История вопроса
В последнее время рынок информационных технологий довольно сильно преобразился, при чем не в угоду конечному пользователю, как этого бы хотелось, а под хрестоматийные правила маркетинга. Если какой-либо сектор рынка высоких технологий заметно отстает по темпам модернизации от процессорного рынка или рынка графических акселераторов, спрос на нем пытаются создать искусственно. Взять хотя бы доходы компаний занимающихся продажами периферийных устройств, скажем клавиатур или несложных акустических систем. Конечно, их прибыли несоизмерима с гегемонами мира ИТ вроде Intel или MS, однако и отделы R&D этих компаний не получают финансирование измеряемое в миллиардах долларов. Именно поэтому внедрение и разработка высокотехнологичных инноваций в указанных секторах рынка информационных технологий (например, беспроводные клавиатуры и плоские динамики колонок) всегда так широко поддерживается индустрией компьютерной периферии и поднимает заветные уровни продаж соответствующих компаний.Как уже говорилось выше, компании занимающиеся выпуском несложной периферии (зачастую это корейские, тайваньские и китайские компании) не могут позволить себе содержать собственные научные центры для разработки и исследования новых технологий. Да и по сути большого смысла в содержании подобных учреждений нет, если только компания не создает, скажем, дорогие акустические системы уровня Hi-Fi или Hi-End, ведь прибыли от продаж динамиков упакованных в пластик, пусть даже очень искусно, не могут быть баснословно высокими - это вам не шестисотдолларовый процессор с себестоимостью $30. Именно по этому, поисками ноу-хау в области звуковых систем занимаются либо самостоятельные (не связанные с производством) исследовательские лаборатории, либо научные центры учебных учреждений, либо же спонсируемые правительством агентства оборонного направления, как говориться, "в свободное от рабочего дня время", параллельно с основным родом деятельности.
Одним из представителей последнего класса разработчиков явилось британское оборонное агентство DERA (Defense Evaluation and Research Agency), которое, не желая того, положило начало разработкам плоских акустических динамиков. На самом деле сегодня, по прошествии более десятка лет, сложно определить родоначальника идеи "плоского звука", ведь разработки в этой области велись и в Советском Союзе. Однако вернемся к DERA, точнее к его конкретному сотруднику - Кену Херону (Ken Heron), который занимался проблемой снижения шума в военных вертолетах. По его словам, металлическая пластина, образующая потолок кабины военного вертолета создавала дополнительный шум, при чем, казалось, скорее, усиливала имеющийся, нежели создавала его. Хотя бюрократические работники британского оборонного агентства не воспользовались идеей замены панели на пластиковый аналог, у Кена Херона появилась идея, которой позже было суждено воплотиться в оригинальной звуковой системе.
Таким образом, в 1991 году группа Херона под эгидой DERA проведя ряд дополнительных исследований, запатентовала новую технологию. Однако инертность компаний занятых на поприще звуковых систем дала знать о себе, и потому только во второй половине 90х годов нашлась компания, решившая сделать коммерческие вложения в дальнейшее развитие этой, безусловно, перспективной технологии. Этой фирмой явилась Verity, занимающаяся проектированием и продажей высококлассной акустической аппаратуры, которая в последствии была переименована в NXT.
Специалисты из NXT, совместно с группой Херона за короткое время прошли длинный путь, ведь до прихода команды NXT новые динамики могли воспроизводить лишь речевой диапазон. Таким образом, NXT приблизила время коммерческого использования технологии плоских динамиков. Немногим позже, фирма продает все производственные мощности, чтобы всецело сосредоточиться на новых разработках.
Итак, на сегодня у компании NXT есть две технологии, основанные на принципе плоских динамиков - собственно плоские динамики SurfaceSound и технология прозрачных динамиков - SoundVu. Первая лицензирована многими фирмами, среди которых и такие гиганты индустрии, как, Sony, Panasonic, Toshiba. Compaq, IBM, JVC и т.д. не говоря уже о сотне другой которые покупают готовые ОЕМ панели для создания не дорогих звуковых систем.
Громкость и глубина нижнего диапазона звучания возрастают с увеличением размеров дисплея. Стереоэффект достигается благодаря добавлению еще одного излучателя. Это позволит в дальнейшем отказаться от встроенных в монитор колонок, что уменьшит габариты дисплея, а также освободит место на столе за счет отказа от аудиосистемы. Но наибольшую выгоду данная технология принесет владельцам ноутбуков, которые до последнего времени не могли похвастаться качеством воспроизведения звука. Компания отмечает, что пока еще трудно сказать, насколько увеличится стоимость ПК, оборудованных системой SoundVu, так как окончательная доработка технологии потребует еще некоторого времени, а появления реальных продуктов на ее основе следует ожидать примерно года через полтора. Теперь поговорим собственно про технологию плоских (SurfaceSound) и прозрачных (SoundVu) динамиков.
