Положение на рынке
Не приходится сомневаться в лидирующем положении Nokia на мировом рынке. Даже более того, компания лидирует с большим преимуществом по отношению к конкурентам. Но не все так гладко на российском рынке. Традиционно, многие компании не раскрывают итогов продаж, а данные от различных аналитических агентств и крупнейших дистрибьюторов разнятся. Но из всей массы слухов и обрывочных данных становится очевидно, что в розничных продажах Samsung вплотную приблизилась к Nokia или даже обогнала ее. Немаловажным аспектом в этом вопросе является не только количество проданных трубок, но и цена таковых. В этом году бюджетные модели «единички» от Nokia расходились, как горячие пирожки, а вот у Samsung продавались более дорогие решения. Разумеется, пока в наших руках не будет точных цифр (а они появятся, как только кто-то из производителей решит в годовом отчете обнародовать данные от одного из аналитических агентств), все вышесказанное можно считать условно достоверным. Но если пока не оглядываться на российский рынок, где еще много вопросов, то данными по мировому положению сама Nokia делится более охотно.
В этом году в мире произошло примечательное событие – менее чем за год был продан один миллиард телефонов, а количество абонентов сотовой связи перевалило за три миллиарда! При этом рыночная доля компании в этом году приблизилась к 40%.
В денежном выражении Nokia достается более трети, причем в этом году отмечен скачкообразный рост, который обеспечили дорогие модели серии N. Вот так выглядит Nokia в сравнении с конкурентами:
Так и хочется сказать, что у Nokia конкурентов в мире вроде как и не осталось. Однако положение лидера всегда самое тяжелое – по законам маркетинга, с него легче всего сорваться. Многолетнее лидерство – верный признак правильно выбранной политики и курса. Да и покупатели довольны, о чем свидетельствует рейтинг удержания клиентов.
На слайде показан процент покупателей (за последние 12 месяцев), выбравших при покупке нового телефона тот же бренд. Понятно, что Nokia тут берет равнение на Toyota. Вот еще один слайд, где показано количество покупателей, для которых кроме текущего бренда более никого не существует:
Положение прямо-таки незыблемое. Конечно, покупатели отдают предпочтение продуктам Nokia благодаря большому количеству моделей, популярности платформы и интересным новинкам, коими сейчас являются телефоны серии XpressMusic.
Вот так эволюционировал дизайн модели
Nokia 5310 XpressMusic. Чуть было не сделали настольный будильник с подставкой…
Увлекаются в Nokia не только дизайном. Начинке перепадает еще больше внимания. В Nokia изучают активность пользователей в отношении тех или иных функций телефона. Вот так выглядит диаграмма недельной частоты использования различных приложений смартфонов:
То, что в N95 пользователи стали чаще использовать карты, о чем так громко заявляет Nokia, – вполне закономерно. N95 обладает встроенным GPS-приемником, а сама идея снабдить мобильное устройство, которое всегда с собой, функцией ориентирования в пространстве, просто лежала на поверхности и дожидалась, когда современные технологии сделают ее доступной для массового потребителя. Похоже, что время пришло. С учетом скорости падения цен на высокотехнологичную технику, массового пришествия можно ожидать уже через год, когда подтянутся конкуренты, и цена упадет примерно вдвое. Но N95 этого триумфа уже не увидит, поскольку компания не допускает такого падения цены на одну модель, вовремя подменяя ее новой. Отсюда срок жизни модели примерно ограничен полутора годами. Да и сливок можно всегда снять больше, о чем свидетельствуют следующие слайды.
Самыми прибыльными для компании являются мультимедийные решения, что вполне понятно и предсказуемо.
Конечно, в компании уделяют огромное внимание разработке новых продуктов, о чем очень много говорилось на форуме. В этом году в Nokia провели более девяти тысяч интервью с различными фокус-группами для выяснения потребностей и определения спроса. На прямой вопрос разработчикам со стороны журналистов, какие нововведения стоит ждать в ближайшее время, последовал очень расплывчатый ответ: «Нововведений много, они не всегда значительны и заметны. Зачастую мы выводим их на рынок по мере готовности, без каких-либо отдельных шумных анонсов. Например, сейчас в материалах корпуса мы используем еще меньше свинца, чем ранее. Но из множества мелких и малозаметных новшеств получаются новые продукты, как из ручейков – реки». На недвусмысленный вопрос, почему Nokia уже пару лет никак не займет нишу сверхтонких телефонов, последовал еще более простой ответ: «В данный момент мы лидеры на рынке, а значит, угадываем потребности покупателей лучше других». Прозвучало много других, аналогичных ответов на актуальные вопросы. Разумеется, для журналистов такие ответы равноценны пустому звуку, но на определенные выводы они все равно наталкивают. От всего этого создается впечатление, как от огромного непотопляемого крейсера, движущегося своим курсом. Собственно, у компании есть повод чувствовать себя уверенно. При растущем рынке смартфонов и коммуникаторов, за которыми так или иначе будущее (в отличие от простых трубок), компания обладает самой популярной платформой с огромным потенциалом. И никакой мобильный Linux или Windows ей пока не страшен.
