Аналитика

Этимология мировых IT-брендов, часть I

Как-то раз, заинтересовавшись и вдохновившись занимательными историями о происхождении названий различных японских компаний, мне захотелось поделиться этими любопытными изысками с нашими читателями. Выяснилось, что я, как минимум, не одинок в своём любопытстве, по крайней мере, после публикации материала писем с пожеланиями вроде "давай ещё!" было превеликое множество. С удовольствием! Появилась и вторая часть о японских брендах, и отличное исследование от нашего шефа о возникновении названий известнейших китайских брендов: Можно, конечно, поскромничать, но материалы действительно пришлись по вкусу читателям – напрямую об этом свидетельствует факт значительного потока редакционной почты на эту тему с правками, оценками и пожеланиями, а косвенно – тот факт, что в настоящее время тексты "растащены" множеством других сайтов, кусками и целиком, с указанием авторства и без. Словом, идея оказалась востребованной и в любом раскладе требовала продолжения, благо, на эту тему можно рассказать много интересного. Представьте, однако, моё изумление, когда сразу по нескольким ссылкам, выданным поисковыми системами на обсуждение этих публикаций (зачастую анонимных перепечаток), мне удалось обнаружить ряд достаточно злобных обсуждений/осуждений - и текстов, и личных и моральных качеств самих авторов. Главным образом, в ключе "да как они посмели обсуждать иероглифы, не зная языка!", хотя в это же время мы действительно с благодарностью вносили поправки, которые принесла почта от читателей с более дружественными настроениями. Всё это к чему. Сегодня я приступаю к написанию очередной байки на тему этимологии известных мировых IT-брендов с совершенно чистой совестью и лёгким сердцем. Потому что всё это, господа, не более чем урбанистические легенды! Как однажды метко выразился Р. Хайнлайн в своей знаменитой книге "Достаточно времени для любви, или жизни Лазаруса Лонга", История имеет такое же отношение к истине, что и теология к вере, а именно – никакого. Иными словами, давайте уж наконец-то есть пчёл, а я в свою очередь, обещаю к дисклаймерам больше не возвращаться.
Специалист по патентному праву, покопавшись в архивах, наверняка сообщит множество интересных и поучительных случаев с названиями современных компаний, появшихся чуть ли не в XV-XIV веках, а то и ранее. Однако всевозможные белочки на клинках, запатентованные ещё в 1610 году, интересуют нас сегодня гораздо меньше, чем истории, непосредственно связанные с появлением названий современных IT-брендов. А они, похоже, начали появляться в массовых количествах аккурат в XIX веке и, в полной аналогии с многими японскими компаниями, получали свои названия преимущественно по фамилиям их отцов-созидателей. Siemens AG Представьте себе, сегодняшний многопрофильный международный холдинг Siemens AG, занимающийся десятками направлений – от бытовой электроники до телекоммуникаций, получил своё название 12 октября далёкого 1847 года. Именно тогда Вернер фон Сименс (Werner von Siemens), прославившийся к тому времени изобретением телеграфа, решил коммерциализировать своё изобретение – конечно же, под собственной фамилией. Ради справедливости надо упомянуть, что телеграф Сименса не использовал уже изобретённого к тому моменту в Америке кода Морзе (это отдельная история), а обладал собственным хитроумным индикатором, указывающим иголкой на нужную букву. Так или иначе, но уже в следующем, 1848 году, компания Siemens завершила свой первый исторический грандиозный проект, связав телеграфной линией протяжённостью порядка 500 км Берлин и Франкфурт-на-Майне – абсолютный рекорд по тем временам. А дальше – пошло-поехало: в 1850 - открытие представительства в Лондоне, в том же году – строительство телеграфных сетей в России с открытием в 1855 году официального представительства в Санкт-Петербурге… Компания быстро подхватывала новые веяния и с ходу начала производство электропоездов, электрических лампочек (ещё один, дочерний уже от Siemens & Halske, бренд Osram был основан значительно позже, в 1919). С начала 20-х и 30-х годов Siemens активно производит радиоприёмники, чуть позже – телевизоры и электронные микроскопы. История IT-успехов Siemens & Halske начинается в 1950-е годы, хотя, в это время стартует не только выпуск компьютеров, но также других полупроводников, медицинской