SurfaceSound
В чем же принцип работы плоского динамика? На поверхности плоского излучателя формируется довольно сложная колебательная картина (рис.1), создающая звучание, а в традиционных динамиках частоты звука заданного спектра генерируются колебаниями одной и той же мембраны.
Рис.1
Возникает абсолютно логичный вопрос: а зачем такие сложности нужны вообще? Ведь новая технология, для успешного использования в создании оборудования должна четко выделять преимущества перед предшественницей по нескольким вопросам. Довольно привлекательный дизайн при всем желании, не сможет окупить затраты, если этот параметр единственный. Разумеется, первостепенная и главная задача, преследуемая разработчиками в создании новой технологии для динамиков, будет качество звука. Пьезоэлектрические, электромагнитные, электростатические и прочие традиционные акустические системы по качеству звучания не уступают плоским динамикам. Комплект акустического оборудования на базе SurfaceSound, производители дополняют сабвуферами из-за того, что плоские динамики воспроизводят лишь верхний диапазон частот.
Рис.2. Звуковое поле стандартного динамика
Обратим внимание на двустороннюю диаграмму направленности (рис.2) плоских динамиков. В традиционных акустическом оборудовании она имеет иной вид, а именно в отличии от данной, достаточно узкая и далеко не сферическая, что приводит к ограничению области восприятия стереоэффекта. Так что в этом вопросе плоские динамики очевидно выигрывают. А также отражение звуковых волн от стен помещения достаточно неплохое. Итак, привлекательный дизайн, объемное звучание конечно, нельзя поставить против некачественного звука, но поживем - увидим.
SoundVu
SoundVu - это технология, которая, как предполагается, позволит преобразовать стекло компьютерных мониторов и пластик ЖК-дисплеев мобильных и настольных компьютеров в громкоговоритель. По сути, SoundVU является развитием SurfaceSound, с той лишь разницей, что первая позволит заставить звучать гибкие, прозрачные, почти бесцветные пластины. SoundVu решает задачу преобразования прозрачной поверхности (такой, как компьютерный монитор) в громкоговоритель. На практике это очень удобно, ведь для большинства владельцев мобильных телефонов, отверстие под динамик и наиболее загрязненное место телефона давно стали синонимами. Использование новой технологии решит "гигиенические" проблемы использования мобилок. Кроме того, использование SoundVU позволит уменьшить корпуса сотовых аппаратов еще больше, а значит, увеличит привлекательность последних. SoundVu, по словам Джона Визора, директора NXT, превращает компьютерный или телевизионный экран в громкоговоритель с полным динамическим и частотным диапазоном. Чем больше размер экрана, тем громче звук и "глубже" басы. Чтобы создать стереозвук, достаточно встроить в экран два преобразователя.Плоские "сенсорные" динамики для мобильных телефонов производства Matsushita Electronic
Matsushita Electric представила новые узкие динамики - Sound Slim, где используется магнитный поток, созданный в горизонтальном направлении двумя отталкивающимися магнитами. Кроме того, компания на этом не остановилась и теперь представила новые плоды своих исследователей с применением так называемой технологии Sound Window: это Acoustic Panel - плоский динамик-накладка, и Acoustic Touch Panel (A-TTP) - динамик, интегрированный в сенсорную панель.Суть технологии заключается в том, что для изготовлении динамиков по технологии Aero Drive используется тонкая пленка, не требующая для создания вибраций звукового диапазона твердой основы. Более того, как утверждают в Matsushita, внешнее давление на некоторую часть такой панели приведет лишь к потере уровня громкости, поскольку остальные области эластичной пленки продолжат вибрировать.
Всем известно, что отверстия в нынешних сотовых телефонах и PDA, через которые "проистекает" звук, являются местами максимального скопления грязи и влаги. Идея совместить динамики с защитными панелями LCD экранов - достаточно перспективна, поскольку поможет избавиться от излишних отверстий в карманном ПК/мобильнике полностью. Matsushita Electric намерена начать поставки образцов таких динамиков в августе, массовое производство акустических панелей стартует в марте 2003.