⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Евро-роботы-2006. Часть 2
Сегодня мы продолжим обзор продукции европейских компаний, принявших участие в германских соревнованиях наземных роботов ELROB 2006, прошедших в середине мая. Не будем тратиться на вступление и сразу перейдем к конкретике. Macroswiss (Швейцария)Швейцарская компания Macroswiss специализируется на выпуске многих видов робототехники, в том числе и военной. Среди ее интересных проектов в первую очередь стоит выделить работы с экипировкой военных. Например, электронная система прицеливания Guncam. К оружию (пистолет, автомат) прикрепляется лазерный наводчик и CMOS-камера, изображение с которой подается на пару ЖК-дисплеев, либо на устройство Macroswiss ECC Receiver. Причем одновременно могут использоваться две системы — проводная (изображение подается на специальный экран) и беспроводная (изображение подается на очки). В принципе, о подобных разработках мы уже не раз писали, в том числе и о системе MARS, где солдатам дается еще изображение и карты местности. В общем, все очень близко к игре DOOM или Quake, и тут мы можем опять вернуться к вопросу, почему бы солдата просто не заменить роботом. Ответ — человеческий фактор. Для робота противник — любой движущийся объект, ведь оно так на самом деле. А если этот объект — ребенок? То есть, без людей не обойтись. Второе интересное изобретение Macroswiss — это роботизированная танковая платформа Tankbot (речь идет о небольших роботах). По существу, это гусеница, собирающаяся из двухколесных модулей путем присоединения их друг к другу. На демонстрационных картинках показаны варианты четырех и шестиколесных решений. Естественно, машины можно собирать и на большем количестве модулей. На базе Tankbot построена четырехколесная модель Tankbot II и ключевой ее особенностью является то, что на колеса одеты гусеницы. В стенах Macroswiss разработано еще несколько ключевых платформ подобного типа, а на ELROB они представили новинку Spyrobot MK II. IdMind - ISR/IST (Португалия)Команда португальских разработчиков представила небольшой робот RAPOSA. Само название является аббревиатурой от “Robot semi-Autonomo Para Operacoes de Salvamento”, что в переводе значит «Полуавтономный робот для спасательных операций». Этот достаточно миниатюрный механизм передвигается на гусеничном ходу и состоит из двух ключевых частей именуемых «основным блоком» (main body) и «фронтальной рукой» (front arm). В основном блоке расположены сенсоры, компьютер, батареи питания, электромоторы, сзади находится одна видеокамера. Фронтальная же часть может менять угол наклона, что позволяет передвигаться по неровным поверхностям, на ее торце расположены две видеокамеры и одна, работающая в тепловом диапазоне для поиска живых людей. Компьютер базируется на CPU Pentium III 700 МГц, а вместо жесткого диска используется карта CompactFlash. Само устройство может управляться как по проводной, так и беспроводной связи. При этом в нем дополнительно имеется датчик обнаружения газов Figaro, способный распознать наличие метана, бутана и т.п. Moonbuggy (Великобритания)В данном случае мы говорим о целом локальном проекте, под который специально была создана одноименная фирма. Неизменными являются только шесть колес и ярко желтый цвет, все остальное — под заказчика. Moonbuggy может быть обычным багги, который управляется водителем, и в этой версии он стоит 12 000 английских фунтов, а при желании из него можно сделать автономного робота, работающего на различных видах топлива (дизель, бензин, электричество). Соответственно можно устанавливать любые приводы, датчики и тому подобное. В общем, абсолютно все по желанию заказчика. Правда цена возрастает очень сильно, например автономная бензиновая модель стоит уже 35 000, дизельная — 65 000, а электрическая — 85 000 английских фунтов. При этом, существует и мини-модель на аккумуляторах за 19 000. Ну и как вам цены? Если интересно, посетите сайт www.moonbuggy.com, где есть подробные описания. Remotec (Великобритания)Не знаю как вас, а меня в детстве сверстники пугали «черной рукой», которая прокрадывается в темноте и ворует ночью спящих детей. Я, конечно, не знал тогда о фирме Remotec, но саму «черную руку» примерно так себе и представлял. Данная компания весьма известна в своей узкой нише — она выпускает телеуправляемых автономных роботов, предназначенных для поиска взрывчатых веществ и тому подобного. Remotec Wheelbarrow Revolution является последней на данный момент из серии Wheelbarrow (в дословном переводе это слово означает «тачка»). Башня, на которой расположена механическая «рука», может вращаться на 360 градусов, причем сама рука может удлиняться до 6,4 м. Уникальная гусеничная система движения позволяет крутиться на месте, ехать под наклоном в 45 градусов, не замечать выбоины длиной до 65 см и препятствия высотой до 20 см. Связь с данным роботом может производиться по трем типам соединений: радио (дальность — 1 км), оптоволокно (дальность — от 200 до 500 м), обычный кабель (до 150 м). На командный центр поступает информация с четырех видеокамер, а управлять можно абсолютно всем. На ELROB 2006 представители фирмы Remotec привезли еще одну свою разработку, причем абсолютно новую. Речь идет о Cobra. Это усовершенствованная модель, в которой используется уже 7 видеокамер, у «руки» большее количество степеней свободы, а сам робот передвигается на шести колесах. Robowatch OFRO (Германия)Думается, что нашим читателям не нужно представлять немецкую фирму Robowatch Technologies. Мы о ней писали уже много раз — роботы-охранники MOSRO 1 и MOSRO Mini. Напомню, о чем там была речь. Представьте себе автономного робота напичканного всевозможными сенсорами. Он может патрулировать площадь на определенном периметре и в случае экстренной ситуации посылать специальный сигнал на командный центр — главный компьютер. Увидев движущийся объект (человека), MOSRO подъезжает к нему и обращаясь по громкой голосовой связи предлагает идентифицироваться. Для этого, человек должен положить на специальный модуль робота палец для идентификации отпечатка. Если все прошло успешно, то робот не предпринимает никаких действий, если нет — поднимает тревогу. Помимо этого стоят датчики дыма и тому подобное. Ну и плюс постоянная передача изображения с видеокамер и параметров всех датчиков на командный компьютер — это стандарт. MOSRO Mini — компактное решение, а MOSRO 1 предназначены для патрулирования больших площадей. Но в момент написания тех материалов мы могли лишь ссылаться на возможность применения подобной техники на отрытых площадях с реальным природным ландшафтом, и говорить о том, что в Robowatch Technologies готовится специальная модель OFRO. Причем это первый робот-охранник для природного ландшафта. Данная модель уже создана, и на ELROB производители представили ее новую модификацию OFRO+detect. Добавление «+detect» говорит о наличии датчиков, обнаруживающих радиационную, биологическую и химическую опасности. При этом, сама OFRO сделана на гусеничном ходу, поэтому вполне применима в рамках неровного природного ландшафта. Но это не все… На сайте Robowatch Technologies можно увидеть анонс новой принципиальной вездеходной модели ASENDRO, но данная разработка им не принадлежит... Хотя в PDF-презентации стоят два логотипа, один из которых Robowatch Technologies. Возможно, это что-то совместное. ASENDRO (Германия)Данная команда разработала и представила на ELROB на самом деле уникальную вещь, которая может составить достойную конкуренцию Talon и иже с ними. Дело в том, что ASENDRO от Diehl BGT Defence GmbH & Co передвигается на гусеничном ходу, но с каждой стороны используется по три гусеничных привода, два из которых могут менять угол наклона. То есть, данный робот может без труда подниматься по лестницам, преодолевать препятствия. Спектр его применения широк: ASENDRO можно использовать для военных операций — разведки, исследования местности, обнаружения взрывчатых веществ (ASENDRO EOD); полицейских операций (ASENDRO SCOUT) и охраны местности и помещений (ASENDRO SCOUT + A/B/C, с датчиками обнаружения радиационной, биологической и химической опасностей). Из документации известны некоторые параметры: корпус — алюминий, высота 20 см без спецустройств, ширина 40 см, длина в свернутом виде — 60 см, а в развернутом — 92 см, максимальная скорость — 15 км/ч, вес — 38 кг, максимальный угол наклона поверхностей на которых возможно передвижение — 43 градуса, максимальное расстояние передачи радиосигнала — 2 км. Kurt3D (Германия)Разработка системы для робота Kurt3D началась в институте автономных интеллектуальных систем Фраунгофера (Fraunhofer Gesellschaft - Institut fur Autonome intelligente Systeme) и продолжилась в университете Оснабрюка (University of Osnabruck), именно от него и была представлена команда. Вернее, в институте Фраунгофера еще в 1995 году был разработан предшественник Kurt 2 и само название является аббревиатурой от Kanal-Untersuchungs-Roboter-Testplattform (Канал-Исследования-Робот-Тестплатформа). А Kurt3D — это весомое его продолжение. Данный робот участвовал в состязаниях в рамках городской местности. На самом деле полигон на ELROB 2006 представлял из себя муляж, на котором тренируются обычные военные, но в момент проведения соревнований «мертвый город» был населен роботами. Kurt3D достаточно миниатюрен и имеет размеры 55 см (высота с антенной) х 42 см (ширина) х 47 см (длина). Вес со всей «амуницией» составляет 25 кг, возможная дополнительная нагрузка — 5 кг. С точки зрения электроники на борту робота имеется один компьютер (судя по всему ноутбук) с частотой процессора 1,4 ГГц, и установленной ОС Linux (SuSE 9.3). В нем также имеется встроенный Wi-Fi-интерфейс для связи со станцией управления. На крыше устройства установлен лазерный сканер и две видеокамеры, также есть гироскоп, одометр и система GPS. Оператор от ELROB дал задание для Kurt3D — составить трехмерную карту местности. И