и всяческой бытовой техники, вроде кардиостимуляторов и прачечных-автоматов. В 1966 году компания становится известна под современным брендом - Siemens AG, в 1990 появляется марка Siemens Nixdorf. Славная история, которой прапрадедушка компании Вернер фон Сименс может по праву гордиться. В принципе, неплохой подход – застолбить под название собственного бренда собственную же фамилию, однако не очень весело придётся однофамильцам. Представляете горе какого-нибудь Пупкина, задумавшего вложить все средства в построение флота, однажды вышедшего на берег Волги и с отчаяньем увидевшего уже бороздящие речные волны колёсные пароходы под чужим брендом "Пупкинъ и сыновья"? Хоть топись, честное слово. Или уходи в другую отрасль. Или бери себе другое название. Corel Однако выход есть, и примером тому – опыт Майкла Коупленда (Michael Cowpland). Как, вы не знаете такой IT-компании? Отчего же, знаете, только звучит её название чуть по другому, а именно - COwpland REsearch Laboratory, что при сокращении даёт аббревиатуру Corel. Именно под этим названием предприимчивый канадец создал в 1985 всемирно нынче известную компанию со штаб-квартирой в Оттаве, провинция Онтарио. Именно под этой маркой, рождённый на волне IT-бума девяностых годов прошлого века, явился миру проект CorelDraw, которым поныне пользуются тысячи тысяч благодарных пользователей, в том числе, автор этих строк. Впрочем, огромное человеческое спасибо за счастливое детство за приятные противу конкурентов цены (главным образом, против аналогичных продуктов Adobe), мы должны сказать уже не Майклу Коупленду. Дело в том, что история Corel изобилует достаточно драматичными эпизодами – от взлётов после поглощения компании WordPerfect и попыток конкуренции с самой Microsoft, до массовых увольнений и расследований в правительстве Онтарио по поводу инсайдерских операций с ценными бумагами. Увы, WordPerfect так и не стал для Corel воплощением мечты Коупленда о противостоянии вроде "Pepsi против Coke" с компанией Microsoft. Как и многие блестящие практики, Майкл оказался не самым удачливым маркетологом, и будь WordPerfect даже трижды лучше конкурирующего Microsoft Word, законы бизнеса и софтверной индустрии, в частности, намертво привязывающие пользователя к однажды выбранной платформе, оказались сильнее. А ведь с другой стороны давил колосс Adobe Systems, всегда остававшийся лидером в индустрии графики и полиграфии. Увы, в конце концов у Corel, анонсировавшей проект за проектом (Corel Video, Barista, Corel Computer, Corel Linux и другие), многое пошло прахом. Впрочем, страшная сказка про Corel имеет [пока что] неплохой конец. В 2000 году Коупленд покинул Corel, новый совет директоров быстренько продал непрофильные активы и сосредоточился на ключевом бизнесе. В августе 2003 года компания Corel была приобретена Vector Capital, и её тиккер навеки исчез из списков биржи NASDAQ. Теперь Corel – частная компания, которая, тем не менее, сохранила свой бренд, и в нём – закодированные инициалы её создателя. Если бы выдуманный мной выше несостоявшийся пароходовладелец Пупкин не пошёл с горя в кабак и потом топиться, а вместо этого вспомнил о друзьях, будущее его компании могло сложиться более интересно. Поучительный пример тому – история (или уже легенда?) возникновения названия компании Hewlett-Packard. Hewlett-Packard В 1939 году два молодых выпускника Стэндфордского университета Билл Хьюлетт (Bill Hewlett) и Дэйв Пакард (Dave Packard), основали в Пало-Альто, Калифорния, компанию, которая в название получила обе фамилии основателей и приступила к выпуску тестового и измерительного оборудования. Хорошо иметь верного друга – и мозговой штурм можно устроить, и идеей поделиться, и порадоваться вместе финансовым успехам. Успех к компании Hewlett-Packard пришёл быстро – самый первый продукт под маркой HP, прецизионный генератор Model 200A, продавался по цене всего $54,40 против менее стабильных моделей конкурентов по цене $200. Кстати, одним из первых покупателей HP стала студия Disney, прикупившая восемь генераторов Model 200B для настройки звуковых систем в фильме Fantasia… В 1968 году компанией HP был выпущен калькулятор, который пресса быстро окрестила "первым персональным компьютером". Но в самой HP его предпочитали называть калькулятором – по словам Билла Хьюлетта, чтобы не отпугнуть потенциальных