт кинопленки |
25 fps | Стандарт видео в Европе (EBU) |
29.97 fps | Прямой стандарт 29,97 кадров в минуту |
30 fps | Прямой стандарт соотвествующий 30 кадрам в минуту. Используется только в аудио-производстве в основном на территории США. |
29.97 dfps | Стандарт, предусматривающий выпадающие кадры (drop frames - df). Распространен на территории США для работы с цветным видео. |
30 dpfs | Очень редко используемый стандарт. |
С упомянутым ранее MIDI Time Code или MTC работать намного удобнее. Часто можно встретить определение такого плана, что "MTC - это тот же SMPTE, только передаваемый по MIDI-кабелям". Это не совсем верно, поскольку с помощью MТС можно передавать вообще любые цифровые данные, и SMPTE являются не более чем, как частным случаем. Например, в MTC мы можем вкладывать инормацию по темпу, обычным временным отсчетам, кадрам для различных систем, в том числе и предусмотренным SMPTE. Но SMPTE удобен тем, что он подразумевает реальный устоявшийся стандарт. Если посмотреть внимательно на приведенную таблицу, то можно заметить, что ошибка сложившаяся с частотой смены кадров в NTSC никак не отразилась в звуковой индустрии. Этот стандарт до сих пор можно встретить в большинстве современного программного и аппаратного обеспечения. То есть, важно отметить, что это просто принятый стандарт - в изобретениях новых пока нет необходимости.
Современная синхронизация строится на базе иерархической модели, где одно устройство является ведущим (Master) и задает синхро-сигнал, а остальные - ведомыми (Slave), подчиняются этому сигналу. То есть реальная задача синхронизации - это обеспечение общего таймера для совокупности студийных устройств. Ведущий с ведомым обчно коммутриется по стандартным протоколам Word Clock, MTC, Super Clock и Sony 9-pin.
Еще следует отметить стандарт MIDI Clock, с помощью которого внешним секвенсорам и ритм-машинам сообщается темп по типу метронома.