Пять миллиардов – мир на связи
Дочерняя компания
Nokia Siemens Networks, производитель телекоммуникационного оборудования для операторов фиксированной и мобильной связи, тоже принимала активное участие в форуме. В докладах речь больше шла о будущем индустрии, активном внедрении связи третьего поколения и технологии WiMax. Но нас больше интересует их представление о будущем, поскольку они его строят, а нам в нем жить.
Главная отмеченная тенденция – продолжение роста абонентов сотовой и мобильной связи. Если к 2009 году ожидается четыре миллиарда «подключенных», то к 2015 году прогнозируют цифру в пять миллиардов. Основной трафик в Сети, по мнению Nokia Siemens Networks, будут создавать различные приложения и службы, а объем этого трафика будет постоянно расти, что беспокоит уже не только операторов связи, а правительства многих стран, которые всячески способствуют распространению широкополосного доступа. Сотрудничество с правительствами – тоже немаловажная часть бизнеса компании. В России в этом плане тоже все меняется к лучшему, о чем красноречиво говорят опросы на нашем сайте, сделанные с разницей в один год:
Количество обладателей широкополосного доступа (>1 Мбит/c) увеличилось с 35,7% до 46,5%. Правда, вопросы были заданы по-разному, и корректнее говорить о том, насколько сократилось число тех, чья скорость соединения была менее 100 Кбит/c. Тут более радужная картина – наблюдаем сокращение примерно с 40% до 20 %. Разумеется, мы считаем вас, наших постоянных читателей, наиболее технически продвинутой аудиторией, которая более требовательна к качеству и скорости связи. Отсюда такие оптимистичные цифры.
А от нашего правительства мы знаем пока то, что с этого года все школы страны имеют подключение к Интернету, на что в свое время был выделен немалый бюджет.
Достижения и планы
Вместо заключения попробуем собрать воедино то, с чем пришла Nokia к 2008 году и куда планирует идти дальше. Это нам поможет понять, каких продуктов ждать от компании, и какие события могут произойти на рынке в ближайшее время. На сегодняшний день компании есть чем гордиться. Кроме стабильной и самой популярной платформы, огромной структуры и лидирующего положения на рынке, Nokia входит в список TOP500 Fortune Global, занимая в этом году 119 место. В третьем квартале 2007 года компания имела рыночную долю более 50% в самом быстрорастущем – начальном сегменте. Почти вплотную Nokia подобралась к 50% барьеру и в сегменте многофункциональных устройств (читай – смартфонов, музыкальных телефонов и т.п.). Среди прочих заслуг, выраженных в цифрах: 50% рыночной доли среди всех GSM-аппаратов и примерно 35% - в WCDMA.
Вот такая радужная картина вырисовывается. Для нас, как покупателей продукции, это означает стабильность поддержки аппаратов, развития платформ и сопутствующих сервисов на весьма продолжительный срок, что немаловажно.
Эта тенденция была полностью отражена в выставочном зале форума, где компания развернула обширную выставку технологий, разделенную на несколько секторов.
Один сектор был посвящен новым моделям телефонов. Но так как абсолютная новинка была всего одна, и именно она отсутствовала на стенде, посетителям предлагали познакомиться с множеством других моделей компании.
Nokia N82
Nokia 8800 Sapphire Arte
В других секторах и рассказывалось о различных новых технологиях (с демонстрацией новинок), причем большая часть была рассчитана на разработчиков и партнеров. Исключение составил лишь мультимедийный уголок, где демонстрировалась работа с различным контентом. Тут свое второе рождение переживает N-Gage.
Навигация – одна из ключевых тем; вот и выставили на площадке Mini Cooper, напичканный навигационными устройствами. Предполагается, что в дальнейшем они будут как-то взаимодействовать и с самим автомобилем, отображая сервисную информацию и т.п.
А на закуску оставили демонстрацию технологии Click to find, которую запрятали в дальний угол одного из первых стендов. Эта технология уже успела засветиться, но подробностей о ней до сих пор немного. Суть состоит в том, что в телефон встраивается специальный радиоприемник, который улавливает сигналы от брелоков-передатчиков, определяя направление и расстояние до них.
Click to find в работе
Брелок-передатчик системы Click to find
Передатчики достаточно дальнобойные. Создатели уверяют, что на открытой местности засечь сигнал можно будет на расстоянии до 500 метров. Причем возможна одновременная работа с несколькими передатчиками. Пока трудно сказать, когда технология дойдет до серийного производства, но на выставке она демонстрировалась живьем, а обитатели стенда аккуратно ссылались на 2009 год. Что ж, будем ждать, а пока заглянуть на пару лет вперед в мир мобильных устройств поможет этот финальный слайд:
Если многие думали, что трубки без поддержки Java существуют только в прайс-листах магазинов, да и то по какому-то случайному недоразумению, то прогноз Nokia эту случайность (вполне логичную) исключает, намекая, что такие трубки на сегодняшний день преобладают. Ну, а все остальные тенденции хорошо видны на самом слайде, остается лишь подметить, что не только смартфоны и коммуникаторы в ближайшем будущем обзаведутся модулями GPS. Эта функция будет доступна и на телефонах. Собственно, первые модели уже появились.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.