робот это сделал весьма успешно. Причем, как видите, он обходится только одним лазерным сканером для составления карты в объеме. Ну, а что мы получаем в итоге? В принципе, совокупность точек, соответствующих расположению определенных объектов с подробным указанием расстояний. Следовательно, чтобы сделать подробный план здания (вид сверху), роботу, вернее его алгоритмам, достаточно перевернуть картинку. То есть, получается, что робот въезжает в здание и составляет его подробный трехмерный план, который можно рассматривать с разных проекций. Rheinmetall Defence Electronics and Roboterwerk Hubrich (Германия)Наверное, многие не очень поверили, когда я говорил о том, что на полях сражений будущего (если таковые окажутся) будет присутствовать только роботизированная управляемая техника. Компания Rheinmetall Defence ведет свою историю с 1889 года, и ее основателем был инженер Генрих Ерхгардт (Heinrich Ehrhardt). Причем тогда эта компания называлась Rheinische Metallwaaren- und Maschinenfabrik Aktiengesellschaft, то есть в самом названии подчеркивалось производство металлических машин. А теперь, если посмотреть на современное название компании можно увидеть другие приоритеты — электронику и роботостроение. Rheinmetall Defence на данный момент занимается производством множества видов военной техники, как легкой, так и тяжелой. Объемы продаж в 2004 году составляли 1.384 миллионов евро, а в 2005 — 1.402 миллионов. То есть, как вы понимаете, счет идет на миллиарды. Что касается непосредственно военных действий, то RLS роботизировала легкую гусеничную бронемашину Wiesel 2, теперь она также радиоуправляема. Отдельно стоит отметить восьмиколесную TROBOT (Tactical Robot), построенную на базе дизельного автомобиля Centaur. В данном случае «напичкиванием» электроникой занималась компания Robowatch Technologies. Причем тут мы говорим об очень навороченном варианте — Trimble AGPS 114 DGPS связанная с системой гироскоп/акселерометр, лазерный сканер LMS 200, радар EGAPULS 68 K-band, четыре отдельных лазерных сенсора IFM O1DLF2KG PMD, четыре ультразвуковых датчика дистанции PIL P43-O4V-2D-1C0-80E, видеокамера и система инфракрасного видения BFI LWIR. В принципе, это в стиле Robowatch. Сама разработка стартовала в августе 2005 года и продолжается до сих пор. Что касается телероботов, предназначенных для обнаружения взрывчатых веществ, то со стороны команд от Rheinmetall Defence представлены две схожие модели — teleMAX (команда RLS) и telerob (команда telerob). Причем они схожи как конструктивно, так и по способу реализации передвижения — четыре трехколесных гусеничных привода. В завершениеЧто касается наземных машин, то основной спрос сейчас существует на роботов-обнаружителей взрывчатки, которые также можно использовать для спасательных операций. Достаточно быстрыми темпами развиваются технологии по составлению трехмерных карт местности, хотя по пустыне роботы уже могут самостоятельно передвигаться, остается только создать системы для самостоятельного передвижения в рамках города. Другой вопрос, а зачем? Конечно, с одной стороны мы можем прочитать множество материалов о прекрасном будущем с робо-такси, а с другой… разве остановишь военных? Как говорил Эйнштейн: «Я не знаю, каким оружием люди будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой — палками и камнями». А я вам могу в свою очередь сказать — если вы на поле военных действий увидели невооруженным взглядом робота, то это значит, что он разведывательный или спасательный. Потому как если бы это был автономный робо-солдат, БМП или что-то подобное, то он заметил бы вас раньше. Вместо P.S. А что сейчас интересного в США?Большой брат следит за вами. Ранее для наблюдения с воздуха требовались такие достаточно дорогие средства как вертолеты и даже возможно спутники. Но все оказалось намного проще. В начале июня в рамках тестового испытания в небо над одним из крупнейших американских гарнизонов, расположенных в Калифорнии, а именно, Fort Hunter Liggett Army Garrison, взмыло 70 небольших беспилотных самолетов (Unmanned Aerial Vehicles — UAVs). Все они имеют название Vector P (www.vectorp.com) и являются самыми дешевыми реализациями подобных машин, но при этом выполняют все ключевые функции от своих старших собратьев. Таким образом, 70 самолетов Vector P взяли под полный контроль площадь в 165 тыс. акров (66 тыс. га). Каждая машина весит всего около 11 кг, имеет размах крыльев 2,5 м и длину корпуса 2,2 м. Помимо это она может переносить компактные грузы весом до 9 кг и при этом находиться в непрерывном полете до 6 часов. По существу это ближе к нашему представлению авиамодельного спорта, но посмотрите, сколько пользы оно может принести: патрулирование границы, мониторинг движения на трассах, инспекция энергетических/железнодорожных путей, фотографирование с воздуха и составление подробной карты и так далее. Причем такие технологии доступны и нам. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|