покупателей, для которых компьютер должен был выглядеть как творение IBM. Позже появился первый в мире электронный научный калькулятор (1972), за ним - первый в мире программируемый калькулятор (1974). За ними пришла волна лазерных и струйных настольных принтеров, сканеров, МФУ, компьютеров, серверов и КПК, а в 2002 году, после приобретения Compaq Computer, компания становится крупнейшим мировым производителей настольных ПК и ноутбуков. Нынче Hewlett-Packard - по-прежнему одна из крупнейших в IT-отраслей по разработке, производству и маркетингу аппаратного и программного обеспечения всех уровней сложности. Правда, давешнее развёрнутое название бренда - Hewlett-Packard, уже не используется. Более того, сокращение HP также нынче не в ходу – маркетологам компании по каким-то причинам показалось более выразительным написание hp. Что ж, не возьмусь судить, выиграла ли от этого узнаваемость бренда. Но мы то с вами всегда будем помнить, что скрывается за двумя этими буквами… А теперь расскажу вам обратный случай – когда учредители хотели назвать компанию своими фамилиями, но из-за досадного обстоятельства с уже имевшейся в наличии такой торговой маркой, передумали, а в результате получилось ещё лучше. Не буду вас томить – речь о компании Intel Corporation, и история возникновения этого бренда ещё более захватывающа. Intel Рассказ о том, что компания, созданная в 1968 году Гордоном Муром (Gordon E. Moore) и Робертом Нойсом (Robert Noyce), с присоединившимся к ним Энди Грувом (Andrew Grove), первоначально занималась памятью и лишь позже переключилась на микропроцессоры, пожалуй, уже давно стал хрестоматийным. Однако не все помнят тот факт (легенду?) о том, что первоначально Мур и Нойс намеревались назвать свою компанию без всяких хитрых выдумок - Moore Noyce. Не знаю, как бы сложилась судьба компании с таким названием, но по несчастью (а скорее, к счастью) эта торговая марка оказалась занятой владельцами сети гостиниц. Ничего не могу сказать о гостиницах Moore Noyce, не интересовался, а вот знаменитое Intel, составленное из слов INTegrated Electronics, нынче известно во всём мире даже детям. Нет никакого смысла пытаться в рамках этого краткого эссе передать даже ключевые вехи развития компании Intel. В каждом журнале и на каждом сайте, посвящённом электронике и компьютерам, в большинстве публикаций вы встретите название этой торговой марки. Что уж там говорить, когда совсем недавно выражение "Intel Pentium" фактически было именем нарицательным для настольных компьютеров – как в своё время IBM для ПК. Кстати, в последнее время название "Intel" рекомендуется произносить не так, как привыкли многие из нас - с ударением на первом слоге, а по-новому, с ударением на втором. Тоже, знаете ли, идеи современных маркетологов, да… Вы даже не представляете, сколько у меня в запасе подобных историй. Однако на сегодня буду закругляться – пишите, присылайте пожелания, если будет ясно, что вам понравилось - продолжение будет обязательно. Однако в заключение не удержусь от забавной, курьёзной и одновременно поучительной истории о возникновении ещё одного всемирно известного мирового бренда. Novell Знаете ли вы, откуда взялось-пошло название компании Novell - одной из наиболее известных и успешных Hi-Tech компаний Америки, специализирующейся на сетевых и Интернет-приложениях? Известным фактом является то, что созданная в 1983 году в Прово, Юта, компания Novell Data Systems Inc., первоначально занималась аппаратными решениями CP/M и в январе 1983 года была переименована в Novell Inc. Однако такого слова - Novell, в английском языке не существует. Логично было бы предположить, что слово искусственное, однако легенда гласит, что оно возникло по… ошибке. Рассказывают, что соучредитель Novell Data Systems Джордж Канова (George Canova) по подсказке своей жены предложил дать новоиспечённой компании имя Novell - вроде как "новая" на французский манер. В кои веки типичный случай "хромающего иностранного языка" сослужил добрую службу, и вместо многочисленных Nouvelle на горизонте IT-индустрии зажглась уникальная звезда Novell, не меркнущая по сию пору.
Пожалуй, на сегодня всё. Пишите, предлагайте, каким компаниям в следующий раз будем "мыть косточки". До встречи!
Ссылки по теме:

- Обсудить материал в конференции

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